Классификация исторических источников .
В научной исторической литературе термины «классификация» и «систематизация» исторических источников чаще всего применялись и употребляются до сих пор как синонимы. В этой связи хотелось бы присоединиться к точке зрения Л. Н. Пушкарева, высказанной им в единственной советской монографии, посвященной проблемам классификации письменных источников. Для Л. Н. Пушкарева, когда речь идет о теоретических вопросах источниковедения, термин «классификация» являлся предпочтительным. Систематизация источников, по мнению ученого, теснейшим образом связана с целями и задачами исследования. Задача систематизации - сделать обозримыми для историка-исследователя выявленные источники, сгруппировать их, помочь в отыскании нужных фактов, определить возможный объем материала, подлежащего изучению, и т. д. Цель систематизации - чисто служебная, вспомогательная: создание такой системы, которая полнее раскрывала бы содержание изучаемых источников. Причем выбор этой системы целиком определяется волей историка-исследователя. Одни и те же источники можно систематизировать по самым разным признакам (хронологический, проблемный, персональный, географический и т. п.) в зависимости от целей исследования. Под классификацией источников Л. Н. Пушкарев понимал ...раскрытие внутренней необходимой связи между различными типами, родами и видами источников. Эти связи изначально заложены в источниках, присущи им с момента их возникновения, объективны и независимы от воли историка-исследователя... <...> ...Систематизация - приведение источников в определенную систему по выбору историка-исследователя в зависимости от целей его исследования. Это практическая задача. Задача классификации - разделить источники на такие группы, которые изучаются близкими, сходными приемами и способами, то есть связать классификацию источников с методикой их изучения. Классификация не просто систематизирует источники в удобные для изучения группы, а способствует их познанию, является одним из способов и средств этого познания. Одна из целей классификации - указание пути и форм возникновения новых типов, родов и видов источников. Таким образом, заключал Л. Н. Пушкарев, если систематизация источников относится к области методики их изучения, то классификация связана с теорией источниковедения, с методологическими проблемами исторической науки вообще. И если целью систематизации источников является группировка исходного материала, отражающая уровень данного конкретного исследования, то цель классификации - создание такой схемы, которая отражала бы уровень развития исторической науки и источниковедения на данный исторический период. Смену различных классификационных схем Л. Н. Пушкарев называл закономерным историографическим явлением. Итак, классификацию ученые определяют как логическую операцию, состоящую в разделении изучаемых объектов на отдельные виды и классы по обнаруженным сходствам и различиям, на основе знания их закономерной связи. Причем признаки, на основе которых проводится классификация, должны быть не случайными, а существенными. Необходимость классификации вызвана потребностью, во-первых, разобраться во все увеличивающейся массе исторических источников, с наибольшей полнотой выявить источники по определенной теме; во-вторых, определить методы их научного изучения. Существенным и очень важным теоретическим вопросом при разработке системы классификации исторических источников является выбор основания их деления. Научное значение классификации зависит от того, насколько правильно выбран принцип деления и с какой степенью последовательности он применен. Из историков, работавших в XIX - начале XX в., наиболее общую, обладающую чертами универсальности и всеобщности классификацию исторических источников и заключенных в них сведений дали И. Г. Дройзен, Э. Бернгейм, А. С. Лаппо-Данилевский. Они делили источники на две группы: 1) остатки культуры, 2) исторические традиции (предания). Остатки они считали частью исторического факта и доверяли им больше, чем традициям, но только в том случае, если подлинность остатка доказана. Тогда, по мнению ученых, источники можно вводить в историческое исследование без применения к ним критического анализа. Достоверность же исторических традиций нуждается в проверке, так как, с их точки зрения, они удалены от исторического факта на определенную временную дистанцию и в них могут содержаться субъективные оценочные суждения автора источника. Ш. Сеньобос и Ш. В. Ланглуа предложили деление источников и фактов на «непосредственные следы» прошлого, заслуживающие особого доверия, и «косвенные следы». М. Блок также придерживался деления источников на две большие группы: «намеренные» и «ненамеренные» источники. В первом случае цели автора обнаруживаются в источниках, они ясны, во втором - создатели источников не преследовали каких-либо явных целей, поэтому эта группа оценивалась как наиболее важная для историка. В первые годы советской власти отечественные исследователи (Л. П. Карсавин, С. А. Жебелев, О. А. Добиаш-Рождественская,В.И. Пичета и др.) в вопросах деления исторических источников стояли на позициях академической науки. С. А. Жебелев, присоединяясь к точке зрения Э. Бернгейма, делил исторические источники на две большие группы: 1) памятники или материалы, непосредственно сохранившиеся от изучаемых событий; 2) свидетельства, которые излагают события на основании каких-либо источников. О. А. Добиаш-Рождественская во многом следовала за точкой зрения Ш. Сеньобоса и делила источники на две большие группы: 1) вещественные остатки (немые памятники); 2) письменные памятники (символические следы). Одной из первых после 1917 г. специальных источниковедческих работ, где подробно рассматривался вопрос деления источников, был учебник В. И. Пичеты, опубликованный в 1922 г. Автор предложил следующую систему деления источников, называя выделенные группы «видами»: 1) вещественные (предметы археологических раскопок, вещественные остатки); 2) устные (былины, сказки, исторические песни, пословицы, поговорки, различные поверья, народные легенды, стихи, частушки); 3) письменные (летописи, хронографы, акты публичного и гражданского права, мемуары, письма, политические сочинения, жития святых, документы по внешней политике, исторические и историко-литературные печатные издания и сборники, записки иностранцев и т. д.). В последующие годы обсуждаемыми вопросами в области теоретических проблем классификации исторических источников становятся следующие: 1) количество признаков (один или несколько), которые должны быть положены в основу научной системы классификации; и 2) собственно признаки (критерии) классификации. Г. П. Саар в работе «Источники и методы исторического исследования» (1930) признавал принципиальную возможность деления источников по различным признакам: происхождение, содержание, характер, место хранения и др. Он также высказывал свое согласие со схемой С. А. Жебелева, а значит, и Э. Бернгейма. В начале 1930-х гг. С. Н. Быковский, подчеркивая условность существующих классификационных систем, предложил делить источники на четыре основных группы: 1) устная традиция (древнейшая форма передачи очевидцами известий о пережитых событиях); 2) письменная (и печатная) традиция (исторические источники в «тесном» смысле); 3) вещественные памятники и традиции в изображениях; 4) пережитки (в быте, нравах, учреждениях общества). Вторая группа делилась историком на категории, которые он определял как «виды» или «формы» исторических источников: летописи, жития святых, биографии, записки, мемуары, политические сочинения, юридические памятники, эпиграфический материал. В выводах С. Н. Быковского просматривается невысокий уровень теоретического осмысления вопросов классификации. Это проявилось, например, в том, что он отказывал в самостоятельности периодической печати, не выделяя ее в особый вид исторических источников, ссылаясь на характерное для газетных материалов многообразие жанров. М. Н. Тихомиров в своем учебнике, опубликованном в 1940 г. присоединяется к общему делению источников на остатки и традиции и оценивает их с точки зрения достоверности и ценности для исторического исследования: В науке давно уже существует представление о двух типах исторических источников. К первому относятся так называемые исторические остатки, ко второму - историческая традиция. Под историческими остатками понимаются остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.). Под исторической традицией понимается отражение какого- либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.). <...> Исторические остатки являются более правдивым материалом, чем историческая традиция. Но количество их невелико; кроме того, они охватывают обычно лишь небольшой круг исторических явлений. При всей ценности исторических остатков, без помощи исторической традиции невозможно было бы написать связную историю многих народов. М. Н. Тихомиров предлагает историкам пользоваться как остатками, так и традициями, распределяя все исторические источники на пять групп, которые, как и В. И. Пичета, обозначает «видами»: 1) вещественные (археологические памятники, предметы быта, нумизматический материал, архитектурные памятники); 2) этнографические (пережитки); 3) лингвистические (географическая номенклатура, разговорный и книжный язык); 4) устные (устный рассказ, былины, песни, пословицы и т. д.); 5) письменные: а) памятники литературного характера (летописи, хроники, хронографы, жития, мемуары, памфлеты и т. д.); 6) памятники актового характера (грамоты или акты в широком смысле этого слова, законодательные памятники, письма, юридические документы и т. д.). Следуя учебным задачам, М. Н. Тихомиров изложил материал в хронологической последовательности. Он объединил исторические источники по истории России в пять больших групп: по древнейшей истории; по истории Киевской Руси; по истории периода феодальной раздробленности; по истории Русского государства XVI-XVII вв.; по истории России XVIII в. Внутри этих хронологических разделов источники были систематизированы по происхождению и по видам. Данный принцип вошел в практику преподавания источниковедения в вузах. Проблема классификации исторических источников обсуждалась в 1950-е гг. в МГИАИ в связи с подготовкой программы общего курса «Источниковедение истории СССР». В качестве критерия деления письменных источников было предложено учитывать их содержание: по социально-экономической истории; по истории внутренней и внешней политики; по истории общественно-политической мысли и культуры и т. д. Однако эта классификационная система вызвала возражения у некоторых ученых. Так, В. К. Яцунский указал, что при такой классификации все внимание исследователей сосредоточится на описании материала, который содержит источник, а не на методике его исследования. Кроме того, источники комплексного характера могли попадать сразу в несколько групп. В результате основным для структуры курса отечественного источниковедения стал видовой принцип классификации исторических источников, что позволяло говорить о методах анализа их разновидностей. В то же время различные виды исторических источников вписывались в общую структуру источниковедческой базы определенных исторических эпох и анализировались в контексте развития социально-экономических формаций. В 1958 г. в «Трудах МГИАИ» вышла научная статья В. К. Яцунского «К вопросу о классификации письменных исторических источников». Автор присоединился к системе деления, приведенной в учебнике М. Н. Тихомирова, и подчеркивал, что классификация источников, являясь необходимым предварительным приемом для введения их в научную практику, должна базироваться на едином научном принципе. В качестве последнего он видел методику анализа источников и на этой основе делил источники на виды, так как именно видовая принадлежность определяет единые или очень близкие приемы анализа письменных документов. Кроме того, вслед за М. Н. Тихомировым В. К. Яцунский считал возможным принять хронологическую систематизацию материалов, определив для каждого исторического периода свой перечень разновидностей источников. В целом к 1960-м гг. сложилось общепринятое в современном отечественном источниковедении деление всей совокупности исторических источников на шесть групп: 1) письменные; 2) вещественные; 3) лингвистические; 4) этнографические; 5) устные; 6) кинофотофонодокументы (позже последняя группа была разделена на две: кинофото- и фонодокументы). Однако у этой классификационной системы были критики. С. М. Каштанов и А. А. Курносов первыми выразили сомнение в ее теоретической состоятельности, поскольку здесь, как они отметили, смешаны два принципа деления источников: во-первых, по способу передачи явлений (вещественные, устные, письменные) и, во-вторых, по объекту исследования разных наук (этнографические и лингвистические). Позже И. Д. Ковальченко также критиковал непоследовательность этой классификации за неоднозначность критериев деления: одни группы выделены по форме отражения действительности; другие - по способу фиксирования информации; третьи - по объекту отражения. Указывал И. Д. Ковальченко и на другие изъяны данного подхода: например, этнографические материалы могут стать источником только после того, как будут зафиксированы либо письменно, либо на видео-, аудиопленку. В. П. Данилов и С. И. Якубовская (1961), анализируя основные направления советской историографии в области классификации письменных источников, отметили слабые стороны двух основных систем деления источников - по видам и по содержанию. Ученые высказывали сомнение о возможности создания системы деления, пригодной для всех случаев исторического исследования, и предлагали определить единые основные принципы классификации. В то же время авторы подчеркивали перспективность известного подхода распределения исторических источников на «остатки» (подлинные письменные документы, созданные непосредственно в процессе исторического действия: законодательные акты, ведомственные распоряжения и приказы, договоры, уставы, записи речей и выступлений, протоколы, переписка и т. д.) и «традиции» (источники, передающие историческое событие, это не сам факт, а его отражение в источнике: отчеты, пресса, мемуары и т. д.). Кроме того, историки высказались о принципах научной классификации источников, которая возможна, по их мнению, только при одновременном учете нескольких признаков - содержания, происхождения и вида источникового материала. В том же 1961 г. на страницах журнала «Новая и новейшая история» имела место дискуссия по вопросу деления источников Нового времени. В ней, главным образом, принимали участие вузовские преподаватели источниковедения, и, следовательно, она носила прикладной характер. В результате большинство участников и редколлегия журнала присоединились к видовому принципу деления письменных источников. Интересный опыт классификационной системы был предложен в теоретической работе С. М. Каштанова и А. А. Курносова. Ими была предпринята попытка теоретического обоснования нового принципа деления письменных источников и дана критика иных систем деления. Они высказались за деление источников по происхождению, аргументируя тем, что вид документа - категория вторичная, производная от породивших его условий и отношений. Под происхождением они понимали сумму признаков, определяющих место источников в общественной жизни, их целевое назначение, авторство, обстоятельства появления. В целом эта схема опиралась на базисно-надстроечную конструкцию теории общественно-экономических формаций. Исходя из этого принципа, историки разделили все письменные источники на возникшие в трех сферах: социально-экономических отношений; социально-политической борьбы, общественной мысли и культуры; семейно-личных отношений. Историки утверждали, что классификация по происхождению коренным образом отличается от классификации по содержанию, поскольку в ее основу кладется не то, что отражается в источнике, а то, как оно отражается в силу специфики происхождения. Этот подход вызвал критику авторитетных советских историков Л. В. Черепнина и Е. А. Луцкого, которые отмечали, что: • большинство источников возникли в условиях очень сложного переплетения общественных отношений и это затруднит практическое использование данной классификации; • если и допустить, возникновение источника в какой-то определенной сфере, то из этого не следует, что он будет отражать только отношения, характерные для этой сферы. В конце 1960-х гг. М. А. Варшавчик в своем учебном пособии по историко-партийному источниковедению подверг критике принятые до сих пор системы деления, основанные на одном из признаков: содержание, происхождение, близость к факту и т. д. Историк сделал вывод, что не может быть выработано научной классификации, основанной на одном-единственном принципе деления, так как разные источники характеризуются различными чертами, качествами и свойствами. Поэтому, отмечал ученый, источники надо классифицировать и по их классовой направленности, и по видам, и по происхождению, и по авторству, допуская, таким образом, множественность принципов классификации. Благодаря теоретическим исследованиям и дискуссиям в области проблем классификации исторических источников к началу 1970-х гг. в научной и учебной литературе утвердилась типовидовая система деления исторических источников в контексте формационного подхода. Видовой принцип получил теоретическое обоснование в работах О. М. Медушевской, В. К. Яцунского, А. П. Пронштейна, Л. Н. Пушкарева, И. Д. Ковальченко и др. Видовая категория представлялась очень важной и значительной в классификационном процессе. Поэтому для осмысления классификационных систем необходимо разобраться в критериях причисления исторических источников к одному виду. О. М. Медушевская под видом понимала «источники, имеющие устойчивые общие признаки, возникшие и закрепившиеся в силу общности их функций в жизни общества». При этом историк не сводила эту общность признаков только к форме источника, которая определяется его практическим назначением, а включала в видовые свойства и элементы содержания источника. А. П. Пронштейн и И. Н. Данилевский, в свою очередь, отмечали определенные трудности в делении источников на виды из-за глубокой органической взаимосвязи отдельных видов и разновидностей источников между собой, вследствие чего многие виды образуют комплексы близких по своему характеру источников. В то же время определяющими видовыми признаками они называли внутреннюю форму источника, его структуру, единство происхождения, содержания и формы, связанных с целевым назначением исторических свидетельств. Значение видовой классификации И. Д. Ковальченко видел в том, что выделение видов исторических источников открывает возможности для выявления их эволюции. Типовидовая классификационная система, получившая законченное оформление в работах Л. Н. Пушкарева, связана с представлением о предметных областях других гуманитарных наук и их методике. «Типами» исторических источников здесь названы те классы, которые ранее (в учебниках В. И. Пичеты, М. Н. Тихомирова) именовались «видами». Типологические системы обычно появляются в науке для описания множества разнородных объектов и решения задач их упорядочения и объяснения. Основные классификационные понятия - тип, род, вид - употреблялись как в российском, так и в советском источниковедении. Однако точное определение этим категориям было дано Л. Н. Пушкаревым в монографии «Классификация русских письменных источников по отечественной истории» (1975). Здесь эти понятия были рассмотрены в системе. Ученый доказывал, что типологическая система классификации с наибольшей полнотой и последовательностью отражает ту всеобщую связь и взаимообусловленность явлений в природе и обществе, которая в области источниковедения проявляется с особой наглядностью в тесном переплетении между собой типов, родов и видов источников, в отсутствии резких, непереходимых границ между ними, в наличии смешанных, переходных форм. Основанием деления при классификации источников, по мнению Л. Н. Пушкарева, должно быть самое общее, самое основное, самое существенное свойство источника. Таким наиболее общим свойством он считал тип исторического источника, предопределяющий его источниковедческую ценность и методику изучения. Под типами ученый подразумевал «наиболее широкие категории источников, которые отличаются друг от друга принципом хранения и кодирования информации». Основные типы исторических источников с точки зрения кодирования в них информации, выделенные Л. Н. Пушкаревым, неоднократно рассматривались в качестве основы классификации отечественными историками первой половины ХХ в.: 1) письменные, 2) вещественные, 3) устные (фольклорные), 4) этнографические, 5) данные языка, 6) кинофотодокументы, 7) фонодокументы. Наиболее общая черта - способ кодирования содержащейся в источнике информации - позволяет, считал ученый, наметить не только определенные типы источников, но и, объяснив наличие переходных типов, подчеркнуть непрерывность деления и возможность возникновения новых типов исторических источников. По словам Л. Н. Пушкарева, поместив в основу деления способ кодирования заключенной в источниках информации, кроме семи перечисленных типов, получаем также два переходных: данные антропологии и географическая среда. Первый одновременно относится к источникам историческим и биологическим, второй - к историческим и естественным. Ученый отмечал, что вычлененные в результате деления типы источников в силу спецификации способов кодирования информации требуют для своего изучения особых специфических приемов и методов изучения. Поскольку способы кодирования заключенной в источнике информации различны, различна и методика изучения отдельных типов источников. Деление исторических источников на документальные и повествовательные также было знакомо историкам начиная с 30-х гг. в 19в. В разное время этим категориям присваивались различные наименования: «разряды», «группы», «категории». Л. Н. Пушкарев предложил именовать их термином род и присоединился к дефиниции, данной в «Словаре современного русского литературного языка» (1961), гласившей, что род - «это каждый класс предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся его видами». С точки зрения Л. Н. Пушкарева, внутренним признаком, отличающим документальные источники от повествовательных, является преобладание отображения или воплощения действительности в источнике. В одних источниках отображается и далекое прошлое в виде рассказа, предания (устного или письменного), и живое настоящее, так как источник является одновременно и историческим фактом. В других ничего не говорится о том прошлом, которое совершилось до создания самого источника, но много различных фактов, сведений и черт, которые свидетельствуют о многообразном воплощении исторической действительности в данном письменном источнике. Таким образом, в первом случае мы имеем дело с повествовательными источниками, рассказывающими о прошлом или настоящем, во втором - с источниками документальными, которые сами по себе являются документом, подтверждающим историческое настоящее по отношению ко времени создания документа. Л. Н. Пушкарев подчеркивал, что любой источник и отображает, и воплощает в себе историческую действительность одновременно. Все дело в том, какой из этих двух процессов - отображение или воплощение - преобладает в данном источнике. Если источник больше рассказывает о прошлом, совершившемся до возникновения самого источника, или повествует о настоящем в виде связного рассказа, - перед нами источник повествовательный. Если автор источника не ставит своей целью дать связный рассказ о событиях, а просто фиксирует происходящее, то мы имеем дело с документальным источником. Однако оба эти процесса могут сосуществовать в любом историческом источнике. Среди письменных источников Нового и Новейшего времени, по мнению ученого, много таких, которые стоят на грани этих категорий, например отчетная документация. Следовательно, между документальными и повествовательными источниками нет непроходимой грани. Л. Н. Пушкарев отмечал, что документальность или повествовательность источника - это его реальное, объективное свойство, с момента возникновения присущее источнику, а не привносимое в него исследователем. Историк не может изменить по своему желанию характер источника и превратить деловую бумагу в повествование о прошлом. Следовательно, такое деление вытекает из самой природы письменного источника и связано с процессом отображения и воплощения в нем действительности. Л. Н. Пушкарев ставил вопрос о связи деления источников на роды с проблемой достоверности. По его мнению, прямой связи здесь не существует. Но установление документальности или повествовательности письменного источника необходимо для определения тех приемов и способов изучения, которые могут дать наиболее полные результаты. Значительная часть этих методов является общей для всех письменных источников. Но у документов и повествований (по аналогии с остатками и традициями) имеются и специфические черты, которые заставляют выделять, например, дипломатику как особую часть источниковедения или разрабатывать характерные подходы к изучению мемуаров, художественных произведений и т. д. Таким образом, установление документальности или повествовательности письменного источника помогает исследователю сразу определить, какими приемами и способами он может извлечь из источника необходимые ему факты, какова степень их полноты и достоверности, каковы пути дальнейшего изучения источника. Идея деления исторических источников на документальные и повествовательные в практическом смысле не была новой. Ею давно пользовались, например, историки-медиевисты. Классификационная система Э. Бернгейма также учитывала специфику источников, порождаемую степенью их близости к описываемым событиям. А. П. Пронштейн и И. Н. Данилевский, анализируя выводы Л. Н. Пушкарева, отмечали нецелесообразность деления письменных источников на роды как избыточный, промежуточный этап в построении классификационной системы между типом и видом источников и высказались, таким образом, в пользу типовидового подхода. Как уже отмечалось выше, рассмотренные два больших рода письменных источников, в свою очередь, распадаются в системе Л. Н. Пушкарева на более мелкие составные части - виды: это исторически сложившиеся комплексы письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры и внутренней формы. Л. Н. Пушкарев опять остановился на вопросе о взаимосвязи между достоверностью источника и его видовой принадлежностью, подчеркнув, что не может быть оказано предпочтения одному источнику перед другим только потому, что один источник - акт, а другой - рассказ современника. Источниковедческая ценность памятника, по мнению ученого, определяется целой суммой признаков, хотя существуют виды источников, хранящие необыкновенно богатую информацию о прошлом, и другие - несущие сведения узкого характера. Оба рода письменных источников у Л. Н. Пушкарева делятся по традиции на виды, количество которых, по его мнению, постоянно увеличивается. Практика источниковедческого анализа свидетельствует о том, что некоторые виды письменных источников могут быть объединены (в пределах рода) в особые категории, имеющие схожие особенности происхождения, содержания и формы. Эти категории, по аналогии с классификационными схемами других наук, историк назвал разрядами. Таков разряд статистических материалов, состоящий из нескольких видов и разновидностей, большой разряд актов, разряд картографических материалов и т. д. - все это в пределах рода документальных письменных источников. Среди повествовательных памятников также могут быть выделены разряды: исторические труды (летописи, хронографы, анналы, хроники и т. д.), источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма, автобиографии) и пр. Одни из этих видов оказываются характерными для одного исторического периода, другие свойственны многим хронологическим эпохам. Учитывая приведенные выше рассуждения, Л. Н. Пушкарев предложил циклическую систему деления источников, которая, по его мнению, наиболее убедительно подчеркивает взаимосвязь различных типов источников и наличие переходных групп между ними (рис. 1). Циклическая система классификации изображает всю совокупность исторических источников в виде замкнутого круга, разделенного (условно) на семь основных типов. Однако эти типы не отделены друг от друга непереходимой границей, наоборот, между ними находится большое количество переходных форм. Количество этих переходных форм различно, как отмечает ученый, на рис. 1 обозначены лишь наиболее яркие и показательные. Так, между основными типами источников существуют переходные: монеты, медали, гербы, печати, эпиграфические источники, вещественные источники с элементами письма. Например, берестяные грамоты (переходные между вещественными и письменными); фольклор, бытующий в письменной форме (переходный между письменными и устными); обрядовые жанры фольклора (переходные между устными и этнографическими) и т. д. С практической точки зрения бывает нужно развернуть циклическую систему в линейную, то есть в каком-либо условном месте разорвать замкнутый цикл источников и представить его в виде линейного ряда (рис. 2).
(Этнографические источники) Обрядовый фольклор (Устные фольклорные источники) Образные формы языка (Данные языка как источник) Лингвистические записи (Письменные источники) Эпиграфические источники (Вещественные источники) Изобразительные источники (Фотодокументы) Отдельные кадры из кинофильмов (Кинодокументы) Звуковое кино (Фонодокументы) Такая необходимость, по мнению Л. Н. Пушкарева, диктуется, прежде всего, стремлением показать, что ряд исторических источников бесконечен, так как с развитием науки и техники будут возникать новые типы исторических источников, основанные на новых способах кодирования информации. С другой стороны, линейный ряд циклической классификации наглядно может продемонстрировать связь исторических источников с естественно-физическими (географическая среда) и естественно-биологическими (антропологические данные) источниками. Естественнее всего, как считал ученый, разрыв провести в пункте, соединяющем этнографические источники с фонодокументами. Это может быть мотивировано той последовательностью в возникновении исторических источников, которая раскрывается данной линейной системой классификации (хотя вещественные источники по времени своего возникновения первичны, но в качестве источников они стали привлекаться к исследованию после письменных). Все переходные группы источников должны быть сохранены: они наглядно показывают непрерывность линейного ряда источников. Количество этих переходных групп легко может быть увеличено, и на рис. 2 они указаны разработчиком схемы лишь выборочно. Классификационная система письменных источников в графическом выражении строилась Л. Н. Пушкаревым на тех же самых принципах. Наиболее объективной графической формой классификации ученый считал циклическую, так как она наглядно показывает условность деления письменных источников и на два больших рода, и на разряды внутри этих родов, и на виды (рис. 3). Названия разрядов вынесены за пределы круга источников. Условность границ между группами источников графически выражена прерывистой линией. Виды, конечно, перечислены не все, по количеству их гораздо больше, чем указано на рисунке. Между всеми помещенными на рис. 3 видами можно найти переходные формы, которые будут содержать черты, общие для соседствующих видов (например, деловые и личные письма; географические труды теснейшим образом связаны с картографическими источниками и т. д.). При развертывании циклической системы классификации письменных источников в линейный ряд, разрыв между двумя родами будет условным и относительным (рис. 4). Л. Н. Пушкарев полагал, что логичнее всего провести этот разрыв в пункте, соединяющем картографические источники с научными, так как сама форма отображения и воплощения действительности в двух этих видах существенно и наглядно различается. В то же время линейка повествовательных источников будет оканчиваться научными трудами, то есть тем переходным видом, который стоит на грани исторического источника и исторического исследования. Таким образом, можно представить всю совокупность источников в виде непрерывного их ряда, переходящего в одном направлении в исторические исследования, а в другом - в изобразительные источники, восходящие к древнейшему периоду в развитии человечества. Давая оценку этой классификационной модели, С. О. Шмидт отмечал ее логическую нечеткость в области основания деления, а также отставание от современной источниковой базы «номинированных» в данной системе наук (лингвистика, этнография, фольклористика). Кроме того, указывались механистичность объединения кинофото- и фономатериалов, искусственный отрыв фотодокументов от других изобразительных источников, которым в классификации совсем не нашлось места. В то же время образовательное значение классификационной системы Л. Н. Пушкарева выражено достаточно явно. Несомненным является вклад ученого в развитие категориального аппарата данного раздела источниковедения. Наглядно представлены в линейной и циклической схемах системные взаимосвязи между различными классами исторических источников. Доказательно обоснованы отсутствие непроходимых граней между источниками различных типов и видов, наличие переходных форм, перспективы постоянного качественного и количественного развития этой системы. Типовидовая классификационная система, наглядно представленная Л. Н. Пушкаревым в циклической и линейной схемах, довольно прочно утвердилась в отечественном источниковедении и учебной литературе. Для многих действующих историков она остается актуальной до настоящего времени. Иной взгляд на проблему классификации исторических источников отражен в научном наследии И. Д. Ковальченко. Ученый доказывал, что к этому методологически сложному вопросу следует подходить с позиции трех аспектов информации (прагматический, семантический и синтаксический), в контексте которых им и была проанализирована природа исторического источника. Принятая большинством отечественных специалистов система деления всех исторических источников на семь типов, по мнению ученого, строилась непоследовательно, нарушая принцип единства классификации источников. Взамен И. Д. Ковальченко предложил более стройный и научно обоснованный подход, который в начале 1980-х гг. был <
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |