Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема ответственности в зарубежной психологии



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Проблема ответственности в зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В зарубежной психологии проблема ответственности рассматривалась в русле изучения регуляции социального поведения личности. В этом плане затрагивался аспект предвидения последствий своих действий, их своевременной регуляции и коррекции (исследования Ф. Хайдера), а также автономной регуляции субъектом своего поведения на основе собственного нравственного выбора (исследования Ж. Пиаже, Л. Колберга, Н. Хелкама).

Ж. Пиаже одним из первых затронул нравственный аспект формирования ответственности. Данный вопрос рассматривается им косвенно в рамках изучения общего процесса морального развития ребенка. Данным ученым исследовался источник правил поведения ребенка, процесс овладения ими на уровне знаний, их осознание и активное использование в собственном поведении. Вопрос ответственности возник при выявлении особенностей оценки ребенком поступков других людей. По мнению Пиаже, ответственность ребенка развивается в направлении от оценивания поступков людей на основе объективного результата к учету в оценке дополнительно и намерений личности. Это значит, что на ранних возрастных этапах ребенок при оценке поступка учитывает лишь физический аспект последствия. Старшие же дети (10-11лет) принимают уже во внимание мотивы и условия, побудившие человека совершить определенное действие. Таким образом, в концепции Пиаже проблема ответственности рассматривается через изучение генезиса нравственных суждений детей и ставится акцент именно на моральном аспекте ответственности (анализ осознания детьми социального значения событий, сознательности, намеренности поступка). Выявил два уровня ответственности: низший уровень развития ответственности - ответственность за результат деятельности, высший уровень развития ответственности - ответственность не только за реализованное, но и за планируемое [37].

Л. Колберг дополняет периодизацию развития морального сознания[105]. Касательно ответственности, им затрагивается вопрос понимания человеком ответственности и оценки поступка. Л. Колберг выделяет 5 стадий развития морального сознания с точки зрения оценки ответственности:

. Стадия морального сознания, где производится оценка ответственности на основе материального результата действия и отклонения от правил, без учета истинных намерений субъекта;

. Стадия "субъективной ответственности", где происходит учет намерений и мотивов личности;

. Стадия "инструментального обмена", где учитываются не только личные мотивы, но и намерения человека как члена малой группы;

. Стадия "моральной социальной системы и совести" (понимание ответственности как социальной обязанности);

. Высшая стадия развития морального сознания, на которой происходит понимание ответственности, основанной на принципах морали, принятой в обществе.

В концепции Л. Колберга дополнено, что личность при реализации ответственных видов деятельности может учитывать собственные намерения, потребности групп (семья, рабочий коллектив) и общества [33].

Изучая причинное объяснение индивидом окружающего мира, Ф. Хайдер ставит акцент на субъективном аспекте ответственности. Отражение ответственности в сознании личности данным автором рассматривается в русле исследования процессов каузальной атрибуции. Им введено понятие локуса каузальности и в связи с этим сформулировано основное положение: воспринимая любое событие как причинное, люди приписывают локус причинности либо действующему лицу, либо среде. Поэтому любое событие представляет собой сумму сил окружения и личностных ресурсов. В силы окружения входят внешние условия действий субъекта и степень трудности решаемой им задачи. В личностные же ресурсы входят возможности (способности, сила, полномочия) человека и его мотивация (намерения, усилия). Таким образом, Хайдер выделил два параметра атрибуции: локализацию и стабильность. Первый представляет собой внутренние (личностные) и внешние (связанные с окружающим миром) возможности. Наряду с ним, с точки зрения внутреннего аспекта, стабильность связывается со способностями, а вариативность - с мотивацией. С точки зрения внешнего аспекта, стабильность связывается с трудностью задания, а вариативность - со случаем, удачей, везением или противоположными явлениями [30].

В трудах Ф. Хайдера заложена идея о том, что в любом жизненном событии следует выделять вклад личности и вклад ее окружения. При этом разные личности одно и то же событие могут оценить по-разному по степени вклада в него внешних (например, роль близких) и внутренних сил (например, желания самой личности).

В своих работах Н. Хелкам больший акцент ставит на развитии собственно ответственности, а не морального сознания в общем. Но относительно ответственности затронут вопрос возложения ответственности в зависимости от усвоения норм и правил разного порядка. Автор выделяет разного рода ответственность в зависимости от генезиса:

• Автономная субъективная ответственность (по Колбергу - «мораль хороших человеческих отношений»);

• Ответственность как социальная обязанность («мораль социальной системы и совести»);

• Ответственность, основанная на правилах морали (пятая стадия по Колбергу).

Продуктивной является идея о том, моральное развитие имеет три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

В гуманистической психологии (Э. Фромм, В. Франкл) рассматривалась роль ответственности в структуре личностной зрелости.

Э. Фромм выделил совокупность качеств личностно зрелого человека, среди которых наряду с заботой, уважением, знанием называется и ответственность.

В концепции В. Франкла ответственность в совокупности с духовностью и свободой представляют три основы человеческого существования. Человек свободен в отношении принятия решений. Человек, по мнению Франкла, является "не только свободным, но и ответственным". Рассмотрение ответственности в данной концепции включает изучение ее предмета: ответственность всегда включает то, за что человек каждый раз несет ответственность" и "перед чем человек несет ответственность". Согласно экзистенциальному анализу "человек - это существо, ориентированное на смысл и стремящееся к ценностям". Но на ответственные поступки способен не каждый. Для этого индивиду важно осознать собственную неповторимость и своеобразие. Более того, высший уровень ответственности, а именно ответственность перед жизнью представляет собой смысл человеческого бытия [26].

Таким образом, в работах В. Франкла заложены важные идеи:

• Понятие ответственности предметно - существует четкое содержание, за что отвечает личность;

• Понятие ответственности личности предполагает другой субъект - тот, перед кем личность ответственна (другими людьми, самим собой, государством);

• Высший уровень ответственность - ответственность перед жизнью.

 

Резюме

По мнению Ф. Перлза, контакт является естественным процессом взаимодействия организма с окружающей средой и представляет собой четырехфазный цикл:

предконтакт;

контактирование;

финальный контакт;

постконтакт.

Зрелые близкие интимные взаимоотношения предполагают способность индивида к естественному свободному последовательному прохождению всех фаз цикла контакта. Такой контакт проявляется в стремлении уделять внимание, заботится о партнере, проводить время вместе, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать комфорт и удовольствие общения друг с другом.

Зрелая близость - это движение партнеров на встречу без каких-либо навязчивых обязательств, манипуляций, ожиданий.

Но построение таких отношений может быть небезопасным и травматичными и из-за этого люди начинают избегать контактов, ограничивать себя в этом.

Это ограничение может распространятся не только на партнеров, но и на межличностное общение с друзьями, родственниками.

И если человек не способен устанавливать близкие и доверительные отношения с людьми, то это приводит к изоляции, чувству одиночества, не возможности принять ответственность за партнера и собственную жизнь. Что ведет за собой кризис института семьи и брака.

Страх интимности, синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях сейчас становятся актуальной проблемой.

Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я» из-за чего человек закрывается в себе и не пускает близко к себе, возможен и другой вариант, что человек подпускает к себе партнера и становиться зависимым от него, т.е. боится его потерять.

Страх интимности напрямую связан с ответственностью, т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств. Что в свою очередь мешает полноценно человеку жить.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Описание выборки испытуемых и процедуры исследования

В исследовании приняло участие 75 человек. Выборку составили юноши в возрасте 19-22 лет. Выбор испытуемых носил случайный характер. Испытуемым предлагалось пройти шесть тестов в следующей последовательности:

тест-опросник психологической зрелости [12];

методика выявления страха интимности Шерман Н.Д. [29];

интервью «Компоненты ответственности» Купченко В. Е.;

Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочарян И.А.

дифференциальные шкалы эмоций [6];

«Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Большинство юношей с готовностью откликнулись на предложение об участии в данном исследовании.




2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Проблема ответственности в зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема ответственности в зарубежной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)