Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философский, социологический, психологический подходы к определению понятия «деятельность»



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Философский, социологический, психологический подходы к определению понятия «деятельность» 0.00 из 5.00 0 оценок




Для подавляющего числа психолого-педагогических исследований и дидактических в особенности понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль. Идет ли речь о содержании образования, где учебный предмет необходимо рассматривать не только как систему знаний, но и как деятельность, или о методах обучения, методике планирования и организации самостоятельной работы обучающихся – понятие деятельности всегда несет определенную методологическую и теоретическую нагрузку и рассматривается через другие понятия дидактики.

Впервые зародившись в недрах философской науки, это понятие было вызвано необходимостью, оправдать в объектно-онтологическом плане соотнесение и связь в мысли таких разнородных предметов, как знание, операции, вещи, цели, мотивы, сознание, знаки, смыслы, значения и т.д. Соответственно этому назначению действительность деятельности имела совершенно специфические характеристики и выступала как бессубъективное образование, не принадлежащее человеку, а включающее его в себя [29, с.30].

Одни философы считают, что деятельность – это та сторона, тот предмет, который человек выделяет в своей собственной активности и в соответствии с которым, он ее строит. Основным конструирующим элементом такого выделения является задача. «Рассматривая одну и ту же активность через призму разных задач, мы будем получать соответственно разные акты деятельности»,- пишет М.А. Розов [22, с.12]. Другие под деятельностью понимают труд и мышление, оговаривая при этом их качественное отличие [16, с.15].

    Кроме того, психическая деятельность – обязательный компонент любой конкретной деятельности, в том числе практической и теоретической. В работах философов было высказано, что теория и практика могут абсолютно противопоставляться только в гносеологическом плане.

Вместе с тем в определении категории «деятельность» не следует упускать из виду тот факт, что труд, хотя и выступает одной из форм предметной деятельности, согласно мерам и сущностям всех осваиваемых предметов, как отмечает Г.С. Батищев, как раз тем и отличается, что в него общественный человек еще привносит изначально меру и сущность своих собственных ограниченностей, воспроизводимых в процессе труда, как естественная необходимость [2, с.111].

    Ряд очень ценных теоретических положений было выдвинут в рамках оригинальной философско-психологической концепции деятельности С.Л. Рубинштейна. В своих работах «Бытие и сознание» и «Принципы и пути развития психологии» С.Л. Рубинштейн развил ранее разрабатывавшуюся им трактовку любой конкретной деятельности как взаимодействие конкретного индивида с объективным миром [24, с.137].

    Большой заслугой С.Л. Рубинштейна было формулирование знаменитого принципа единства сознания (психики) и деятельности, направленного на преодоление как идеалистической (эмпирической) психологии сознания, так и механической поведенческой психологии (бихевиоризма).

    Дальнейшее развитие концепции деятельности С.Л. Рубинштейна получила в работах Я.А. Пономарева «Знания, мышление и умственное развитие» и «Психика и интуиция».

    Я.А. Пономареву в полном соответствии с трактовкой психической деятельности как абстракции от всех конкретных форм деятельности удалось развести «конкретную познавательную деятельность» индивида «познание» и ее психологический аспект (механизм) – «мышление» как ведущую форму психической деятельности. [18, с.51]

    В общую структуру человеческой (практической) деятельности в философском понимании входят следующие компоненты: 1)потребность человека, на удовлетворение которой направлена его деятельность (цель ее); 2) предмет деятельности; 3) действия с предметом; 4) средства деятельности; 5) ее результат.

    В теоретической деятельности в основном сохраняется эта же общая структура. Это объясняется тем, что отдельный человек, как отмечал Маркс, не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга. Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд.

    Аналогичная концепция деятельности господствует и в социологии. Об этом свидетельствуют многочисленные работы наших советских социологов – Л.П. Буевой, А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, В.П. Рожина, В.А. Ядова и других.

    В социальном плане может рассматриваться очень широкий спектр деятельностей. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой можно выделить в самой общей форме аспект социальной деятельности. Есть такой аспект и в производственно-экономической, и в научно-познавательной, и в художественно-эстетической, и в общественно-политической, учебной и многих других видах конкретной деятельности. Отличительная черта социальной деятельности – наличие в ней единства двух в определенном смысле противоположных процессов: усвоения социального опыта индивидом и его приумножения, которое происходит в процессе активной творческой деятельности. Эта деятельность всегда направлена в конечном счете на преобразование общественных отношений посредством производства некоторых объектов.

    Преобразование объектов действительности в процессе деятельности, и субъективные изменения выступают основой получения и материального продукта, и развития знаний об этих объектах, что в равной степени наблюдается как в практической, так и в теоретической деятельности и определяет их состав. Вместе с тем именно практическое преобразование выступает основой получения знаний об объектах и в том и другом виде деятельности. Это преобразование осуществляется не как естественный процесс, а как результат деятельности человека, целенаправленного применения им определенных средств и действий.

    Таким образом, во внешних объектах человек раскрывает границы и перспективы своих возможностей. Познанное им в природном мире образует внешнюю структуру всякой другой его деятельности (человек корректирует и направляет ее). Теоретическое отношение человека к природе (мера его объективного познания) образует социальное отношение, становящееся объективным законом дальнейшей деятельности общества.

Таким образом, деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В процессе деятельности человек, осуществляя свой жизненный путь, не только проявляет свои специфические свойства как личность, но и формирует их.

 



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Философский, социологический, психологический подходы к определению понятия «деятельность» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философский, социологический, психологический подходы к определению понятия «деятельность»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)