Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 2 страница



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитые страны имеют высокотехнологичную и глубокоспеци­ализированную промышленность, которая позволяет получать вы­сокие доходы на душу населения. Сюда входят США, Канада, стра­ны Западной Европы, Австралия, Япония, Новая Зеландия. Доходы на душу населения в этих странах (кроме Швейцарии) несколько ниже, чем в США. В развитых странах проживает 17% мирового населения, и получают они 49% мирового дохода.

Около 33%> населения мира до недавнего времени проживали в коммунистических странах и получали приблизительно 28% миро­вого дохода. Глубокие реформы на пути к рыночной экономике здесь проводятся с начала 90-х годов. По доходу на душу населения страны с переходной экономикой значительно разнятся между собой. Так, в КНР душевой доход составляет около 15%, в Румы­нии, Югославии, Болгарии он близок к 50%> (от уровня США), а в Венгрии, Чехии, Польше — несколько выше. Если же учесть, что в эту группу стран кроме России попадают еще остальные страны СНГ, то смело можно констатировать значительный разброс в ус­ловиях душевого дохода и экономического развития в этой группе стран.

В числе стран с переходной экономикой в силу своей политичес­кой значимости отдельно рассматривается Россия. Глобальные эко­номические показатели, отражающие ее место в мировом хозяйстве, составляют 2,9%> мирового ВНП и 1% мировой торговли. В недав­нем прошлом Гонконг, занимая территорию менее одной миллион­ной части России, превосходил ее по объемам внешних операций. Как заметил один западный экономист, «если Россия исчезнет с ми­рового рынка, никто не заметит». Безусловно, он преувеличивал, но его утверждение в достаточной мере отражает положение России в мировом хозяйстве конца 80-х — начала 90-х годов. Однако за пос­ледние годы положение стало улучшаться, особенно во внешней торговле.

4. Международное разделение труда и его значение для развития мирового хозяйства.

Разделение труда – исторически определенная система общественного труда. МРТ - специализация отдельных стран, либо их отраслей на производстве определенных товаров и услуг для международного обмена. МРТ появилось в мануфактурный период (17-18 вв) и до промышленного переворота базировалось на естественно й основе (прир-климатические и геогр особенности, сырье, энергия). Характер современного МРТ двойственен – разделение труда вступает не только как процесс разрыва отдельных видов производственной деятельности, но и как процесс объединения в условиях международного кооперирования.

Предприятия многих стран, участвующих в мрт производят гораздо больше продукции, нежели это необходимо для удовлетворения внутреннего спроса. Они сосредотачиваются на тех видах деятельности, который позволяют им использовать свои конкурентные преимущества и, как следствие, производить продукцию с относительно меньшими издержками. Продавая излишки этой продукции на внешних рынках, эти предприятия (страны) получают возможность приобретать другие необходимые им товары, производство которых относительно боле затратное в условиях их национальной экономики.

Теория мрт была обоснована Смитом и Риккардо. Они призывали страны сосредотачиваться на использовании своих абсолютных и относительных преимуществ. Смит выдвинул лозунг «свободной торговли» (                                     laisser-faire = фр) ставший популярным.

Теория сравнительных издержек  - разработана классиками, она призывала страны сосредотачиваться на использовании абсолютных и относительных преимуществ во внешней торговле, поскольку это ведет к повышению всеобщего благосостояния. Недостатки теории- 1) ограниченный характер как следствие того, что она не учитывала реальные экономические условия. В то время многие страны были экономически и политически зависимы в условиях колониальной системы. 2) абсолютизирует принцип свободной конкуренции 3) прпедполагает прямой обмен товара на товар 4) не учитывает влияние масштабов производства и транспортных издержек. Кроме того, не принимаются во внимание такие факторы, как трансграничное перемещение труда и капитала ( не только товаров)  

Побуждают страны к участию в мрт след факторы: 1.объем внут рынка страны; 2.уровень эк развития страны; 3.обеспеченность страны прир ресурсами; 4.уд вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.) – чем выше их уд вес, тем ниже, как правило, участие страны в мрт.

Каждый участник мрт ищет в нем свой интерес, свою выгоду.

Показатели Развития мрт: 1.уд вес экспорта в объеме произведенной продукции; 2.уд вес отрасли в общем объеме экспорта; 3.темпы роста экспортных отраслей по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.

Неотъемлемыми чертами мрт являются международная специализация производства (мсп) и межд кооперирование производства.

МСП развивается по двум направлениям – производственному и территориальному.

Производственное направление подразделяется на: межотраслевую специализацию; внутриотраслевую специализацию; специализацию отдельных предприятий.

Территориальная мсп включает специализацию на производстве определенных товаров и их частей для мирового рынка: отдельных стран; группы стран; регионов.

К числу основных видов мсп относятся: предметная специализация; подетальная специализация; технологическая или стадийная специализация. Наибольшее распространение получила специализация по производству гот продукции.

Наибольшая эффективность мсп может быть достигнута только при условии его дополнения международным кооперированием производства (МКП).

МКП – представляет собой процесс устойчивых производственных связей между самотоятельными предприятиями разных стран. Мкп помогает предприятиям снизить издержки. В отдельных случаях мкп носит комплексный характер, охватывая производство, НИОКР и сбыт.

Мкп в развитых формах охватывает различные сферы кооперирования.

1) межд производственно-технолог кооперирование.

2) Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной.

3) Послепродажное обслуживание техники.

5. Виды внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика государств

В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировались два ос­новных направления в такой политике — фритредерство и протек­ционизм. Многие века идет спор, какая политика лучше, но одно­значного ответа до сих пор нет, да, вероятно, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению, не отказываясь полностью от про­тивоположного. В середине XX в. наблюдалась некоторая либера­лизация торговли и отход от протекционистских принципов, но с начала 70-х годов протекционизм вновь стал набирать силу.

Протекционизм— это теория и практика регулирования внеш­ней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критикова­лись сторонниками протекционизма результаты свободной торгов­ли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободе торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промыш­ленности относительно отсталым государствам.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эф­фективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протек­ционизма проходило становление и развитие национальной эконо­мики современных развитых стран.

В периоды серьезных обострений отношений между государст­вами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торгов­ли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие дово­ды.

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность — пре­следуя цель достичь положительное сальдо торгового баланса, про­текционизм сдерживает импортные операции, также начинают по­ступать и международные партнеры, в результате чего сворачива­ются объемы экспортных операций. Это приводит не к положитель­ному сальдо, а к разбалансированности.

2. В условиях протекционизма секторы национальной экономи­ки, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, по­скольку механизмы конкуренции затухают, и стремление к прогрес­су и инновациям уничтожается возможностями сохранить достигну­тые доходы и монопольные привилегии.

3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирую­щим эффектом — технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно тре­буют и отрасли, технологически связанные с защищенными. 4. В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специа­лизации — ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну.

В современных условиях протекционизм существует в различ­ных формах. Он может быть односторонним, т.е. направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдви­гаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран. Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барье­ры.

Таможенная пошлина— это обязательные платежи, которые ус­танавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.

Импортная пошлина— это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина та­рифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производите­лей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные по­требители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торгов­ли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относи­тельный дефицит на конкретную товарную группу покроется им­портом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт по­высит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.

При таком положении у отечественных производителей есть воз­можность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и пре­дельного дохода достигается отечественными фирмами при боль­шем объеме выпуска товаров, который для них является оптималь­ным.

В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущает­ся еще сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается с введением дополнительных таможенных ограничений. Механизм тарифов на экспорт — зеркальное отражение меха­низма тарифов на импорт.

В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект вследствие сокращения производства на­столько велик, что относительный выигрыш отечественных потре­бителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в моно­польное положение на мировом рынке и заставляет импортирую­щие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значи­тельна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавли­ваются одновременно несколькими странами, объединенными ин­теграционными процессами. Примером протекционистской полити­ки может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

Вторая половина XX в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. Об этом свидетельствуют показате­ли их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40—50%, то в 90-х годах эта цифра снизилась до 4—5%. К концу 90-х годов в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ она должна снизиться до 3%1.

Снижение тарифных ограничений должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций, однако современные изменения в международных экономических отношениях, наоборот, показывают, что если классические, традиционные методы протек­ционистских механизмов используются в меньшей мере, то возни­кающие нетрадиционные методы вновь усиливают протекционист­ские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют ин­дустриально развитые страны: к середине 90-х годов 14% всех това­ров, импортируемых странами Европейского сообщества, США и Японией, подпадали под нетарифные ограничения. Основными видами нетарифных ограничений являются импорт­но-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирова­ние экспорта, стандарты и др.

Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распро­страненный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контин­гентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экс­порт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.

Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от про­никновения новых и новейших иностранных товаров сверх выдан­ной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

В случае когда изменение тарифов регламентируется законода­тельством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты.

Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицен­зии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участ­вующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдель­ных случаях лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот.

В 70-е годы стала распространяться специфическая форма коли­чественного ограничения импорта — добровольные экспортные ог­раничения со стороны экспортирующих стран. Добровольные экс­портные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обяза­тельства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны парт­неров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой.

Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые то­вары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экс­порте — санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:

• обязательное соблюдение национальных стандартов;

• наличие сертификатов качества импортной продукции;

• специфичность маркировки и упаковки товаров;

• требования к экологическим характеристикам товаров потре­бительского и производственного назначения.

Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необхо­димо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стан­дартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм как на внут­реннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной меж­дународной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приво­дит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенса­ционной торговли. Такая торговля существует в различных формах:

1. Встречные закупки — страна-экспортер обязуется в рамках со­глашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже.

2. Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведен­ной с использованием этого оборудования.

3. Офсетная сделка — компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-им­портере.

4. Специфическая форма компенсационной торговли — свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о кли­ринге текущих счетов купли и продажи. Классический протекционизм и неопротекционизм в форме не­тарифных методов являются дорогими методами сохранения само­достаточности национальной экономики. К началу 90-х годов в ус­ловиях протекционной торговли осуществлялась всего четверть ми­рового обмена товарами1.

Доля протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение (по пра­вилам свободной торговли совершалось около 20% мирового обме­на товарами).

Свободная торговля— это политика невмешательства государ­ства в международную торговлю ( free trade —фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство является противоположностью про­текционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

• позволяет осуществлять международную торговлю в соответ­ствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• дает возможность использовать международную специализа­цию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей;

• расширяет границы рынка — она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торгов­ли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

Признавая ценность свободы торговли и являясь автором тео­рии абсолютных преимуществ, Адам Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которое обострило бы проблему занятости. Джон Стюарт Милль, обосновавший теорию междуна­родной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям про­мышленности. То есть каждой стране в каждой конкретной ситуа­ции необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом. Разрешение этого противоре­чия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция ли­берализации международной торговли, поиск экономического ком­промисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

Усиление взаимозависимости всех составных частей междуна­родных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного эконо­мического порядка.

Международный экономический порядок, основанный на либера­лизме международной торговли, оформляется как тенденция даль­нейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные эко­номические организации, содействующие поиску разрешения проти­воречий и достижения компромиссных решений между государства­ми по экономическим вопросам. Такие организации либо имеют широкий круг деятельности, либо специализируются на конкретных вопросах. Одной из основных организаций, специальное назначение которой — ускорение международного рыночного процесса и раз­витие международной торговли, является ГАТТ — Генеральное со­глашение о тарифах и торговле.

Женевский договор о создании ГАТТ был подписан в 1947 г. 23 странами и в 1948 г. вступил в силу. Его основные принципы — принципы недискриминации и либерализации условий международ­ной торговли. Одним из основных положений договора стала статья о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло до­пустимые размеры таможенных пошлин и экспортных субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредст­вом межправительственных многосторонних соглашений, привлека­ло страны, нарушившие условия договора, к экономической ответ­ственности.

Условия международной торговли не остаются неизменными: государства, разрешая противоречия текущего периода, поднима­ются на более высокий уровень, что находит отражение в очередном многостороннем соглашении — раунде очередных переговоров. Каждый раунд носит название города или государства, в котором происходила встреча участников. Всего проведено восемь раундов, в результате которых средние таможенные пошлины были сокраще­ны в 10 раз — с 40% в середине XX в. до 4% к концу 90-х годов.

В результате углубления взаимных экономических связей офор­млялись новые договоры, даже в рамках ГАТТ: свободную взаим­ную торговлю осуществляют страны, входящие в ЕАСТ (Европей­ская ассоциация свободной торговли), — Австрия, Исландия, Нор­вегия, Финляндия, Швеция, Швейцария.

К 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран. С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее основа­телями выступила 81 страна. Образование ВТО отражает специфику современного этапа развития международной торговли, когда сфера регулирования ВТО распространяется на международный обмен ус­лугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту ин­вестиций.

Поскольку Всемирная торговая организация является преемни­цей ГАТТ, то членство в ВТО означает автоматическое принятие государством-участником в полном объеме всего пакета уже заклю­ченных договоренностей в рамках ГАТТ.

В последние годы все больше развиваются зоны свободной тор­говли — районы, не охваченные государственным таможенным ре­жимом. В частности, в США законодательством было разрешено создание зон свободной торговли при каждом официальном порте прибытия. В мировой практике получили распространение зоны свободной торговли общего и специального назначения (специали­зированные). В зонах общего назначения осуществляется складирование, дора­ботка, сортировка, маркировка, упаковка товаров.

Специализированные зоны (или торгово-производственные) созда­ются обычно для фирм, производящих и реализующих экспортную или импортозамещающую продукцию. Они являются синтезом ре­жимов зон свободной торговли и промышленно-производственных зон.

Промышленно-производственные зоны — районы с преференци­альным режимом для фирм, производящих экспортную или импор­тозамещающую продукцию.

Технико-внедренческие зоны концентрируют исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы вокруг крупных на­учных центров и пользуются специально разработанной для них системой преференций. Примером могут служить технополисы и технопарки.

Технопарки впервые были образованы в США в 1951 г. (Стэн-фордский исследовательский парк), затем стали появляться в Япо­нии, Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Израиле, Фин­ляндии. В настоящее время в мире насчитывается более 500 техно­парков, в том числе почти 200 — в Западной Европе1.

Технополисы представляют собой более крупные территориаль­но-научные комплексы, включающие малые города, где создаются высокие социальные и жизненные стандарты в качестве исходных условий для генерирования, разработки и реализации инноваций. Технополисы обычно имеют в своем составе технопарки.

Сервисные зоны — районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К ним относятся также и оффшорные зоны (300) и налоговые гавани (70). Компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, должна быть нерезидентом. В налоговых гаванях и иностранные, и национальные фирмы получают налоговые льготы либо на все, либо на специальные виды деятельности. Посредством организации оффшорных зон привлекается иностранный капитал, создаются до­полнительные рабочие места, извлекается доход от пребывания за­регистрированной фирмы в зоне.

Комплексные зоны отличаются специфическим преференциаль­ным режимом экономической деятельности. Примером служат свободная зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» (Аргентина), пять специальных экономических зон в Китае. Свобод­ная зона «Манаус» формируется с 1957 г. и представляет собой уни­кальный синтез нескольких свободных зон разного типа — про­мышленного, сельскохозяйственного и торгово-дистрибьютерского. Для развития международной торговли, и особенно торговли достижениями научно-технического прогресса, необходимы допол­нительные факторы производства, прежде всего капитал и рабочая сила. Поэтому одновременно с движением товаров между отдельны­ми странами осуществляется и движение факторов производства.

6. Процесс интернационализации современного мирового хозяйства.

Интернационализация мирового хозяйства — это процесс развития всесторонних связей между национальными производственно-экономическими структурами и преодоления на этой основе ограниченности производства национальными рамками. Она проявляется в углублении международного разделения труда, возрастании объемов международной торговли, интенсификации межстранового перемещения производственных и финансовых ресурсов, росте технологического обмена и международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

Интернализация и несовершенство рынков. Стоимость операций является основой выбора стратегии фирмы. Наибольшее значение стоимости операций придается в теории интернетизации. Эта тео­рия отражает заинтересованность фирмы, закупающей сырье и полуфабрикаты для производства товара, отказаться от услуг по­ставщиков и торговых посредников и самостоятельно, в рамках соб­ственной структуры, организовать производство поступающих из­вне товаров и услуг, в которых она нуждается. Рынки становятся для фирмы «внутренними», а сделки теперь осуществляются между филиалами одного предприятия, а не между независимыми фир­мами. Объяснение такого поведения дает анализ издержек и выгод, начало которому положил Р. Коуз в 1937 г. В ряде случаев стоимость операций на рынке будет выше, чем внутренние расходы фирмы: тогда рынки будут интернализированы — заменены внутренними структурами фирмы.

Различные издержки по операциям на рынке порождаются не­достатками самого рынка, а иногда просто отсутствием его как посредника в обмене. Можно выделить шесть видов риска, связан­ного с обменом:



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)