Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности на уроках технология при изучении раздела «Кулинария»



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности на уроках технология при изучении раздела «Кулинария» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В истории обучения предмета «Технология» фактически были проверены два основных пути:

а) изучение предмета на основе правила при пользовании сокращенной коммуникацией;

б) освоение предмета на основе коммуникации.

Первый способ хорошо представлен в известной грамматической системе обучения предмета «Технология». Согласно этой методике, обучение строилось на изучении правил с последующим переходом к устной речи. Многолетний опыт показал, что этот путь малоэффективен. Пользуясь правилами, обучающиеся должны были воссоздавать (порождать) новый для них кулинарный язык. Путь усвоения лежал через громадное количество ошибок, замедляющих темп усвоения языка и понижающих интерес к его изучению.

Второй путь изучения предмета (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания знания предмета, сформулированного в виде правил, снижала качество владения «Технологией», увеличивала сроки изучения предмета.

В итоге, в отечественной литературе наметилось сближение этих двух путей обучения предмета «Технологи». Данный факт является показательным в том смысле, что он эмпирическим путем доказал единство правил и действий.

Основным действием, с помощью которого осваивается предмет «Технология» раздел «Кулинария», является процесс общения, речевая коммуникация. В процессе коммуникации происходит не только обмен

мыслями и чувствами, но и освоение материала, придания ему обобщенного характера.

Попытки приблизить процесс обучения по его характеру и процессу коммуникации предпринимались в нашей стране еще с начала 60-х годов, опередив и Европу, и Америку, по крайней мере, лет на 10. Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски учителей, становилось ясно, что речь идет не просто об устойчивой тенденции, а о методе обучения.

Использование коммуникативной методики - объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе общения нужно в условиях общения, созданных в классе [5;3].

Это и определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. В этом случае коммуникативность рассматривается не как методический принцип, пусть даже и ведущий, а как принцип методологический, который определяет, с одной стороны, методические принципы обучения, а с другой - выбор общенаучных методов познания, исходных для построения процесса обучения [5;4].

Все это, конечно, не означает, что процесс обучения строится как копия процесса общения. Более того, в процессе общения есть параметры, моделировать которые с точки зрения обучения совершенно не имеет смысла.

Например, «бессистемность» общения, точнее, отсутствие специально направленной организации или почти полная подсознательность в овладении формальной стороной речевой деятельности и т.п.[5;8].

Соблюдение указанных характеристик позволяет назвать образовательный процесс коммуникативным:

1) Коммуникативность предполагает не «обучение кулинарному искусству», а «технологическое образование». Целью технологического (как и любого другого) образования является сам человек, точнее, становление человека, человека духовного.

А содержанием образования является культура, в нашем случае технологическая культура, которая имеет четыре аспекта: познавательный (знание кулинарного искусства), развивающий (кулинарные способности), воспитательный (нравственность) и учебный (владение умением общаться).

2) Процесс коммуникативного технологического образования (урок) строится как модель реального общения, но организуется так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать технологической культурой, а не подвергался бы обучению.

3) Коммуникативность означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе, в овладении технологической культурой с целью становления его как индивидуальности, как субъекта родной культуры и как участника будущего диалога культур.

4) Коммуникативность - это мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования (боязнь отметки и т.п.).

5) Коммуникативность - это речемыслительная активность, т.е. постоянная включенность в процесс решения задач реального (а не учебного!) общения.

6) Коммуникативность - это связь общения со всеми другими видами деятельности ученика - общественной, спортивной, художественной и т.п.

7) Коммуникативность - это общение в ситуациях, понимаемых не как обстоятельства (у кассы, на стадионе и т.п.), а как система взаимоотношений между общающимися - учителем и учениками, учениками и учениками.

8) Коммуникативность - это функциональность, означающая, что любое действие ученика, скажем, при овладении кулинарными терминами производится при наличии у ученика и при осознании им речевой функции («Подтверди …», «Спроси…», «Убеди …» и т.п.), а не формального задания («Встать …», «Измени…» и т.п.).

9) Коммуникативность - это постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного, когда ни одна фраза не должна повторяться в том же виде даже дважды или дважды читаться (слушаться) тот же текст с той же целью, но когда обеспечивается постоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий.

10) Коммуникативность - это содержательность всех используемых материалов, их коммуникативная ценность.

11) Коммуникативность - это проблемная организация материала не так называемая тематическая, а проблемная организация материала (Например, «Всегда ли правы взрослые?», «Сколько денег надо человеку?», «Самое лучшее место на земле?» и т.п.) [13;20].

Каждая из указанных характеристик - не благое пожелание, а обязательное условие. В настоящее время пропаганда основ коммуникативной методики является настоятельной потребностью практики обучения. Во-первых, потому, что именно коммуникативная методика адекватна такой цели, как обучение общению, во-вторых, потому, что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями, которые должны стать достоянием учителя-практика. В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы.

Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Большое значение имеет поведение преподавателя, который организует общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение [17;255].

В соответствии с коммуникативным методом обучение варьируется в зависимости от уровня обучаемых. Прежде всего, учебный процесс ориентируется на содержание, которое помогает ориентироваться в мире культуры, развивает собственный мир видения разных культур. Обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую. Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результаты при обучении предмету «Технология» раздела «Кулинария».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод что сближение двух путей обучения предмета «Технологи» является показательным в том смысле, что он эмпирическим путем доказал единство правил и действий.

Так же мы выяснили, что основным действием, с помощью которого осваивается раздел «Кулинария», является процесс общения, речевая коммуникация, так как в процессе коммуникации происходит не только обмен мыслями и чувствами, но и освоение материала, придания ему обобщенного характера, что позволит избежать ошибок. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе общения нужно в условиях общения, созданных в классе. А для того чтоб подготовить учащегося к общению, необходимо соблюдать характеристики. Характеристики - не благое пожелание, а обязательное условие для развития коммуникативной компетентности у учащихся:

Только соблюдение указанных характеристик позволяет назвать образовательный процесс коммуникативным:

1) Коммуникативность предполагает не «обучение кулинарному искусству», а «технологическое образование»;

2) Процесс коммуникативного технологического образования (урок) строится так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать технологической культурой, а не подвергался бы обучению;

3) Коммуникативность означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе, его постоянную включенность в процесс решения задач реального (а не учебного!) общения;

4) Коммуникативность - это связь общения со всеми другими видами деятельности ученика - общественной, спортивной, художественной и т.п.;

5) Коммуникативность - это функциональность, означающая, что любое действие ученика, скажем, при овладении кулинарными терминами производится при наличии у ученика и при осознании им речевой функции;

6) Коммуникативность - это содержательность всех используемых материалов, их коммуникативная ценность, проблемная организация материала не так называемая тематическая, а проблемная организация материала.

Так же необходимо отметить что, роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами.

Большое значение имеет поведение преподавателя, который организует общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение.

 



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности на уроках технология при изучении раздела «Кулинария» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности на уроках технология при изучении раздела «Кулинария»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)