Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы инновационной деятельности промышленных компаний



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Принципы инновационной деятельности промышленных компаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Огромная роль инноваций в бизнесе общепризнанна и не требует особого подтверждения или комментариев. Основная роль инноваций - получение конкурентного преимущества в бизнесе в технологической области. Это преимущество может проявляться по-разному: в монополии на более совершенный, чем у конкурентов, продукт, в меньшей себестоимости, в более оптимальном соотношении цены и качества и др. Эффективные инновации влияют на стратегию бизнеса, поскольку дают новые бизнес-возможности. Инновационный процесс, как правило, тесно связан С подготовкой и повышением квалификации специалистов компании (инженеров, технологов, конструкторов, разработчиков). Развитая научно-техническая инфраструктура улучшает имидж Компании в глазах общества и власти. В настоящее время НИОКР стали частью технологического процесса, что обеспечивает жизнеспособность бизнеса и дополнительную прибыль.

Средний объем инвестиций в НИОКР варьирует от долей процента до десятков процентов от выручки. Многочисленные исследования показывают, что уровень инвестиций в НИОКР коррелирует с такими характерце гиками, как доля нового продукта, продолжительность жизненного цикла продукции (чем он короче, тем выше уровень инвестиции), с числом используемых патентов. Эти связи имеют в своей основе фундаментальную причину - высокую стоимость технологических активов (см. далее) в суммарных активах компании. Эта часть активов компании, так же как все остальные активы, с течением времени теряет в стоимости и требует восполнения. Поэтому чем больше доля таких активов и чем выше скорость их амортизации, тем более крупные суммы должны вкладывать компании в развитие собственных технологий. Поскольку проведение НИОКР есть один из основных способов совершенствования технологий, то расходы на НИОКР оказываются выше там, где выше стоимость технологических активов. НИОКР - не единственный способ совершенствования технологической базы. Альтернативой ему является приобретение технологий. В связи с этим более высокий уровень инвестиций в НИОКР одной отрасли будет в тех компаниях, которые стремятся восполнять амортизацию технологий новыми разработками, а не приобретением технологий у других компаний. Отметим, что у компании не всегда есть выбор между разработкой и приобретением технологий. Компания-лидер часто потому и является лидером, что двигается вперед, создавая ранее не существовавшие технологии и продукты. Если же при этом лидер стремится к монополии, то конкуренты не имеют возможности приобрести технологию и вынуждены разрабатывать собственные.

Термин «технологические активы» имеет различное толкование, но в любом случае под технологическими активами понимается часть активов компании, определяющая технологический уровень, причем как в отношении используемых технологий, так и в отношении возможности создания новых технологий и продуктов. К технологическим активам, безусловно, относятся такие нематериальные активы (не все виды нематериальных активов являются технологическими), как лицензии, патенты и ноу-хау, причем и используемые в производстве, и те, которые планируется использовать в будущем, а также права на использование компьютерных программ, баз данных, отчеты о проведении НИОКР, результаты опытных испытаний и др. К технологическим активам принято относить и квалификацию технологического персонала (которая может быть охарактеризована количественно, например числом и суммарной стоимостью сертификатов, дающим право осуществлять те или иные виды деятельности).

Совокупность технологий, которыми обладает компания, составляет ее технологический портфель, или портфолио. Технологический портфолио должен быть оптимизированным в отношении бизнеса компании и постоянно развиваться качественно (совершенствование имеющихся технологий) и количественно (расширение направлений бизнеса). В основе любых действий, выполняемых в компании, будь ГО производство, финансы, управление персоналом, должна лежать бизнес-стратегия компании.

Бизнес-стратегия во многом определяет управление инновациями и НИОКР, поэтому ее анализ позволяет определить основные задачи инновационного блока. Например, завоевание большей доли рынка может требовать повышения конкурентоспособности продукции по соотношению цена/качество. Снижение себестоимости производства, повышение качества продукции или выпуск новой продукции могут осуществиться только с использованием соответствующих технологий. То есть для реализации планов компания должна обладать определенным портфелем технологий. Их можно приобрести у лицензиаров либо разработать непосредственно внутри компании. Первый путь более быстрый и менее рискованный, однако он затратен и, как правило, не обеспечивает эксклюзивность (конкуренты могут приобрести те же технологии).

Разработка технологий часто позволяет решить проблему дешевле, обеспечить эксклюзивность, но требует времени и сопряжена с риском. Различные компании решают эту проблему комплектно, часть технологий приобретается, другие - разрабатываются. Наиболее целесообразно разрабатывать собственные решения там, где есть надежда получить ощутимое конкурентное преимущество.

Инновационная стратегия - совокупность планов по разработке новых технологических решений, необходимых бизнесу. Используется также понятие технологической стратегии, которое подразумевает использование определенных технологий (имеющихся, планируемых к применению и разработке). Как инновационная, так и технологическая стратегии должны формироваться на основе бизнес-стратегии, и, наоборот, бизнес-стратегия должна опираться на те или иные технологические решения. Основная цель любой инновационной стратегии - разработка технологических решений, повышающих эффективность бизнеса и обеспечивающих конкурентное преимущество компании в области технологий.

Например, если нефтедобывающая компания ставит цель увеличить свою долю на рынке путем разработки месторождений тяжелой нефти, этой цели должна соответствовать технологическая Стратегия, обеспечивающая технологическую возможность добычи, транспортировки и переработки тяжелой нефти. Технологии могут быть либо приобретены у лицензиаров, либо разработаны самой компанией. Планы по разработке новых технологий - это инновационная стратегия. Планы по использованию всей совокупности приобретенных и разработанных технологий - это технологическая стратегия. Однако если нефтяная компания имеет бизнес-стратегию, подразумевающую возможность получать достаточно лицензий на разработку обычной легко извлекаемой нефти, то в ее технологические потребности не входят технологии, касающиеся тяжелой нефти. В этом случае технологическая и инновационная стратегии будут направлены на совершенствование имеющихся технологий разработки, транспортировки и переработки нефти.

Формулировка инновационной стратегии позволяет определить основные задачи и ожидаемые результаты НИОКР. Для крупных компаний спектр направлений НИОКР весьма широк и разнообразен. Однако каждое направление должно обеспечивать поставку бизнесу необходимых технологических решений в заданные сроки. Задачи обычно подразделяются на текущие, среднесрочные и долгосрочные. К текущим задачам относятся различные усовершенствования выпускаемой продукции или производства. Среднесрочные задачи направлены на разработку новых технологий или технологических платформ, в отношении выпуска или использования которых уже имеются конкретные планы. Долгосрочные задачи обычно преследуют цели создания технологий для будущего развития. Как правило, они имеют более поисковый характер.

Когда основные направления и ожидаемые результаты инновационной деятельности определены, приводится оценка достаточности имеющихся ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. При всей важности финансовых ресурсов далеко не только они определяют возможность решения поставленных задач. При масштабных задачах необходима собственная научно-техническая инфраструктура (исследовательские лаборатории, технологические институты, проектные организации, опытные площадки и сервисные центры), позволяющая на основе исследований разработать, испытать и довести до промышленного воплощения новые технологические решения. Для управления проектами НИОКР и последующей коммерциализации разработок необходима организационная структура, обеспечивающая планирование, финансирование, контроль и другие задачи управления. Для эффективной работы организация НИОКР должна осуществляться на основе регламентов и процедур, обеспечивающих четкость функционирования соответствующих бизнес-процессов. Научно-техническая инфраструктура, схема финансирования, схема управления, регламенты бизнес-процессов и другие элементы, необходимые для выполнения НИОКР, представляют собой элементы инновационной инфраструктуры компании.

Инновационная инфраструктура требует внимания, анализа эффективности и постоянного развития. В крупных компаниях управление инфраструктурой часто осуществляется отдельным структурным подразделением, курирующим организации, входящие в научно-технический блок.

Следующий аспект организации НИОКР - планирование, подготовка плана НИОКР, который составляется с учетом задач, необходимых сроков, имеющихся ресурсов и применительно к существующей научно-технической инфраструктуре компании. В план входят конкретные проекты НИОКР, имеющие четкие цели, задачи, ценность, объемы финансирования, сроки и конкретных исполнителей. В крупных компаниях разработка и контроль выполнения плана НИОКР часто осуществляются отдельным подразделением, представляющим собой «главный штаб управления НИОКР».

Управление проектами НИОКР - еще один важный аспект их организации. Здесь очень важны организационная культура управления, регламентная поддержка, четкость в управлении интеллектуальной собственностью, соблюдение правил информационной безопасности, знание рынка и действий конкурентов, взаимодействие с потенциальными пользователями разрабатываемых технологических решений и многое другое. Управление проектами НИОКР должно быть единым, начинаться от стадии исследований и заканчиваться использованием в производстве.

Общая схема, иллюстрирующая основные аспекты управления НИОКР, приведена на рис 1.


Рис. 1. Основные аспекты управления НИОКР

 

Двигаясь по данной цепочке, необходимо помнить о десяти факторах, по мнению Джойса Уайкоффа, губительных для инновационной системы и инновационных проектов. Факторы эти следующие:

- отсутствие общей корпоративной инновационной культуры;

-  отсутствие заинтересованности менеджеров в результатах проекта;

-  отсутствие системы и регламентов управления инновациями в компании;

-  недостаточное количество ресурсов для инновационных проектов;

-  отсутствие связи проекта и бизнес-стратегии компании;

-  отсутствие явно выраженного внутреннего потребителя проекта;

-  недостаточная вовлеченность всех необходимых специалистов компании;

-  отсутствие системы критериев успеха на каждой стадии проекта;

-  недостаточное внимание к развитию квалификации персонала;

-  отсутствие системы управления знаниями в компании.



2020-03-17 189 Обсуждений (0)
Принципы инновационной деятельности промышленных компаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы инновационной деятельности промышленных компаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)