Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 5 страница
В 1947 г. американский экономист Василий Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что экспортируются более трудоемкие товары, а ввозятся капиталоемкие. В эти годы США считались капиталообеспеченной страной, где заработная плата была намного выше, чем в других странах. В соответствии с неоклассической теорией ей отводилась роль экспортера капитала и импортера трудоемких товаров. Исследование В. Леонтьева показало обратное, и результат его стал известен как парадокс Леонтьева. Желание объяснить это явление послужило толчком к дальнейшему развитию теории внешней торговли. Теорема Хекше-ра — Олина стала рассматриваться с учетом трех и более факторов: квалификации рабочей силы, импорта сырья, импортных тарифов, структуры спроса и т.п. Попытка учесть в международной торговле влияние научно-технической революции привела к созданию неотехнологических теорий внешней торговли. Сторонники неотехнологических теорий пытаются объяснить возникновение внешнеторговых связей не обеспеченностью факторами производства, как это делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополий на отдельные открытия и новые технологии, которая дает возможность господствовать и в производстве данных товаров, и в их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены Другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары. Данная теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии считали, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию производства, стимулировать свертывание старых отраслей и производств и ускоренное развитие принципиально новых. Наиболее известная теория этой школы — теория технологического разрыва, основы которой были заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что если одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, то этот товар будет пользоваться спросом даже в странах, имеющих одинаковую ресурсообеспеченность. Тогда в результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны осваивают новшества, и разрыв сокращается. Но пока он есть, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться. В результате торговли в выигрыше оказываются все страны: и те, кто экспортируют и получают прибыль, и те, кто импортируют и получают новые товары. Причем по мере распространения новшества менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-но-ватор теряет свои преимущества. Все классические и неоклассические теории имеют один существенный недостаток: для того чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений. Реальная жизнь, к сожалению, такого не позволяет. Это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях. Современные экономисты, не подвергая сомнению справедливость классических теорий и их принципов, распространяют их на большее количество обмениваемых товаров стран, участвующих в обмене, или берут во внимание большее количество факторов, определяющих сравнительные преимущества. Проведенные ими исследования показали, что и в новых условиях теории относительных преимуществ и соотношения факторов производства не противоречат существующей практике. Развитие отдельных направлений классических теорий привело к созданию теории специфических факторов и теории фирмы. Теория сравнительных преимуществ исходила из того, что только труд мобилен внутри страны, свободно перемещаясь из одной отрасли в другую. Теория соотношения факторов производства признавала полностью мобильными два фактора — труд и капитал. Однако в реальной жизни это не совсем так: не всегда капитал, функционирующий в одной отрасли, можно перепрофилировать на производство другого продукта. Так, капитал, функционирующий в металлургической промышленности, нельзя использовать, например, для производства обуви, поэтому реально часть факторов производства является по сути специфической и может быть использована только в данной отрасли. Как в этом случае может развиваться международная торговля? Предположим, что в двух странах выпускаются товары А и В, для каждого из которых необходимо наличие трех факторов производства: капитал, земля и труд, причем труд является мобильным фактором, а капитал и земля — специфическим для производства товаров А и В. Если в первой стране больше, чем во второй, капитала и меньше земли, то при увеличении предложения капитала возрастет производительность труда при изготовлении товара А, создадутся условия для расширения производства, увеличится зарплата, что вызовет приток рабочих из производства В. Это создаст возможность предложить на мировом рынке больше товара А и по более низким ценам. Аналогичная ситуация произойдет с товаром В во второй стране. В результате первая страна будет и дальше ускоренно развивать производство А и постепенно сокращать производство В. Это и отражает теория специфических факторов: разная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами производства ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, конкурирующих с импортом. Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном счете сравнительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма — экспортер данного товара. В ходе исследований выяснилось, что технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения проиводства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития, в частности между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. \ В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было выравниванием уровня научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач, причем данный процесс охватил в основном наукоемкие отрасли, а наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании. Своеобразным обобщением современного развития теорий внешней торговли является теория международной конкурентоспособности наций, разработанная американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке зависит от четырех основных условий: количества и качества различных факторов производства, условий спроса на внутреннем рынке, наличия смежных и обслуживающих отраслей, стратегии фирмы и внутренней конкуренции. Так же как и сторонники неоклассической школы, Портер считал наличие факторов производства первым и главным условием в обеспечении сравнительных преимуществ. При этом Портер подчеркивал необходимость постоянного совершенствования этих факторов, их развития в процессе расширенного воспроизводства. Именно этим объясняется ускоренное развитие японской промышленности, основанной на материалосберегающеи и энергосберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами Японии. Второе условие — спрос на внутреннем рынке — практически вытекает из первого. Те же японские экономичные технологии и их продукты, обязанные своим рождением внутренним условиям страны, получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками на мировом рынке. Третье условие — развитие смежных и обслуживающих отраслей — является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции. Практически завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке связано с совершенствованием двух производств: выделки кожи и изготовления колодок. Высококачественная кожа и колодки, исключающие деформацию изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви. Четвертое условие — стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке — заставляет фирмы постоянно совершенствовать свое производство и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути снижения издержек производства и повышения качества продукции. К этому же толкает ее конкуренция на внутреннем рынке. Как правило, исторически развитие определенных производств было сосредоточено в наиболее благоприятных для их развития районах, где несколько однотипных производителей выпускают однородную продукцию. Они сохранились там и по сегодняшний день. Естественно, что конкуренция между ними очень острая, что заставляет каждую фирму искать потребителей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Это возможно только при наличии конкурентоспособности товара. Таким образом, условия внутреннего рынка способствуют завоеванию позиций и на внешнем рынке. Теории международной торговли, как классические, так и современные, не могут дать ответ на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но они указывают на условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке. 13. Роль национального государства в международных экономических отношениях. Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик (или их внешнеэкономических частей, если исходить из узкого определения) скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения (внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи), т.е. хозяйственные связи между разными странами. Их можно классифицировать по формам. Традиционно в отдельную форму выделяют международную (мировую) торговлю товарами и услугами. Перемещение факторов производства лежит в основе таких форм международных экономических отношений, как международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная торговля знаниями (международная передача технологии). Что касается остальных факторов производства, помимо капитала, труда и знаний (технологии), то природные ресурсы немобильны и участвуют в мирохозяйственных связях почти всегда опосредованно, через международную торговлю изготовленной на их основе продукции. Такой фактор, как предпринимательские способности (предпринимательство), перемещается обычно вместе с капиталом, рабочей силой и знаниями (технологией) и поэтому обычно не фигурирует как самостоятельная форма экономических отношений. В отдельную форму нужно выделить международные валютно-расчетные отношения, которые, хотя и являются производными от международной торговли и движения факторов производства (особенно капитала), приобрели большую самостоятельность в мировом хозяйстве. Подобная типология международных экономических отношений не претендует на то, чтобы быть единственно верной. Существуют и другие типологии. Тем не менее данный раздел учебника построен на вышеописанной типологии, исходя прежде всего из того, что она представляется простой, логичной и тесно связанной с экономической теорией. 14. Внешнеторговая политика государств, ее экономические инструменты. Внешнеторговая политика государств В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировались два основных направления в такой политике — фритредерство и протекционизм. Многие века идет спор, какая политика лучше, но однозначного ответа до сих пор нет, да, вероятно, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению, не отказываясь полностью от противоположного. В середине XX в. наблюдалась некоторая либерализация торговли и отход от протекционистских принципов, но с начала 70-х годов протекционизм вновь стал набирать силу. Протекционизм — это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критиковались сторонниками протекционизма результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободе торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промышленности относительно отсталым государствам. В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протекционизма проходило становление и развитие национальной экономики современных развитых стран. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции. Несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие доводы. 1. Протекционизму присуща определенная нелогичность — преследуя цель достичь положительное сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции, также начинают поступать и международные партнеры, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций. Это приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности. 2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, и стремление к прогрессу и инновациям уничтожается возможностями сохранить достигнутые доходы и монопольные привилегии. 3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом — технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно требуют и отрасли, технологически связанные с защищенными. 4. В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специализации — ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну. В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним, т.е. направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран. Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры. Таможенная пошлина — это обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью. Импортная пошлина — это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные потребители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу покроется импортом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт повысит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта. При таком положении у отечественных производителей есть возможность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме выпуска товаров, который для них является оптимальным. В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущается еще сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается с введением дополнительных таможенных ограничений. Механизм тарифов на экспорт — зеркальное отражение механизма тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает. Отрицательный эффект вследствие сокращения производства настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его. Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавливаются одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества. Вторая половина XX в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. Об этом свидетельствуют показатели их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40—50%, то в 90-х годах эта цифра снизилась до 4—5%. К концу 90-х годов в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ она должна снизиться до 3%1. Снижение тарифных ограничений должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций, однако современные изменения в международных экономических отношениях, наоборот, показывают, что если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то возникающие нетрадиционные методы вновь усиливают протекционистские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют индустриально развитые страны: к середине 90-х годов 14% всех товаров, импортируемых странами Европейского сообщества, США и Японией, подпадали под нетарифные ограничения. Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др. Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики. В случае когда изменение тарифов регламентируется законодательством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты. Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицензии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участвующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдельных случаях лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот. В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения со стороны экспортирующих стран. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой. Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта. К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экспорте — санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров. К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия: • обязательное соблюдение национальных стандартов; • наличие сертификатов качества импортной продукции; • специфичность маркировки и упаковки товаров; • требования к экологическим характеристикам товаров потребительского и производственного назначения. Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан. Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стандартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм как на внутреннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу. В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной международной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Такая торговля существует в различных формах: 1. Встречные закупки — страна-экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже. 2. Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведенной с использованием этого оборудования. 3. Офсетная сделка — компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере. 4. Специфическая форма компенсационной торговли — свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи. Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики. К началу 90-х годов в условиях протекционной торговли осуществлялась всего четверть мирового обмена товарами1. Доля протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение (по правилам свободной торговли совершалось около 20% мирового обмена товарами). Свободная торговля — это политика невмешательства государства в международную торговлю ( free trade —фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно. Поскольку фритредерство является противоположностью протекционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля: • стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом; • позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; • дает возможность использовать международную специализацию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей; • расширяет границы рынка — она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него. Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками. Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае. Признавая ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, Адам Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которое обострило бы проблему занятости. Джон Стюарт Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. То есть каждой стране в каждой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция либерализации международной торговли, поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов. Усиление взаимозависимости всех составных частей международных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного экономического порядка. Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные экономические организации, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации либо имеют широкий круг деятельности, либо специализируются на конкретных вопросах. Одной из основных организаций, специальное назначение которой — ускорение международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Женевский договор о создании ГАТТ был подписан в 1947 г. 23 странами и в 1948 г. вступил в силу. Его основные принципы — принципы недискриминации и либерализации условий международной торговли. Одним из основных положений договора стала статья о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались. Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло допустимые размеры таможенных пошлин и экспортных субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредством межправительственных многосторонних соглашений, привлекало страны, нарушившие условия договора, к экономической ответственности. Условия международной торговли не остаются неизменными: государства, разрешая противоречия текущего периода, поднимаются на более высокий уровень, что находит отражение в очередном многостороннем соглашении — раунде очередных переговоров. Каждый раунд носит название города или государства, в котором происходила встреча участников. Всего проведено восемь раундов, в результате которых средние таможенные пошлины были сокращены в 10 раз — с 40% в середине XX в. до 4% к концу 90-х годов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |