Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия в поисках фундаментальных структур человеческого бытия



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Философия в поисках фундаментальных структур человеческого бытия 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «бытие» - исходная категория философии. Оно представляет собой высочайшую из возможных абстракций и является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и чувств человека. Проблема трактовки бытия, его уровней, форм и соотношения с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Размышления о бытии человека захватывают самый широкий круг проблем, спектр которых оказывается практически неисчерпаемым. Ведущее место в их исследовании принадлежит философской антропологии.

Анализируя уровни и формы бытия, особое значение философы отводят учению о бытии человека. Можно утверждать, что именно Человек является центральной проблемой философии. При обсуждении любого философского вопроса в его скобках всегда подразумевается и присутствует человек. Любая философская позиция, концепция, теория детерминируется неким явным или скрытым представлением о человеке, образом человека. В широком смысле, любая философия является антропологией, так как философствовать человек может только по поводу человека, от человека, к человеку, для человека, в человеческом контексте (и только в нем). К тому же рано или поздно в каждом философском учении формулируется проблема человека, и философия становится собственно антропологией, философской антропологией.

Но особо пристальным внимание к основам человеческого бытия становится в ХХ веке. Это было обусловлено интересом философской мысли к вопросу о решающих критериях актуального поведения человека (природа или социум). Поэтому закономерно возникновение в 20-х годах прошлого столетия особого направления исследований, целенаправленно изучающих проблему сущности и структуры бытия человека - философской антропологии.

Т.о., в философии XX века точкой отсчета анализа проблемы бытия становится не мир, не природа, а человек, человеческое бытие. Философы начали решительно пересматривать внутри философские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и уже от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. Свой новый взгляд они противопоставляли классической «философии вещей», в которой человек чаще всего также рассматривался как вещь.

Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство «философии идей», утверждали сторонники «новой онтологии», превращает человека в познавательную машину. В противовес классическому онтологизму и гносеологизму философы новых течений считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым.

Философы рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В нем философы XX в. особенно высоко оценили ту идею, согласно которой мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от сознания, но «в себе» они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. К этим тезисам Канта присоединяются представители многих направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Канта, центром «антропологической философии» XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же «новой онтологии» становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием.

Итак, путь философии ХХ века - не путь от бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь, от человеческого - к миру, как он видится человеку и «выстраивается» вокруг него, как человек существует и осознает в структурах бытия. Такой подход представляется философам XX века предпочтительным не только с реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистической: в центр ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.

В течение ХХ века ставится задача выявления основ человеческого бытия и прояснения его структуры, складывается представление о сложности и многообразии его феноменов, невыразимости (неуловимости, парадоксальности) природы человека. Разнообразные феномены человеческого бытия становятся одной из центральных задач исследований современной антропологии. При каких условиях получает наибольшую возможность творческая, свободная, ответственная реализация природы человека? - вот главный вопрос философско-антропологического подхода. Для ответа на этот вопрос необходим, прежде всего, максимально полный учет структуры человеческого бытия. Философские представления об этой структуре являются синтезирующим учением о человеке, и предотвращают «растаскивание» проблемы его изучения по различным отраслям антропологической науки, абсолютизации каких-то отдельных её выводов.

Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслитель МАКС ШЕЛЕР (1874-1928). В ряде своих работ он формулирует идеи о необходимости создания такой научной системы человекознания - философской антропологии. «Задача философской антропологии, полагает М. Шелер, показать, как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека».

Определяя человека как «существо, превосходящее само себя и мир», мыслитель утверждал, что это - то «открытое миру поведение», «никогда не утихающая страсть к безграничному продвижению в открытую мировую сферу» - Космос - и заставили человека «как-то укоренить свой центр вне и по ту сторону мира», заставили искать опору, эксцентричную миру. Такую опору Шелер видел в мифе, а затем в религии. Бог, по определению философа, необходим человеку как абсолютный центр, по отношению к которому человек постигает «бытие через себя». Место Бога - сам человек, «человеческая самость» и «человеческое сердце»; «становление Бога и становление человека с самого начала взаимно предполагают друг друга».

Его философия оказала огромное влияние на развитие философии жизни и экзистенциализма. И впоследствии вылилась в отдельные философско-антропологические теории - биологическую, психологическую, культурную, религиозную и другие. Сегодня может быть выделено несколько уровней антропологического исследования: философский - теоретическая антропология (философская антропология); социально-культурный - культурно-историческая антропология, и прикладная антропология.

Бытие человека стало центральной проблемой в философии персонализмаи экзистенциализма. Его понятие - одно из всеобщих фундаментальных положений экзистенциальной философии, составляющих основу её первой стадии и необходимых для понимания её дальнейшего развития. Так, один из основоположников немецкого экзистенциализма МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889-1976), характеризуя собственные философские устремления, озаглавил их «ОНТОЛОГИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ». По его наблюдению, философия на протяжении более чем 2000-летней истории уделяла внимание всему, что имеет характеристику «быть» в этом мире, включая и сам мир, но забыла подумать о том, что значит это - «быть». Он показывает, что западная философия игнорировала понятие бытия, потому что считала его смысл самоочевидным. И требует от неё проследить все этапы становления этого понятия с самого начала, что называет «деструкцией» истории философии. В этом заключается хайдеггеровский «бытийный вопрос», который красной нитью проходит через все его работы. При этом построению универсальной онтологии Хайдеггер предпосылает онтологию человеческого бытия, и проводит его настойчивое исследование. В своем труде «Бытие и время» он рассматривает Бытие как основополагающую и неопределимую, но всему причастную стихию мироздания. Зов его, утверждает философ, можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности или на путях постижения сущности языка. Он противопоставляет подлинное существование человека миру повседневности и обыденности. В отмеченном труде М. Хайдеггер выделяет фундаментальные априорные (предшествующие, независимые от опыта) структуры человеческого бытия.

Структуру человеческого бытия в ее целостности, некий изначальный априорный основной феномен, выражающий саму сущность человеческого бытия-в-мире Хайдеггер обозначает как "ЗАБОТУ". Она представляет собой триединство «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем». То есть «забота», по Хайдеггеру, есть целостная структура, которая означает: «быть-всегда-уже-впереди-себя-в-мире-в-качестве-бытия-при-внутримировом-сущем». При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что каждый из перечисленных моментов заботы есть также определенный модус времени: «бытие-в-мире» есть модус прошлого, «забегание вперед» - модус будущего, «бытие-при» - настоящего. Эти три модуса, взаимно проникая друг в друга, и составляют единый феномен «заботы». И в зависимости от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план, Хайдеггер противопоставляет подлинное существование человека миру повседневности и обыденности. Подлинное существование, по Хайдеггеру, характеризуется следующими чертами: перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только «перед лицом смерти».

Новой постановкой проблемы истолкования фундаментальных структур бытия человека отличаются феноменология, лингвистическая философия, герменевтика и семиотика, структурализм и постмодернизм.

Феноменологическая антропология пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для этого применяются понятия “жизненный мир” (Э.Гуссерль) и “когнитивный стиль” (А.Шюц). Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие человека обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию.

Герменевтика ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь-теперь» (Х.Гадамер). Понимание предваряет всякую человеческую деятельность и бытие в качестве предпонимания. Интерпретация - это прояснение уже заведомо данного экзистенциального содержания, воссоздание смысла (М. Хайдеггер). Методология понимания с самого начала встроена в его онтологию. С одной стороны, за конфликтом интерпретаций кроется различие способов экзистенций. С другой стороны, текст способен проецироваться вне себя и “порождать” мир (П. Рикер).

Центральной проблемой лингвистической антропологии является язык и его роль в различных сферах человеческого бытия. Соотношение языка и мышления изучает когнитивная антропология (Дж.Остин, Х.Конклин, С.Брунер, У.Гудинаф, Ф.Лаунсбери). Этнолингвистика (Ф.Боас, Э.Сепир, Б.Уорф) показывает, что специфика языка обусловливает специфику духовной культуры. Проблема “язык и общество“ рассматривается в социолингвистике (А.Мейе, В.Матезиус, Т.Фрингс), которая исследует связь языковых и социокультурных систем. Ключевыми понятиями лингвистической антропологии являются такие понятия как “языковая ситуация”, “языковое существование”.

Символические структуры культуры исследуются в символической (Э.Лич, В.Тэрнер, Э. Сепир) и интерпретативной антропологии (К.Гирц). Изучаются стратегии символизации, символика власти и государства, символ и миф, мифы и ритуалы. Человек предстает как “животное символическое”, а феномены общественного и личного бытия - это “символические формы”, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос (Э. Кассирер).

Символический интеракционизм (Дж.Мид, Ч.Кули) сосредотачивается на символическом содержании социальных взаимодействий и обращается к целостному человеческому “Я” и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. В психоанализе символ представляется как выражение устойчивых фигур бессознательного - архетипов (К.Г.Юнг), а мир как форма архе.

Структурная антропология (К.Леви-Строс, Л.Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, М.Мосс, Б. Малиновский) изучает соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза. Исследуются структуры бессознательного (Ж.Лакан), эпистемы (М.Фуко), познавательные практики (Р.Барт). Структурная антропология использует морфологический, структурный и функциональный анализ.

В семиотике (Ч.Пирс, Ф. де Соссюр, Ч.У.Моррис, Р. Якобсон, Р.Барт, У. Эко) культура и человеческое поведение рассматриваются как знаковые системы. Новые подходы в исследовании антропологических проблем разработаны в семиотике мифологии (К. Леви-Строс, Ж. Дюмезиль), семиологии Р.Барта и психоаналитической теории Ж.Лакана. Семиотические методы используются в структурной поэтике, где исследуются знак, символ, высказывание, текст (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп, К. Мелетинский, Вячеслав Иванов).

Большую эвристическую ценность имеют методологические подходы, сформулированные в рамках постмодернизма (Р.Барт, М.Фуко, Ж.Батай, Ж. Лакан, Ж.Бодрийар, Ж.-Ф.Лиотар, Э.Левинас, Ж.Делез, Ж.Деррида, М.Бланшо).

Рассмотрев вопрос об основных подходах и направлениях философского учения о сущности и структуре бытия человека, мы вынуждены придти к выводу, что эта центральная для современной философии проблема далека от разрешения. Задача «показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекает всё, остаётся нерешенной. Это объясняется многосложностью, мира бытия человека, имеющего многоструктурный, слоисто-ячеечный характер.

В современной философии отсутствуют не только исчерпывающий анализ, учёт, систематизация и классификация основополагающих структур бытия человека, но и строгое определение понятия «фундаментальные структуры бытия человека». И это несмотря на то, что оно повсеместно используется и смысл его самоочевиден. Исходя из этого смысла, вкладываемого современной философской антропологией в это понятие, мы предлагаем следующее его рабочее определение, из которого и будем исходить в своём дальнейшем исследовании. Структуры бытия человека - это такие глубинные структурно-синтетические основания, константы и универсалии его жизнедеятельности, которые определённым образом организуют её, предопределяют способ его существования и задают устойчивые взаимосвязи с окружающим миром, с помощью чего человек вопрошает к действительности и получает из неё ответ. В этих структурах бытия человек сознает и находится в сфере их влияния. Эти структуры влияют на формирование мировоззрения, организуют формы существования человека в социуме.

Эти структуры могут быть институционально-материальными, а также духовными, как, например, структуры веры в сознании человека, определяющие его отношение ко многим формам бытия. Среди таких фундаментальных духовных структур бытия человека можно выделить, например, миф, религию, науку. К примеру, миф - это не только форма знания и сознания человека, но и структура, организующая его жизнь. Миф также определённым образом связывает людей. Осуществляется этот способ связности, прежде всего, через ритуал. На примере первобытности мы видим, насколько общество может быть ритуализированным. В работе Тайлора «Первобытная культура», а также произведении Леви-Брюля «Первобытное мышление» мы встречаем яркие примеры складывания жизненного уклада на основе веры в мифические формы. У Леви-Строса мы также встречаем понятие «обосновывающий миф». Таков, например миф об одновременно двух супругах охотника: женщине-бизоне и Шелк-Маисе.

Позволяя себе такую формулировку - «структуры, организующие жизнедеятельность», мы, таким образом, имеем в виду те основания, которые ведут человека к определённому образу жизни и мысли, труда и отдыха, семьи, быта и повседневного поведения. Таковы, например, не только материально-институциональные, но и духовно-мировоззренческие универсалии человеческого бытия: миф, религия, философия, наука, выступающие инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеческого бытия. К примеру, древние мифы: космические, аграрные, и другие, являют человеку устройство мира, в которое он вписан, структурируют его жизнь и смерть, труд и досуг. Богатый фактический материал на эту тему содержится в издании «Мифы народов мира».

Известный отечественный философ - д.ф.н., проф. СТЁПИН В.С. - специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки в последние годы исследовал функции мировоззренческих универсалий человеческого бытия. Эта система универсалий, отмечает он, служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Согласно ему, универсалии функционируют как:

) устойчивые формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта;

) категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху;

) предельно обобщенная картина человеческого жизненного мира, посредством которой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определенном типе культуры.

 



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Философия в поисках фундаментальных структур человеческого бытия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия в поисках фундаментальных структур человеческого бытия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)