Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель спирали общественного развития в диалектике



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Модель спирали общественного развития в диалектике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как уже отмечалось выше, из диалектики как учении о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическое обоснование образа спирали развития. Именно в диалектике определился мировоззренческо-методологический статус "спирали".

Марксистская теория развития рождалась в споре с другими точками зрения, одна из которых утверждала, что в Мире есть только то, что есть и ничего нового возникнуть не может, поэтому все изменения происходят циклически и, рано или поздно, возвращаются к исходному пункту. Абстрактной моделью такого представления о процессе развития является движение по замкнутому кольцу (рис.1).

 

 

Для примера брался вечный круговорот воспроизводства пшеницы, в процессе которого из зерна А вырастает растение Б, которое снова даёт зерно А. И так без конца.

Точка зрения, противоположная кольцевой теории, утверждала, что, если не возникает ничего нового, то развития нет вообще, и изображала процесс развития, как постоянное поступательное движение по прямой линии, исключающей повторение пройденных ступеней развития (рис.2). Но в этом случае, если отрицанием левого конца палки (А) будет её правый конец (Б), то отрицанием правого конца (Б) будет уже не его полярная противоположность (А), а что-то третье, обозначенное на прямой линии индексом (В), взявшееся неизвестно каким образом и неизвестно откуда. Поэтому второе отрицание в линейной теории можно назвать “случайным”, поскольку неизвестно какой вид (В) должен принимать развивающийся объект.

 

 

Классики марксизма-ленинизма придерживались диалектического взгляда на процесс развития. Сама по себе диалектика учит, что всё в мире существует в единстве: север не существует без юга, правый конец палки не существует без левого, а значит, и движение назад не существует без движения вперёд.

 

 


Поэтому классики объединили в своей теории развития цикличность и поступательность первых двух моделей развития. Они отметили, что новые зерна А1, которые даёт растение Б, отличаются от исходных зёрен А своими свойствами: лучшей всхожестью, устойчивостью и т.п., поэтому фактического возврата в исходное состояние в природе не существует. Следовательно, третья модель процесса развития будет выглядеть в виде разрезанной окружности, концы которой не совпадают друг с другом и не образуют кольцо, а находятся один над другим, образуя один виток спирали (винтовой линии, показанной на рис.3).

При этом цикличность развития (возврат назад) проявляется в направлении второго отрицания А1 к исходному состоянию объекта А, а поступательность (движение вперёд) в том, что возврат идёт не точно в исходное состояние А, а несколько поднимается над ним по уровню развития. Таким образом, в диалектическом материализме процесс развития представляется в виде движения по спирали, что достигается тем, что второе отрицание не является чисто полярным и возвращает объект не точно назад в исходное состояние, а только лишь “якобы назад”. В этом и заключается сущность первого закона диалектики.

В общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития.

Однако важно иметь в виду следующее. Процесс развития включает в себя множество самых различных отрицаний. "Ни в одной области, — писал Маркс, — не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования" [29]. Но далеко не всякие два отрицания, следующие друг за другом, составляют закон отрицания отрицания. Для проявления этого закона нужно два отрицания, но именно диалектических, т.е. коренных, полных (с непременным восхождением).

Вот как, например, описывает Маркс эволюцию форм собственности: "Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства" [29].

Диалектика отрицания отрицания просматривается также в Марксовом анализе исторических форм господства и подчинения. Вначале это прямая личная зависимость: раба от рабовладельца, крестьянина от помещика. Затем "личная независимость, основанная на вещной зависимости..." [27]. Это уже капитализм, превращающий общественные отношения из связи между людьми в связь между вещами, функционально отчужденное. Следующая ступень — личная взаимозависимость, при которой "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" [27]. Общество, по Марксу, поднимается на эту ступень лишь в посткапиталистическую, или коммунистическую, эпоху, которая станет разрешением всех исторически назревших проблем.

Из таких малых спиралей выстраивается одна большая спираль, спираль общественного развития.

Таким образом, в диалектическом материализме процесс развития представляется в виде движения по спирали, что достигается тем, что второе отрицание состояния объекта не является чисто полярным и возвращает объект не точно назад в исходное состояние, а только лишь “якобы назад”.

 



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Модель спирали общественного развития в диалектике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель спирали общественного развития в диалектике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)