Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления



2020-02-03 383 Обсуждений (0)
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1 Понятие и основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

1.1 Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

1.2 Финансовая деятельность органов местного самоуправления, функции принципы и методы ее осуществления

Глава 2 Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности

2.1 Порядок формирования доходов федерального и муниципального бюдже- тов

2.2 Организация исполнения федерального бюджета, регионального бюджета и муниципального по расходам

2.3 Основы построения межбюджетных отношений в бюджетной системе РФ.

Глава 3 Направления совершенствования финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

3.1 Законодательная база

3.2 Анализ формирования и исполнения бюджета Лебедянского муниципального района…

3.3 Совершенствование межбюджетных отношений

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 


Введение

 

В настоящее время исследование совершенствования бюджетного процесса является актуальной темой. Бюджет – необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов помогло бы улучшению бюджетной системы в целом, так как местные бюджеты являются важной составляющей государственного бюджета. Посредствам бюджета образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время система органов муниципальной власти не входит в систему органов государственной власти. Вместе с тем, местные бюджеты входят в общую бюджетную системы РФ.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [БК ст. 6.].

Актуальность темы исследования обусловлена той ролью, которую взаимоотношения с другими звеньями бюджетной системы играют как в сфере обеспечения возможности исполнения местными бюджетами своих обязательств «количественный» аспект, так и в сфере организации функционирования органов муниципальной власти и местных финансовых органов «качественный» аспект.

Вопросы взаимоотношений между бюджетами на федеральном, региональном, и местном уровне важны, поскольку посредством деятельности органов местного самоуправления население получает основные социальные услуги, а экономическую основу деятельности органов местного самоуправления составляют эксплуатация муниципального имущества и местные бюджеты [131-ФЗ от 06.10.2003 Глава 8]. Именно через местный бюджет граждане получают такие основные социальные услуги как образование детей, большую часть услуг здравоохранения через бюджетные учреждения системы здравоохранения, социальные услуги и. т. п.

Вместе с тем, в настоящее время, Россия сохраняет финансовую структуру унитарного государства [33, с. 11]. Государство сохранило за собой важнейшие перераспределительные функции в сфере финансов. Роль межбюджетных трансфертов в сфере формирования доходной части местных бюджетов при формировании доходной части местных бюджетов исключительно велика. Прежде всего, за счет предоставление субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий, делегированных на местный уровень. Наконец, в настоящий момент в РФ идет процесс внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), эффективность которого напрямую зависит от организации финансовой работы на муниципальном уровне.

Объектом исследования послужила деятельность местной власти и финансовых органов Лебедянского муниципального района Липецкой области в и их взаимоотношения с финансовыми органами региона и Российской Федерации. Несмотря на то, что Лебедянский район считается достаточно благополучным, доля межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета района превышает 50% на протяжении уже более 5 лет. (Более ранние данные в процессе написания работы не анализировались, что связано с тем, что закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» действует на протяжении 5 лет, кроме того, из-за серьезных организационных изменений в сфере муниципального управления и инфляционных процессов анализ данных за более длительный период, на наш взгляд, нецелесообразен). Основной целью работы была разработка системы мер по совершенствованию взаимоотношений с региональным и федеральным бюджетом в рамках внедрения БОР с целью повышения эффективности бюджетных расходов.

Глава I. Понятие и основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 


Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления. При этом стоит помнить, что характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, который вызван объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности. Общая схема бюджетной системы РФ представлена ниже (рис. 1) [12, c 25].

Передача расходных обязательств с одного уровня публичной власти на другой позволяет сочетать элементы централизованного и децентрализованного управления общественными финансами и является одним из наиболее важных инструментов межбюджетного регулирования. Его эффективность должна определяться соблюдением баланса интересов Федерации в целом, регионов и муниципалитетов в предоставлении бюджетных услуг населению, с одной стороны, и интересов населения как потребителя этих бюджетных услуг — с другой.

 


Рис. 1 Структура бюджетной системы РФ.

 

Можно сделать вывод, что несмотря на деклариуемый принцип равноправия бюджетов – фактически сохраняется иерархическая бюджетная система в дальнейшем при анализе это будет подтверждаться анализом соотношения исполняемых полномочий (уровня расходов) бюджетов разных уровней и доходной базы (уровня доходов) бюджетов в консолидированном бюджете РФ.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (финансовые отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов [25, c. 70 – 71]

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основывается на определенных принципах, выражающих ее наиболее существенные особенности и правила. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Более детально они раскрываются в бюджетном кодексе РФ. Среди основных принципов можно выделить следующие [7, c. 47]:

- Принцип федерализма.

- Принцип законности.

- Принцип гласности.

- Принцип плановости.

Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие принципы организации бюджетной системы [БК ст. 6]:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах [7, c. 54]. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы:

1. Методы формирования финансовых ресурсов (сбора доходов);

2. Методы распределения и использования финансовых ресурсов.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования (с использованием таких финансовых инструментов, как, например, государственные и муниципальные гарантии).

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств [19, c. 95].

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций. В тоже время, в настоящее время муниципальные органы управления имеют возможность кредитовать только иные бюджеты на покрытие временных кассовых разрывов. При этом, фактические возможности кредитования юридических лиц – сохраняются, правда, реальное их осуществление определяется позицией региональных властей.

Государство как субъект финансовой деятельности представлено государственными органами на уровне Федерации и ее субъектов. В число этих органов, во-первых, входят и представительные органы государственной власти. Финансовая деятельность составляет часть их компетенции. Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и принимают бюджет, а также отчеты об их исполнении.

Во-вторых, к этим органом относятся исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют финансовую деятельность государства как часть своей компетенции и как специальную. Финансовая деятельность является частью компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, Государственного таможенного комитета РФ, министерств, имеющих централизованные фонды, а также выступающих в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казенными предприятиями [40, с. 14].

К органом исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Федерации, Федеральное казначейство РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральные органы налоговой полиции, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ составляют проекты бюджетов и отчетов об их исполнении, а Федеральное казначейство РФ, входящее в состав Министерства финансов РФ, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета. Министерство по налогам и сборам РФ и Федеральные органы налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов.

Финансовую деятельность государства осуществляют и органы судебной власти. В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ «О государственной пошлине» суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществляют взимание госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции органов судебной власти.

Наконец, финансовую деятельность государства осуществляет Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга. Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ.

Финансово-правовые акты— это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” Госналогслужбой РФ принята соответствующая инструкция).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов [13, с. 103 - 107].

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов [13, c. 110 – 112].

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Важнейшую роль в организации исполнения бюджетов на местном уровне играют органы Федерального казначейства, поэтому на их функциях и полномочиях целесообразно остановиться подробнее.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства — начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ [41].

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

В связи этим главными задачами задачи органов казначейства являются:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

- разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

- ведение операций по учету государственной казны РФ.

В Законе о федеральном бюджете 2009–2011 содержится норма в [ст. 23], устанавливающая особенности обслуживания в 2009 г. Центральным банком РФ и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса.

 



2020-02-03 383 Обсуждений (0)
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)