Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 3 страница
1) неспособность наладить контакт между продавцами и покупателями. Этот риск существует, когда участников обмена очень мало и они распылены, издержки на исследования высоки, а на цены влияют условия несовершенной конкуренции; 2) неспособность покупателя понять специфику товара. Этот риск существует, когда товар новый, его функции сложны, а покупатель не имеет достаточных знаний для его правильного использования. Издержки тогда связаны с убытками от приобретения товара, который не соответствует желаемому или который не умеют использовать, а также от возможной перепродажи товара; 3) невозможность договориться о цене продажи, вытекающая из незнания рынка или технологической специфики, что ведет к расходам на обсуждение цен; 4) дефекты качества товара, вытекающие из недобросовестности продавца, незнания товара, невозможности испытать его до приобретения. Все это порождает расходы на эксплуатацию и ремонт товара; 5) трудности с транспортировкой, несоблюдение сроков поставки, повреждение товара и связанные с этим затраты на ремонт, отказ от товара, выплаты компенсации; 6) юридические сложности, связанные с требованиями к продавцу по соблюдению обязательств, могут возникать тем чаще, чем меньшее значение покупатель придает юридическим оговоркам, а это порождает издержки, вызванные жалобами и судебными процессами. Характер товаров, вертикальная и горизонтальная интеграция. Указанные выше риски демонстрируют недостатки рынка, которые связаны с характером товара. Рынок имеет тем больше недостатков, чем более технологичен товар. Хотя технология содержит элементы, составляющие коммерческую тайну фирмы, Она может считаться общественным достоянием, поскольку ее использование одним лицом не мешает использовать ее другим. Во избежание этого следует установить права собственности на технологию и зафиксировать цену ее применения. В принципе фирма-новатор может защитить свои права патентами. Тем не менее, иногда сложно обеспечить полную защиту технологии, причем опасность имитации тем выше, чем более распространен товар или его компоненты. Если фирма осуществляет на рынке операции по продаже и обслуживанию товара, она рискует раскрыть технологическое содержание изделия и тем самым распространить технологию. Если же обмен ограничен филиалами одной и той же компании, то эти риски меньше. Недостатки рынка проявляются и в снабжении сырьем. Фирма нуждается в надежных поставках продукции определенного качества. Чтобы обеспечить свои нужды, она пытается включить в свою структуру источники снабжения и полностью контролировать их. На другом конце производственно-коммерческой цепи то же самое происходит с реализацией товара. Отсутствие рынка также порождает многочисленные риски. Так, например, отсутствие фьючерсного рынка полуфабрикатов, цены на которые значительно колеблются (например, электронных комплектующих), вынуждает фирму делать закупки в запас, что ведет к значительным издержкам. Изготовление фирмой таких полуфабрикатов, а не их приобретение на рынке тоже является интернализацией. По этим причинам фирма заинтересована в вертикальной интеграции производства, осуществлении всех этапов выпуска товара на фирме (в частности, производства сырья и полуфабрикатов). Она может также интернализировать производство при помощи горизонтальной интеграции, например включая в свой состав предприятия разных отраслей, приобретая предприятия конкурентов, стараясь достигнуть монопольного положения. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИЙ Принцип интернализации можно применить и к многонациональной компании. Достаточно представить, что фирма действует на международных рынках, характеризующихся указанными рисками, подчас даже усиленными географическими и страновыми различиями. Интернализация зарубежного рынка порождает интернационализацию компании. Можно указать по меньше мере три причины, побуждающие фирму интернализировать иностранные рынки: 1) обеспечение внешнего снабжения; 2) обеспечение непрерывности процесса производства в международном масштабе, для защиты своей технологии; 3) обеспечение внешнего сбыта при сохранении товарной марки. Первая причина характерна для компаний, продукция которых существенно зависит от поставок сырья или сельскохозяйственных товаров. Например, известная «Англо-индийская компания» обладала собственными плантациями чая в Индии в целях самообеспечения сырьем. С той же целью французская фирма «Миш-лен» приобрела плантации гевеи в Малайзии для получения каучука. Вторая причина присуща компаниям, производящим промышленные товары, включающие насыщенные технологией полуфабрикаты (например, компьютеры). Третья причина мотивации характерна для всех компаний. Однако применительно к интернационализации компаний теория интернализации не объясняет, почему фирма должна действовать на внешних, а не на внутренних рынках. Интернализация на своей территории ведет к развитию фирмы как межрегиональной или многотоварной, но не многонациональной. Причины выхода на внешний рынок выявляются при анализе характеристик различных стран и их сравнительных преимуществ. К анализу стоимости операций следует добавить, в частности, анализ издержек производства. Огромная роль в глобализации МЭ играют ТНК. ТНК— это такие корпорац. производств. торгово-сбит. деят., которая вынесена за пределы нац. гос-ва, но основы на кап., где она орган. ТНК—это фирмы с активом зарубежом, но с нац. капиталом той страны, где они организов. МНК—мультинац. корпор. состоит из неск. ТНК.В наст время ТНК стали глав. формой монополиз. на м/н уровне. 7. Субъекты мирохозяйственных связей. Субъекты мирохозяйственных связей Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций. С позиций национальной экономики субъекты разделены на резидентов и нерезидентов. . Резиденты — это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности. Нерезиденты — хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами. Всех резидентов и нерезидентов, или хозяйственных субъектов, международная система национальных счетов (СНС) квалифицирует как институциональные единицы, т.е. физические и юридические лица, которые владеют продуктами или возможностями по производству продуктов или по осуществлению услуг и от своего лица производят сделку с другими лицами. СНС не делает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в экономические отношения с любыми субъектами других стран или с участниками международных экономических союзов. Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К их числу относятся консультативные советы экономических союзов, их секретариаты, а также периодически проводимые сессии союзов. К международным экономическим субъектам относят также международный Арбитраж, Суд, Международный валютный фонд, Международную организацию труда и др. Задачи этих организаций — создание «правил игры» для нормального функционирования мирового хозяйства и контроль за практической реализацией мирохозяйственных связей. Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности являются общей правовой основой для всех государств — участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное, законодательство в соответствие с международными договорами и правилами. Так, вступление России в ГАТТ потребовало определенных изменений в таможенном Кодексе РФ, присоединение к МВФ вызвало необходимость принятия закона об иностранных инвестициях, а также об относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов. Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство само определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждая страна разрабатывает собственное национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими являются федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории РФ» и др. Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России к таким учреждениям относятся: Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк и др. Эти государственные организации регистрируют иностранные институциональные единицы в стране, регулируют экспорт и импорт посредством выдачи лицензий, квот и установления таможенных тарифов, содействуют подписанию межгосударственных соглашений, продвижению отечественных резидентов в экономические союзы и в мировое хозяйство в целом. Государства — участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, прежде всего использованием права участников той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной «игры». Кроме того, нужно отметить, что государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, регулируя их в своих национальных интересах. Прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту и импорту товаров, услуг и капиталов. Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и транснациональные компании (ТНК). Так, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для закупок японских товаров под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов ТНК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке осуществляют через них. Сейчас через ТНК реализуется 60% мирового товарооборота. Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно организуют и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей. Этот процесс позволяет странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но вместе с тем совершенствовать и развивать мировое хозяйство и международные экономические отношения. 8. Международная трудовая миграция: причины и направления. Международная трудовая миграция Под международной трудовой миграцией понимается перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами национальных границ в течение определенного времени. Поскольку труд неотделим от человека, часто говорят о миграции рабочей силы. Международная миграция рабочей силы — меж-страновое перемещение трудоспособного населения по причинам, не предполагающим окончательное изменение места жительства. Международная трудовая миграция имеет длительную историю. Начало изучения этого процесса относится к 80-м годам XIX в. Теория международной трудовой миграции была сформулирована в работах Е. Равенстейна, который исследовал экономические факторы трудовой миграции, взаимосвязь между интенсивностью и направлениями миграционных потоков, сформулировал законы миграции. С конца 60-х годов XX в. проблемы трудовой миграции исследуются в рамках экономического роста. Миграция рассматривается как следствие ряда неравновесий, или неравенства условий, в странах-донорах и странах-реципиентах. Она трактуется как средство устранения или смягчения существующих диспропорций и является залогом устойчивого развития экономики. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли Р. Харрис, М. Тапинос, А. Льюис. Неоклассическая теория обосновывает благотворное влияние миграции из страны-донора в страну-реципиент. При этом считается, что в стране-доноре экономическая ситуация не ухудшается. Неокейнсианцы же отмечают отрицательные последствия для страны, экспортирующей высококвалифицированную рабочую силу. В последние годы международная трудовая миграция исследуется в рамках теории человеческого капитала. С перемещением его между странами связываются различия в темпах экономического роста. Международная трудовая миграция включает в себя миграционные и эмиграционные потоки. Иммиграция — перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну. Эмиграция — перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж. Такое перемещение осуществляется с целью наиболее эффективного решения экономических и социальных проблем иммигрантов и эмигрантов. Реэмиграция (обратная эмиграция) — возвращение эмигрантов на постоянное место жительства. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства различают легальную трудовую миграцию (без нарушения законодательных норм) и нелегальную (с нарушением законодательства). Для оценки размеров трудовой миграции используются различные показатели: масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период с целью устройства на работу; масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших за определенный период в страну в поисках работы; сальдо миграции, или чистая миграция, — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране в изучаемом периоде. Сальдо может быть либо положительным, либо отрицательным. Оно выражается в относительных показателях (на 100 или на 1000 жителей), а также в абсолютных величинах; валовая миграция, или общая миграция, — сумма числа прибытий и числа выбытий в стране, регионе за определенный период. Международная трудовая миграция порождает движение огромных межстрановых денежных потоков, ежегодные объемы которых достигают сотен миллиардов долларов. В платежном балансе страны показатели, связанные с трудовой миграцией, отражаются как реальные и денежные потоки и классифицируются по статьям: трудовой доход миграции в форме заработной платы, а также вознаграждение за труд в натуральной форме. Сюда включаются и выплаты резидентов в пенсионные, страховые и другие фонды, связанные с наймом на работу иммигрантов (нерезидентов); перемещения мигрантов отражаются в платежном балансе в размере денежной оценки имущества мигрантов, привезенного в принимающую страну. Вывоз имущества эмигрантов показывается как денежная оценка экспорта товаров; денежные переводы работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли. При пересылке товаров учитывается их оценочный денежный эквивалент; В современных условиях международная трудовая миграция характеризуется как закономерное глобальное социально-экономическое явление, имеющее глубокие корни в экономической, социальной и политической сферах. Международная трудовая миграция обусловлена прежде всего экономическими причинами. Главные из них: • различный уровень экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в страны с более высоким уровнем жизни; • различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами, что влияет на объем производства, на различия в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудовых ресурсов, это создает стимул для эмиграции; • зарубежная деятельность транснациональных корпораций (ТНК), способствующая развитию международной трудовой миграции. В данном случае происходит перемещение трудовых ресурсов к рабочим местам в зарубежные филиалы ТНК; • наличие безработицы в стране, усиливающей трудовую миграцию. Международное движение трудовых ресурсов порождается и неэкономическими факторами — политическими, религиозными, экологическими, семейными, лучшими перспективами социального продвижения. Примерно 20% людей, включенных в миграционный поток, желают вернуться на прежнее место жительства или на свою историческую родину. Направления международной миграции меняются с изменением экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом. Центром протяжения иммиграции издавна являлись США, Канада и Австралия, население которых полностью или в значительной части состоит из потомков иммигрантов. Высокий уровень жизни в этих странах притягивает иммигрантов со всего света. В 1996 г. абсолютный уровень ВВП на душу населения продолжал оставаться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии. Потоки высококвалифицированной рабочей силы устремляются в США. Иммигранты с низкой трудовой квалификацией перемещаются из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна. В середине 90-х годов в США легально иммигрировало 740 тыс. человек. В Западной Европе центром притяжения иммигрантов является Германия. Основные страны-доноры — Турция, Югославия, далее идет Франция. Главные источники иммиграции — бывшие французские колонии, прежде всего страны Магриба, а также ближайшие менее развитые соседи — Испания, Португалия, Мальта. Поток иммигрантов в Великобританию ограничен более жесткими иммиграционными законами. Тем не менее численность иммигрантов продолжает увеличиваться. Главные доноры — страны британского содружества наций. Другие государства Западной Европы также активно используют иностранную рабочую силу. После того как с 1 января 1993 г. Европейский союз (ЕС) объявил себя единым рыночным пространством (без внутренних границ), жители государств — членов ЕС свободно мигрируют в любую из этих стран с целью трудовой деятельности. В то же время в ЕС насчитывается 13 млн иммигрантов из стран, не являющихся членами ЕС. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и др), широко использующие с середины 70-х годов труд иностранных рабочих на постоянной основе, превратились в крупный центр трудовой иммиграции. Только в Саудовской Аравии в середине 90-х годов число иммигрантов составляло около 4 млн человек. В качестве главного экспортера рабочей силы выступал Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов в указанном регионе достигла 75%. Сюда прибывают рабочие из Бангладеш, Индии, Пакистана, Филиппин. Еще один центр притяжения иностранных иммигрантов — Латинская Америка, где в 90-х годах- возобновился экономический рост до 1,5% в год. Аргентина, Бразилия, Венесуэла весьма привлекательны для эмигрантов из других стран Латинской Америки, Азии и Африки, желающих получить сезонную или постоянную работу на сборочных предприятиях. Южная Африка привлекает дешевую рабочую силу. На угольные шахты вербуются жители соседних африканских стран для работы по контракту в течение определенного срока. На Берег Слоновой Кости, Нигерию, ЮАР приходится более половины прибывающих иммигрантов. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), характеризующийся быстрым ростом экономики, также стал одним из центров трудовой иммиграцииЛВ 80-х годах Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань превратились в «новые индустриальные страны», создавшие значительный экономический потенциал. Беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Азии — с 3% в 70-х годах до 3,2% в 80-х и 4,1% в 90-х годах — привлекают в этот регион растущие потоки иммигрантов. В центрах притяжения иностранной рабочей силы образовались мировые рынки труда. Мировой рынок труда — это система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложение на межгосударственном уровне. Современные мировые рынки труда имеют ряд особенностей. 1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн трудящихся мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. 2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это — миграция в развитые страны с рыночной экономикой из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. 3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, в Бельгии и Нидерландах доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50%. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы выросла с 30% в 60-е годы до 40—48,3% в 1980 г. 4. Возрастание продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. 5. С 80-х годов наблюдается некоторое снижение степени активности международной трудовой миграции, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации. 6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны с рыночной экономикой, а также из этих стран в развивающиеся страны. Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы «утечки умов» различны: а) непосредственная эмиграция — выезд на, постоянное место жительства; б) выезд за рубеж на контрактной основе; в) наем ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора; г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах. Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом, как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий, принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекли только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов. Этот процесс захватил и Россию. Ее годовой ущерб от «утечки умов» доходит до 50—60 млрд долл. 7. Формирование «черного рынка» труда в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный рынок» труда — это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Например, в США общее число подпольных иммигрантов колеблется от 2 до 13 млн человек. 8. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда в РФ. К концу 1994 г. численность иностранной рабочей силы в РФ составила 128 999 человек, в том числе 73 695 человек, или 58,9%, из стран ближнего зарубежья. Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия — нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населения, недостаточность трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, в Центральный и Центрально-черноземный районы, на Северный Кавказ. Россия использует рабочую силу и из стран дальнего зарубежья — Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, влияние на рынок труда и заработную плату. Средний уровень заработной платы меняется вследствие притока иммигрантов из-за рубежа, так как их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, собственные наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за конкуренции со стороны мигрантов, т.е. ухудшается благосостояние отдельных групп общества. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне. Влияние международных миграционных потоков на рынок труда особенно заметно в трудоизбыточных странах, где часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно отражается на рынке труда в стране — экспортере рабочей силы. Существенное влияние оказывает иммиграция и на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Таким образом, обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества. Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране-доноре. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего выигрывают принимающие страны. Таким образом, соотношение выгоды и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться. Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к увеличению объема ВВП в стране иммиграции и его уменьшению в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами. Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке. Это увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов лишает их возможности пользоваться социальными пособиями, благотворительными выплатами. Поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны. Страна, экспортирующая рабочую силу, получает большие валютные поступления за счет денежных переводов иммигрантов своим семьям и родственникам; налогов, уплачиваемых фирмами-посредниками, а в ряде случаев — за счет прямых компенсации за утечку рабочей силы. В начале 90-х годов десять стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд долл., а около 40 стран — не менее 100 млн долл. В то же время отток избыточной рабочей силы из страны-экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение. «Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора. Она не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, инвестировать образование и профессиональную подготовку. Экономические последствия международной трудовой миграции обусловливают необходимость проведения миграционной политики. Ее важнейшей целью является государственное и межгосударственное регулирование международной трудовой миграции на законодательной основе. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства и межгосударственных соглашений. В политике большинства стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады. Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция. Многие западные страны начиная с 70-х годов принимают меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка. Существуют также программы экономической помощи странам — экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |