Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 5 страница



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1947 г. американский экономист Василий Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что экспортиру­ются более трудоемкие товары, а ввозятся капиталоемкие. В эти годы США считались капиталообеспеченной страной, где заработ­ная плата была намного выше, чем в других странах. В соответст­вии с неоклассической теорией ей отводилась роль экспортера ка­питала и импортера трудоемких товаров. Исследование В. Леонтье­ва показало обратное, и результат его стал известен как парадокс Леонтьева. Желание объяснить это явление послужило толчком к дальнейшему развитию теории внешней торговли. Теорема Хекше-ра — Олина стала рассматриваться с учетом трех и более факторов: квалификации рабочей силы, импорта сырья, импортных тарифов, структуры спроса и т.п. Попытка учесть в международной торговле влияние научно-технической революции привела к созданию нео­технологических теорий внешней торговли.

Сторонники неотехнологических теорий пытаются объяснить возникновение внешнеторговых связей не обеспеченностью факто­рами производства, как это делали неоклассики, а затратами на ис­следования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объ­ясняет возникновение преимуществ монополий на отдельные откры­тия и новые технологии, которая дает возможность господствовать и в производстве данных товаров, и в их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены Другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.

Данная теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии считали, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию про­изводства, стимулировать свертывание старых отраслей и произ­водств и ускоренное развитие принципиально новых.

Наиболее известная теория этой школы — теория технологичес­кого разрыва, основы которой были заложены английским эконо­мистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что если одна из развитых стран в результате какого-то открытия обла­дает принципиально новой технологией или новым товаром, то этот товар будет пользоваться спросом даже в странах, имеющих одинаковую ресурсообеспеченность. Тогда в результате преимуще­ственного положения одной страны возникает технологический раз­рыв между странами. Конечно, постепенно другие страны осваива­ют новшества, и разрыв сокращается. Но пока он есть, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться.

В результате торговли в выигрыше оказываются все страны: и те, кто экспортируют и получают прибыль, и те, кто импортируют и получают новые товары. Причем по мере распространения нов­шества менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-но-ватор теряет свои преимущества.

Все классические и неоклассические теории имеют один сущест­венный недостаток: для того чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений. Реальная жизнь, к сожалению, такого не позволяет. Это привело к активно­му поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внеш­ней торговли в современных условиях. Современные экономисты, не подвергая сомнению справедливость классических теорий и их принципов, распространяют их на большее количество обменивае­мых товаров стран, участвующих в обмене, или берут во внимание большее количество факторов, определяющих сравнительные пре­имущества. Проведенные ими исследования показали, что и в новых условиях теории относительных преимуществ и соотношения фак­торов производства не противоречат существующей практике. Раз­витие отдельных направлений классических теорий привело к созда­нию теории специфических факторов и теории фирмы.

Теория сравнительных преимуществ исходила из того, что толь­ко труд мобилен внутри страны, свободно перемещаясь из одной отрасли в другую. Теория соотношения факторов производства признавала полностью мобильными два фактора — труд и капитал. Однако в реальной жизни это не совсем так: не всегда капитал, функционирующий в одной отрасли, можно перепрофилировать на производство другого продукта. Так, капитал, функционирующий в металлургической промышленности, нельзя использовать, напри­мер, для производства обуви, поэтому реально часть факторов про­изводства является по сути специфической и может быть использо­вана только в данной отрасли. Как в этом случае может развиваться международная торговля?

Предположим, что в двух странах выпускаются товары А и В, для каждого из которых необходимо наличие трех факторов произ­водства: капитал, земля и труд, причем труд является мобильным фактором, а капитал и земля — специфическим для производства товаров А и В. Если в первой стране больше, чем во второй, капи­тала и меньше земли, то при увеличении предложения капитала воз­растет производительность труда при изготовлении товара А, созда­дутся условия для расширения производства, увеличится зарплата, что вызовет приток рабочих из производства В. Это создаст воз­можность предложить на мировом рынке больше товара А и по более низким ценам. Аналогичная ситуация произойдет с товаром В во второй стране. В результате первая страна будет и дальше уско­ренно развивать производство А и постепенно сокращать производ­ство В. Это и отражает теория специфических факторов: разная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами произ­водства ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, конкурирующих с импортом.

Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и кор­пораций в международной торговле. В конечном счете сравнитель­ные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма — экспортер данного товара. В ходе исследований выяснилось, что технологически сложные изделия создаются отдельной фирмой ис­ходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Толь­ко после расширения проиводства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того, чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет воз­можность осуществления торговых сделок между странами, находя­щимися на одном и том же уровне экономического развития, в част­ности между развитыми индустриальными странами. Данное поло­жение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером.                                                                               \

В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходи­мость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых инду­стриальных государств. Вызвано это было выравниванием уровня научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно-технических задач, причем данный процесс охватил в основном наукоемкие от­расли, а наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.

Своеобразным обобщением современного развития теорий внешней торговли является теория международной конкурентоспо­собности наций, разработанная американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке зависит от че­тырех основных условий: количества и качества различных факто­ров производства, условий спроса на внутреннем рынке, наличия смежных и обслуживающих отраслей, стратегии фирмы и внутрен­ней конкуренции.

Так же как и сторонники неоклассической школы, Портер счи­тал наличие факторов производства первым и главным условием в обеспечении сравнительных преимуществ. При этом Портер подчер­кивал необходимость постоянного совершенствования этих факто­ров, их развития в процессе расширенного воспроизводства. Имен­но этим объясняется ускоренное развитие японской промышленнос­ти, основанной на материалосберегающеи и энергосберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами Япо­нии.

Второе условие — спрос на внутреннем рынке — практически вытекает из первого. Те же японские экономичные технологии и их продукты, обязанные своим рождением внутренним условиям стра­ны, получили широкое распространение по всему миру, а их произ­водители стали крупнейшими поставщиками на мировом рынке.

Третье условие — развитие смежных и обслуживающих отрас­лей — является важным дополнительным стимулом совершенство­вания продукции. Практически завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке связано с совершенствованием двух производств: выделки кожи и изготовления колодок. Высоко­качественная кожа и колодки, исключающие деформацию изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви.

Четвертое условие — стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке — заставляет фирмы постоянно совершенст­вовать свое производство и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути снижения издер­жек производства и повышения качества продукции. К этому же толкает ее конкуренция на внутреннем рынке. Как правило, исто­рически развитие определенных производств было сосредоточено в наиболее благоприятных для их развития районах, где несколько однотипных производителей выпускают однородную продукцию. Они сохранились там и по сегодняшний день. Естественно, что кон­куренция между ними очень острая, что заставляет каждую фирму искать потребителей не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Это возможно только при наличии конкурентоспособности товара. Таким образом, условия внутреннего рынка способствуют завоеванию позиций и на внешнем рынке.

Теории международной торговли, как классические, так и совре­менные, не могут дать ответ на весь комплекс вопросов, возникаю­щих в процессе развития внешнеторговых отношений, но они ука­зывают на условия возникновения тех преимуществ, благодаря ко­торым отдельные страны и компании завоевывают прочные пози­ции на мировом рынке.

13. Роль национального государства в международных экономических отношениях.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик (или их внешнеэкономических частей, если исходить из узкого определения) скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения (внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи), т.е. хозяйственные связи между разными странами. Их можно классифицировать по формам.

Традиционно в отдельную форму выделяют международную (мировую) торговлю товарами и услугами. Перемещение факторов производства лежит в основе таких форм международных экономических отношений, как международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная торговля знаниями (международная передача технологии). Что касается остальных факторов производства, помимо капитала, труда и знаний (технологии), то природные ресурсы немобильны и участвуют в мирохозяйственных связях почти всегда опосредованно, через международную торговлю изготовленной на их основе продукции. Такой фактор, как предпринимательские способности (предпринимательство), перемещается обычно вместе с капиталом, рабочей силой и знаниями (технологией) и поэтому обычно не фигурирует как самостоятельная форма экономических отношений. В отдельную форму нужно выделить международные валютно-расчетные отношения, которые, хотя и являются производными от международной торговли и движения факторов производства (особенно капитала), приобрели большую самостоятельность в мировом хозяйстве.

Подобная типология международных экономических отношений не претендует на то, чтобы быть единственно верной. Существуют и другие типологии. Тем не менее данный раздел учебника построен на вышеописанной типологии, исходя прежде всего из того, что она представляется простой, логичной и тесно связанной с экономической теорией.

14. Внешнеторговая политика государств, ее экономические инструменты.

Внешнеторговая политика государств

В любой стране одной из основных задач государства является создание условий национальным производителям для завоевания позиций на мировом рынке. Исторически сформировались два ос­новных направления в такой политике — фритредерство и протек­ционизм. Многие века идет спор, какая политика лучше, но одно­значного ответа до сих пор нет, да, вероятно, и не может быть, так как в различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению, не отказываясь полностью от про­тивоположного. В середине XX в. наблюдалась некоторая либера­лизация торговли и отход от протекционистских принципов, но с начала 70-х годов протекционизм вновь стал набирать силу.

Протекционизм — это теория и практика регулирования внеш­ней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Особенно ожесточенно критикова­лись сторонниками протекционизма результаты свободной торгов­ли между странами с различным уровнем экономического развития. Считалось, что в свободе торговли заинтересованы прежде всего развитые страны, но она мешает созданию национальной промыш­ленности относительно отсталым государствам.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эф­фективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под защитой протек­ционизма проходило становление и развитие национальной эконо­мики современных развитых стран.

В периоды серьезных обострений отношений между государст­вами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Несмотря на явно положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торгов­ли, этот метод регулирования внешнеторговых отношений имеет и своих противников. Как правило, они выдвигают следующие дово­ды.

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность — пре­следуя цель достичь положительное сальдо торгового баланса, про­текционизм сдерживает импортные операции, также начинают по­ступать и международные партнеры, в результате чего сворачива­ются объемы экспортных операций. Это приводит не к положитель­ному сальдо, а к разбалансированности.

2. В условиях протекционизма секторы национальной экономи­ки, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, по­скольку механизмы конкуренции затухают, и стремление к прогрес­су и инновациям уничтожается возможностями сохранить достигну­тые доходы и монопольные привилегии.

3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирую­щим эффектом — технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что при введении протекционистской защиты для одних отраслей технологической цепочки ее незамедлительно тре­буют и отрасли, технологически связанные с защищенными.

4. В условиях протекционизма национальная экономика может не использовать полностью преимущества международной специа­лизации — ограничения для более дешевых импортных товаров не дают возможность ввозить их в страну.

В современных условиях протекционизм существует в различ­ных формах. Он может быть односторонним, т.е. направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдви­гаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран. Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барье­ры.

Таможенная пошлина — это обязательные платежи, которые ус­танавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.

Импортная пошлина — это плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина та­рифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производите­лей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные по­требители проигрывают. Этот факт становится очевидным при сравнении внутренних и мировых цен в условиях свободной торгов­ли и протекционизма. При свободной торговле внутренние цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относи­тельный дефицит на конкретную товарную группу покроется им­портом. В условиях протекционизма введение тарифа на импорт по­высит внутренние цены, сократит спрос и соответственно объемы импорта.

При таком положении у отечественных производителей есть воз­можность расширять производство, поскольку они не платят тариф, а следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и пре­дельного дохода достигается отечественными фирмами при боль­шем объеме выпуска товаров, который для них является оптималь­ным.

В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Этот отрицательный эффект ощущает­ся еще сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается с введением дополнительных таможенных ограничений.

Механизм тарифов на экспорт — зеркальное отражение меха­низма тарифов на импорт.

В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой цены, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект вследствие сокращения производства на­столько велик, что относительный выигрыш отечественных потре­бителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в моно­польное положение на мировом рынке и заставляет импортирую­щие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значи­тельна монопольная прибыль, если экспортные барьеры устанавли­ваются одновременно несколькими странами, объединенными ин­теграционными процессами. Примером протекционистской полити­ки может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

Вторая половина XX в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. Об этом свидетельствуют показате­ли их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах составлял 40—50%, то в 90-х годах эта цифра снизилась до 4—5%. К концу 90-х годов в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ она должна снизиться до 3%1.

Снижение тарифных ограничений должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций, однако современные изменения в международных экономических отношениях, наоборот, показывают, что если классические, традиционные методы протек­ционистских механизмов используются в меньшей мере, то возни­кающие нетрадиционные методы вновь усиливают протекционист­ские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют ин­дустриально развитые страны: к середине 90-х годов 14% всех това­ров, импортируемых странами Европейского сообщества, США и Японией, подпадали под нетарифные ограничения.

Основными видами нетарифных ограничений являются импорт­но-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирова­ние экспорта, стандарты и др.

Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распро­страненный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контин­гентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты.

В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экс­порт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю.

Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от про­никновения новых и новейших иностранных товаров сверх выдан­ной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

В случае когда изменение тарифов регламентируется законода­тельством в рамках международных соглашений и правительство не имеет права их повышать, ужесточаются импортные квоты.

Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий. Лицен­зии, как правило, выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и ресурсов. Государство может продать лицензию по наивысшей, предложенной со стороны участ­вующих предприятий цене на организованных аукционах. В отдель­ных случаях лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта или экспорта в период до введения квот.

В 70-е годы стала распространяться специфическая форма коли­чественного ограничения импорта — добровольные экспортные ог­раничения со стороны экспортирующих стран. Добровольные экс­портные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В их рамках страны-экспортеры принимают на себя обяза­тельства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны парт­неров более серьезных и жестких протекционистских ограничений, и по своей сущности ДЭО являются вынужденной мерой.

Для страны-импортера при введении ДЭО цены на ввозимые то­вары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

К нетарифным ограничениям относятся также виды скрытого протекционизма, которые контролируют дотаможенное движение товаров, т.е. саму возможность участия товаров в импорте и экс­порте — санитарно-технические стандарты, валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие условия:

• обязательное соблюдение национальных стандартов;

• наличие сертификатов качества импортной продукции;

• специфичность маркировки и упаковки товаров;

• требования к экологическим характеристикам товаров потре­бительского и производственного назначения.

Санитарно-технические барьеры призваны оградить страну от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.

Чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необхо­димо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стан­дартов в национальной экономике. Это необходимо для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм как на внут­реннем, так и на мировом рынке, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

В современных условиях отсутствие новой, упорядоченной меж­дународной валютной системы и продолжение валютного кризиса ужесточают валютные ограничения по импорту товаров, что приво­дит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенса­ционной торговли. Такая торговля существует в различных формах:

1. Встречные закупки — страна-экспортер обязуется в рамках со­глашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, оговоренной в контракте о продаже.

2. Компенсация экспорта оборудования продукцией, произведен­ной с использованием этого оборудования.

3. Офсетная сделка — компенсация посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-им­портере.

4. Специфическая форма компенсационной торговли — свитч, трехсторонняя коммерческая операция, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о кли­ринге текущих счетов купли и продажи.

Классический протекционизм и неопротекционизм в форме не­тарифных методов являются дорогими методами сохранения само­достаточности национальной экономики. К началу 90-х годов в ус­ловиях протекционной торговли осуществлялась всего четверть ми­рового обмена товарами1.

Доля протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение (по пра­вилам свободной торговли совершалось около 20% мирового обме­на товарами).

Свободная торговля — это политика невмешательства государ­ства в международную торговлю ( free trade —фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство является противоположностью про­текционизма, то все позитивные аспекты фритредерства выступают как критика протекционизма. Считается, что свободная торговля:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

• позволяет осуществлять международную торговлю в соответ­ствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• дает возможность использовать международную специализа­цию, которая является основой роста прибылей и производителей и потребителей;

• расширяет границы рынка — она создает базу для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства считают, что аргументы в пользу протекционизма дискуссионны, поскольку цели, которую он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Существование прямо противоположных подходов к политике внешнеэкономической торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торгов­ли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах. Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае.

Признавая ценность свободы торговли и являясь автором тео­рии абсолютных преимуществ, Адам Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которое обострило бы проблему занятости. Джон Стюарт Милль, обосновавший теорию междуна­родной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям про­мышленности. То есть каждой стране в каждой конкретной ситуа­ции необходимо найти равновесие, баланс между наивной свободой торговли и слепым протекционизмом. Разрешение этого противоре­чия в долгосрочной перспективе просматривается как тенденция ли­берализации международной торговли, поиск экономического ком­промисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

Усиление взаимозависимости всех составных частей междуна­родных экономических отношений ставит проблему координации экономической политики и формирования международного эконо­мического порядка.

Международный экономический порядок, основанный на либера­лизме международной торговли, оформляется как тенденция даль­нейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большое значение международные эко­номические организации, содействующие поиску разрешения проти­воречий и достижения компромиссных решений между государства­ми по экономическим вопросам. Такие организации либо имеют широкий круг деятельности, либо специализируются на конкретных вопросах. Одной из основных организаций, специальное назначение которой — ускорение международного рыночного процесса и раз­витие международной торговли, является ГАТТ — Генеральное со­глашение о тарифах и торговле.

Женевский договор о создании ГАТТ был подписан в 1947 г. 23 странами и в 1948 г. вступил в силу. Его основные принципы — принципы недискриминации и либерализации условий международ­ной торговли. Одним из основных положений договора стала статья о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле определяло до­пустимые размеры таможенных пошлин и экспортных субсидий, разрешало споры между странами по взаимной торговле посредст­вом межправительственных многосторонних соглашений, привлека­ло страны, нарушившие условия договора, к экономической ответ­ственности.

Условия международной торговли не остаются неизменными: государства, разрешая противоречия текущего периода, поднима­ются на более высокий уровень, что находит отражение в очередном многостороннем соглашении — раунде очередных переговоров. Каждый раунд носит название города или государства, в котором происходила встреча участников. Всего проведено восемь раундов, в результате которых средние таможенные пошлины были сокраще­ны в 10 раз — с 40% в середине XX в. до 4% к концу 90-х годов.



2020-02-03 223 Обсуждений (0)
Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)