Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 3 страница



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




1) неспособность наладить контакт между продавцами и поку­пателями. Этот риск существует, когда участников обмена очень мало и они распылены, издержки на исследования высоки, а на цены влияют условия несовершенной конкуренции;

2) неспособность покупателя понять специфику товара. Этот риск существует, когда товар новый, его функции сложны, а покупа­тель не имеет достаточных знаний для его правильного использова­ния. Издержки тогда связаны с убытками от приобретения товара, который не соответствует желаемому или который не умеют ис­пользовать, а также от возможной перепродажи товара;

3) невозможность договориться о цене продажи, вытекающая из незнания рынка или технологической специфики, что ведет к расходам на обсуждение цен;

4) дефекты качества товара, вытекающие из недобросовестнос­ти продавца, незнания товара, невозможности испытать его до при­обретения. Все это порождает расходы на эксплуатацию и ремонт товара;

5) трудности с транспортировкой, несоблюдение сроков по­ставки, повреждение товара и связанные с этим затраты на ре­монт, отказ от товара, выплаты компенсации;

6) юридические сложности, связанные с требованиями к про­давцу по соблюдению обязательств, могут возникать тем чаще, чем меньшее значение покупатель придает юридическим оговоркам, а это порождает издержки, вызванные жалобами и судебными про­цессами.

Характер товаров, вертикальная и горизонтальная интеграция. Указанные выше риски демонстрируют недостатки рынка, кото­рые связаны с характером товара. Рынок имеет тем больше недо­статков, чем более технологичен товар. Хотя технология содержит элементы, составляющие коммерческую тайну фирмы, Она мо­жет считаться общественным достоянием, поскольку ее исполь­зование одним лицом не мешает использовать ее другим. Во избе­жание этого следует установить права собственности на техноло­гию и зафиксировать цену ее применения. В принципе фирма-нова­тор может защитить свои права патентами. Тем не менее, иногда сложно обеспечить полную защиту технологии, причем опасность имитации тем выше, чем более распространен товар или его ком­поненты. Если фирма осуществляет на рынке операции по прода­же и обслуживанию товара, она рискует раскрыть технологичес­кое содержание изделия и тем самым распространить технологию. Если же обмен ограничен филиалами одной и той же компании, то эти риски меньше.

Недостатки рынка проявляются и в снабжении сырьем. Фирма нуждается в надежных поставках продукции определенного качества. Чтобы обеспечить свои нужды, она пытается включить в свою структуру источники снабжения и полностью контролировать их. На другом конце производственно-коммерческой цепи то же самое происходит с реализацией товара. Отсутствие рынка также порож­дает многочисленные риски. Так, например, отсутствие фьючерс­ного рынка полуфабрикатов, цены на которые значительно колеб­лются (например, электронных комплектующих), вынуждает фир­му делать закупки в запас, что ведет к значительным издержкам. Изготовление фирмой таких полуфабрикатов, а не их приобрете­ние на рынке тоже является интернализацией.

По этим причинам фирма заинтересована в вертикальной интег­рации производства, осуществлении всех этапов выпуска товара на фирме (в частности, производства сырья и полуфабрикатов). Она может также интернализировать производство при помощи гори­зонтальной интеграции, например включая в свой состав предпри­ятия разных отраслей, приобретая предприятия конкурентов, ста­раясь достигнуть монопольного положения.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИЙ

Принцип интернализации можно применить и к многонацио­нальной компании. Достаточно представить, что фирма действует на международных рынках, характеризующихся указанными рис­ками, подчас даже усиленными географическими и страновыми различиями. Интернализация зарубежного рынка порождает интер­национализацию компании.

Можно указать по меньше мере три причины, побуждающие фирму интернализировать иностранные рынки: 1) обеспечение внешнего снабжения; 2) обеспечение непрерывности процесса производства в международном масштабе, для защиты своей тех­нологии; 3) обеспечение внешнего сбыта при сохранении товар­ной марки. Первая причина характерна для компаний, продукция которых существенно зависит от поставок сырья или сельскохозяй­ственных товаров. Например, известная «Англо-индийская компа­ния» обладала собственными плантациями чая в Индии в целях самообеспечения сырьем. С той же целью французская фирма «Миш-лен» приобрела плантации гевеи в Малайзии для получения каучука. Вторая причина присуща компаниям, производящим промыш­ленные товары, включающие насыщенные технологией полуфаб­рикаты (например, компьютеры). Третья причина мотивации ха­рактерна для всех компаний.

Однако применительно к интернационализации компаний тео­рия интернализации не объясняет, почему фирма должна действо­вать на внешних, а не на внутренних рынках. Интернализация на своей территории ведет к развитию фирмы как межрегиональной или многотоварной, но не многонациональной. Причины выхода на внешний рынок выявляются при анализе характеристик различных стран и их сравнительных преимуществ. К анализу стоимости опера­ций следует добавить, в частности, анализ издержек производства.

Огромная роль в глобализации МЭ играют ТНК. ТНК— это такие корпорац. производств. торгово-сбит. деят., которая вынесена за пределы нац. гос-ва, но основы на кап., где она орган. ТНК—это фирмы с активом зарубежом, но с нац. капиталом той страны, где они организов. МНК—мультинац. корпор. состоит из неск. ТНК.В наст время ТНК стали глав. формой монополиз. на м/н уровне.

7. Субъекты мирохозяйственных связей.

Субъекты мирохозяйственных связей

Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физи­ческие) лица и организации (юридические лица), занятые осущест­влением международных экономических операций.

С позиций национальной экономики субъекты разделены на ре­зидентов и нерезидентов.

. Резиденты — это хозяйствующие субъекты, постоянно находя­щиеся на территории данной страны, независимо от их националь­ной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты — хозяйствующие субъекты, постоянно находя­щиеся на территории иностранного государства, даже если они яв­ляются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

Всех резидентов и нерезидентов, или хозяйственных субъектов, международная система национальных счетов (СНС) квалифициру­ет как институциональные единицы, т.е. физические и юридические лица, которые владеют продуктами или возможностями по произ­водству продуктов или по осуществлению услуг и от своего лица производят сделку с другими лицами. СНС не делает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновре­менно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в экономические отношения с любыми субъектами других стран или с участниками международных эконо­мических союзов.

Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономи­ческой деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институ­ты. Они представлены международными экономическими учрежде­ниями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К их числу относятся консультативные советы экономичес­ких союзов, их секретариаты, а также периодически проводимые сессии союзов. К международным экономическим субъектам отно­сят также международный Арбитраж, Суд, Международный валют­ный фонд, Международную организацию труда и др.

Задачи этих организаций — создание «правил игры» для нор­мального функционирования мирового хозяйства и контроль за практической реализацией мирохозяйственных связей.

Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности являются общей правовой основой для всех госу­дарств — участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, государства обя­заны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное, зако­нодательство в соответствие с международными договорами и пра­вилами. Так, вступление России в ГАТТ потребовало определенных изменений в таможенном Кодексе РФ, присоединение к МВФ вы­звало необходимость принятия закона об иностранных инвестици­ях, а также об относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, дефицитности госу­дарственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономи­ческой деятельности государства и подмену его внешнеэкономичес­ких институтов деятельностью международных экономических ор­ганизаций.

Обязанностью любого государства является отстаивание нацио­нальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях го­сударство само определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждая страна разрабатывает собственное наци­ональное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими являются федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности», «Об иностранных инвестициях на территории РФ» и др.

Непосредственным регулированием внешнеэкономической дея­тельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России к таким учреждениям относятся: Министерство внешнеэко­номических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторг­банк и др.

Эти государственные организации регистрируют иностранные институциональные единицы в стране, регулируют экспорт и им­порт посредством выдачи лицензий, квот и установления таможен­ных тарифов, содействуют подписанию межгосударственных согла­шений, продвижению отечественных резидентов в экономические союзы и в мировое хозяйство в целом.

Государства — участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на ми­рохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, прежде всего использованием права участни­ков той или иной международной экономической организации раз­рабатывать и корректировать правила внутрисоюзной «игры».

Кроме того, нужно отметить, что государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономичес­ки развитые и богатые, имеют как прямые, так и косвенные возмож­ности воздействия на мирохозяйственные связи, регулируя их в своих национальных интересах.

Прямым регулятором является протекционизм, с помощью ко­торого то или иное государство или союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдель­ным странам преимущества по экспорту и импорту товаров, услуг и капиталов.

Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государст­ва могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и транснациональные компании (ТНК). Так, пра­вительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для закупок японских товаров под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов ТНК, разбросанную практичес­ки по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хо­зяйственных операций на мировом рынке осуществляют через них. Сейчас через ТНК реализуется 60% мирового товарооборота.

Таким образом, современные государства, организуя свою наци­ональную экономику для широкого участия в мировом экономичес­ком процессе, одновременно активно организуют и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей. Этот процесс позволяет стра­нам не только отстаивать свои экономические интересы на между­народной арене, но вместе с тем совершенствовать и развивать ми­ровое хозяйство и международные экономические отношения.

8. Международная трудовая миграция: причины и направления.

Международная трудовая миграция

Под международной трудовой миграцией понимается перемеще­ние трудовых ресурсов между странами и использование их за пре­делами национальных границ в течение определенного времени.

Поскольку труд неотделим от человека, часто говорят о мигра­ции рабочей силы. Международная миграция рабочей силы — меж-страновое перемещение трудоспособного населения по причинам, не предполагающим окончательное изменение места жительства.

Международная трудовая миграция имеет длительную историю. Начало изучения этого процесса относится к 80-м годам XIX в.

Теория международной трудовой миграции была сформулирова­на в работах Е. Равенстейна, который исследовал экономические факторы трудовой миграции, взаимосвязь между интенсивностью и направлениями миграционных потоков, сформулировал законы миграции.

С конца 60-х годов XX в. проблемы трудовой миграции иссле­дуются в рамках экономического роста. Миграция рассматривается как следствие ряда неравновесий, или неравенства условий, в стра­нах-донорах и странах-реципиентах. Она трактуется как средство устранения или смягчения существующих диспропорций и является залогом устойчивого развития экономики. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли Р. Харрис, М. Тапинос, А. Льюис.

Неоклассическая теория обосновывает благотворное влияние миграции из страны-донора в страну-реципиент. При этом считает­ся, что в стране-доноре экономическая ситуация не ухудшается. Неокейнсианцы же отмечают отрицательные последствия для страны, экспортирующей высококвалифицированную рабочую силу. В пос­ледние годы международная трудовая миграция исследуется в рам­ках теории человеческого капитала. С перемещением его между странами связываются различия в темпах экономического роста.

Международная трудовая миграция включает в себя миграцион­ные и эмиграционные потоки. Иммиграция — перемещение трудо­способного населения из-за рубежа в данную страну. Эмиграция — перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж. Такое перемещение осуществляется с целью наиболее эффек­тивного решения экономических и социальных проблем иммигран­тов и эмигрантов. Реэмиграция (обратная эмиграция) — возвраще­ние эмигрантов на постоянное место жительства. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства разли­чают легальную трудовую миграцию (без нарушения законодатель­ных норм) и нелегальную (с нарушением законодательства).

Для оценки размеров трудовой миграции используются различ­ные показатели:

масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период с целью устройства на работу;

масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших за оп­ределенный период в страну в поисках работы;

сальдо миграции, или чистая миграция, — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране в изучаемом периоде. Сальдо может быть либо положительным, либо отрицательным. Оно выра­жается в относительных показателях (на 100 или на 1000 жителей), а также в абсолютных величинах;

валовая миграция, или общая миграция, — сумма числа прибы­тий и числа выбытий в стране, регионе за определенный период.

Международная трудовая миграция порождает движение огром­ных межстрановых денежных потоков, ежегодные объемы которых достигают сотен миллиардов долларов. В платежном балансе стра­ны показатели, связанные с трудовой миграцией, отражаются как реальные и денежные потоки и классифицируются по статьям:

трудовой доход миграции в форме заработной платы, а также вознаграждение за труд в натуральной форме. Сюда включаются и выплаты резидентов в пенсионные, страховые и другие фонды, свя­занные с наймом на работу иммигрантов (нерезидентов);

перемещения мигрантов отражаются в платежном балансе в раз­мере денежной оценки имущества мигрантов, привезенного в принимающую страну. Вывоз имущества эмигрантов показывается как денежная оценка экспорта товаров;

денежные переводы работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли. При пересылке товаров учитывается их оценочный де­нежный эквивалент;

В современных условиях международная трудовая миграция ха­рактеризуется как закономерное глобальное социально-экономичес­кое явление, имеющее глубокие корни в экономической, социальной и политической сферах.

Международная трудовая миграция обусловлена прежде всего экономическими причинами. Главные из них:

• различный уровень экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем вало­вого внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в страны с более высоким уровнем жизни;

• различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурса­ми, что влияет на объем производства, на различия в уровнях зара­ботной платы. Если в стране избыток трудовых ресурсов, это созда­ет стимул для эмиграции;

• зарубежная деятельность транснациональных корпораций (ТНК), способствующая развитию международной трудовой мигра­ции. В данном случае происходит перемещение трудовых ресурсов к рабочим местам в зарубежные филиалы ТНК;

• наличие безработицы в стране, усиливающей трудовую мигра­цию.

Международное движение трудовых ресурсов порождается и не­экономическими факторами — политическими, религиозными, эко­логическими, семейными, лучшими перспективами социального продвижения. Примерно 20% людей, включенных в миграционный поток, желают вернуться на прежнее место жительства или на свою историческую родину.

Направления международной миграции меняются с изменением экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.

Центром протяжения иммиграции издавна являлись США, Ка­нада и Австралия, население которых полностью или в значитель­ной части состоит из потомков иммигрантов. Высокий уровень жизни в этих странах притягивает иммигрантов со всего света. В 1996 г. абсолютный уровень ВВП на душу населения продолжал ос­таваться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии. Потоки высококвалифицированной рабочей силы устремляются в США. Иммигранты с низкой трудовой квалификацией перемеща­ются из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна. В середине 90-х годов в США легально иммигрировало 740 тыс. че­ловек.

В Западной Европе центром притяжения иммигрантов является Германия. Основные страны-доноры — Турция, Югославия, далее идет Франция. Главные источники иммиграции — бывшие француз­ские колонии, прежде всего страны Магриба, а также ближайшие менее развитые соседи — Испания, Португалия, Мальта. Поток им­мигрантов в Великобританию ограничен более жесткими иммигра­ционными законами. Тем не менее численность иммигрантов про­должает увеличиваться. Главные доноры — страны британского со­дружества наций. Другие государства Западной Европы также ак­тивно используют иностранную рабочую силу. После того как с 1 января 1993 г. Европейский союз (ЕС) объявил себя единым ры­ночным пространством (без внутренних границ), жители госу­дарств — членов ЕС свободно мигрируют в любую из этих стран с целью трудовой деятельности. В то же время в ЕС насчитывается 13 млн иммигрантов из стран, не являющихся членами ЕС.

Нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и др), широко использующие с середины 70-х годов труд иностранных рабочих на постоянной основе, превратились в крупный центр тру­довой иммиграции. Только в Саудовской Аравии в середине 90-х годов число иммигрантов составляло около 4 млн человек. В каче­стве главного экспортера рабочей силы выступал Египет, доля ко­торого в общем количестве иммигрантов в указанном регионе до­стигла 75%. Сюда прибывают рабочие из Бангладеш, Индии, Паки­стана, Филиппин. Еще один центр притяжения иностранных имми­грантов — Латинская Америка, где в 90-х годах- возобновился эко­номический рост до 1,5% в год. Аргентина, Бразилия, Венесуэла весьма привлекательны для эмигрантов из других стран Латинской Америки, Азии и Африки, желающих получить сезонную или посто­янную работу на сборочных предприятиях.

Южная Африка привлекает дешевую рабочую силу. На уголь­ные шахты вербуются жители соседних африканских стран для ра­боты по контракту в течение определенного срока. На Берег Сло­новой Кости, Нигерию, ЮАР приходится более половины прибы­вающих иммигрантов. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), характеризующийся бы­стрым ростом экономики, также стал одним из центров трудовой иммиграцииЛВ 80-х годах Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тай­вань превратились в «новые индустриальные страны», создавшие значительный экономический потенциал. Беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Азии — с 3% в 70-х годах до 3,2% в 80-х и 4,1% в 90-х годах — привлекают в этот регион растущие по­токи иммигрантов.

В центрах притяжения иностранной рабочей силы образовались мировые рынки труда.

Мировой рынок труда — это система экономических механиз­мов, норм, институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложение на межгосударственном уровне.

Современные мировые рынки труда имеют ряд особенностей.

1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На на­чало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн трудящихся миг­рантов против 3,2 млн в 1960 г.

2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это — миграция в развитые страны с рыночной экономикой из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из разви­тых в развивающиеся страны.

3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном про­цессе. Так, в Бельгии и Нидерландах доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50%. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы вы­росла с 30% в 60-е годы до 40—48,3% в 1980 г.

4. Возрастание продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости.

5. С 80-х годов наблюдается некоторое снижение степени актив­ности международной трудовой миграции, что было связано с пере­ходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением эконо­мической ситуации.

6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны с рыночной эконо­микой, а также из этих стран в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы «утечки умов» различны: а) непосредственная эмиграция — выезд на, постоянное место жительства; б) выезд за рубеж на контрактной основе; в) наем ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящи­мися на территории страны-донора; г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание ин­теллектом, как носителем и генератором современных научных зна­ний и высоких технологий, принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекли только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов. Этот процесс за­хватил и Россию. Ее годовой ущерб от «утечки умов» доходит до 50—60 млрд долл.

7. Формирование «черного рынка» труда в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный рынок» труда — это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Например, в США общее число подпольных иммигрантов колеблется от 2 до 13 млн человек.

8. Расширение масштабов участия России в международной тру­довой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда в РФ. К концу 1994 г. чис­ленность иностранной рабочей силы в РФ составила 128 999 чело­век, в том числе 73 695 человек, или 58,9%, из стран ближнего за­рубежья.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия — нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населе­ния, недостаточность трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще используются на предприятиях добывающей промышленнос­ти, в строительстве и сельском хозяйстве. Основной поток имми­грантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, в Центральный и Центрально-черноземный районы, на Се­верный Кавказ. Россия использует рабочую силу и из стран дальне­го зарубежья — Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают ино­странные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Общеэкономические последствия международной трудовой миг­рации многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, влияние на рынок труда и заработную плату.

Средний уровень заработной платы меняется вследствие притока иммигрантов из-за рубежа, так как их доходы учитываются в рас­чете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, собствен­ные наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за конкуренции со стороны мигран­тов, т.е. ухудшается благосостояние отдельных групп общества. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинако­вом уровне.

Влияние международных миграционных потоков на рынок труда особенно заметно в трудоизбыточных странах, где часть эко­номически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно отражается на рынке труда в стране — экспортере рабочей силы.

Существенное влияние оказывает иммиграция и на региональ­ные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила со­средоточивается в экономически важных центрах. Таким образом, обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответст­вии с потребностями общества.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квали­фикацию, может способствовать росту ВНП в стране-доноре. Одна­ко часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит воз­вращаться домой, вследствие чего выигрывают принимающие стра­ны. Таким образом, соотношение выгоды и потерь для стран, уча­ствующих в миграционном процессе, может меняться.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигран­тов родственникам в страну, которую они временно покинули, при­водят к увеличению объема ВВП в стране иммиграции и его умень­шению в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступ­лений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образова­ние не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных миг­рантов нуждается в государственной поддержке. Это увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов ли­шает их возможности пользоваться социальными пособиями, благо­творительными выплатами. Поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получает большие ва­лютные поступления за счет денежных переводов иммигрантов своим семьям и родственникам; налогов, уплачиваемых фирмами-посредниками, а в ряде случаев — за счет прямых компенсации за утечку рабочей силы. В начале 90-х годов десять стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд долл., а около 40 стран — не менее 100 млн долл.

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны-экс­портера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработи­цу, снижает социальное напряжение.

«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора. Она не только теряет ценный научный потен­циал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, инвестировать образование и профессиональную подготовку.

Экономические последствия международной трудовой миграции обусловливают необходимость проведения миграционной полити­ки. Ее важнейшей целью является государственное и межгосударст­венное регулирование международной трудовой миграции на зако­нодательной основе. Экспорт и импорт рабочей силы осуществля­ются на основе национального законодательства и межгосударст­венных соглашений.

В политике большинства стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массо­вую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австра­лии и Канады.

Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция. Многие западные страны начиная с 70-х годов прини­мают меры по стимулированию репатриации работников, иммигри­ровавших в прошлом. Для этого реализуются специальные програм­мы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается матери­альная помощь и другая поддержка.

Существуют также программы экономической помощи стра­нам — экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заклю­чения соглашений между странами массовой иммиграции и массо­вой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэми­грантов.



2020-02-03 211 Обсуждений (0)
Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)