Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История развития страхования



2020-03-17 374 Обсуждений (0)
История развития страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Анализ деятельности страховой организации на примере Страхового отдела в р.п. Майна.

    Студент         Сережкина Елена Петровна      ________        

Руководитель         Бенько Елена Викторовна               ________

      Рецензент      Осипова Вера Николаевна         _________                            

     

 

                         

                                       Допустить к защите ГАК

                                       Зав. кафедрой

                                       _____________________

                                       «__»____________2006 год

     

Ульяновск 2006

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                               3 Глава 1 Теоретические аспекты организации страховой деятельности         6 1.1 История развития страхования                                                                     6 1.2 Экономическая категория страхования и его функции                           14 1.3 Правовая база и регулирование страховой деятельности в России       18 1.4 Основные виды страхования                                                                      20 Глава 2 Анализ деятельности Страховой компании на примере Страхового отдела в р.п. Майна ООО «Россгострах-Поволжье»-«Управление по Ульяновской области».                                                                                                    29 2.1 Общая характеристика деятельности страхового отдела.                       29 2.2 Принципы организации финансов страховой организации                    37 2.2.1 Формирование прибыли страховой организации                                  43 2.2.2 Расчет тарифной ставки                                                                           46 2.2.3 Расчет проекта годового плана поступления страховых премий        49 2.2.4. Анализ финансового состояния                                                             51 Глава 3 Перспективы развития страховой деятельности                              58 Заключение                                                                                                         62 Список использованных источников                                                               66 Приложения                                                                                                        68  

 


Введение

 

Страхование – сложная форма финансово-хозяйственной деятельности. В ней смыкаются финансы и право, коммерция и статистика, налогообложение и инвестиционные процессы. Все они достаточно плотно переплетены в одно целое.

Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принци­пиальные изменения в организацию страхового дела.

Прошло уже более 10 лет с начала демонополизации страховой деятельности в России. Нарождающийся страховой рынок последовательно пережил этапы бурного роста числа страховых компаний, первичного накопления капитала, банкротства и ликвидации крупных и мелких страховщиков и наконец, вступил в этап стабильного развития с темпами, превышающими инфляцию. Основные итоги этого периода можно охарактеризовать следующими характерными чертами.

Во-первых, сформировалась инфраструктура страхового рынка –финансово устойчивые страховые и перестраховочные компании. Внедрены новые виды страховых услуг, соответствующие зарубежным стандартам.

Во-вторых, отношение государства к страхованию положительно изменилось. Приняты основополагающие законы- 48 глава ГК, Законы «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации», «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в законах, регламентирующих эксплуатацию опасных объектов, предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности.

В-третьих, население и предприниматели начинают осознавать необходимость самим защищать свои интересы, в том числе и с помощью страхования.

Теперь рыночные преобразования, трансформирующие экономиче­ские отношения, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несёт за это ответст­венность, предъявляют к страхованию новые требования.

Предоставление страховой защиты - вид услуг, которые производят и продают страховые компании. Это финансовые услуги подобны банковским услугам, однако, имеют большую социальную значимость. Занимаясь эти специфическим бизнесом, страховые компании должны сверять свою деятельность с потребностями клиентов, с требованиями динамично развивающегося рынка.

Страхование существует на современном этапе как широко распространенный и вместе с тем важный институт, имеющий уже за собою историю. И тем не менее экономисты еще не пришли к единогласному решению о том, к какому отделу политической экономии нужно отнести страхование. Для экономической систематики страхование и до сих пор является орехом, который не удалось пока раскусить. Экономисты все еще спорят о том, куда, к какому отделу политэкономии нужно отнести его. Одни, видя в страховании вид торговой или кредитной сделки, включают его в отдел обмена, обращения ценностей. Более распространенным является включение страхования в отдел потребления, потребление является разрушением благ. Последнее может быть хозяйственным, целесообразным, если оно обусловлено удовлетворением той или иной человеческой потребности, но с другой стороны, разрушение может быть и нехозяйственным, когда оно совершается без удовлетворения какой-либо потребности (уничтожение огнем дома). Люди проявляют охранительную деятельность в целях сокращения этого бесполезного уничтожения благ. К этой охранительной деятельности и относится страхование. Значит, удобнее всего его рассматривать вместе с потреблением [20,с. 8].

Страхование является развивающейся отраслью, которая опирается на огромный, практически неосвоенный рынок, имеющий в России большое будущее.

Многовековой опыт и история страхования убедительно дока­зали, что оно является мощным фактором положительного воздей­ствия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.

Современное состояние страхования не соответствует в полной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком виде бесперспективно.

Страховщики осознали, что сегодняшним днем жизнь не кончается. Чтобы удержаться на рынке, надо создать хорошую репутацию, доверие со стороны партнеров и клиентов.

Главное что в России появилась необходимая инфраструктура для страхования, есть профессиональные кадры, накоплены капиталы. Поэтому страхование имеет возможность развиваться и быть востребованным всеми членами общества .

Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования.

Целью дипломной работы является анализ страховой деятельности и пути совершенствования страховой деятельности.

Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:

-проанализировать деятельность страховой организации

-рассмотреть структуру и динамику развития организации

-оценить прибыльность и платежеспособность

 -выявить проблемные стороны страховой деятельности, и предложить пути их устранения - определить перспективы развития страховой деятельности.

Предметом исследований дипломной работы является деятельность Страхового отдела.

 

Глава 1 Теоретические аспекты организации страховой деятельности

 

История развития страхования

 

Зародышевые формы страхования можно найти уже в древнем Риме в различных коллегиях, существовавших в эпоху империи в большом числе для разнообразных целей. Об одном из видов этих коллегий – именно colltgia tenuiorum мы имеем более подробные сведения. Эти коллегии помимо религиозных и товарищеских целей преследовали еще и цели вспоможения, являясь своего рода похоронными кассами; Дошедшие до нас сведения об одной такой коллегии говорят, что существовал вступительный взнос в 100 сестерций (около 7 руб.), были и периодические ежемесячные взносы по 5 ас (около 3 коп). В случае смерти члена уплачивалось его наследнику по завещанию 300 сестерций, первоначально на расходы по погребению. Позже эта сумма предназначалась нередко и для поддержания осиротевшей семьи. Право на получение страховой суммы отпадало в случае самоубийства или неуплаты месячного взноса в определенный срок.

Особую группу составляли в древнем Риме военные коллегии: помимо обеспечения приличного погребения, они преследовали и другие цели. Из сведений об одной из таких коллегий, дошедших до нас, видно, что вступительный взнос равнялся 750 динариям (1 дин.= 4 сестерциям). Такой относительно высокий взнос, по-видимому, уплачивался постепенно ежемесячными отчислениями. За это коллегия принимала на себя следующие обязанности: выдавала 500 динариев при повышении по службе в том же легионе 500 дин. В случае перевода в другой легион, для покрытия издержек по переезду морем пехотинцу добавлялось 200 и кавалеристу, 500 дин. По окончании срока службы, в случае дисциплинарного увольнения только половина этой суммы; 500 дин. В случае смерти наследнику или другому правомочному лицу, которое брало на себя заботу о погребении. Как видим, здесь имеются в зародышевой форме многие начала личного страхования.

В средние века идея, лежавшая в основе римский коллегий, воскресла у германских народов и привела к образованию купеческих гильдий, а позже цехов. Эти средневековые организации развили и укрепили идею страхования как коллективной организации. Торговые гильдии, возникшие первоначально в целях защиты и пути, позже приобрели постоянный характер. Гильдия являлась не только торговой компанией, но и братством, ставившим разнообразные задачи – религиозные, военные и товарищеские.

Эта организация обязывала своих членов помогать друг другу, взаимно поддерживать в случае болезни, смерти.

Средневековые цеха также являлись не только экономическим союзами, но и религиозными и социальными. Цех помогал членам в несчастных случаях, заботился о них в случае болезни или неспособности к труду вследствие старости. Все члены шли за гробом своего умершего товарища. Цех обязан поддерживать оставшуюся семью, а при случае и воспитывать сирот. Интересно, что и здесь первой заботой являлось обеспечение приличного погребения, и только позже появилась забота о поддержке оставшихся. Нужные для этого средства собирались путем раскладки. Важнейшим шагом на пути образования самостоятельной отрасли страхования явилось то, что забота обеспечения сирот была отделена от прочих задач и возложена на стоявшие в связи с цехами вдовьи и сиротские кассы, учреждения, доступные также и для посторонних лиц.

Для развития страхования в новейшем смысле слова имеет существенное значение тот период, когда страховые операции получили коммерческий характер, когда предприниматель - страховщик, противостоя множеству страхователей, стал вести дело для получения прибыли. Этот процесс прежде всего совершился в морском страховании в 14 веке в Италии, которой принадлежала тогда гегемония в торговле по берегам Средиземного моря. Морское страхование развилось из морского займа. Это особый вид сделки, освобождавший купца (корабельщика) полностью или частично от большого риска, падавшего на него. Существо этой сделки было таково :капиталист передавал корабельщику сумму в виде займа с условием, что он ее теряет, если корабль потерпит аварию, в благоприятном случае часть своей прибыли корабельщик уплачивает кредитору в виде вознаграждения значительную часть своей прибыли, нередко в несколько превышающую заемную сумму. Эта сделка носила характер пари: капиталист рисковал известной суммой денег в надежде при благоприятных условиях получить значительную прибыль.

Позже, когда отношения между сторонами стали обратными, появился договор тождественный страховому договору: теперь корабельщик уплачивал капиталисту сумму, которую он терял, если судно достигло цели без аварий; если же судно терпело аварию, капиталист обязывался возместить в пределах принятой суммы происшедший убыток.

В той же Италии, ставшей родиной морского страхования, возникла в 16 веке сделка, напоминавшая с внешней стороны, страхование жизни, но по существу от него отличная. Имеется в виду страховое пари. Два лица заключали пари по поводу какого - либо события, лежащего вне сферы их интересов. Таким событием могло быть рождение мальчика или девочки в неизвестной семье, смерть определенного лица в условленный срок. Особенно часто объектом такого пари являлась жизнь лиц высокого положения, например, кардинала, папы, короля и т.д. Это явление было так широко распространено, что правительства разных государств нашли нужным запретить законом этот вид пари.

В дальнейшем истории страхования жизни громадное значение имели две области научного исследования - с одной стороны, развитие теории вероятностей, а с другой - составление таблиц смертности. Здесь был заложен фундамент для научной строго математической организации страхования жизни. Это совершилось в конце 17 – начале 18 столетия. В это время возникают общества страхования жизни, построенные на строго научных началах. В 18 веке идея страхования проникает в другие отрасли народного хозяйства – возникают опыты организации страхования скота, страхования от градобитий и.т.д.

Со второй половины 19 века можно начать третий период в общей истории страхования. Он характеризуется прежде всего тем, что государство вступает в арену страховой деятельности, сначала в виде одного из конкурентов частных страховщиков видя громадное экономическое и социальное значение страхования, новейшее государство хочет использовать выгоды страхования в своих интересах. Для него особенно важным является накопление капиталов, поступающих на сравнительно продолжительное время в распоряжение страховщика. Страховые капиталы создали новый источник для помещения государственных фондов, столь важный при современном развитии государственного кредита.

Организация страхового дела после Октябрьской революции 1917 года строилась на основе трех законодательных актов – декретах Советской власти. Первым был декрет СНК РСФСР от 23 марта 1918 года «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Вторым был декрет СНК РСФСР от 13 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Третьим и важнейшим был декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 года.

Послевоенные годы характеризовались принятием ряда принятых мер по развитию страхования, организационному укреплению страховой системы и общей тенденцией к ограничению сферы государственного страхования.

В 1948 году было отменено Положение о государственном страховании 1928 года и утверждено новое Положение о Госстрахе СССР. В нем подтверждалась монополия Госстраха на проведение страховых операций, четко оговаривались функции, права и обязанности страховых органов всех уровней, структура средств и порядок их использования. Важным моментом Положения было расширение самостоятельности всех звеньев системы Госстраха, в особенности районных и городских инспекций. В 1947 году из системы Госстраха было выделено в качестве самостоятельной организации Управления иностранного страхования при Минфине СССР (Ингосстрах СССР).

В 1958 году система Госстраха СССР подверглась значительным организационным изменениям: страховое дело было передано в ведение Министерства финансов союзных республик. Передача страхового дела сказалась на результатах работы противоречиво, поскольку с одной стороны как бы повысилась заинтересованность союзных республик в развитии страхования, с другой – привело к росту лишь мелких операций по добровольному страхованию.

В 1989 году в стране было введено добровольное страхование имущества любых государственных предприятий, работающих в условиях хозяйственного расчета и обладающих правом юридического лица. В СССР объективно стали складываться условия для демонополизации страхового дела. Демонополизация страхования – это процесс разгосударствления страхового дела, обратный установлению государственной страховой монополии.

В СССР объективные предпосылки к демонополизации страхового рынка возникли в связи с законом о кооперации, принятым Верховным Советом СССР 26 мая 19988 года, в котором предусматривалась возможность создания кооперативных страховых учреждений. В этот период начали создаваться первые альтернативные системе Госстраха СССР страховые организации (АСКО, «Прогресс», «Россия» и др.).

В 1992 году на базе Правления Госстраха СССР был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 года государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества закрытого и открытого типа. Каждое такое общество обрело статус юридического лица, то есть получило лицензию на право проведения страховых операций, фирменное наименование, фирменный знак, печать, устав и регистрацию в органах местного самоуправления или в Регистрационной палате.

Деятельность страховых организаций а настоящее время определенно направлена на поиск своего сегмента рынка потребителей страховых услуг. Большинство компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдельных граждан. Некоторые из них обслуживают целевые группы.

В 1996 году Правительством Российской Федерации принято постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер по совершенствованию налогового законодательства, связанного со страховым бизнесом, а также участие международных финансовых организаций по поддержанию рынка страхования в России. В настоящее время разрабатывается целевая программа страхования и перестрахования рисков от промышленных аварий, авиакатастроф и масштабных стихийных бедствий.

Несмотря на сложное экономическое положение страны, становление страхового дела в России продолжается.  

До 1990 года страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом ССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Например, известное страховое общество «Росгосстрах-Ульяновск» производит более 40 видов страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.

Датой начала современного этапа становления страхования можно считать февраль 1996 года. Причиной наступления перелома в развитии страхового рынка в России стало изменение внешних условий его существования. Благоприятный налоговый режим, позволяющий наращивать объем страховых операций, был ликвидирован. Страховой рынок значительно сузился. Реакцией на новые, более жесткие условия страховой деятельности стал поиск российскими страховыми компаниями иных направлений развития бизнеса. Основное соревнование между страховщиками наблюдалось на рынках рискового страхования физических и юридических лиц, а также на рынке имущественного страхования. Этому способствовало принятие Правительством Постановления .№ 1387 от 22.11.96 г. «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ». Оно вывело из-под налогообложения затраты предприятий на страхование своего имущества и ответственности, медицинское страхование персонала, страхование персонала от несчастного случая. Верхний предел затрат на страхование, не облагаемый налогом на прибыль, был установлен в размере 1%. Постановлением от 31 мая 2000 г. № 420 этот процент увеличен до 3%. Настоящее постановление вступило в силу с 1 июля 2000г. В 1997 году разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако 17 августа 1998 года в стране произошел экономический кризис. Он существенно отразился на развитии страхования. Замораживание ценных государственных бумаг и резкое падение курса рубля имеют два основных последствия для страхового бизнеса - изменение клиентской базы и уменьшение платежеспособности самих страховых компаний. Наибольшие потери от кризиса в России понесли страховые компании, предоставляющие услуги по накопительным видам страхования. Панические настроения банков передались и клиентам страховщиков. Так, в течение первых нескольких недель после начала кризиса из Промышленно-страховой компании клиенты изъяли 100 млн. руб. Помимо прямого удара по платежеспособности страховщиков финансовый кризис принес им и косвенные потери - за счет «закупорки» банковской финансовой системы. Невозможность приводить платежи через ряд банков привела в начале кризиса к приостановке страховых операций. Также произошла задержка выплат страховых возмещений, возникли сложности по расчетам по перестрахованию между российскими компаниями. Следствием этого стало недоверие к перестрахованию внутри страны и резкий отток страховых премий за границу. Подводя итоги после кризисной деятельности страховых компаний, можно отметит, что в 1998 году произошло довольно резкое сокращение рынка в реальном исчислении. Информацию о своей деятельности за 1998 год предоставили 1408 компаний. В течение 1998 года были отозваны лицензии у 480 страховых компаний (331-в 1997 году). На заседании Правительства РФ при обсуждении проекта Программы развития национальной системы страхования на 1998-2000 годы, отмечалось, что страховой рынок в нашей стране развит весьма слабо, так как большинство страховых компаний маломощны. Поэтому в настоящее время происходит передел страхового рынка в стране, при котором более мелкие страховые компании поглощаются более крупными. Повышение минимального размера уставного капитала особенно важно в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашей страной и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Проведя анализ за 2003 год и 2004 год, итоги развития рынка показывают, что страхование способно стать одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. Предпосылки для этого есть: растущая рыночная конкуренция улучшает качество обслуживания клиентов, что, в свою очередь, способствует росту популярности страхования. Страховая отрасль России развивается более динамично, нежели банковская, в первую очередь, по темпам роста активов страховых организаций. На 1 январь 2001 года активы 100 крупнейших страховщиков превысили 46,3 млрд. руб. Они были в 25 раз меньше, чем активы 100 крупнейших банков. На 1.01.2000 г. этот показатель был равен 38, а на 1.01.1999 г. - 50. Только за 2000 год страховщики увеличили свои активы в 2 раза. Объем информации на телевидении, радио о страховщиках и страховании заметно вырос. Практически все популярные экономические издания Росси активно анализируют состояние дел на страховом рынке. Сегодня можно утверждать, что спрут развития рынка начался, и он будет наращиваться по нескольким направлениям.

Как таковой рынок представляет собой систему экономических отношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров, в рамках которого формируется спрос, предложение и цена на них. Любой рынок товаров и услуг подчинен действию двух объективно существующих экономических законов - закона стоимости и закона спроса и предложения.

С учетом этого страховой рынок можно рассматривать как систему специфических экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи особого товара «страховое покрытие», необходимость которого непосредственно ощущается в процессе удовлетворения общественных потребностей в страховой защите.

 



2020-03-17 374 Обсуждений (0)
История развития страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История развития страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)