Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и признаки банкротства предприятий. Антикризисное управление на предприятии



2020-03-17 172 Обсуждений (0)
Понятие и признаки банкротства предприятий. Антикризисное управление на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделяют два подхода к определению банкротства: законодательный и экономический. Сегодня наиболее часто встречается именно законодательный (правовой) подход к пониманию банкротства. С этой позиции согласно Закону РК «О банкротстве» банкротство - это признанная решением суда несостоятельность предприятия-должника, т.е. установленная судом неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов. Исходя из этого определения, банкротство - юридическое подтверждение неплатежеспособности, являющееся основанием для ликвидации предприятия. С экономической точки зрения, с точки зрения теории фирмы под банкротством принято понимать финансовый кризис, т.е. неспособность предприятия выполнять свои текущие обязательства.

Таким образом, экономический подход рассматривает экономические механизмы банкротства, которое трактуется как финансовый кризис, правовой подход - организационно-правовой механизм ликвидации предприятия после признания факта несостоятельности. В соответствии с экономическим подходом целью признания банкротства является стабилизация деятельности предприятия с помощью методов антикризисного менеджмента, согласно организационно-правовому подходу целью банкротства выступает проведение процедуры ликвидации предприятия.

Рассмотрим признаки банкротства.

В качестве показателей, характеризующих кризисное положение предприятий, можно назвать:

снижение размеров прибыли, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия. В данном случае речь идет уже о кризисе в широком смысле;

убыточность предприятия, в результате которой уменьшаются либо полностью истощаются резервные фонды предприятия;

неплатежеспособность, которая может привести к остановке предприятия.

Основным признаком банкротства является неплатежеспособность, неспособность предприятия-должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения. Другими признаками банкротства являются: превышение обязательств предприятия над его имуществом, что подтверждается балансом предприятия; низкая степень ликвидности имущества должника. Основные признаки, характеризующие кризисное финансовое состояние предприятия, ввиду которых оно может быть признано банкротом, приведены в рис. 1.

Для предприятий, проявляющих слабые признаки кризисного состояния или уже находящихся в кризисном состоянии, требуется использование комплекса инструментов внешних и внутренних воздействий, т.е. применение антикризисного управления.

Антикризисное управление является более сложной деятельностью, чем простое финансовое оздоровление предприятия. Такое оздоровление может быть осуществлено путем простого сокращения невыгодных операций, свертывания или закрытия нерентабельных продуктовых линий (видов деятельности, бизнесов), не компенсируемых развитием новых, более выгодных и перспективных производств.

Задача антикризисного управления - найти и освоить (изыскав для этого средства) те новые продукты и процессы, которые способны заменить прежние, сделав деятельность предприятия-банкрота рентабельной, а само предприятие - финансово привлекательным и динамичным.

Таким образом, антикризисное управление характеризуется двумя следующими функциями.

 

 

Рис. 1.1 - Внешние признаки банкротства предприятия

 

. Финансовая функция антикризисного управления заключается в максимизации, по истечении периода этого управления, рыночной стоимости предприятия-банкрота, чего необходимо достичь в результате финансового оздоровления и рационального инвестирования в новые для предприятия бизнесы. Продажа предприятия имущественного комплекса, без сохранения его как действующего) по такой стоимости позволит кредиторам максимизировать покрытие текущей стоимости просроченных им (предприятием) долгов.

. Социальная функция антикризисного управления состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными издержками трансакций в связи с наймом рабочей силы (включая затраты работников на поездки к месту работы, на их социальное обеспечение и др.), а также привлекать инвестиции.

В теории и на практике сталкиваются две идеологии антикризисного управления.

Согласно одной из них антикризисное управление на предприятии понимается в первую очередь как сокращение текущих издержек предприятия и продажа его избыточных активов, т.е. антикризисное управление рассматривается как всемерная экономия и избавление от излишнего имущества.

Подобный подход к антикризисному управлению способен дать предприятию быстрые доходы (от реализации избыточного имущества) и существенное уменьшение издержек - особенно в результате сокращения постоянной части текущих расходов, которые необходимо нести независимо от объёма выпуска и продаж продукции (оплата аренды, заработная плата административно-управленческого аппарата, а также некоторых категорий вспомогательного и обслуживающего персонала, нетехнологические затраты на электроэнергию и топливо и др.). Однако он может являться главным только в том случае, если не возникает особых проблем с основным и регулярным источником финансового благосостояния и существования предприятия как такового - с продажами его продукции, когда предприятие вполне удовлетворено этим объемом.

Другая идеология антикризисного управления сводится в первую очередь к улучшению способности предприятия получать регулярные надежные доходы от продаж той или иной продукции (товаров, услуг), т.е. антикризисное управление представляется как налаживание выпуска и реализации конкурентоспособной продукции.

Для этого может потребоваться как улучшение на предприятии маркетинга по прежней продукции (имеется в виду весь комплекс работ по её продвижению на рынок и сбыту, пересмотру предлагаемых цен, условий поставки, оплаты и др.), так и освоение новой, более выгодной продукции, повышение качества ранее выпускавшихся товаров или предлагавшихся услуг. Эта вторая идеология совсем не обязательно должна противопоставляться первой как рассчитанная на более позднюю отдачу.

Антикризисное управление в фирме, нацеленное на улучшение продаж, является решающим в выводе предприятия из финансового кризиса, если у предприятия существуют проблемы с конкурентоспособностью продукции либо наличием на неё платёжеспособного спроса. Даже когда указанные проблемы не кажутся самыми значимыми, всё равно ориентированность антикризисного управления на увеличение продаж на предприятии с неиспользуемыми резервами производственных мощностей и в краткосрочном, и в долгосрочном плане должна рассматриваться в качестве первоочередной задачи.

Причина подобной постановки вопроса заключается в том, что платежеспособность фирмы всегда в большей степени зависит от налаженного регулярного притока средств от выполнения предприятием главной его функции - продавать товары и услуги. Если предприятие не способно это делать, то оно не является предприятием в истинном смысле этого слова, т.е. не имеет своего бизнеса, не может быть сколь-либо привлекательным для инвесторов и никогда не будет в состоянии прибегать к заимствованиям.

Последнее объясняется тем, что в цивилизованной рыночной экономике кредиты выдаются кредиторами в расчете на их нормальное обслуживание, а не на получение назначенного по ним имущественного залога.

Ориентацию на увеличение выпуска и продаж продукции, конечно, следует сочетать с экономией на текущих - особенно постоянных (условно-постоянных) - издержках. Именно при условии такого сочетания нацеленность на рост выпуска и реализации товаров и услуг в наибольшей степени соответствует истинному понятию антикризисного управления предприятием.

Антикризисное управление предприятием на основе увеличения выпуска и продаж продукции является также безусловно предпочтительным в условиях конкурентного рынка. Если предприятие на таком рынке позволит себе выходить из кризиса просто путем сокращения текущих затрат, уменьшая объем выпуска продукции, оно практически безвозвратно потеряет свою долю рынка («нишу» на нем). Возвратить ее можно будет только с помощью значительных инвестиций в улучшение и продвижение продукта.




2020-03-17 172 Обсуждений (0)
Понятие и признаки банкротства предприятий. Антикризисное управление на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и признаки банкротства предприятий. Антикризисное управление на предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)