Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновационные технологии в системе повышения квалификации



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Инновационные технологии в системе повышения квалификации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нередко мы задумываемся над вопросом: почему различные инновации, привносимые в образовательный процесс, не становятся традициями учебной практики?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Слишком большое число объективных и субъективных факторов определяли и продолжают определять состояние образовательной системы. Вместе с тем, как показывают многочисленные исследования российских и зарубежных ученых, одним из таких факторов, несомненно, остается сохраняющаяся репродуктивная направленность обучения при отсутствии четко поставленных, конкретных диагностичных целей.

Реально педагог-практик осознает данную проблему, пытается решить ее с позиции критического осмысления собственного опыта и отбора наиболее эффективных (с его точки зрения) механизмов преподавания-учения. Поддержание усилий педагога в этом поиске – одно из возможных действенных средств изменения характера учебно-воспитательного процесса, его большей эффективности в рамках современной образовательной парадигмы. Одновременно с этим, важной видится и задача предоставления учителю необходимого методического инструментария, сконструированного учеными как результат теоретических исследований и накопленного практического опыта.

Как сделать процесс внедрения инноваций технологическим, приносящим результаты? Один из путей – диссеминация современных образовательных технологий в практику педагога через систему повышения квалификации.

Вопрос о содержании и методах обучения педагогов в системе повышения квалификации – тема постоянно обсуждаемая. Не менее важным вопросом является создание системы обучения методистов.  Какими знаниями должен обладать управленец, педагог, методист в современной системе образования, чему он должен обучать учителей и учеников, какими методами пользоваться? По этому поводу существует разнообразие мнений, но все существующие подходы, с нашей точки зрения, имеют существенные недостатки: отсутствие единого подхода к обучению взрослых, строгой адресности – предметности обучающих курсов. В основе разрабатываемой СПбАППО системы обучения взрослых – современные достижения педагогики и психологии, инновационные технологии определенного характера.

Этой проблематикой многие годы занимается кафедра педагогики и андрагогики СПбАППО. Среди разнообразия подходов к обучению взрослых для нас, в данном контексте, важен ориентир на расширение пространства самодеятельности взрослых обучающихся, на наиболее эффективные и востребованные сегодня подходы (модели), обеспечивающие реализацию этой идеи в постдипломном образовании: [2]

- проектный подход;

- исследовательский подход;

- коммуникативно-диалоговый подход;

- игровой подход.

При этом сравнительно небольшому количеству подходов может соответствовать множество различных технологий.

Один из путей -  единый надпредметный модуль обучения учителей. Другой – обучение самих педагогов системы повышения квалификации, методистов, трансляторов, диссеминаторов инноваций. Данная глава – проект обучающего семинара для преподавателей разного уровня, который впоследствии может быть транслирован ими в систему повышения квалификации учителя. Главные принципы предлагаемой программы:

v Личностно ориентированный подход.

v Рефлексивность.

v Воспроизводимость обучения.

Это позволяет нам говорить о создании технологии обучения взрослых, в основе которой лежат современные достижения мировой педагогики, о создании системы, принципы которой не расходятся с принципами обучения в средней и высшей школах, мы можем говорить о создании педагогоцентристской модели обучения взрослых.

    Инновационные технологии многофункциональны и могут быть использованы в системе повышения квалификации как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся.

    Технологии – важный инструмент для создания инновационных учебных программ:

· Использование в практике работы со взрослыми интерактивных приемов технологий для организации лекций, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы.

· Создание тематических программ, спецкурсов, инструментом обучения которых станут инновационные технологии.

· Разработка системы семинаров по обучению различных групп преподавателей и руководителей образовательных учреждений, где может быть использован  методический аппарат подобных технологий: технологии развития критического мышления, игрового моделирования, проектных методов, портфолио (разнообразные приемы и стратегии), и раскрыта сущность подобных технологий - формирование интеллектуальных качеств личности, обучение способам работы с информацией, методами организации учения, самообразования, коммуникативные умения, конструирования собственного образовательного маршрута.

Важнейшим принципом создания новых моделей повышения квалификации выступает рефлексия. В разработке проблематики рефлексии в подготовке учителя в последние годы продвинулись зарубежная и отечественная наука и практика. Аспектами теоретического исследования в ней выступают проблемы определения понятия педагогической рефлексии, классификации видов (уровней) рефлексии, внедрения рефлексивного подхода в практику профессионального педагогического образования, разработки стратегий развития рефлексии как направления профессиональной подготовки учителя. Практика подготовки учителей в Западной Европе уже многие десятилетия характеризуется реализацией рефлексивных моделей, манифестирующих смену парадигм в педагогике – со знаниевой на личностно ориентированную (личностно-деятельностную). Новое качество данных моделей, обусловленное именно введением рефлексивной составляющей, состоит в целевой переориентации системы подготовки учителя, одной из главных целей которой провозглашается развитие мышления с акцентом на педагогической рефлексии.

 Расширить данный подход к обучению взрослых, сделав инструментом рефлексивного обучения рефлексивные технологии.

Инновационные технологии обучения необходимы, это технологии, способствующие вовлечению субъекта учения в процесс учения, где он инициативен и самостоятелен, учится осмысленно, т.е. важным моментом реализации личностно-ориентированного подхода является его технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данным принципам способы педагогической деятельности.

Для этого следует выбирать технологии определенного типа. Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий:: метод проектов, педагогические мастерские, портфолио, технология развития критического мышления, те технологии, целью и конечным результатом которых, в самом общем виде, является развитие способности к самообразованию.

Одной из важных педагогических проблем становится теоретическое осмысление учителем в процессе повышения квалификации своего опыта, в частности, анализ новых технологий обучения. И сделать это можно с помощью определенного рода технологий - метакогнитивных технологий, формирующих интеллектуальные умения и усиливающих рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, сделав эти технологии инструментом, позволяющим транслировать содержание курсов повышения квалификации.

Какие современные технологии легли в основу разработки новых программ или их модулей?

n Метакогнитивные, рефлексивные технологии - технологии, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.

n  Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность.

В чем новизна и практическая значимость подобного подхода?

· в утверждении необходимости личностно ориентированного подхода, рефлексии как условия повышения эффективности педагогического процесса и системы повышения квалификации;

· в выборе педагогами собственного образовательного маршрута (в рамках модульных программ повышения квалификации разнообразия программ), в возможности конструирования его логики, последовательности теории и практики;

· в появлении нового инструментария в системе программ ПК – технологий, определенного типа;

· в диссеминационном эффекте подобных технологических программ;

· в обосновании необходимости новых технологий в обучении взрослых, способствующих вовлечению субъекта учения в процесс учения, где он инициативен и самостоятелен, учиться осмысленно.

Таким образом, выстраивается определенная логическая цепочка, позволяющая создать учебный модуль, необходимый, с нашей точки зрения, в современной системе повышения квалификации.

 

Многообразие инноваций, в данном случае образовательных технологий

Осознание возможностей каждой технологии, её достоинств и недостатков

Развитие процессов рефлексии как способ осознания учителем современных инноваций, как условие повышения эффективности педагогического процесса, то есть рефлексивная оценка инноваций

Овладение способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями

Овладение технологиями определенного типа - метакогнитивными, рефлексивными технологиями, формирующими рефлексивные механизмы

Овладение приемами и стратегиями инновационных  технологий, которые вооружают педагога и учащихся способами овладения и передачи знаний, способствуют формированию рефлексивных механизмов, инновационного поведения

 

Воплощением вышеназванных идей в практику могут сталь модульные программы повышения квалификации специалистов (Приложение 3).

Сегодня обучение можно пройти в Санкт-Петербургской академии повышения квалификации в Институте дополнительного профессионального образования РГПУ им. А.И. Герцена, Педагогическом колледже № 1 им. А. Н. Некрасова, на других площадках.

Сегодня многие образовательные учреждения города включают инновационные технологии в систему внутришкольного повышения квалификации, получив первоначальное представление о технологии, разрабатывают совместно с экспертами или самостоятельно программы повышения квалификации или систему педагогических и методических советов.

Школы - ресурсные центры становятся центрами повышения квалификации по отдельным технологиям (Приложение 4).

Еще одна форма — запуск учительского портфолио, в ходе работы над которым педагоги осваивают стратегии и приемы технологий.

На сегодняшний день в педагогической литературе и в Интернете широко представлена данная тема, все это дает возможность педагогу самостоятельно сделать выбор в многообразии современных методов и технологий, изучить инновационные технологии, выстраивать преподавание, используя их потенциал.

 


Приложения

Приложение 1

Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта "Образование"

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта  
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом  
Должность, с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала  
Стаж работы в должности (лет)  

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)  
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)  
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)  
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)  
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)  
6. Результат изменений*  
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте  

III. Педагогическое эссе

 

 


Приложение 2.



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Инновационные технологии в системе повышения квалификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновационные технологии в системе повышения квалификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)