Феномен страха интимности в исследованиях посвященным концептуализации ответственности
интимность ответственность страх изард Зрелые близкие интимные взаимоотношения предполагают способность индивида к естественному свободному последовательному прохождению всех фаз цикла контакта (предконтакт; контактирование; финальный контакт; постконтакт). Такой контакт проявляется в стремлении уделять внимание, заботится о партнере, проводить время вместе, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать комфорт и удовольствие общения друг с другом. Но построение таких отношений может быть небезопасным и травматичным и из-за этого люди начинают избегать контактов, ограничивать себя в этом. Это ограничение может распространятся не только на партнеров, но и на межличностное общение с друзьями, родственниками. И если человек не способен устанавливать близкие и доверительные отношения с людьми, то это приводит к изоляции, чувству одиночества, не возможности принять ответственность за партнера и собственную жизнь. Что ведет за собой кризис института семьи и брака. Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я» из-за чего человек закрывается в себе и не пускает близко к себе, возможен и другой вариант, что человек подпускает к себе партнера и становиться зависимым от него, т.е. боится его потерять. Э. Фромм выделил совокупность качеств личностно зрелого человека, среди которых наряду с заботой, уважением, знанием называется и ответственность. Что говорит о том что в зрелых взаимоотношениях возможно построение гармоничных отношений, страх интимности может стать препятствием для их построения т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств. Выявить личностные механизмы связанные со трахом интимности и психологической близостью Для выявления личностных механизмов был применен факторный анализ. Факторный анализ выделил 9 факторов. Из которых только 2 коррелируют со страхом интимности и психологической близости. По полученным результатам выделились два личностных механизма: установление психологической дистанции или дистанцированных отношений; В него вошли такие компоненты (табл 1): психологическая близость вина стыд эмоциональный компонент ответственности Данный фактор биполярный, описывает 20 % общей дисперсии. Таким людям для того что б взять на себя новые обязательства с удовольствием им необходимо установить дистанцию с другими людьми. Т.е. Чтоб взять на себя обязательства юноша эмоционально дистанцируется и этим убирает чувство вины и стыда. Люди склонные устанавливать близкие отношения с неохотой берут на себя обязательства. И у них возникают проблемы с дистанцированием. Конфликт между психологической близостью и желанием брать на себя новые обязательства.
Таблица 1
В него вошли такие компоненты (табл. 2): страх интимности; интервальность семейных отношений. Данный фактор является биполярным и описывает 16% общей дисперсии. Такие юноши берут на себя ответственность из-за страха интимности, т.е. для того, что б не подпускать к себе ближе, чем они этого позволяют. Для этого им необходимо самим выстраивать необходимую для них дистанцию в семье, и поэтому они берут на себя ответственность за поисходяцее в их семейной жизни.
Таблица 2
Найти связь между ответственностью и страхом интимности. Для определения страха интимности и психологической близости были использованы методики: тест-опросник психологической зрелости; методика выявления страха интимности Sherman M. D.; Взяв результаты данных методики прокоррелировав с результатами таких методик, как: интервью «Компоненты ответственности» Купченко В.Е.; Опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО) и оценка его психометрических характеристик Кочарян И.А. Дифференциальные шкалы эмоций Изорда; «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера. Из полученных данных видно что страх интимности отрицательно коррелирует с такими шкалами как эмоциональный компонент ответственности, шкала интернальности в области достижений и положительно с чувством стыда (табл 3) Эта корреляция позволяет нам говорить о том, что чем выше показатель страха интимности, тем ниже показатель ответственности на поведенческом уровне. Что говорит о том, что юноша может что то планировать? Хотеть выполнить какую либо деятельность, но страх блокирует его поведение и он не может воплотить задуманное. Следовательно можно сделать вывод, что страх интимности отрицательно влияет на реализацию поведения, связанных с ответственностью. Юноша интернален в области достижений что говорит о том, что он считает что результаты зависят не от него, его успехи это не его заслуги, а везение, счастливая судьба или помощь других людей.. Эмоция стыда - эта эмоция которая оголяет человеческое «я», а наличие страха интимности свидетельствует о том, что человек свое «я» прячет, но когда человек испытывает чувство стыда, то он открывается. И из этого можно сделать вывод что юноша со страхом интимности испытывая стыд, интернален в области достижений и не ответственен за свое поведение.
Таблица 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы было установлено, что: Зрелые близкие интимные взаимоотношения предполагают способность индивида к естественному свободному последовательному прохождению всех фаз цикла контакта (предконтакт; контактирование; финальный контакт; постконтакт). Такой контакт проявляется в стремлении уделять внимание, заботится о партнере, проводить время вместе, оказывать эмоциональную поддержку, ощущать комфорт и удовольствие общения друг с другом. Но построение таких отношений может быть небезопасным и травматичным и из-за этого люди начинают избегать контактов, ограничивать себя в этом. Это ограничение может распространятся не только на партнеров, но и на межличностное общение с друзьями, родственниками. И если человек не способен устанавливать близкие и доверительные отношения с людьми, то это приводит к изоляции, чувству одиночества, не возможности принять ответственность за партнера и собственную жизнь. Что ведет за собой кризис института семьи и брака. Страх интимности связан с нежеланием человека открыть его подлинное «Я» из-за чего человек закрывается в себе и не пускает близко к себе, возможен и другой вариант, что человек подпускает к себе партнера и становиться зависимым от него, т.е. боится его потерять. Э. Фромм выделил совокупность качеств личностно зрелого человека, среди которых наряду с заботой, уважением, знанием называется и ответственность. Что говорит о том, что в зрелых взаимоотношениях возможно построение гармоничных отношений, страх интимности может стать препятствием для их построения т.к. этот страх может побуждать человека на отказ от принятия на себя обязательств. По полученным результатам выделились два личностных механизма: . установление психологической дистанции или дистанцированных отношений; Таким юношам для того что б взять на себя новые обязательства с удовольствием им необходимо установить дистанцию с другими людьми. Т.е. для того что бы взять на себя обязательства юноша эмоционально дистанцируется и этим убирает чувство вины и стыда. Люди склонные устанавливать близкие отношения с неохотой берут на себя новые обязательства. . контроль семейной регуляции. Такие юноши берут на себя ответственность из-за страха интимности, т.е. для того что б не подпускать к себе ближе чем они этого позволяют. Для этого им необходимо самим выстраивать необходимую для них дистанцию в семье, и поэтому они берут на себя ответственность за происходящее в их семейной жизни. Найти связь между ответственностью и страхом интимности. Чем выше показатель страха интимности, тем ниже показатель ответственности на поведенческом уровне. Что говорит о том, что юноша может что то планировать, но страх блокирует его поведение и он не может воплотить задуманное. Страх интимности отрицательно влияет на реализацию поведения, связанных с ответственностью. Юноша интернален в области достижений, что говорит о том, что он считает что результаты зависят не от него, его успехи это не его заслуги, а везение, счастливая судьба или помощь других людей.. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гидденс Э. Трансформация интимности / СПб.: Питер, 2004.- с. 208. 2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога /АСТ, Харвест, 2001. . Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. - 192. . Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации. Кандидат, диссер., Москва: МГУ, 1990. . Дементий Л.И. Типология ответственности личности// Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов/ Под. общ. ред. Л.И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.- 102 с. . Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / СПб:Питер, 2003.- с. 226. . Завадская Ж.Е., Шевченко Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников. - Минск: Народная асвета, 1981. - 152 с. . Ильин Е. П. Эмоции и чувства / СПб:Питер, 2001.- с. 752. . Изард К. Э. Психология эмоций / СПб:Питер, 1999.- с. 553. . Изард К. Эмоции человека / Москва:, 1980.- с. 52-57. . Косолапое Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. - М.: Политиздат, 1969. - 69 с. . Коцан I.Я. Психологiя здоровья людини / Луцк: РВВ, 2009. - с. 316. . Кочарян И.А. Двухвекторный подход к концептуализации проблем эмоциональной близости и ответственности в межличностных отношениях // Вiсник Харкiвського унiверситету. Серiя психологiя..- 2007.- 793.- с. 217-222. . Кочарян А.С., Терещенко Н.Н., Асланян Т.С., Гуртовая И.В. Синдром «эмоционального холода» в межличностных отношениях: аддиктивный контекст // Вiсник Харкiвського унiверситету. Серiя психологiя..- 2007.- 771.- с. 115-119. . Кочарян И.А. Провокативный подход а психокоррекции проблем эмоциональной близости и ответственности в межличностных отношениях // Вiсник Харкiвського унiверситету. Серiя психологiя..- 2007.- 793.- с. 223-228. . Леонтьев Д.А. Смысло-жизненные ориентации.- М., 1992.- 242 с. . 43.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- М.: Наука, 1993. -420 с. . Маклаков А.Г. Общая психология / СПб:Питер, 2001.- с. 561. . .Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. - 240 с. . Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных: учебное пособие / СПб:Речь, 2004.- с. 392. . Психология. словарь / Москва:Политиздат, 1990.- с. 494. . Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. методики и тесты. учебное пособие / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.- с. 672. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. т.П. - М.: Педагогика, 1989. - 348с. 63 . Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии /:ООО «Речь», 2001.- с. 350. . Факторный анализ для психологов. О. В. Митина, И. Б. Михайловская. Москва, Учебно-методический коллектор Психология, 2001 г, 169 стр . Франкл В. Духовность, свобода и ответственность//Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем./Общ. Ред. Л.Я. 27. Bartholomew K. Avoidance of intimacy: an attachment perspective // Journal of Social and Personal Relationships.- 1990.- 7.- с. 147-148. 28. Descutner C.J., Thelen M.H. Development and validation of a fear-of-intimacy scale // Psychological Assessment: A Journal of Consulting and Clinical Psychology.- 1991.- 3(2).- с. 218-225. 29. Herzberg F. Work and the nature of man. London, 1974 - 203 p. 98 30. Overcoming fear of intimacy. http://psychology.suite101.com/. . Schwartz Sh. H. Normative evaluations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test.- Journal of Experimental Social Psychology, 1973 -№9 -p.349-364. 124. 32. Sherman M.D., Thelen M.H. Fear of intimacy scale: validation and extension with adolescents // Journal of Social and Personal Relationships.- 1996.- 13.- с. 507-521. ПриложениЕ 1 Факторный анализ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |