Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль, регулирование и анализ затрат в АО «Казахтелеком»



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Контроль, регулирование и анализ затрат в АО «Казахтелеком» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Управление и анализ затрат является важнейшим направлением управленческой деятельности АО «Казахтелеком», поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние, прибыльность и перспективы развития.

К числу первоочередных задач, решаемых при управлении затратами следует отнести:

- выявление структуры себестоимости и проведение классификации затрат, входящих в нее;

-  учет всех видов затрат (производственных и непроизводственных, прямых и косвенных, переменных и постоянных);

-  анализ влияния себестоимости на величину прибыли;

-  формирование обоснованных (конкурентоспособных) цен на весь номенклатурный ряд продукции;

-  анализ отклонений фактических затрат от нормативных показателей.

Под себестоимостью услуг АО «Казахтелеком» понимаются выраженные в денежной форме затраты на все виды ресурсов, которые несут телекоммуникационные предприятия в процессе оказания услуг потребителям.

Полная себестоимость произведенных и оказанных услуг представляет собой сумму производственной себестоимости, коммерческих и административных расходов. Прямые материальные затраты, затраты на оплату труда и общепроизводственные расходы составляют производственную себестоимость, а коммерческие и административные расходы, являются расходами периода, так как они относятся не к определенному объему производства, а к получению услуг в течение отчетного периода. К коммерческим расходам АО «Казахтелеком» относят расходы на рекламу, вознаграждение коммерческим представителям и посредникам. Представительские, командировочные, расходы на информационно-консультационные, банковские, аудиторские, охранные услуги, расходы на зарплату управленческого персонала и т.п. относят к административным расходам.

Расходы отчетного периода отражаются в отчете о прибылях и убытках при расчете прибыли от основной деятельности предприятия.

В силу специфики производства АО «Казахтелеком» рассчитать себестоимость каждой предоставляемой услуги практически невозможно, причем объект калькулирования должен совпадать с объектом продаж. В связи с этим в отрасли рассчитывают как полную себестоимость всех оказанных услуг, так и относительный стоимостной показатель, соответствующий себестоимости на 1 тг. доходов. Экономический смысл данного показателя - определить, сколько текущих затрат потребовалось для получения 1 тг. доходов.

Себестоимость отражает уровень технической оснащенности и технологии предприятия, использования ресурсов, производительности труда. Величина себестоимости оказывает непосредственное влияние на конечные результаты деятельности АО «Казахтелеком» и эффективность его работы. В условиях жесткой конкурентной борьбы за абонентов операторы связи постоянно снижают тарифы на предоставляемые услуги, что сказывается на величине дохода от основной деятельности. Сегодня необходимо уметь управлять себестоимостью услуг, поэтому для получения необходимого размера прибыли руководство предприятия должно оптимизировать величину затрат.

Задачи анализа себестоимости оказанных услуг связи включают:

- оценку обоснованности плана по расходам на основе анализа затрат;

-  установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

-  определение факторов, повлиявших на динамику и выполнение плана показателей себестоимости, а также причин отклонений фактических затрат от плановых;

-  выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости услуг для получения необходимого размера прибыли.

В настоящее время отсутствуют утвержденные в установленном порядке методические отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг сотовой связи. АО «Казахтелеком» использует собственную методику для этих целей, которую можно использовать для принятия управленческих решений. В АО «Казахтелеком» выделяют два основных объекта калькулирования себестоимости:

- первоначальный пакет услуг связи (ППУС);

-  затраты на 100 тг. доходов от обмена, включая периодические услуги.

Базой при распределении косвенных (общепроизводственных) расходов каждого объекта служит объем дохода, полученный от продаж ППУС и услуг связи.

Базой при распределении расходов периода каждого из объектов калькулирования может служить:

- для коммерческих расходов - доля рекламных расходов по привлечению новых абонентов и расходов на поддержание торговой марки оператора;

-  для расходов охранных, транспортных и общехозяйственных - отношение числа работников службы продаж к общему числу работников;

-  для заработной платы непроизводственных работников, банковских услуг, амортизационных отчислений офисного оборудования - отношение количества привлеченных за период абонентов к общему количеству абонентов;

-  для командировочных и консультационно-информационных расходов - доля дохода от продаж ППУС в общем доходе предприятия (или отношение числа работников службы продаж к общему числу работников).

Руководству АО «Казахтелеком» нужна информация о сумме затрат на привлечение одного абонента за конкретный период, которая рассчитывается как отношение суммы затрат на оборудование, рекламу, дилеров и службу продаж к количеству привлеченных абонентов.

В зависимости от технологических особенностей стандарта АО «Казахтелеком» в расходах на оборудование учитывает себестоимость абонентского оборудования и других подобных расходов.

Затраты на рекламу - это коммерческие расходы, направленные на привлечение новых абонентов. Расходы на службу продаж - это затраты на содержание помещений, заработная плата работников службы и отчисления на нее, другие общехозяйственные расходы. Для расширения абонентской базы АО «Казахтелеком» создает дилерскую сеть и доплачивает ей значительные суммы за каждого нового абонента. Подсчитав затраты по привлечению одного абонента, долю в них на оплату дилерам и имея данные о количестве привлеченных ими новых абонентов, АО «Казахтелеком» принимает решение о расширении или сокращении дилерской сети.

На основе калькуляции себестоимости на 100 тг. доходов от основной деятельности определяется ее структура и выявляются наиболее значимые резервы экономии затрат на производство услуг телефонной связи в АО «Казахтелеком».

В таблице 10 приведены результаты исследования структуры себестоимости на 100 тг. доходов от основной деятельности по двум отчетным годам 2009 и 2010.

Таблица 10. Структура себестоимости АО «Казахтелеком» в период с 2009 по 2010гг.

Наименование основных элементов затрат

2010г.

2009г.

  себестоимость, в тг. на 100 тг. доходов структура себестоимости, % себестоимость, в тг. на 100 тг. доходов структура себестоимости, %
Аренда каналов 5,39 9,12 9,28 11,02
Лизинговые и арендные платежи за оборудование 8,95 15,14 42,65 50,64
Амортизационные отчисления 5,88 9,94 1,83 2,17
Платежи транзитному оператору 10,47 17,71 12,21 14,5
Платежи контролирующим органам 1,78 3,02 1,34 1,59
Заработная плата и отчисления на социальные нужды 16,9 28,58 13,25 15,73
Коммерческие расходы 1,98 3,35 0,85 1,01
Прочие 7,78 13,16 2,81 3,33
Всего 59,12 100 84,22 100

 

Как можно видеть, величина себестоимости между 2009 и 2010 гг. весьма отличается. Себестоимость на 100 тг. доходов АО «Казахтелеком» в 2009 году на 25,1 тг. выше, чем в 2010 году, т.е. почти на 42%. Такая разница обусловлена различием управленческих решений по источникам финансирования производственной базы. В 2009 году АО «Казахтелеком» приобрело сетевое оборудование по договорам лизинга, а в 2010 году по договорам закупки в собственность, что сказывается на величине амортизационных отчислений. В 2010 году АО «Казахтелеком» потратило значительно больше средств на рекламу. Особое внимание руководство АО «Казахтелеком» в 2010 году уделяло оплате консультационно-информационных услуг, транспортным и другим общехозяйственным расходам.

Изменение себестоимости в отчетном периоде по сравнению с базовым определяется по формуле:

∆ Ic =( (1- Ic / I дох)* di )*100 (4)

 

где ∆Ic - индекс изменения себестоимости за счет i-й статьи затрат;

Ic - индекс изменения i-й статьи затрат в отчетном периоде по сравнению с базовым в относительных единицах;

Iдох - индекс изменения доходов в отчетном периоде по сравнению с базовым в относительных единицах;

di - доля i-й статьи затрат в себестоимости базового периода.

Общее снижение себестоимости определяется суммой изменения себестоимости по каждой статье:

 

∆ Ic =∑∆ Ic i (5)

 

Если темп роста доходов в отчетном периоде по сравнению с базовым ниже, чем темп роста себестоимости, то результатом будет отрицательная величина.

Для определения влияния на себестоимость изменения каждой статьи затрат АО «Казахтелеком» анализируемого периода по сравнению с базовым приведем расчеты на основании данных 2010 года (таблица 11).

 

Таблица 11. Исходные и расчетные данные для расчета изменения по статьям затрат АО «Казахтелеком»

Наименование показателей Базовый период, тыс. тг. d, Отчетный период, тыс. тг. 'с, 'дож Д/с, %
Аренда каналов 1532 13,80 2 699 3,49   -0,96
Лизинговые платежи 795 7,16 2 779 3,50   -8,04
Платежи транзитному оператору 1 377 12,40 3 251 2,36   -5.38
Платежи надзирающим органам 348 3,13 554 1,59   0,10
Зарплата и отчисления 3 132 28,21 5 247 1.68   -0,49
Коммерческие расходы 461 4,15 615 1,33   0,79
Амортизационные отчисления 1 439 12,96 1 825 1,27   2,98
Содержание помещений 192 1,73 249 1,30   0,37
Прочие 1 828 16,46 2 167 1,19   4,61
Итого 11 104 100,00 19 386      
Себестоимость, тг. на 100 тг. доходов 58,89   62,42      
Доход 18 857   31 055   1,65  
Изменение себестоимости           -6,01

 

Как видно из расчетов, представленных в таблице 11, в отчетном периоде по сравнению с базовым себестоимость увеличилась на 6,01%. Основное влияние на увеличение себестоимости оказал рост лизинговых платежей на 8,04% и рост платежей транзитному оператору на 5,38%.

Выделим три группы факторов, оказывающих влияние на уровень и динамику изменения затрат в составе себестоимости услуг АО «Казахтелеком»: общеэкономические, отраслевые и внутрихозяйственные.

Общеэкономические факторы не зависят от деятельности конкретных предприятий, их влияние на себестоимость имеет одинаковую направленность во всех отраслях экономики. К этим факторам относятся политика государства в области социального обеспечения, влияющая на размер отчислений во внебюджетные фонды, изменение норм амортизационных отчислений, переоценка основных производственных фондов в соответствии с темпами инфляции, налоговая политика. Так, в состав себестоимости услуг связи включаются социальный налог.

К числу отраслевых факторов относятся эффективность взаиморасчетов между операторами сети, удаленность от транзитного центра коммутации, размер отчислений за присвоение и использование радиочастот, платежи надзирающим органам за контроль лицензируемой деятельности. В последнее время оплата операторов связи за использование радиочастотного ресурса постоянно увеличивается, что сказывается на себестоимости предоставляемых услуг.

Наибольшие резервы для снижения себестоимости содержат внутрихозяйственные факторы. Темп роста заработной платы работников не должен опережать темп роста производительности труда на предприятии, а общепроизводственные расходы должны быть строго обоснованы производственной необходимостью.

Факторы, влияющие на снижение себестоимости услуг связи АО «Казахтелеком», можно сгруппировать иным образом:

- развитие и повышение технического уровня производства, улучшение организации производства и труда. Замена устаревшего аналогового оборудования связи на цифровые станции, компьютеризация производственных процессов передачи сообщений значительно улучшают качество связи, снижают расходы на обслуживание оборудования, сокращают трудовые затраты на производство услуг связи;

- изменение объема, структуры оказанных услуг способствует увеличению производительности труда, уменьшает их себестоимость.

Важным фактором управления себестоимостью услуг АО «Казахтелеком» является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. С его помощью можно ответить на вопрос, привлекать ли небольшое количество абонентов по относительно высокой цене или оказывать услуги по низким тарифам с ориентацией на массового покупателя. При выборе второго варианта необходимо пойти на снижение расходов и себестоимости услуг.

Как уже отмечалось выше, все расходы АО «Казахтелеком» делятся на переменные (пропорционально меняющиеся с объемом продукции), полупеременные, полупостоянные (остающиеся постоянными до определенных пределов роста продукции) и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода). Все группы расходов в бухгалтерии АО «Казахтелеком» разделяют на условно-переменные и постоянные. Условно-переменные составляют технологическую себестоимость услуг и учитываются как прямые расходы. Постоянные затраты АО «Казахтелеком» связаны со способностью администрации хозяйствовать, эффективно управлять производством. К ним относятся коммерческие и административно-управленческие расходы.

Анализ зависимости расходов, объема услуг и прибыли позволяет определить объем производства АО «Казахтелеком», необходимый для покрытия как переменных, так и постоянных затрат, найти критическую точку безубыточности производства или порог рентабельности. Формула нахождения критической точки рассчитывается как отношение постоянных затрат к разнице между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

Рассмотрим анализ зависимости затраты - объем - прибыль и алгоритм определения точки безубыточности для АО «Казахтелеком». Поскольку операторы постоянно снижают тарифы на предоставляемые услуги, им важно установить такие цены, которые будут превышать переменные затраты. Проведение анализа безубыточности имеет актуальное значение для АО «Казахтелеком».

Под критической точкой понимается то количество минут обмена активных коммерческих абонентов, которое при данных тарифах обеспечивает покрытие всех переменных и постоянных затрат АО «Казахтелеком». Используя статистические данные о величине обмена одного среднего коммерческого абонента за исследуемый период, можно определить количество активных коммерческих абонентов, которое АО «Казахтелеком» должен иметь в сети для безубыточности производства.

Для проведения операционного анализа зависимости затраты - объем - прибыль выделяют релевантный уровень и внутри него разделяют все затраты на постоянные и переменные.

Релевантный уровень - это уровень объема производства, внутри которого постоянные затраты остаются неизменными, а переменные можно аппроксимировать линейной зависимостью.

Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу продукции уменьшаются при увеличении объема продаж.

Переменные затраты, напротив, в сумме меняются прямо пропорционально изменению уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными.

Анализ зависимости затраты - объем - прибыль будет корректным, если выполняются следующие условия:

1. постоянные затраты не меняются в течение периода;

2. переменные затраты и выручка от реализации линейно зависят от уровня производства;

.   цены не меняются в течение периода;

.   структура продукции не меняется;

.   объемы продаж и производства приблизительно равны.

Для АО «Казахтелеком» выполнение четвертого и пятого условий не вызывает трудностей. Для выполнения третьего условия точку безубыточности необходимо пересчитывать каждый раз при изменении тарифов на услуги связи. Анализ поведения затрат в зависимости от доходов АО «Казахтелеком» за несколько лет позволил отнести к условно-постоянным затратам только административно-управленческие расходы. Расходы на аренду каналов, платежи транзитным операторам связи, платежи контролирующим органам, расходы на рекламу растут почти пропорционально полученному доходу от основной деятельности.

Для проведения расчетов используем следующие обозначения:

Д - доход АО «Казахтелеком» от обмена за период;

Кмин - количество всех минут обмена от коммерческих абонентов;

Vy абон - среднее количество минут обмена одного коммерческого абонента за период;

ПЗ - величина постоянных затрат за период;

ПерЗ - величина переменных затрат за период;

Ц| мин ~ цена одной минуты обмена с транзитным оператором;

ПерЗ! мйн - переменные затраты на одну минуту обмена.

Необходимое для безубыточности АО «Казахтелеком» критическое количество абонентов (Акрнг), приносящих доход оператору сотовой связи по тарифам, действующим в течение периода, рассчитаем по формуле

 

Акрит = [ПЗ : (Ц, мии - ПерЗ, мин)] : V] абон.

 

Разница между существующим количеством абонентов в сети и критическим количеством для безубыточного производства дает оператору запас прочности по абонентам.

Последний этап процесса управления - управленческая функция контроля и регулирования, реализуется с помощью экономического анализа предприятия в целом, в том числе и анализ затрат, так как он предполагает сравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения. Это выражается в действиях, направленных на то, чтобы привести фактические результаты в соответствии с запланированными, или, наоборот, в пересмотре планов, если становится ясно, что они в дальнейшем не могут быть выполнены. Таким образом, анализ отчетных данных (фактически затрат и доходов) обеспечивает обратную связь процесса контроля и регулирования, осуществляемого на исследуемом предприятии генеральным директором.

Генеральный директор АО «Казахтелеком» руководит процессом контроля и регулирования, который осуществляется через ревизионную комиссию. Главный бухгалтер совместно с руководителем планово-экономического отдела выявляют все отклонения по затратам, которые представляют собой: совокупные отклонения по основным материалам (отклонение по цене основных материалов, отклонение по использованию основных материалов), совокупные отклонения по прямым трудовым затратам(отклонение по ставке оплаты труда, отклонение по производительности труда), совокупные отклонения по обще производственным расходам (ОПР) (совокупные отклонения по переменным ОПР, совокупные отклонения по постоянным ОПР); разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда;устраняет потери и непроизводственные расход;выявляет возможности дополнительного выпуска продукции.

 




2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Контроль, регулирование и анализ затрат в АО «Казахтелеком» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль, регулирование и анализ затрат в АО «Казахтелеком»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)