Пять этапов, через которые проходит потребитель: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку представлены на рис.2. Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта. Модель нацеливает деятеля рынка на внимание к процессу в целом, а не только к этапу принятия решения.
Рис. Процесс принятия решения о покупке
Типы процессов решений.
. Простые и привычно решаемые без особых усилий (покупка продуктов повседневного спроса - молоко, хлеб, моющие средства). Привычные решения можно разделить на 2 группы - лояльность к марке/компании и повторные (инерционные покупки).
2. Ограниченные, то есть содержащие элементы новизны и неопределенности до определенного предела (покупка продуктов питания дифференцированного предложения), простых домашних приборов.
. Расширенные, то есть отличающиеся высокой сложностью в силу своей новизны и высокой неопределенностью решения.
. Импульсивная покупка - отличается от предыдущих покупок незапланированностью.
Рассмотрим, процесс принятия потребительского решения о приобретении бытовой стиральной машины Miele и опишем действия соответствующих внешних стимулов и внутренних детерминантов на каждом этапе.
Первый этап - осознание проблемы представлен в табл.3.
Таблица 3
Осознание проблемы
Этап
| Характеристика этапа
| Внешние детерминанты
| Внутренние детерминанты
|
Осознание проблемы
| Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее понуждение.
| Культура У культурного человека должна быть современная стиральная машина
| Знание и отношение Приверженность бренду, благоприятная оценка бренда
|
|
| Социальное положение Техника, должна соответствовать положению
| Личность и эмоции Уверенность, доминирование
|
|
| Социальный статус Техника должна соответствовать статусу
| Жизненный стиль Ориентированность на статус
|
|
| Семья и домохозяйства У семьи должно быть все лучшее*
| Ресурсы потребителей Достаточны для покупки элитной техники
|
|
| Референтные группы Техника должна быть, не хуже, а то и лучше чем у других
|
|
* Образованный, культурный человек, проявляя заботу о членах семьи, стремится создать для них наилучшие условия, тем самым, обеспечив комфортный психологический климат в семье.
Второй этап - Поиск информации представлен в табл.4
Таблица 4
Поиск информации
Этап
| Характеристика этапа
| Внешние детерминанты
| Внутренние детерминанты
|
Поиск информации
| Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.
| Культура изначально выбрана элитная техника
| Знание и отношение изначально выбрана элитная техника
|
|
| Социальное положение изначально выбрана элитная техника
| Личность и эмоции изначально выбрана элитная техника
|
|
| Социальный статус изначально выбрана элитная техника
| Жизненный стиль изначально выбрана элитная техника
|
|
| Семья и домохозяйства изначально выбрана элитная техника
| Ресурсы потребителей Достаточны для покупки элитной техники
|
|
| Референтные группы изначально выбрана элитная техника
|
|
Информацию потребитель будет собирать, опираясь на собственный опыт, рекомендации знакомых, которые уже приобретали подобную бытовую, учитывать мнение специалистов и рекламу в печатных СМИ.
Третий этап - оценка вариантов представлен в табл.5
Таблица 5
Оценка вариантов
Этап
| Характеристика этапа
| Внешние детерминанты
| Внутренние детерминанты
|
Оценка вариантов
| Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
| Культура изначально выбрана элитная техника
| Знание и отношение изначально выбрана элитная техника
|
|
| Социальное положение изначально выбрана элитная техника
| Личность и эмоции изначально выбрана элитная техника и
|
|
| Социальный статус изначально выбрана элитная техника
| Жизненный стиль изначально выбрана элитная техника
|
|
| Семья и домохозяйства изначально выбрана элитная техника
| Ресурсы потребителей Достаточны для покупки элитной техники
|
|
| Референтные групп изначально выбрана элитная техника ы
|
|
Четвертый этап - Решение о покупке представлен в табл.6
Таблица 6
Решение о покупке
Этап
| Характеристика этапа
| Внешние детерминанты
| Внутренние детерминанты
|
Решение о покупке
| Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора - отношение людей и непредвиденные факторы обстановки
| Культура изначально выбрана элитная техника
| Знание и отношение изначально выбрана элитная техника
|
|
| Социальное положение, изначально выбрана элитная техника
| Личность и эмоции изначально выбрана элитная техника
|
|
| Социальный статус изначально выбрана элитная техника
| Жизненный стиль изначально выбрана элитная техника
|
|
| Семья и домохозяйства Как правило, изначально выбрана элитная техника
| Ресурсы потребителей Достаточны для покупки элитной техники
|
|
| Референтные группы изначально выбрана элитная техника
|
|
Пятый этап - постпокупочное поведение представлен в табл.7
Таблица 7
Постпокупочное поведение
Этап
| Характеристика этапа
| Внешние детерминанты
| Внутренние детерминанты
|
Постпокупочное поведение
| Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя совершенной покупкой кроется в соотношении между ожиданиями потребителя и воспринимаемыми эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.
| Культура Потребитель удовлетворен
| Знание и отношение Потребитель удовлетворен
|
|
| Социальное положение Потребитель удовлетворен
| Личность и эмоции Потребитель удовлетворен
|
|
| Социальный статус Потребитель удовлетворен
| Жизненный стиль Потребитель удовлетворен
|
|
| Семья и домохозяйства Потребитель удовлетворен
| Ресурсы потребителей Потребитель удовлетворен
|
|
| Референтные группы Потребитель удовлетворен
|
|
Таким образом, из проведенного исследования можно заключить, что внешние и внутренние детерминанты в данном целевом сегменте оказывают влияние только на первом и втором этапе принятия потребительского решения. Выбор в пользу стиральной машины марки Миле происходит практически сразу.