Историческими фактами (в идеале) ученый называл
...все социально значимые события, все многообразные явления общественной жизни, всю бесконечность мира социального, независимо от шкалы значений и параметров данного явления, события, как поразившие воображение современников, так и прошедшие для них незамеченными. Разнородность сфер общественной жизни вела к необходимости классификации исторических фактов, среди которых различали факты экономические, социальные, политические и т. д. Кроме того, на уровне эмпирического наблюдения выделялись факты уникальные, массовые, статистические. В зависимости от времени - события моментальные, периодические, циклические. Относительно второй разновидности фактов, тех, которые запечатлены в историческом источнике, выделялась проблема соотношения: а) сказанного с тем, что создатели источника желали сказать; и б) содержания со значением. Названная проблема определялась как одна из ведущих в источниковедении. В условиях фрагментарности исторических источников, опосредованной передачи, различных способов фиксации и других характерных черт повышается значение методов научного обобщения абстракции, сравнительного анализа для установления научно-исторических фактов. Научно-историческими фактами считались не переписанные и перенесенные в исторический труд сведения, а только факты, поставленные в надлежащую связь, подкрепленные научной концепцией. Связывая вопросы развития исторической науки с проблемой «исторического факта», М. А. Барг подчеркивал: Поскольку число фактов-событий, представленных в исторических источниках, сравнительно ограничено, а число фактов-граней, связей бесконечно, то именно в выявлении новых, ранее неизвестных сторон, связей, сцеплений, переходов и будет состоять прогресс исторического знания. С тех пор как наука отказалась от концепции эмпирического факта XIX в. и его позитивистского толкования, представления о соотношении между результатами наблюдений и интерпретациями, превращающими их в «факты», все более усложняются. Современная трактовка факта в европейской исторической науке базируется на фундаментальной идее Л. Февра о том, что «установить факт - значит выработать его. Иными словами - отыскать определенный ответ на определенный вопрос». Французский историк А. Про говорит о факте, как неоспоримом и жестком элементе дискурса историков. В системе исторического познания он выделяет взаимосвязь между фактами, документами и вопросами. Факт для исторического исследования - это основа, а для утверждений историка - доказательство. От аккуратности и корректности воссоздания фактов зависит солидность исторического текста, подчеркивает ученый. Он видит неразрывную и ярко выраженную корреляцию между фактами и предварительными гипотезами исследователя, вопросами, которые должен осознавать историк и без которых он «потерял бы ориентацию, не зная, ни что искать, ни нигде искать»: Каковы бы ни были на практике используемые документы и какие бы ни возникали вопросы, на стадии установления фактов на первый план выходит достоверность или правдивость текста, представленного историком на суд публики. Английский историк Дж. Тош вслед за Э. Х. Карром проводит различие между фактами прошлого и историческими фактами: объем первых безграничен и в своей полноте непознаваем, вторые представляют собой результат отбора, сделанного историками в целях научной реконструкции и интерпретации. Научный отбор всегда требует установления системы критериев, принципов, на основе которых исторические факты будут отбираться. В этом смысле Дж. Тош также видит зависимость результата выбора от тех вопросов, которые задает себе историк, приступая к данной работе. Он предполагает, что существенного прогресса в познании можно достичь, сформулировав четкую гипотезу и сопоставив ее с документальными свидетельствами. Однако хорошо известно, что выбор тех или иных событий в качестве «исторических фактов» зависит от эпохи, историографических основ, представлений и концептуальных подходов конкретного историка: у каждого автора свой набор принятых и исключенных фактов. Эпоха постмодерна второй половины XX столетия породила «интеллектуальные вызовы» в форме «лингвистического», «исторического» и «прагматического» поворотов. Понимание связи между историком, источником и историческим контекстом (реальностью прошлого) усложнилась. На первый план вышла проблема интерпретации взаимосвязи сведений источника и социально-исторического контекста. Это обусловило включение в методологический арсенал исторической науки современных концепций философской герменевтики, теории языка и дискурса. То внимание, которое представители постмодернизма уделяют роли текста, рассматриваемого как важная культурологическая единица, несомненно, способствует углублению текстологического анализа в практике конкретных исторических исследований. Однако идея постмодернизма о том, что исследователь не в состоянии констатировать отношение текста с самой реальностью, что он способен лишь фиксировать соотношение текстов друг с другом и эта их связь порождает множество подлежащих интерпретации смыслов, не согласуется с позицией историка. Историк полагает, что при изучении текстов, являющихся историческими источниками, ему удается выявить и изучить определенные проявления многофакторной исторической реальности.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |