Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 2 страница
Развитые страны имеют высокотехнологичную и глубокоспециализированную промышленность, которая позволяет получать высокие доходы на душу населения. Сюда входят США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Япония, Новая Зеландия. Доходы на душу населения в этих странах (кроме Швейцарии) несколько ниже, чем в США. В развитых странах проживает 17% мирового населения, и получают они 49% мирового дохода. Около 33%> населения мира до недавнего времени проживали в коммунистических странах и получали приблизительно 28% мирового дохода. Глубокие реформы на пути к рыночной экономике здесь проводятся с начала 90-х годов. По доходу на душу населения страны с переходной экономикой значительно разнятся между собой. Так, в КНР душевой доход составляет около 15%, в Румынии, Югославии, Болгарии он близок к 50%> (от уровня США), а в Венгрии, Чехии, Польше — несколько выше. Если же учесть, что в эту группу стран кроме России попадают еще остальные страны СНГ, то смело можно констатировать значительный разброс в условиях душевого дохода и экономического развития в этой группе стран. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости отдельно рассматривается Россия. Глобальные экономические показатели, отражающие ее место в мировом хозяйстве, составляют 2,9%> мирового ВНП и 1% мировой торговли. В недавнем прошлом Гонконг, занимая территорию менее одной миллионной части России, превосходил ее по объемам внешних операций. Как заметил один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Безусловно, он преувеличивал, но его утверждение в достаточной мере отражает положение России в мировом хозяйстве конца 80-х — начала 90-х годов. Однако за последние годы положение стало улучшаться, особенно во внешней торговле. 4. Международное разделение труда и его значение для развития мирового хозяйства. Разделение труда – исторически определенная система общественного труда. МРТ - специализация отдельных стран, либо их отраслей на производстве определенных товаров и услуг для международного обмена. МРТ появилось в мануфактурный период (17-18 вв) и до промышленного переворота базировалось на естественно й основе (прир-климатические и геогр особенности, сырье, энергия). Характер современного МРТ двойственен – разделение труда вступает не только как процесс разрыва отдельных видов производственной деятельности, но и как процесс объединения в условиях международного кооперирования. Предприятия многих стран, участвующих в мрт производят гораздо больше продукции, нежели это необходимо для удовлетворения внутреннего спроса. Они сосредотачиваются на тех видах деятельности, который позволяют им использовать свои конкурентные преимущества и, как следствие, производить продукцию с относительно меньшими издержками. Продавая излишки этой продукции на внешних рынках, эти предприятия (страны) получают возможность приобретать другие необходимые им товары, производство которых относительно боле затратное в условиях их национальной экономики. Теория мрт была обоснована Смитом и Риккардо. Они призывали страны сосредотачиваться на использовании своих абсолютных и относительных преимуществ. Смит выдвинул лозунг «свободной торговли» ( laisser-faire = фр) ставший популярным. Теория сравнительных издержек - разработана классиками, она призывала страны сосредотачиваться на использовании абсолютных и относительных преимуществ во внешней торговле, поскольку это ведет к повышению всеобщего благосостояния. Недостатки теории- 1) ограниченный характер как следствие того, что она не учитывала реальные экономические условия. В то время многие страны были экономически и политически зависимы в условиях колониальной системы. 2) абсолютизирует принцип свободной конкуренции 3) прпедполагает прямой обмен товара на товар 4) не учитывает влияние масштабов производства и транспортных издержек. Кроме того, не принимаются во внимание такие факторы, как трансграничное перемещение труда и капитала ( не только товаров) Побуждают страны к участию в мрт след факторы: 1.объем внут рынка страны; 2.уровень эк развития страны; 3.обеспеченность страны прир ресурсами; 4.уд вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.) – чем выше их уд вес, тем ниже, как правило, участие страны в мрт. Каждый участник мрт ищет в нем свой интерес, свою выгоду. Показатели Развития мрт: 1.уд вес экспорта в объеме произведенной продукции; 2.уд вес отрасли в общем объеме экспорта; 3.темпы роста экспортных отраслей по сравнению с темпами роста всей промышленности страны. Неотъемлемыми чертами мрт являются международная специализация производства (мсп) и межд кооперирование производства. МСП развивается по двум направлениям – производственному и территориальному. Производственное направление подразделяется на: межотраслевую специализацию; внутриотраслевую специализацию; специализацию отдельных предприятий. Территориальная мсп включает специализацию на производстве определенных товаров и их частей для мирового рынка: отдельных стран; группы стран; регионов. К числу основных видов мсп относятся: предметная специализация; подетальная специализация; технологическая или стадийная специализация. Наибольшее распространение получила специализация по производству гот продукции. Наибольшая эффективность мсп может быть достигнута только при условии его дополнения международным кооперированием производства (МКП). МКП – представляет собой процесс устойчивых производственных связей между самотоятельными предприятиями разных стран. Мкп помогает предприятиям снизить издержки. В отдельных случаях мкп носит комплексный характер, охватывая производство, НИОКР и сбыт. Мкп в развитых формах охватывает различные сферы кооперирования. 1) межд производственно-технолог кооперирование. 2) Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной. 3) Послепродажное обслуживание техники. 5. Виды внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика государств В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировались два основных направления в такой политике — фритредерство и протекционизм. Многие века идет спор, какая политика лучше, но однозначного ответа до сих пор нет, да, вероятно, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению, не отказываясь полностью от противоположного. В середине XX в. наблюдалась некоторая либерализация торговли и отход от протекционистских принципов, но с начала 70-х годов протекционизм вновь стал набирать силу. Протекционизм— это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободе торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам. В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протекционизма проходило становление и развитие национальной экономики современных развитых стран. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции. Несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие доводы. 1. Протекционизму присуща определенная нелогичность — преследуя цель достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности. 2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, и стремление к прогрессу и инновациям уничтожается возможностями сохранить достигнутые доходы и монопольные привилегии. 3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом — технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными. 4. В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации — ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну. В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним, т.е. направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран. Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры. Таможенная пошлина— это обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью. Импортная пошлина— это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные потребители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта. При таком положении у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска товаров, который для них является оптимальным. В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущается еще сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается с введением дополнительных таможенных ограничений. Механизм тарифов на экспорт — зеркальное отражение механизма тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает. Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его. Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавливаются одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества. Вторая половина XX в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. Об этом свидетельствуют показатели их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40—50%, то в 90-х годах эта цифра снизилась до 4—5%. К концу 90-х годов в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ она должна снизиться до 3%1. Снижение тарифных ограничений должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций, однако современные изменения в международных экономических отношениях, наоборот, показывают, что если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то возникающие нетрадиционные методы вновь усиливают протекционистские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют индустриально развитые страны: к середине 90-х годов 14% всех товаров, импортируемых странами Европейского сообщества, США и Японией, подпадали под нетарифные ограничения. Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др. Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики. В случае когда изменение тарифов регламентируется законодательством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты. Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицензии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участвующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдельных случаях лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот. В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения со стороны экспортирующих стран. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой. Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта. К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экспорте — санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров. К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия: • обязательное соблюдение национальных стандартов; • наличие сертификатов качества импортной продукции; • специфичность маркировки и упаковки товаров; • требования к экологическим характеристикам товаров потребительского и производственного назначения. Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан. Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стандартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм как на внутреннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу. В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах: 1. Встречные закупки — страна-экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже. 2. Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведенной с использованием этого оборудования. 3. Офсетная сделка — компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере. 4. Специфическая форма компенсационной торговли — свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи. Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики. К началу 90-х годов в условиях протекционной торговли осуществлялась всего четверть мирового обмена товарами1. Доля протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение (по правилам свободной торговли совершалось около 20% мирового обмена товарами). Свободная торговля— это политика невмешательства государства в международную торговлю ( free trade —фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля: • стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом; • позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; • дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей; • расширяет границы рынка — она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него. Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками. Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае. Признавая ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, Адам Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которое обострило бы проблему занятости. Джон Стюарт Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. То есть каждой стране в каждой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция либерализации международной торговли, поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов. Усиление взаимозависимости всех составных частей международных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного экономического порядка. Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные экономические организации, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации либо имеют широкий круг деятельности, либо специализируются на конкретных вопросах. Одной из основных организаций, специальное назначение которой — ускорение международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Женевский договор о создании ГАТТ был подписан в 1947 г. 23 странами и в 1948 г. вступил в силу. Его основные принципы — принципы недискриминации и либерализации условий международной торговли. Одним из основных положений договора стала статья о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались. Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло допустимые размеры таможенных пошлин и экспортных субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредством межправительственных многосторонних соглашений, привлекало страны, нарушившие условия договора, к экономической ответственности. Условия международной торговли не остаются неизменными: государства, разрешая противоречия текущего периода, поднимаются на более высокий уровень, что находит отражение в очередном многостороннем соглашении — раунде очередных переговоров. Каждый раунд носит название города или государства, в котором происходила встреча участников. Всего проведено восемь раундов, в результате которых средние таможенные пошлины были сокращены в 10 раз — с 40% в середине XX в. до 4% к концу 90-х годов. В результате углубления взаимных экономических связей оформлялись новые договоры, даже в рамках ГАТТ: свободную взаимную торговлю осуществляют страны, входящие в ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), — Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария. К 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран. С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее основателями выступила 81 страна. Образование ВТО отражает специфику современного этапа развития международной торговли, когда сфера регулирования ВТО распространяется на международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту инвестиций. Поскольку Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ, то членство в ВТО означает автоматическое принятие государством-участником в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей в рамках ГАТТ. В последние годы все больше развиваются зоны свободной торговли — районы, не охваченные государственным таможенным режимом. В частности, в США законодательством было разрешено создание зон свободной торговли при каждом официальном порте прибытия. В мировой практике получили распространение зоны свободной торговли общего и специального назначения (специализированные). В зонах общего назначения осуществляется складирование, доработка, сортировка, маркировка, упаковка товаров. Специализированные зоны (или торгово-производственные) создаются обычно для фирм, производящих и реализующих экспортную или импортозамещающую продукцию. Они являются синтезом режимов зон свободной торговли и промышленно-производственных зон. Промышленно-производственные зоны — районы с преференциальным режимом для фирм, производящих экспортную или импортозамещающую продукцию. Технико-внедренческие зоны концентрируют исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы вокруг крупных научных центров и пользуются специально разработанной для них системой преференций. Примером могут служить технополисы и технопарки. Технопарки впервые были образованы в США в 1951 г. (Стэн-фордский исследовательский парк), затем стали появляться в Японии, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Израиле, Финляндии. В настоящее время в мире насчитывается более 500 технопарков, в том числе почти 200 — в Западной Европе1. Технополисы представляют собой более крупные территориально-научные комплексы, включающие малые города, где создаются высокие социальные и жизненные стандарты в качестве исходных условий для генерирования, разработки и реализации инноваций. Технополисы обычно имеют в своем составе технопарки. Сервисные зоны — районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К ним относятся также и оффшорные зоны (300) и налоговые гавани (70). Компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, должна быть нерезидентом. В налоговых гаванях и иностранные, и национальные фирмы получают налоговые льготы либо на все, либо на специальные виды деятельности. Посредством организации оффшорных зон привлекается иностранный капитал, создаются дополнительные рабочие места, извлекается доход от пребывания зарегистрированной фирмы в зоне. Комплексные зоны отличаются специфическим преференциальным режимом экономической деятельности. Примером служат свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» (Аргентина), пять специальных экономических зон в Китае. Свободная зона «Манаус» формируется с 1957 г. и представляет собой уникальный синтез нескольких свободных зон разного типа — промышленного, сельскохозяйственного и торгово-дистрибьютерского. Для развития международной торговли, и особенно торговли достижениями научно-технического прогресса, необходимы дополнительные факторы производства, прежде всего капитал и рабочая сила. Поэтому одновременно с движением товаров между отдельными странами осуществляется и движение факторов производства. 6. Процесс интернационализации современного мирового хозяйства. Интернационализация мирового хозяйства — это процесс развития всесторонних связей между национальными производственно-экономическими структурами и преодоления на этой основе ограниченности производства национальными рамками. Она проявляется в углублении международного разделения труда, возрастании объемов международной торговли, интенсификации межстранового перемещения производственных и финансовых ресурсов, росте технологического обмена и международного сотрудничества в решении глобальных проблем. Интернализация и несовершенство рынков. Стоимость операций является основой выбора стратегии фирмы. Наибольшее значение стоимости операций придается в теории интернетизации. Эта теория отражает заинтересованность фирмы, закупающей сырье и полуфабрикаты для производства товара, отказаться от услуг поставщиков и торговых посредников и самостоятельно, в рамках собственной структуры, организовать производство поступающих извне товаров и услуг, в которых она нуждается. Рынки становятся для фирмы «внутренними», а сделки теперь осуществляются между филиалами одного предприятия, а не между независимыми фирмами. Объяснение такого поведения дает анализ издержек и выгод, начало которому положил Р. Коуз в 1937 г. В ряде случаев стоимость операций на рынке будет выше, чем внутренние расходы фирмы: тогда рынки будут интернализированы — заменены внутренними структурами фирмы. Различные издержки по операциям на рынке порождаются недостатками самого рынка, а иногда просто отсутствием его как посредника в обмене. Можно выделить шесть видов риска, связанного с обменом:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |