Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пример занятия для слушателей курсов



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Пример занятия для слушателей курсов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Игра "Как вы думаете?"

 Игра с карточками для групп из 4 – 6 человек.
Подготовка. Ведущий раздает всем группам листы бумаги, на которых нарисована приведенная схема:

1. Каждая группа получает набор карточек. Один человек из группы должен перемешать карточки и раздать их. Не имеет значения, если кто-то получит больше карточек.

 

Карточки для игры по теме «Одаренный ребенок не только дар, но и испытание»:

·  талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо – если талант есть, то он сам пробьется

· если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «всю оставшуюся жизнь»

· если ученик неуспевающий, то о какой одаренности может идти речь?

· если ученик явно одаренный, то ему нужно только давать побольше учебного материала и потруднее и проблема его обучения и развития решена

· с обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если только он обладает необходимым уровнем предметной подготовки

· число явно одаренных детей составляет примерно 1-3% от общего числа детей

· одаренный ученик может быть невыносим в проявлениях отрицательных

· одаренность – это системное качество, у такого ребенка взаимосвязанно развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека

 2. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Например, на одной из Ваших карточек написано: «Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет». Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что это утверждение действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ.

 3. Когда все члены группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, необходимо внимательно посмотреть на карточки, разложенные другими членами группы. Если кому-то из членов группы покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее "лицом" вниз.

 4. Когда этот этап работы завершен, анализируем результат: карточки, которые остались неперевернутыми, выражают мнение группы.

 5. Следующий этап - обсуждение каждой перевернутой карточки. Группа выясняет, кто положил карточку на это поле, а кто ее перевернул. Затем идет обсуждение: где должна находиться каждая карточка. Если группа сразу не пришла к общему решению, то Вам придется искать компромисс.

 

 

Следующим шагом в работе учителя станет организация обсуждения первого этапа работы. Необходимо, чтобы все разнообразие мнений по предложенным утверждениям было озвучено.

На стадии осмысления учащиеся работают с текстом.

 

Одаренный ребенок не только дар, но и испытание

 

Складывается впечатление, что в настоящее время у разных слоев нашего общества (от политиков и бизнесменов до директоров школ) как бы «раскрылись глаза», что действительно есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности и т.д. И что эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.

Одаренный ученик – это тоже дар и тоже испытание для учителя, т.е тот пробный камень, споткнувшись о который можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на наиболее высокий уровень своего профессионального сознания и личностного становления.

Характеризуется одаренность как феномен социальной жизни общества, нельзя не отметить, что, как и всякий «модный бум», эта проблема имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности. Приведем несколько примеров:

· Так, некоторые считают, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо – если талант есть, то он сам пробьется. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет.

· Еще одно мнение: если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным «всю оставшуюся жизнь». Оказывается – не всегда. Есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в четвертом классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к десятому классу это опережение куда-то исчезает.

· Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одаренности может идти речь? Оказывается – не всегда, но может. Так, по данным американского психолога Е.Торренса, около 30%, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.

· Утверждают, что если ученик явно одаренный, то ему нужно только давать побольше учебного материала и потруднее (принцип экстенсивного и интенсивного обучения или обогащения и насыщения) и проблема его обучения и развития решена. Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникшие при этом учебные и личностные преграды не умеют.

· А вот еще один миф: говорят, что с обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если только он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается, нет, не любой, потому что и у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что это позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Поэтому работать с ними без специальной психологической подготовки может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.

Психологи различают одаренность явную (проявленную), которая, что называется «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% от общего числа детей; одаренность возрастную, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет, она куда-то исчезает; одаренность скрытую (потенциальную, непроявленную). Предполагается, что общее число явно и неявно одаренных детей составляет примерно 20-25% от общего числа учащихся.

С педагогической точки зрения одаренные дети (подростки, юноши, девушки) – это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются в среде своих сверстников или в среде своей социальной группы. Это могут быть общие способности (за что не возьмется, все получается), и специальные способности (по всем предметом троечник, а по математике решит любую задачу, или лучше всех стихи сочиняет, или рисует, или в хоккей играет). Это могут быть творческие, лидерские, психомоторные, компьютерные, музыкальные или другие виды способностей, необходимые в человеческом обществе.

Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает, всех (и учителя тоже!) обвиняет в тупости и невежестве, занимается на уроке непонятно чем, витает в облаках или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь, все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще, может встать и выйти из класса, заявив, что на этом уроке ему не интересно, поскольку он и так все знает. К этому букету негативных явлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых, как говорится, все в порядке – и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.

В самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одаренной личности или нескольких способностей человека, на основе которых он может достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.

Особо следует отметить, что одаренность – это всегда системное качество, у такого ребенка взаимосвязарно развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека. Создается предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.

В практическом отношении, прежде всего, необходимо отметить комплексный характер проблемы одаренности, ибо в ее пространстве пересекаются интересы не только разных научных дисциплин и направлений, по и различных ведомств (РАН, РАО, Минобразования и др.). Основными ее составляющими являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с такими учащимися, в организации необходимых коррекционных и развивающих мероприятий и программ, а также в мониторинге их физического здоровья.

В. Панов, доктор психологических наук,

 научный руководитель координационного совета

 федеральной целевой программы

«Одаренные дели» Минобразования РФ

 

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к игровому полю и карточкам, их задача переложить карточки в соответствии с полученными знаниями. Высказать свою позицию, в плане приятия или неприятия новой информации. Задать новые вопросы, которые могут стать вопросами для самостоятельной работы, или создать «свои» карточки с утверждениями, пользуясь текстом.


Приложение 4.



2020-02-03 235 Обсуждений (0)
Пример занятия для слушателей курсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пример занятия для слушателей курсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)