Построение графика социально-экономического развития России на перспективу
Известная история развития человечества охватывает всего лишь часть полного цикла его развития. Полный цикл развития человечества на планете Земля пока ещё никто не брался обоснованно описать. Более того, даже известная часть истории человечества не имеет чёткого теоретического объяснения. Так как начало становления человеческого общества вообще не зафиксировано в каких-либо исторических документах, то скупые исторические данные позволили классикам марксизма-ленинизма расставить их в соответствии с диалектической спиралью, образ которой теперь разрушен самим ходом современной истории, ходом перестройки. Поэтому мы в своём анализе будем опираться на процессы развития известной истории человечества. Но с какого момента начать отсчёт жизни человечества? Например, тот же К. Маркс писал: “Естественно сложившаяся племенная общность ... или, если хотите стадность, есть первая предпосылка присвоения людьми объективных условий их жизни” [22]. На этот раз с ним можно согласиться, поэтому мы начнем наш анализ истории именно со стада диких предков человека. На рис.5 показан график, отражающий порядок вхождения развивающегося объекта в объект более высокого порядка применительно к обществу. Точки 1, 2, 3 на графике обозначают первые три (известные) ступени развития общества людей. Фактически, точка 3 на рис.5 соответствует началу революции в СССР в 1917 году. Отрезок 3-4 обозначает период построения коммунизма, на практике – социализм или государственный капитализм. Второй наклонный отрезок 4-5-6 является будущей ветвью развития человечества (на участке 0-3-6) и содержит в переходах от точки 4 к точке 5 и от точки 5 к точке 6 скрытые процессы перестроек (технических и социальных революций). Можно сказать, что на выделенном участке 0-3-6 пройденный отрезок развития 1-2-3 и будущий отрезок 4-5-6 представляют собой всего лишь два процесса превращений материальной системы, развивающейся по отрезку 0-3-6. Попробуем предсказать на основе закономерностей марксистской диалектики смысл будущей ветви развития человечества на отрезке 4-5-6, а значит и на отрезке 0-3-6.
Рис.5 ясно показывает, что сегодня человечество находится на переходе от точки 4 к точке 5, на точке начала глобальной перестройки, гораздо более значительной, чем известные аграрная и промышленная революции, когда концентрации подвергались земля и машины. Переход 4-5 должен в принципе быть похожим на переход 1-2 на рис.5. Поэтому, чтобы выяснить, что же именно будет лежать в основе концентрации на отрезке 4-5-6, давайте проследим за процессом развития человечества в известной части истории 1-2-3. В точке -1 жизнь на планете представляла собой царство разрозненных зверей, равномерно заселяющих всю поверхность планеты. Каждый зверь владел своим участком территории с плодами природы, обеспечивающими его существование. Любой другой зверь, оказавшийся на этой территории и поедавший плоды природы, являлся врагом, так как уменьшал количество плодов и фактически покушался на существование хозяина, на его жизнь. Поэтому отношения между индивидами были отталкивающими, враждебными, звериными. В точке -1 графика отсутствует какая либо общность людей [30]. Затем в точке 0 на поверхности планеты возникает множество зародышей общности - дикие стада. При этом территория каждого зверя вошла в общую территорию стада, которое обладало уже гораздо большими возможностями, чем возможности зверя-одиночки. Процесс развития в этот период сопровождался двумя противоположными процессами. С одной стороны шёл процесс концентрации средств существования в руках вожака стаи, сопровождаемый кооперацией (объединением) разрозненных зверей в одну централизованно управляемую стаю. С другой стороны шёл процесс отчуждения первобытных людей от принадлежавших им ранее территорий (средств существования), так как между индивидами и прежней территорией теперь стоял её новый хозяин - вожак стаи. Эти два процесса характерны для всего отрезка 0-4, составляющего прошедшую часть истории человечества. Так в точке 1 произошло полное отчуждение производителей от земли, которая сконцентрировалась в руках одного собственника, а остальные члены общества стали рабами. На отрезке 1-2 обозначен феодализм. В точке 2 в руках одного хозяина сконцентрировались все машины (средства производства), а все производители стали наемными рабочими, то есть отчуждены от средств существования и представляют собой единую рабочую силу. Возникает разделение труда и развивается капитализм (2-3). За точкой 3 в обществе начнется спад и изживание разделения труда, обмена и нейтрального отношения между членами общества. В этот период происходило построение коммунизма, на практике – развитие государственного капитализма. В точке 6 эти признаки должны исчезнуть вообще, но точка 6 должна принципиально отличаться от точки 0. В точке 6 нейтральное состояние должно тоже смениться “притяжением” людей друг к другу с образованием единой общности, объединенной на каких-то совершенно новых условиях. На исходной ступени развития человечества (-1- 0’ рис.5) в процессе собирания диких плодов природы первобытный человек был сам для себя средством производства жизненных благ. Он сам управлял своими руками, непосредственно воздействующими на природу. Весь процесс “производства” состоял в срывании и доставке плодов Природы до рта “производителя”[30]. На стадии выращивания (точка 1) человек приступил к обработке земли с помощью примитивных орудий труда - палки и камня. То есть в точке 1 между человеком и природой появилось промежуточное звено - орудие труда, а человек в процессе производства стал выполнять функцию привода этих примитивных орудий. В процессе промышленной революции человек изобрел механический привод и поставил его вместо себя для привода прежних орудий труда. В результате этого получилась машина, а функция человека в процессе производства стала состоять в приводе рычагов управления машиной с помощью рук (точка 2). И, наконец, в процессе микропроцессорной революции функцию привода рычагов машины человек переложил на компьютер, а сам стал приводить в движение кнопки клавиатуры компьютера с помощью пальцев. Таким образом, уже только кончики пальцев стали соединять человека со средствами производства (точка 4). Из описания сущности перехода от одного способа взаимодействия с природой к другому становится ясно, что сущность процесса развития общества людей заключается во все большем отдалении, отчуждении человека от природы за счет “размещения” между человеком и природой все более и более совершенных средств производства. А сущность каждой технической революции на участке 0-3-6, то есть сущность перехода к новой стадии или ступени развития человечества состоит в том, что при этом переходе человек перекладывает “на плечи” средств производства те производственные функции, которые он сам выполнял на предыдущей ступени развития [30]. Исходя из этой тенденции можно сказать, что сущность технической революции в точке 5 будет состоять в окончательном отсоединении, отрыве даже кончиков пальцев человека от средств производства, то есть от клавиатуры компьютера. Уже сегодня создаются диалоговые компьютеры, которыми человек может управлять с помощью голоса, воздействующего на мембрану микрофона. В этой системе связи человека со средствами производства передаточным звеном, передающим движение от голосовых связок человека к мембране микрофона, является воздушная среда. Фактически, работа человека в этот период будет состоять в “сотрясании воздуха”. Поэтому на последней ступени развития по линии 4-5-6 (в точке 6) будет исключена даже такая работа и человек, уже с помощью мысли, будет воздействовать на приёмное устройство, преобразующее мысль в сигналы управления средствами производства. Теперь, давайте снова вернёмся к точке 4 графика на рис.5 и снова используем её аналогию с точкой 1. Если в точке -1 на поверхности Земли существовали разрозненные звери, а в точке 1 уже появились стада, объединяющие первобытных людей между собой, то в точке 3 общность людей уже достигла предела своего объединения. Но теперь на поверхности планеты существуют разрозненные средства производства - машины, которые в точке 4 образуют зародыш их общности, объединённой компьютером в единый производственный комплекс, а в точке 6 будет достигнута уже предельная концентрация всех средств производства в единое средство производства на всей планете. Исходя из того, что производительные силы человечества включают в себя людей и средства производства, можно считать, что исторический отрезок 0-3-6 представляет собой процесс концентрации производительных сил общества, включающий две переходные стадии, первая из которых (на отрезке 1-2-3) состоит в концентрации людей в одно общество, а вторая (на отрезке 4-5-6) - в концентрации средств производства в единое для всей планеты средство производства [30]. В точке 6 каждый член общности людей (производитель) будет с помощью мысли взаимодействовать с этим единым средством производства, объединяющим всех людей в единую общность. Каждый член общества будет заинтересован во взаимодействии с этим средством других членов общества, поскольку для удовлетворения каждой своей новой потребности человек должен будет так развить это средство, чтобы оно было способно за счёт нанотехнологий (на молекулярном уровне) удовлетворить данную потребность. А так как средство производство одно на всех, то, значит, и все остальные члены общества тоже смогут удовлетворить такую же потребность. Таким образом, в точке 6 существует материальная база для отсутствия разделения труда. А теперь давайте вспомним ещё раз часть формулировки К.Маркса о коммунистическом обществе: “... после того как исчезнет, порабощающее человека подчинение его разделению труда: когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда ...”[28]. В точке 6 выполняются все эти “заветы” за счёт создания материальной базы, позволяющей превратить процесс мышления человека в функцию человека в процессе производства любого предмета потребления на едином средстве производства, которое устраняет необходимость разделения труда и материального обмена. Такого состояния достигнет всё человечество в процессе естественного продвижения по ступеням развития без всяких социалистических революций и коммунизма К.Маркса (как общества с распределением по потребностям), которых нет ни в начале, ни в конце развития человечества на планете Земля. Но, точка 6 это опять же не последняя стадия развития человечества. Это качественное состояние (6) характеризуется максимальным отчуждением человека от Природы. Но сможет ли человечество благополучно пройти точку 6? Ведь если будущее средство производства попадёт в руки современных предпринимателей, то они сделают всё, чтобы выжать из него максимальную прибыль. На современной стадии развития человечества это означает, что всё человечество будет поставлено в зависимость от обладателя этой “волшебной палочки”, которая будет служить не свободе общества, а власти над обществом. Пример такого поведения предпринимателей мы видели в нашей стране, когда кучка олигархов без тени смущения переписала на свои личные счета средства производства огромной страны. Такое всегда будет происходить, если в обществе нет соответствующей системы контроля за действиями членов общества. Будем надеяться, что глобальной концентрации и глобальной перестройки в точке 6 не произойдет и человечество пойдет по совершенно иному варианту развития, как в будущем, так и сегодня, при выходе из аналогичной точки 4 графика на рис.5. Заключение
На основании проведенной работы можно дать заключение, что задачи, поставленные во введении, были выполнены, и цель работы достигнута. Получены следующие выводы. 1. Спираль социально-экономического развития экономических систем – это абстрактная модель развития экономических систем, в которой происходит повторение в высшей стадии известных черт, свойств экономической системы низшей; возврат якобы к старому и движение к чему-то новому. 2. В диалектическом материализме процесс развития общества представляется в виде движения по спирали, что достигается тем, что второе отрицание состояния общества не является чисто полярным и возвращает общество не точно назад в исходное состояние, а только лишь “якобы назад”. 3. Марксистская формационная спираль развития человечества выглядит как большой общественно-экономический виток спирали, в котором конечное развитие коммунизма достигает своего исходного пункта. Происходит возврат якобы к старому, т.е. первобытному коммунизму. 4. Анализ диалектического и исторического материализма показал, что законы развития, изложенные в них, носят поверхностный характер и не имеют практического применения. Но на их основе делается возможным модифицировать теорию развития общества, построенную на глубине обобщённого анализа проявления закономерности развития. 5. На основе новой теории развития был построен график социально-экономического развития России на перспективу.
Список используемой литературы
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. 2. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. 14-е изд. доп. М., “Мысль”, 1987. 3. Ацюковский В.А., Б.Л.Ермилов. Социализм и коммунистическая революция, 1991. 4. Белоусов Р. Анализ социально-экономической системы // Вопросы экономики. 2006. №2. 5. Барулин B.C. Исторический материализм. Современные тенденции развития. М., “Мысль”, 1986. 6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.З. М.: Мысль, 1972. 7. Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1987. 8. Ковалёв С.М. Диалектический и исторический материализм. Изд. 5-е, М., Политиздат, 1974. 9. Константинова. Ф.В. и Марахова В.Г. Материалистическая диалектика. В 5-ти том. T.I. Объективная диалектика. М., “Мысль”, 1981. 10. Константинова. Ф.В. и Марахова В.Г. Материалистическая диалектика. В 5-и том. Т.4. Диалектика общественного развития. М., Мысль, 1984. 11. Косолапов Р.И. и др. “Развитой социализм: проблемы теории и практики”. Изд. 2-е, М., Политиздат, 1981. 12. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.29. М.: Политиздат, 1958 — 1965. 13. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи; Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920. М.: Молодая гвардия, 1988. 14. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-изд. Т.33. М.: Политиздат, 1958 — 1965. 15. Ленин В.И. Избранные произведения в 3-х томах. Т.2. М., Политиздат, 1982. 16. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.36. М.: Политиздат, 1958 — 1965. 17. “ Ленин В.И. - Великий теоретик”. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1970. 18. Ленин В.И. О социалистических финансах. М., Политиздат, 1971. 19. Ленин В.И. О производительности труда. М., Политиздат, 1969. 20. Ленин В.И. Полное собр. сочинений. 5-е изд. Т.34. М.: Политиздат, 1958 — 1965. 21. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О диалектическом материализме. М., Политиздат, 1966. 22. Маркс К. и Ф.Энгельс. Избр. произв. в 3-х томах. Т.3. М., Политиздат, 1970. 23. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О диалектическом материализме. М., Политиздат, 1966. 24. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. T.I, 1952. 25. Маркс К. и Ф.Энгельс. Полное собр. соч. Т.42. М.: Политиздат, 1955 — 1981. 26. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. (Под ред. Ф.Энгельса). Т.З. М.,Политиздат, 1970. 27. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Об историческом материализме. М., Политиздат, 1966. 28. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О научном коммунизме. Изд. 3-е, испр. и доп. М., Политиздат, 1967. 29. Маркс К. и Ф.Энгельс. Полное собр. соч. Т.46, ч.1. М.: Политиздат, 1955 — 1981. 30. Мягких Ю.П. Теория развития объектов природы (и общества), 2004. 31. Орлов В.В. “Человек, Мир, мировоззрение”, Пермь, Кн. изд-во. 32. Текеи Ф. К теории общественных формаций. М., “Прогресс”, 1975. 33. Фролов И.Т. Философский словарь. 5-е изд. М., Политиздат, 1986. 34. Шептулин А.П. Материалистическая диалектика как научная система. М., Изд. Москов. университета, 1983. 35. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. М., Политиздат,1970. 36. Эйххорн В., Бауэр А., Кох Г. Диалектика производительных сил и производственных отношений. М., “Прогресс”, 1977. 37. Сайт Большой советской энциклопедии_Интернет-ресурс: http:/bse.sci-lib.com 38. Сайт электронной библиотеки «Полка Букиниста»_Интернет-ресурс: http://polbu.ru
Приложение
Таблица 1 - Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств; в сопоставимых ценах)[1].
Таблица 2 – Основные показатели развития народного хозяйства СССР за период 1913-1972 гг. 1
Таблица 3 - Производство важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции
Таблица 4 – Основные показатели экономического развития СССР в военные годы
Таблица 5 — Доля социалистического хозяйства в экономике СССР (в %)[2].
Таблица 6 - Основные социально-экономические показатели за 1980-1990 гг.1
Таблица 7 - Численность занятого населения по секторам экономики (без военнослужащих).1 1985 |
1990 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Млн. человек | В процентах | Млн. человек | В процентах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего занято | 137,0 | 100 | 138,5 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В государственном секторе экономики | 116,9 | 85,3 | 113,1 | 81,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе без концернов, хозяйственных ассоциаций, арендных предприятий и акционерных обществ | 116,9 | 85,3 | 108,4 | 78,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В общественных организациях и фондах | 1,1 | 0,8 | 1,2 | 0,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В кооперативном секторе экономики | 15,7 | 11,5 | 19,2 | 14,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
колхозы | 12,5 | 9,1 | 11,6 | 8,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
потребительская кооперация | 3,2 | 2,4 | 3,4 | 2,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кооперативы по производству товаров и услуг | — | — | 4,2 | 3,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В индивидуальном секторе экономики | 3,3 | 2,4 | 4,9 | 3,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
крестьянское хозяйство | — | — | 0,1 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
личное подсобное хозяйство | 3,2 | 2,3 | 4,6 | 3,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
индивидуальная трудовая деятельность | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В совместных предприятиях | — | — | 0,1 | 0,1 |
Таблица 7 - Производство товаров народного потребления (в сопоставимых розничных ценах; миллиардов рублей)
1985 | 1988 | 1989 | 1990 | |
Товары народного потребления | 374,2 | 405,1 | 435,6 | 462,3 |
в том числе: | ||||
продукты питания | 126,2 | 142,2 | 146,7 | 148,0 |
алкогольные напитки | 60,7 | 42,6 | 51,6 | 55,5 |
непродовольственные товары | 187,3 | 220,3 | 237,3 | 258,8 |
из них товары легкой промышленности | 86,2 | 95,4 | 99,9 | 102,2 |
[1] Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/ Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 43, 51.
[2] Осипов Ю. С. Большая Российская энциклопедия. В 30 томах. – Издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005.
2020-02-04 | 192 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Построение графика социально-экономического развития России на перспективу |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы