Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень теоретической разработанности проблемы.



2020-03-17 304 Обсуждений (0)
Степень теоретической разработанности проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. МИФ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

§1.1 Философия в поисках фундаментальных структур человеческого бытия

§1.2 Место мифа в системе основополагающих структур бытия человека, определяющих склад его жизни

Глава II. ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ МИФА И СИМУЛЯКРА

§2.1 Ремифологизация и демифологизация как особые периоды (циклы) функционирования общественного сознания

§2.2 Миф как превращённая форма сознания

§2.3 Симулякр как превращенная форма сознания. Миф - симулякр

§2.4 Особенности процесса мифологизации общественного сознания в современном российском обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется:

1. Необходимостью дальнейшего развития философского учения о бытии человека. Философию всегда интересовали фундаментальные основы бытия человека. Но особенно пристальным её внимание к этому вопросу становится в ХХ в., когда философское учение о бытии приобретает человеческое измерение. Различными философами осознаётся необходимость и ставится задача максимально полного учёта и раскрытия основополагающих структур бытия человека. Сложилось много различных подходов и направлений философского анализа сущности и структуры человеческого бытия, внёсших определённый вклад в решение поставленного вопроса. Тем не менее, задача раскрытия глубинных оснований жизни человека далека от своего окончательного разрешения. И это понятно, человек - самый сложный предмет исследований. Мир его бытия имеет многосложный и многоструктурный характер. Человек существует не только в разных материальных, вещно-предметных, социально-институциональных, но и духовных, универсально-мировоззренческих, культурно-символических и знаковых пространствах и горизонтах: творит мифы, создает мир искусства, науки и философии, погружается в структуры веры. Каким образом человек исходит из бытия и каким образом коренится в нём? Какие структуры его бытия определяют постижение им этого мира? Пока отсутствует единое понимание этих вопросов.

Одной из универсалий человеческого бытия, безусловно, является миф. О неуничтожаемой живучести мифа свидетельствует его значимость для культуры и науки. Сегодня стало очевидно, без мифа общество превращается в обездушенную цивилизацию. Поэтому проблема человеческого бытия может быть более полно раскрыта на основе осмысления места мифа в его структуре.

. Актуальность обусловлена и тем обстоятельством, что проблемы мифа широко разработаны в отечественной литературе в терминах содержания и формы («формы общественного сознания и их содержание»), а также, особенно в последнее время, с точки зрения их функций. И в то же время далеко недостаточно раскрыты и углублены современные представления о мифических структурах как основаниях человеческого бытия. Многими исследователями миф рассматривается как чудная древняя сказка, выдумка, фантазия. Но миф как сказка - это этнографический материал, предметом философского анализа миф становится как базисная структура бытия человека.

Стремление раскрыть феномен мифа как бытийственной структуры составляет суть онтологического подхода к его исследованию. И, следовательно, требует построения философской онтологии мифа. А это задача совсем не тривиальная. Решение её начато, как мы видели, в исследованиях целого ряда выдающихся философов (Э. Кассирера, К.Леви-Стросса, А.Ф.Лосева, М.Элиаде, К.Хюбнера и др., стремящихся найти лежащую в основе мифа онтологию). Но эта работа должна быть продолжена.

. Проблемой анализа причин и следствий сегодняшнего состояния реабилитации мифа, и, как следствие, ремифологизации общественного сознания, в том числе гуманитарной науки, пришедшей на смену демифологизации науки рационалистически-позитивистской традицией. В этом плане нуждается в дальнейшем исследовании теория познания мифа. В частности, в дальнейшей проработке нуждается проблема особой рациональности мифа, обоснования равноценности мифического и научно-логического способов постижения реальности. А это требует переосмысления гносеологического аспекта мифа.

. Потребностью выявления негативных аспектов современного ремифологизирующего общественное сознание процесса. В наши дни прагматичное с манипулятивными целями использование мифического часто приводит к тому, что миф нередко утрачивает подлинность, приобретает ложный и иллюзорный характер «превращённой формы» и симулякра. Что позволяет трактовать его не просто как иллюзорное ложное сознание, а как фантазматическую конструкцию, симуляцию, служащую опорой этой самой реальности. Т.о., сегодня встаёт острая необходимость определения способов борьбы с мифами-симулякрами.

. Актуальность проблемы видится также и в том, что само понятие мифа, его форм и сущностных характеристик в современных исследованиях нуждаются в прояснении и уточнении.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Изучив на основе фундаментального труда К.Хюбнера «Истина мифа» историю формирования взглядов на миф западных мыслителей, мы выяснили, что анализ мифа как важнейшей структуры духовного бытия человека начинается с ритуально-социологической его интерпретации в середине 19 века. Затем его продолжают представители психоаналитической концепции (Карл Юнг), далее существенный вклад вносит Э.Кассирер, а в середине 20 века представитель структурализма - К.Леви Строс. И наконец, нынешняя интерпретация мифа как нуминозного опыта (М.Элиаде), рассматривающая центром мифа архетип, который есть выражение божественной реальности.

В России философская интерпретация мифа осуществлялась представителями философии «серебряного века», прежде всего А.Ф.Лосевым, который сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

Неоспоримый вклад в изучение славянской мифологии внесли такие ученые как: А.Н.Афанасьев (1826-1871), Ф.И.Буслаев (1818-1897), А.А.Потебня (1835-1891) - представители интерпретации мифа как поэзии и «прекрасной видимости».

К числу крупных достижений отечественных учёных относят также сочинения С.С.Аверинцева (1937-2004), В.Н.Топорова (1928-2005), В.В.Бибихина (1938-2004) и других авторов. Среди множества новейших работ, посвященных проблемам мифологии, внимания заслуживает, на наш взгляд, монография российского философа и культуролога А.Ф.Косарева «Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость», среди диссертационных исследований - работа С.П. Бобровой.

Исследовав историю формирования взглядов на миф как важнейшую структуру духовного бытия человека, мы пришли к выводу, что этот его аспект наименее всего разработан в научной литературе. Несмотря на обилие литературы и огромные достижения отдельных западных и отечественных авторов, философско-онтологический аспект проблемы мифа представлен в ней недостаточно. Это связано со сложностью исследуемого явления.

Оценивая в целом научную разработанность проблемы, можно сделать следующие обобщения. Особенности мифа как структуры бытия человека, в т.ч. современного, исследуются: а) лишь фрагментарно и в связи со смежными проблемами или проблемами более общего характера; б) в большинстве случаев миф анализируется как первобытная, архаичная форма познания человеком и обществом окружающей действительности и самих себя; в) в качестве посылки принимается, что существование мифотворчества в системе культуры оправдано лишь с позиций архаического сознания и общества; г) ряд исследователей, если и допускает существование мифотворчества как современного явления, то лишь в некоторых областях общественного сознания и общественных отношений; д) понятие мифа мыслится при этом как антитеза понятию реальности, действительности, истины, что, на наш взгляд, является явным упрощением данного вопроса.

Исходя из актуальности и степени изученности темы, были определены цели дипломной работы. В исследовании мы стремились установить значение мифа как одной из глубинных основополагающих структур сознания, укоренённых в бытии человека, организующих его жизненный мир, определяющих способ его существования, понимания мира и связи с окружающей действительностью. А также выявить и установить негативную сторону современного этапа мифотворчества, порождающего превращённые формы мифа, искажающие подлинную реальность, дезориентирующие и порабощающие сознание современного человека.

Реализация данной цели обусловила постановку сопряжённых задач:

.   Рассмотреть различные философско-антропологические модели конституирования структуры человеческого бытия. Обнаружить феномен мифических структур человеческого бытия.

2. Определить место проблематики мифа в философской науке, установить специфику социально-философского подхода к его анализу. Показать, что философия стремится к раскрытию сути мифа как структуры бытия человека, тем самым задавая онтологические параметры проблеме его исследования. Именно как структура сознания, укоренённая в бытии человека, миф и попадает в философское поле зрения.

.   Проследить историю формирования интерпретаций мифа в направлении прояснения его онтологического статуса. Для этого рассмотреть основные течения, теории и концепции мифа в западной и отечественной литературе от его понимания как сказки, легенды, предания до философского истолкования как основополагающей структуры бытия человека.

.   На основе изучения существующих философских теорий и концепций мифа выявить и уточнить его онтологический аспект. Представить мифические структуры в качестве оснований жизненного мира человека, работающих при любом архаическом или современном состоянии социума.

5. Выявить значение мифических оснований жизни современного человека. Показать, что современная эпоха не менее мифологизирована, чем предыдущие. Рассмотреть, в этой связи, процесс ремифологизации общественного сознания, его позитивные и негативные стороны.

.   Рассмотреть гносеологический статус мифа. Предпринять попытку прояснения природы его рациональности, представить чередование циклов демифологизации и ремифологизации общественного сознания как смену типов рациональности и стилей мышления.

.   Проанализировать неподлинные ложные мифы современности, используя категориальное содержание понятия «превращённая форма».

.   Так как о неподлинных мифах и негативных тенденциях мифологизации современного западного общества много писал Р.Барт, разобрать его теорию мифа и мифологизации.

.   Разобрать понятие «симулякр», позволяющее трактовать превращённые формы мифа не просто как иллюзорное сознание, а как фантазматическую конструкцию, служащую заменой этой самой реальности. Проанализировать теорию симуляции и симулякров Ж.Бодрийяра.

.   Показать, что специальная целенаправленная мифопорождающая деятельность идеологов с манипулятивными целями приводит сегодня к тому, что новые мифы имеют яркие черты, характерные превращённым формам сознания и носят симулятивный характер.

.   Выявить особенности процесса мифологизации общественного сознания в современном российском обществе.

.   Поставить задачу борьбы с современными псевдомифами.

Объектом исследования является миф как одна из основополагающих структур сознания и бытия человека.

Предметом исследования выступает бытие человека в современной ситуации образования ложных превращённых форм мифического, псевдомифов и мифов-симулякров.

Методологическая основа исследования. В первую очередь это западные (Э.Б.Тайлор, Дж.Фрезер, Б.Малиновский, Леви-Брюль, К.Леви Строс, М.Элиаде, К.Хюбнер) и отечественные (А.Н.Афанасьев, А.Ф. Лосев, А.Ф.Косарев, В.Н. Топоров, В.Я. Пропп) мифологические теории. И связанные с ними методологические подходы: диалектический, системный, ритуально-социологический, структурно-функциональный, феноменологический, исторический и общелогический методы. Детальный анализ перечисленных подходов, теорий и источников в западной науке содержится в работе К.Хюбнера «Истина мифа», а так же в работе С.П. Гурина «Маргинальная антропология».

Мифологический подход изучения человека в современной философской антропологии занимает видное место. Он характеризуется тем, что при рассмотрении родовой сущности человека анализируются закономерности присущие его поведению складывающиеся исключительно в процессе мифотворчества и развития мифологических структур бытия.

Суть проблемы в данном исследовании сводится к выявлению содержания и значения мифа как глубинного основания сознания и бытия человека, организующего его жизненный мир, определяющего способ его бытия, понимания мира и связи с окружающей действительностью. Раскрытию пагубного влияния превращённых форм мифа - псевдомифов, симулякров, искажающих подлинную реальность, дезориентирующих и порабощающих сознание современного человека на современном этапе мифотворчества.

Новизна исследования. В дипломной работе миф рассматривается с точки зрения углубления философских представлений о структурах духовного бытия человека. Вводится и используется понятие «основополагающие структуры бытия человека». Осуществляется попытка анализа мифа в качестве основания жизненного мира человека, работающего при любом - архаическом и современном состоянии социума. Предпринята попытка представить процессы чередования циклов демифологизации и ремифологизации общественного сознания как смену типов рациональности и стилей мышления. Проанализированы неподлинные ложные мифы современности в свете понятия К.Маркса «превращённые формы сознания» и теории симуляции и симулякров Ж.Бодрийяра. рассмотрены особенности процесса мифологизации общественного сознания в современном российском обществе.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования:

. Работа вносит вклад в развивающуюся тенденцию современного гуманитарного знания, направленную на взаимодействие философии и конкретно-научного знания, в частности, добытого культурной антропологией, структурализмом, этнологией в объяснении истоков мифа как основополагающей структуры бытия человека. В этом отношении показательно исследование, например, творчества К.Леви-Стросса, существующего на стыке предметностей социокультурной и философской антропологий.

. Содержание исследования позволяет задать онтологические параметры феномена мифических структур сознания и бытия человека.

. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической и методологической базы дальнейших исследований по проблемам онтологии, философской антропологии и философии культуры.

4. Материалы дипломной работы могут быть использованы в практике гуманитарного образования для подготовки спецкурса по данной теме, а также использоваться в процессе преподавания историко-философских дисциплин.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется постановка проблемы, характеризуется степень её теоретической разработанности, определяются цели и задачи работы, выделены объект и предмет исследования, сформулированы научная новизна, указаны теоретическая и практическая значимость работы, а также дана краткая характеристика структуры работы.

В первой главе «Миф в структуре бытия человека» изложены основные подходы и направления философско-антропологического учения о бытии человека. Рассмотрены персонализм и экзистенциализм, феноменологическая антропология и герменевтика, структурализм и постмодернизм как попытка выявить универсальные структуры человеческого бытия. Исходя из смысла, вкладываемого современными философскими направлениями и подходами в понятие «основополагающие структуры бытия человека», предлагается его рабочее определение, из которого мы исходили в своём дальнейшем исследовании.

Определено место проблематики мифа в философской науке, установлена специфика социально-философского подхода к его анализу. Рассмотрены основные направления, теории и концепции мифа в западной и отечественной литературе в направлении прояснения его онтологического статуса. На этой основе уточнены онтологический и гносеологический аспекты мифа. Показаны его черты как формы знания и в качестве основания жизненного мира человека.

Во второй главе «Человек в пространстве мифа и симулякра» рассмотрены позитивные и негативные стороны процесса современной ремифологизации. Предпринята попытка представить процессы чередования циклов демифологизации и ремифологизации общественного сознания как смены типов рациональности и стилей мышления. Проанализированы неподлинные ложные мифы современности, используя категориальное содержание понятия «превращённая форма». Рассмотрена теория мифа и мифологизации Р.Барта. Проанализирована теория симуляции и симулякров Ж.Бодрийяра. Показано, что новые мифы имеют яркие черты, характерные превращённым формам сознания и носят симулятивный характер. Выявлены особенности процесса мифологизации общественного сознания в современном российском обществе.

В заключении отражены научно-теоретические и практические результаты исследования.

«Задача философской антропологии - точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность». М. Шелер.

 


 



2020-03-17 304 Обсуждений (0)
Степень теоретической разработанности проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень теоретической разработанности проблемы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)