Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ практики построения коммунизма



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Анализ практики построения коммунизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Практика показала, что отмена денег в период “военного коммунизма” отбросила страну назад от естественного пути развития. Отсутствие товарно-денежного обмена заставило государство изымать зерно в деревнях силовыми методами продразвёрстки. Затем из одной крайности бросились в другую: вместо временного отсутствия денег наступила эпоха новой экономической политики (НЭПа) в виде свободы предпринимательства. В деревне ввели продовольственный налог. В апреле 1923 года было принято решение о создании в промышленности крупных объединений - трестов. Они были созданы для организации производства с целью получения наибольшей прибыли. Тресты пользовались тогда значительной автономией, включая право самостоятельного установления цен. Большинство трестов пошло более лёгким путём; стали взвинчивать цены на свою продукцию. Тогда было признано необходимым устанавливать стабильные цены на продукцию и регулировать их изменение централизованно.

В.И. Ленин писал: “Теперь мы очутились в условиях, когда должны отойти ещё немного назад, не только к государственному капитализму, а и к государственному регулированию торговли и денежного обращения. Лишь таким, ещё более длительным, чем предполагали путём, можем мы восстановить экономическую жизнь” [14]. Вождь имел в виду отход от принципов коммунистической теории. А фактически обратное введение “пережитков” капитализма явилось шагом вперёд из того глубокого кризиса, в котором оказалось государство в результате следования по спиралевидному пути.

Аналогично закончилась и попытка перейти к отмиранию государственного аппарата управления. В 1921 году В.И. Ленин пишет: “... успех ... требует ... сосредоточения всей полноты власти в руках заводоуправлений. Всякое непосредственное вмешательство профсоюзов в управление предприятиями ... должно быть признано недопустимым” [14]. Закончился и период экспроприации экспроприаторов.

Вот всё и встало на свои места, так как с этим шагом был осуществлён переход от диктатуры пролетариата над буржуазией к построению Административной системы управления новым обществом, в котором осталось всё то, чего по теории не должно было быть, в том числе и товарно-денежный обмен. А если человек обменивает свой труд на деньги, получая заработную плату, то он является наёмным рабочим у того хозяина, который предоставил ему работу.

В капиталистическом обществе такими хозяевами являются реальные люди - капиталисты. В социалистическом обществе им является государство. Например, В.И. Ленин писал, что “... социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией” [15],

Но К. Маркс ещё в своё время писал для такого случая сохранения денег в обществе, что “даже равенство заработной платы ... имело бы лишь тот результат, что оно превратило бы отношение нынешнего рабочего к его труду в отношение всех людей к труду. В этом случае общество мыслилось бы как абстрактный капиталист” [15]. Поэтому такой социализм стал основой бесхозяйственности, так как все годы Советской власти государство бесполезно пыталось воспитать “чувство хозяина” у советского народа, фактически являвшегося “наёмным рабочим” у государства. Поэтому социализм является просто пределом концентрации всех средств производства в руках одного абстрактного собственника и никаких других “коммунистических” форм из этого предела не произросло и произрасти не могло.

Но использование ошибочной теории продолжалось. После кончины В.И. Ленина с НЭПом было покончено. Основной упор делался на придание производительным силам общественного характера. Это выражалось в том, что крестьянство, как класс мелких собственников, упразднялось путём силового объединения в коллективные хозяйства, превращаясь в сельскохозяйственных наёмных (государственных) рабочих. В 1927-28 г. удельный вес государственного сектора вырос до 87% во всей промышленности. В 1928 году удельный вес производства средств производства в общем объеме валовой промышленной продукции составлял около 40% . Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 24% по сравнению с 1913 годом (таблица 1).

В 1936 году завершилась коллективизация крестьянских хозяйств (в колхозах было сосредоточено 99% земли), закрылись последние биржи труда в городах, и в новой Конституции было зафиксировано построение основ социализма в СССР. Средняя урожайность зерновых в 1933–1937годах оказалась даже несколько ниже, чем в 1922–1928годах (таблица 1).

После этого все возможности развития государства за счёт роста производительности труда были исчерпаны. Поэтому государство не нашло ничего более лучшего, чем перейти к принудительному, плановому перемещению рабочих рук нужных специальностей в места нового строительства и добычи полезных ископаемых.

Фактически, произошёл откат социалистического общества к внеэкономическим методам организации производства, существовавшим при рабовладельческом строе. Этот период в истории нашей страны обычно называется периодом “культа личности” И.В. Сталина. С 1939 по 1952 годы не проводились съезды КПСС. Единоличное правление И.В. Сталина означало завершение построения тоталитарного государства, построения социалистической империи, вся жизнь которой полностью регулировалась из одного центра[16].

К 1941 году из страны крестьянской СССР превратился в индустриальную державу, обладавшую сильной военной промышленностью. Валовый общественный продукт в 1940 г. вырос в 5 раз по сравнению с 1913 г. (таблица 2). Наблюдался значительный рост производства важнейших видов промышленной продукции за период 1913-1940 гг. (таблица 3).

С приходом к власти Н.С. Хрущёва диктат “культа личности” был всенародно осуждён. В деревне было отменено "крепостное право" - были введены паспорта, свободное перемещение людей и оплата труда деньгами. В 1961 году на 22-ом съезде партии была принята третья программа КПСС - программа построения коммунистического общества в СССР. Предполагалось к 1980 году в основном построить коммунистическое общество, а именно: создать материально-техническую базу; достичь изобилия материальных и культурных благ; подойти к осуществлению принципа распределения по потребностям.

В итоге увеличились основные показатели развития народного хозяйства СССР в период 1913 - 1972 гг.: валовый общественный продукт вырос в 46 раз, произведенный национальный доход в 52 раза, вся продукция промышленности возросла в 105 раз (таблица 2). В 1971 году валовая продукция сельского хозяйства увеличилась, в среднем, в 5 раз по сравнению с 1913 годом (таблица 1).

Но жизнь снова всё расставила по своим местам, ещё раз подтвердив ошибочность и необоснованность теории. Поэтому Л.И. Брежнев, сменив в результате дворцового переворота Н.С. Хрущёва, действовал уже более осторожно. Была откорректирована теория, и между социализмом и коммунизмом ввели стадию “развитого социализма”, отодвинув построение коммунизма на неопределённое время.

Однако “государственный капитализм” давно уже себя изжил, исчерпав все возможности развития на базе централизованного планового хозяйства. Продолжающееся стояние общества на данной точке развития назвали “периодом застоя”. Требовалась радикальная перестройка экономики страны, принципов и идеалов. Общество, измученное постоянными рассуждениями о светлом будущем, было уже готово отказаться от умозрительного коммунистического идеала и просто жить будничной жизнью, но так, чтобы с каждым днём всё лучше и лучше.

М.С. Горбачёв на пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 года в своей речи “Революционной перестройке - идеологию обновления” сказал: “Мы должны прямо сказать, что уравниловка - это отражение мелкобуржуазных взглядов, не имеющих ничего общего с марксизмом - ленинизмом, с научным социализмом. И мы не двинемся вперёд, не справимся с задачами перестройки, если не выскребем без остатка уравнительные взгляды отовсюду, где они до сих пор сохраняются” [7].

Фраза М.С. Горбачёва содержит полное отрицание главного достижения социализма - равенства людей по отношению к средствам производства. Пусть это равенство было достигнуто не самым лучшим путём, но это было действительное равенство. Перестройка, которая была направлена на разрушение равенства по отношению к государственным средствам производства, должна была разрушить государственную собственность, а значит и социалистическое государство со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями.

Были разрушены СЭВ, СССР, плановое управление производством из единого центра, а получили вместо этого междоусобные войны, экономический кризис, жизнь на грани бедности, беженцы, беспризорность и преступность мало соответствуют тем радужным перспективам, которые были обещаны народу в самом начале перестройки.

Снижение темпов роста промышленного производства, начавшееся в конце 1988г. перешло в экономический спад. Потребительский рынок почти полностью оказался вытесненным нормативным распределением товаров. В 90–е годы спад производства по сравнению с 1942 г. превысил 50%, в машиностроении – 70%, в военно–промышленном комплексе – 90% (таблица 6). Все сильнее стала процветать «теневая экономика» и «черный рынок». В обществе нарастала социальная напряженность, подрывался авторитет перестройки, возникли антисоциальные явления, росла преступность. Старая административно–командная система активно разрушалась. Новые структуры управления социально–экономическим и духовным развитием не создавались. Таким образом, к маю 1989 года горбачевская программа стабилизации экономики «провалилась»: темпы роста товаров народного потребления были ниже намеченных в 5раз, а продовольственных – в 10раз (таблица 7).

Командно–административная система управления, осуществляя экстенсивное развитие экономики, оказалась неспособной решать проблемы интенсификации, повышения эффективности народного хозяйства.

Вместо обещанного в 1985г. перелома в экономике в лучшую сторону за два–три года, руководство страны своими непродуманными действиями расстроило систему управления народным хозяйством, что повлекло за собой серьезные негативные перемены.

Два года «внедрения» радикальной экономической реформы фактически привели народное хозяйство СССР на грань кризиса.

Единолично распустив Коммунистическую Партию Советского Союза, как свою личную собственность, М.С. Горбачёв отказался не от теории построения коммунизма, которой практически нет, он отрёкся от веры в коммунистическое светлое будущее.

В итоге, указанные ошибки – это, прежде всего, результат отсутствия теоретически разработанной концепции перестройки социалистического общества в СССР. «Поход в перестройку» осуществлялся в «слепую», методом «проб и ошибок». Не была предложена не только модель какого–то нового общества, но и не обозначена парадигма предполагаемого общественного устройства. Все это и привело наше общество к 90–м годам к глубокому экономическому, политическому и социальному кризису.




2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Анализ практики построения коммунизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ практики построения коммунизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)