Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техногенные чрезвычайные ситуации



2020-03-17 330 Обсуждений (0)
Техногенные чрезвычайные ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К техногенным относят ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами и производственной деятельностью людей.

ЧС техногенного характера разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп (Рис.5.2)

 

Рис.5.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

 

Аварии на химически опасных объектах. Широкое использование химических производств в экономике может привести к авариям с выбросом химически опасных веществ (ХОВ) и химическому загрязнению окружающей среды.

Утечка ХОВ происходит вследствие взрывов, разрушений и повреждений резервуаров и технологических трубопроводов, что приводит к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и может вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

ХОВ проникают в организм человека через органы дыхания (ингаляционный путь) и кожу (резорбтивный путь) Кроме того, возможно попадание ХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - перорально. ХОВ разносятся кровью ко всем органам и тканям, что может привести к патологическим изменениям потере работоспособности и гибели человека.

Важнейшая характеристика ХОВ - токсичность. Токсичность - степень ядовитости, характеризующаяся пороговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концентрацией или смертельной дозой.

Пороговая концентрация - это количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект: ощущаются лишь первичные признаки поражения, при этом работоспособность сохраняется.

Предел переносимости - это максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения.

В промышленности пределом переносимости является предельно допустимая концентрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень загрязнения ХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК <glossary:wordПДК> - это максимально допустимая концентрация ХОВ, которая при постоянном воздействии на человека в течение рабочего дня не вызывает даже через длительный промежуток времени патологических изменений или заболеваний.

Количественно токсичность <glossary:wordТоксичность> ХОВ оценивают дозой. Доза, вызывающая определенный токсический эффект, называется токсодозой. Средняя смертельная токсодоза (LD50) - это количество ХОВ, вызывающее при пероральном поступлении смерть 50% пораженных. Средняя смертельная концентрация (LC50) - это количество ХОВ, вызывающее при ингаляционном поступлении смертельный исход 50% пораженных.

По степени воздействия на организм ХОВ подразделяются на четыре класса опасности: I - чрезвычайно опасные, II - высокоопасные, III - умеренно опасные и IV - малоопасные вещества. Класс опасности ХОВ устанавливают по самому жесткому показателю, характерному для данного вещества.

В атмосфере ХОВ могут находиться в виде пара или газа, а также в аэрозольном состоянии, когда жидкое или твердое вещество взвешено в воздухе в виде частиц различного размера: от тонкодисперсных диаметром до 30 мкм (туман, дым) до грубо дисперсных диаметром более 30 мкм (крупные частицы дыма) и в капельно-жидком состоянии.

В химических отраслях аварии <glossary:wordАварии> делят на две категории:

. Аварии <glossary:wordАварии> в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений и полностью или частично прекращение выпуска продукции, а для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций;

. Аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное технологическое оборудование, инженерные сооружения и полностью или частично прекращен выпуск продукции, а для восстановления производства требуются затраты более нормативной суммы на плановый капитальный ремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

При авариях на химических производствах и при транспортировке ХОВ, а также при применении химического оружия масштабы опасности будут определяться токсичностью вещества и размерами зоны его распространения. Размеры зоны распространения зависят от физико-химических свойств вещества, тоннажа (массы) разлитого вещества, степени разрушения емкости, метеорологических условий и характера местности.

Аварии на радиационно-опасных объектах. В настоящее время практически любая отрасль хозяйства и науки использует радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Высокими темпами развивается ядерная энергетика. Атомная наука и техника таят себе огромные возможности, но вместе с тем представляют и большую опасность <glossary:wordОпасность> для людей и окружающей среды. Атомные установки эксплуатируются на ледоколах, на крейсерах и подводных лодках, в космических аппаратах.

Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Это создает дополнительный риск <glossary:wordРиск> радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира. Возрастает опасность <glossary:wordОпасность> аварий с выбросом радиоактивных веществ, причинами которых могут быть нарушения технологических процессов, правил работы с источниками радиоактивности, их хранения и перевозки, некомпетентность персонала.

декабря 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», который регламентирует нормы в области обеспечения рационной безопасности. В ст. 9 приведены пределы дозовых нагрузок для населения и персонала, причем более жесткие, нежели ранее действовавшие. Нормы введены в действие с 1 января 2000 г.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды имеет место, если содержание радиоактивности в почве, воде или воздухе превышает предельно допустимые концентрации. Оно квалифицируется как чрезвычайная ситуация <glossary:wordЧрезвычайная%20ситуация> с последующими действиями соответствующих служб по защите населения и проведением мероприятий по дезактивации местности и объектов на ней. Широкое использование радиоактивных веществ в различных отраслях экономики привело к возникновению локальных очагов радиоактивности.

Причиной этого является недостаточный контроль за сохранением и использованием радиоактивных материалов, нередко вблизи населенных пунктов, сбрасываются в реки и озера, попадают в компоненты строительных материалов и т.п. Все это приводит к облучению людей в значительных дозах, вызывающих лучевую болезнь, нередко с летальным исходом. Возникновение таких очагов не является чрезвычайным событием. Их обнаруживают и ликвидируют специальные службы.

Ситуация приобретает чрезвычайный характер, когда в результате радиационных аварий радиоактивные вещества падают в окружающую среду в большом количестве и радиоактивному загрязнению могут подвергаться значительные территории. В СССР произошли две крупные радиационные катастрофы: в районе Челябинска в 1957 г. и на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Последняя по своему масштабу относится к авариям трансграничного характера. Сотни тысяч граждан Украины, Белоруссии и России оказались жителями загрязненных районов, где концентрация радиоактивных веществ в окружающей среде превысила предельно допустимые значения в десятки, а в отдельных районах - и в сотни раз. Это обстоятельство привело к необходимости массового отселения людей в чистые от радиации районы.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представляет потенцирую опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте - неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких, как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары, ликвидировать такие аварии <glossary:wordАварии> очень сложно.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) пострадало 1,2 млн человек, погибли 182 тыс., многие стали инвалидами. (Белгородская область - ежегодно погибает на дорогах 300 - 350 человек). Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо имеют слабую водительскую подготовку. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибают в первые 3 ч. Уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто не укомплектованы.

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы системы управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за плавучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера и другие плав. средства.

К ЧС техногенного характера относится и аварии <glossary:wordАварии> на энергосистемах, системах водоснабжения, газоснабжения, канализационных системах, теплосетях. Конечно, их нельзя сравнивать с землетрясениями или цунами, но если аварии <glossary:wordАварии> случаются в зимнее время в Северных районах например с теплоснабжением, то жителям не позавидуешь.

Такие аварии <glossary:wordАварии> в нашей жизни стали обыденным явлением. «Замерзают» целые города. Так, 9 января 1996 года был полностью обесточен весь жилой массив Петропавловска-Камчатского района. Из-за отсутствия топлива на ТЭЦ без света и тепла люди сидели в своих квартирах почти сутки, а в городе пятый день продолжалась пурга со шквальным ветром.

Весь сахалинский город Оха с населением в 26 тысяч человек из-за прорыва на теплотрассе остался без тепла. На улице - минус 25 градусов с ветром. Более 100 домов превратились буквально в холодильники. В городе объявили чрезвычайное положение. Стабилизировать обстановку долго не удавалось: только отогревали один дом, рядом из строя выходил другой. Как ни удивительно, но в городском коммунальном хозяйстве не оказалось в нужном количестве простейших разводных ключей. Бездумность, безответственность и халатность не имеют пределов.

Аварии, катастрофы, пожары, обрушения и другие бедствия в РФ за последние годы происходят часто и оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку. Рост числа техногенных чрезвычайных ситуаций, усугубление последствий и масштабов воздействия, массовые случаи инфекционных заболеваний, пищевых отравлений достигли такого размаха, что начали сказываться на безопасности государства и его населения.

 



2020-03-17 330 Обсуждений (0)
Техногенные чрезвычайные ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техногенные чрезвычайные ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)