Лекция 3. Теория и практика источниковедческого анализа
План: 1.Понятие «исторический источник» 2.Категория «исторический факт». 3.Теория массовых источников. 4.Классификация исторических источников. 5.Структура источниковедческого исследования
Литература: 1. Русина, Ю. А. Методология источниковедения : [учеб. пособие] / Ю. А. Русина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 204 с.
1.Понятие «исторический источник» Центральное место среди теоретических проблем источниковедения занимает теория самого исторического источника, раскрывающая его природу, сущность, специфику взаимодействия с действительностью, особенности содержащихся в нем сведений, его гносеологическую функцию в научных исследованиях. Что касается определения понятия исторический источник, то оно, с одной стороны, относительно и условно, как любое определение, с другой - является одним из средств более полного и точного познания научной категории. В отечественной исторической науке определение исторического источника возникло сравнительно поздно и стало своеобразным этапом в развитии исторического знания. Появление термина связано с работой немецкого историка и статистика А. Л. Шлецера «Опыт изучения русских летописей», вышедшей на немецком языке в 1768 г., где употребляется термин Quelle. Книга была известна в России, но обобщающие исторические труды XVIII в. обходились без этого термина. В начале XIX в. термин Quelle постепенно укореняется в отечественной исторической науке. Его применяют М. Т. Каченовский, Н. М. Карамзин, но без толкования смыслового содержания. В 30-60-е гг. XIX в. термин «источник» широко внедряется в практику преподавания истории, в исследовательскую работу и обобщающие труды. Например, в «Русской истории» Н. Г. Устрялова термин исторический источник приравнивается к понятию памятник минувшего. Впервые об отличии исторических источников от исторических исследований (пособий) сказал К. Н. Бестужев- Рюмин во введении к курсу «Русская история» (1872), не дав определения термину. К концу XIX в. российское источниковедение, вначале эмпирически выявив, описав и классифицировав исторические источники, вплотную подошло к выработке дефиниции этого понятия. В последние десятилетия XIX столетия в рамках осмысления философии истории вопросы теории источниковедения получили свое отражение в работах немецких и французских ученых. Э. Бернгейм понятие «исторический источник» определял как «материал, из которого наша наука черпает познание». По его мнению, исторический источник как генетически (по происхождению), так и функционально (по использованию) связан с человеческой деятельностью: прошлой и познавательной. Придерживаясь неокантианских представлений о специфике исторического познания, ученый подчеркивал, что деятельность человека определяется «внутренними побуждениями сознания», и рассматривал исторический источник как результат прежде всего психической деятельности людей, продукт «духовной среды». Ориентируя историческое познание на беспристрастное констатирование фактов, извлекаемых из исторических документов с помощью их критического анализа, сторонники исторического позитивизма не акцентировали внимание на постановке теоретико-методологических вопросов источниковедения и сосредоточивали свои усилия преимущественно на разработке конкретной методики изучения исторических источников. Историки-позитивисты стремились создать «точную науку о духе». Вместо немецкого термина «источник» ( Quelle ) французские ученые Ш. В. Ланглуа и Ш. Сеньобос использовали термин документ: «Документы - следы, оставленные мыслями и действиями некогда живших людей». Историки видели в них «единственный источник исторического познания», без документов, считали они, историческое познание невозможно: «Нет документов, нет истории». Определение исторического источника как следа было воспринято почти без изменений многими представителями западноевропейского и российского источниковедения. В. О. Ключевский, сближаясь с точкой зрения французских историков, определял исторический источник, как «письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ». На уровне учения понятие «исторический источник» разработано выдающимся российским историком А. С. Лаппо-Данилевским, что имело решающее значение для формирования самостоятельного научного статуса источниковедения в системе исторического знания. В начале ХХ в., когда историческая наука переживала методологический и мировоззренческий кризис, стремление его преодолеть проявилось в тенденции к расширению предмета исторических исследований и соответственно к увеличению источниковой базы. Необходимость оперировать большими комплексами разнообразных источников существенно усложнила процедуры отбора, классификации и сравнительного анализа исторических свидетельств. Все это требовало более широкой трактовки самого понятия «исторический источник». Расширительный подход в этой связи имел существенное методологическое значение, ориентируя историков на комплексное изучение разнообразных видов исторических источников. Одна из первых попыток дать расширительную трактовку понятию исторического источника принадлежит немецкому историку Алоису Майстеру (1906): К остаткам в широком смысле слова относится все, что осталось от бывших людей и их деятельности, то есть человеческие останки, остатки бывших обычаев и привычек, сооружения, а также продукты духовной и физической деятельности людей. С расширительной трактовкой рассматриваемого понятия выступили в 1920-30-е гг. известные немецкие историки В. Бауэр, А. Федер, К. Эрслев, Э. Кейзер. Так, Эрих Кейзер, считая определение Э. Бернгейма слишком узким, отмечал, что число источников бесконечно и качество их самое различное, поэтому «источниками истории могут считаться не только результаты человеческого труда, но и все то, что оказывает на них влияние». Начало расширительной трактовки понятия «исторический источник» во французской историографии было положено трудами Люсьена Февра и Марка Блока. Выступая против традиционной «событийной» истории, ограничивавшейся простым описанием фактов, Л. Февр и М. Блок обосновывали необходимость синтеза знаний. Историю они рассматривали как «интегральную», «тотальную», «комплексную» науку, охватывающую социальные, психологические, моральные, религиозные, эстетические, политические, экономические и культурные аспекты жизни человека в прошлом и настоящем. Исторический источник ученые связывали со «следами» всякой человеческой деятельности и рассматривали как объективную основу познания прошлого. Л. Февр: Изобретательность историка позволяет ему использовать все - слова, знаки, пейзажи, черепицу, формы земледелия, сорные травы, сбруи, экспертизы камней геологами, анализы состава металла шпаг химиками. Словом, необходимо использовать все то, что было у человека, зависело от человека, служило человеку, выражало человека, обозначало присутствие его деятельности, его вкусы и формы его бытия. Работы, опубликованные отечественными историками в первые годы советской власти, были написаны в рамках старых методологических позиций, их авторы придерживались взглядов, зародившихся в недрах так называемой буржуазной исторической науки. Определение исторического источника у Л. П. Карсавина в работе «Введение в историю» (1920) связано с его общим представлением об истории как науке и о «вживании» историка в прошлое как основном и единственном методе познания: Историку открыт лишь один путь к погружению в минувшее - реальные остатки этого минувшего, видимо оторванные от того единства, в котором они находились, и утратившие ясные связи с ним. Такие обрывочные остатки прошлого, переживающие себя в настоящем и связующие нас с тем единством, в которое они входили прежде, и называются историческими источниками. С. А. Жебелев в научно-популярной работе «Древняя Греция» (1920-1922) определяет исторический источник как ...фактический материал, который заключает в себе совокупность данных, сохранившихся от прошлой жизни. Историческими источниками могут быть или сами факты непосредственно - памятники, или указания на факты - свидетельства. Исследование О. А. Добиаш-Рождественской «Западная Европа в средние века» (1920) содержит определение источника, восходящее к французскому источниковедению начала ХХ века: «Это следы прошлого, прямые (остатки) или символические (письменные)». В. И. Пичета в учебном руководстве «Введение в русскую историю. (Источники и историография)» (1922) дает определение источника, тесно связанное с толкованием С. Ф. Платонова, с одной стороны, и Ш. Сеньобоса, с другой. «К источникам следует причислять все те материалы, которые остались от прошлой жизни и в которых отражается какой-либо след старины». Таким образом, в первой половине 1920-х гг. историки в качестве определения понятия исторический источник предложили термины: «материалы», «фактические материалы», «остатки», «следы прошлого», «памятники». Новое, более широкое понимание источника мы находим в учебном пособии Г. П. Саара «Источники и методы исторического исследования» (1930): Материалы, по которым мы можем изучать прошлое человеческого общества, называются историческими источниками. Количество источников бесконечно, и если говорить об исторических источниках вообще, то все, созданное человеческим обществом как в области материальной культуры, так и идеологии, является историческим источником. Далее Г. П. Саар склоняется к тому, что «исследователь не может игнорировать» не только «все, созданное человеческим обществом», но также «географические условия, климат, почву, минеральные богатства, социальные болезни». В 1930-е гг. новым этапом в осмыслении понятия становятся лекции Б. Д. Грекова по русской истории, которые он прочитал в 1934-1937 гг. в Вечернем институте красной профессуры и на историческом факультете Ленинградского государственного университета. Историк предлагает довольно широкую дефиницию: ...исторический источник в широком понимании термина - это буквально все, откуда мы можем почерпнуть сведения об интересующем нас предмете, т. е. все, что служит средством исторического познания, будь то письменный документ, предание или вещественный памятник. В работах 1940-х гг. для определения источника утверждается термин «памятник» в широком смысле этого слова. Так, в курсе источниковедения истории СССР М. Н. Тихомирова указывается: Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. - одним словом, все остатки прошлой исторической жизни. М. Н. Тихомиров понятие источника определяет сразу двумя терминами - «памятник» и «остаток», которые употребляются как равнозначные и при этом трактуются в широком смысле («памятник прошлого», «остаток прошлой жизни»). Л. В. Черепнин в «Русских феодальных архивах» (1948) сформулировал принципиальное для советской исторической науки положение о материалистическом понимании природы исторического источника, об источнике как историческом явлении: Каждый источник представляет собой историческое явление. Возникнув в определенных условиях времени и места, в обстановке классовой и политической борьбы, он носит на себе отпечаток именно этих условий, проникнут классовой направленностью и политической целеустремленностью. Интерпретация исторического источника, подчеркивавшая его социальную природу как исторического явления и раскрывавшая зависимость метода источниковедческого анализа от объективных свойств источника, была дана Л. В. Черепниным в связи с критикой идеалистических - в характеристике советских ученых - представлений, связывающих методологию источниковедения лишь с познавательной деятельностью. Задачу источниковедения советский историк видел в том, чтобы раскрыть политический смысл документов, понять их происхождение в обстановке классовой и внутриклассовой борьбы в феодальном обществе. К истолкованию природы исторического источника в 1960-70-е гг. обращались известные советские историки С. М. Каштанов, М. А. Варшавчик, А. П. Пронштейн, С. О. Шмидт, И. Д. Ковальченко, Л. Н. Пушкарев, Г. М. Иванов и др. С. О. Шмидт предпринял попытку охватить возможно более разнообразный спектр источников, учитывая, что круг их постоянно расширяется «от летописей до кинофотодокументов и материалов устной истории», и предложил видеть в историческом источнике «все то, откуда черпают сведения о прошлом». Ученый высказывал мнение, что неверно ограничивать определение исторического источника только продуктами человеческой деятельности, не учитывая взаимодействия общества и природы, роли природы и социальной жизни человека, не вовлекая в научную практику всего того, что помогает познать ход исторического процесса во всем его многообразии. Однако большинство советских историков сочли такой подход слишком широким. В рамках материалистической парадигмы были сформулированы следующие характеристики исторического источника: • сложное общественное явление, • диалектическое единство объективного и субъективного, • объект, созданный человеком на основе личных субъективных образов реального объективного мира, • единство непосредственного и опосредованного отражения действительности, • материальный продукт прошлой деятельности человека, • продукт определенных общественных отношений. Л. Н. Пушкарев отмечал, что каждый источник представляет собой сложное общественное явление, диалектическое единство объективного и субъективного, «объект, созданный человеком на основе личных субъективных образов реального объективного мира». Другой отличительной чертой источника историк назвал «непосредственное отражение им исторической действительности». Однако эта непосредственность относительна, так как автор может быть участником событий или получить информацию из вторых рук. В любом случае содержащаяся в источнике информация будет иметь одну общую черту - между источником и реальной действительностью находится только сознание автора, создателя источника. Кроме того, Л. Н. Пушкарев обращал внимание на то, что в совокупности источников отображаются не только конкретные события, факты и явления, но и более общие исторические процессы. Еще одна характеристика исторических источников, по его мнению, заключается в том, что историческое прошлое в них не только отображается, но и воплощается, поскольку любой источник, отображая в своем содержании историческую действительность, сам всегда является неотъемлемой частью действительности. Под воплощением Л. Н. Пушкарев понимал тот факт, что любой исторический источник есть часть действительности, так как не только содержит в себе сведения о фактах, но и сам всегда является одновременно историческим фактом. Г. М. Иванов рассматривал социальную природу исторического источника как «материального продукта прошлой деятельности человека, как общественно-историческое явление, в котором находят свое воплощение и отражение социальные условия жизнедеятельности людей». Социальная природа исторического источника представляет собой, по мнению Г. М. Иванова, результат опредмеченной в нем человеческой деятельности. Наиболее глубоким выражением социальной природы исторического источника является присущее ему диалектическое единство объективного и субъективного. Он объективен прежде всего потому, что существует в форме «внешнего предмета, вещи» и независимо от создавшего его человека. Вместе с тем исторический источник, являясь продуктом труда, включает в себя субъективное, выражающее человека, его потребности и сознание. В процессе исторического познания исторические источники выполняют гносеологическую функцию. Г. М. Иванов провел сравнение понятий «исторический источник», «реликт», «памятник» и пришел к некоторым выводам. «Превращение» реликта в исторический источник совершается тогда, когда реликт как продукт прошлой деятельности включается в процесс деятельности познающего субъекта, использующего его уже в качестве средства познания прошлого. Так, всякий исторический источник субстанционально является реликтом, но не всякий реликт функционально выступает как исторический источник. В середине 1980-х гг. в исследовательской и учебной деятельности часто использовалось определение исторического источника, разработанное А. П. Пронштейном и И. Н. Данилевским: Историческим источником можно считать все продукты деятельности людей, которые содержат в себе информацию о реальной жизни общества в единстве непосредственного и опосредованного отражения, свидетельствуют о закономерном процессе развития человеческого общества и, будучи вовлечены в сферу исторического исследования, служат средством исторического познания. Еще одно общепризнанное определение принадлежало М. А. Варшавчику: Исторический источник - это материальный носитель исторической информации, возникший как продукт определенных общественных отношений и непосредственно отражающий ту или иную сторону человеческой деятельности. Особый взгляд на ключевое понятие источниковедения продемонстрировал в своих работах на рубеже 1970-80-х гг. И. Д. Ковальченко, сформулировав информационный подход. Ученый выделил главную, на его взгляд, из прикладных задач источниковедения - повышение информативной отдачи источников. Эта потребность обусловлена тем, что всегда имеет место определенное несоответствие между информацией, которая необходима историку для изучения тех или иных явлений и процессов, и тем, что непосредственно несут в себе источники. Само это несоответствие порождено различиями между целями, которые преследовали авторы источников, и теми познавательными задачами, которые ставят перед собой историки, обращаясь к историческим свидетельствам. С расширением и усложнением круга исследуемых проблем растет потребность в сведениях, которые непосредственно в источниках не выражены. Эта потребность может удовлетворяться, во-первых, путем вовлечения в научный оборот новых, ранее не изученных источников и, во-вторых, посредством повышения информативной отдачи уже известных источников. Первый путь ограничен, поэтому разработка принципов, путей и методов повышения информативной отдачи источников, подчеркивал И. Д. Ковальченко, является более актуальной задачей источниковедения. С целью решения этих вопросов ученый предлагал обратиться к учению об информации, имея в виду, что все исторические источники являются носителями социальной информации. Привлечение в методологию источниковедения положений учения об информации потребовало скорректировать представления об историческом источнике, проанализировав его природу с позиций трех аспектов информации - прагматического, семантического и синтаксического. Подход И. Д. Ковальченко строился на понимании социальной информации в широком смысле - как всей совокупности сведений, которые содержатся в исторических источниках, и в узком - как совокупности сведений и данных источников, которая вовлечена в научный оборот и используется для изучения тех или иных явлений и процессов. В последнем случае информация рассматривалась как действующее знание. Главная идея, на которой основывался ученый, заключалась в том, что возникновение большинства исторических источников представляет собой информационный процесс. В этом процессе фигурируют объект, то есть историческая действительность, субъект, то есть творец источника, и информация, являющаяся результатом отражения объекта субъектом. Всякий информационный процесс всегда имеет прагматический аспект, то есть творец источника обязательно преследует определенную цель, выявляя сведения о реальном мире. Эти сведения требуются для решения определенных задач: общественных, социальных, политических, управленческих или личных. То, что потом стало исторической информацией, зафиксированной в исторических источниках, первоначально являлось информацией, необходимой для удовлетворения практических нужд. Это утверждение в одинаковой мере относится и к законодательству, и к делопроизводственным документам, и к статистике, и к периодической печати, и к личной переписке и т. д. Целевая заданность исторических источников в момент их возникновения обусловливает то, что всякий источник не только отражает реальность, но и сам является неотъемлемым компонентом этой реальности. Одним из основных проявлений субъективного момента в информационном процессе является наличие в нем прагматического, целевого аспекта. Однако целевое извлечение информации само по себе не исключает возможности получения объективной информации. Более того, для достижения цели субъекту необходима объективная информация. Поэтому субъект в меру понимания этих задач стремится получить объективную информацию о реальной действительности. Степень этой объективности и ее размах могут быть разными. Но всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и поэтому в семантическом отношении нет источников, которые непригодны для использования в историческом исследовании. Принципиально важным для источниковедения И. Д. Ковальченко считал тот факт, что источник нужно рассматривать как носитель двойной информации. С одной стороны, он опосредованно, через сознание субъекта отражает объект, а с другой - непосредственно характеризует создателя источника (субъекта), прежде всего позволяя изучить его цели и методы их достижения, а также особенности восприятия исторической действительности. Например, мемуары содержат опосредованную информацию о реальном мире и непосредственную о мемуаристе. Жалоба крестьянина на помещика опосредованно отражает отношение помещика к крестьянам и положение последних, а непосредственно - мотивы и цели жалобы. Поэтому, даже если источник не содержит никакой объективной информации об объекте, в нем присутствует какая-то объективная информация о его творце (авторе источника), то есть о субъекте. Историк обратил внимание на факт большей субъективности данных, которые являются результатом всякого рода извлечений, сводок и переработок первоначальных сведений. Все извлечения и сводки не только ведут к той или иной потере первичной информации, но и являются неоднократно субъективизированным отражением исторической действительности. К субъективному фиксированию первоначальных сведений здесь прибавляется субъективность переработки исходной информации, так как она предпринимается также с какой-то целью. И. Д. Ковальченко привел примеры таких источников, в которых субъективизация является многократной. Это, во-первых, всякого рода последовательные и многоступенчатые выборки и сводки данных и, во-вторых, редакции и списки различных памятников. Критический анализ таких источников усложняется и предполагает дополнительные этапы выявления информационных потерь и объективности последующих сводок и переработок. Целевое происхождение исторических источников обусловливает то, что в содержательном отношении они характеризуют историческую реальность селективно, избирательно. Объем и характер информации, возникающей в информационном процессе, не определяются исключительно той целью, для которой она выявляется. Органическое свойство информационного процесса состоит в том, что всегда наряду с той информацией, которую субъект стремится получить преднамеренно, извлекается информация избыточная, которая не интересует творца источника. Указанные два вида информации И. Д. Ковальченко называет: 1) информацией выраженной, воспринимаемой и 2) информацией скрытой, структурной. Они могут быть истолкованы с позиции семантического аспекта информации. В плане семантическом, то есть с точки зрения содержания исторических источников, наиболее существенным итогом учения о социальной информации, относящимся к источниковедению, И. Д. Ковальченко считал вывод о том, что в результате отражения субъектом исторической действительности и в процессе его практической деятельности возникает информация выраженная и скрытая. Многообразие взаимосвязей, присущих явлениям окружающего мира, обусловливает то, что в исторических источниках, несмотря на избирательность, содержится безграничный объем скрытой информации о сложных явлениях действительности. Их анализ на основе сведений, непосредственно выраженных, позволяет выявлять информацию скрытую. Понимание природы исторических источников в контексте семантического аспекта информации создает возможности для неограниченного повышения их информационной отдачи в ходе исторических исследований. Ученый подчеркивал, что информационная неисчерпаемость присуща всем историческим источникам. Однако можно выделить типы и виды источников, которые содержат особенно большой объем скрытой информации. Такими, по мнению И. Д. Ковальченко, являются массовые источники, то есть источники, характеризующие массовые явления и процессы и различного рода общественные системы. Как правило, такие источники не только содержат сведения о больших или меньших совокупностях объектов, но и позволяют анализировать их по целому ряду признаков. Это расширяет возможности для изучения взаимосвязей, то есть извлечения скрытой, структурной информации. Важным свойством скрытой информации историк считал ее наименьшую степень подверженности субъективным искажениям. Существенным, отмечал ученый, для решения ряда проблем источниковедения является разрабатываемый в учении об информации и в семиотике (науке о знаковых системах) синтаксический аспект информации. Этот аспект касается прежде всего способов и форм отражения в источниках реального мира. Социальная информация теми или иными техническими средствами фиксируется на определенных материальных носителях в виде тех или иных знаковых систем или натурального (фотография и кино) и художественного воспроизведения действительности. Это позволяет хранить и передавать информацию. Поскольку язык является действительным выражением сознания, материальной формой мысли и средством человеческого общения, универсальной формой выражения информации оказываются естественные языки. В силу этого именно письменные источники считаются основной категорией исторических источников.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |