Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность и виды товарных потерь и переоценки товаров. Способы выявления товарных потерь и переоценки товаров



2020-03-17 287 Обсуждений (0)
Экономическая сущность и виды товарных потерь и переоценки товаров. Способы выявления товарных потерь и переоценки товаров 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Товарные потери представляют собой уменьшение количества и снижение качества товарно-материальных ценностей, вызванные физико-химическими свойствами товаров (усушка, распыл, раскрошка товаров при хранении и реализации) и другими причинами [5, c.124].

В Большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна само понятие «потери» определяется как часть производственных ресурсов (рабочая сила, средство и предмет труда), которая была израсходована без отдачи, без получения продукции, вообще не использовалась, т.е. не функционировала, простаивала. Определение «товарные потери» рассматривается как естественная убыль товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативная убыль, в том числе частичная или полная потеря качества товаров; отходы, образующиеся при реализации товаров; уценка товаров при потере их качества или порче [3].

Потери товарно-материальных ценностей - разница между объемом произведенных благ (средств производства и предметов потребления) и объемом этих благ, реализованных в конечном производственном и непроизводственном потреблении.

Для правильной организации бухгалтерского и налогового учета потерь, их документального оформления и анализа причин возникновения потери объединяются в однородные группы по различным классифицирующим признакам. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды классификации (рисунок 1.1).

. По виду потерь имущества.

Товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые [26].

Данная классификация имеет определяющее значение при решении вопроса, за счет какого источника потери будут списаны: за счет организации, ее работников или поставщиков.

Нормируемыми потерями являются:

· естественная убыль товаров;

·   бой, лом товаров вследствие их хрупкости;

·   порча товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакована продукция, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товара;

·   бой порожней стеклянной посуды;

·   технологические отходы, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже.

Для включения потерь в эту группу необходимо, чтобы нормативно был установлен показатель нормирования и методика расчета по нему.

К ненормируемым потерям относятся порча и недостача товаров сверх установленных норм и недостача товаров, по которым такие нормы не установлены.

Нормируемыми технологическими отходами и потерями в торговле являются:

· отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас и мясо-копченостей чистой массой;

·   отходы и потери мяса, мясопродуктов, других товаров при машинной нарезке в магазинах;

·   потери от зачистки монолита сливочного масла;

·   потери сухого льда и расход углекислого газа, обусловленные технологией реализации отдельных видов товаров, и другие потери.

2. По моменту возникновения.

· потери, возникающие при транспортировании, хранении, фасовке товаров;

·   при переработке, сортировке сельскохозяйственной продукции;

·   потери при реализации товаров.

3. По моменту выявления.

· потери, выявленные при приемке товаров;

·   потери, выявленные при инвентаризации;

·   потери, выявленные при контрольных проверках организаций торговли.

4. По источникам покрытия потерь.

Источниками покрытия потерь могут быть:

) себестоимость продукции (работ, услуг). В этом случае используются счета учета затрат;

) потери возмещает виновное лицо:

· работник организации, в том числе материально ответственное лицо, если виновником потерь является работник организации;

·   третье лицо (поставщик, подрядчик, транспортная организация), если виновником потерь является стороннее лицо - физическое, юридическое или индивидуальный предприниматель.

3) собственные источники организации.

. По типу потерь имущества.

Потери имущества могут быть вызваны различными причинами (факторами):

· порчей имущества (полная либо частичная), в том числе браком;

·   недостачей имущества;

·   простоем;

·   истечением срока годности товара.

Также товарные потери можно подразделить по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы: количественные и качественные.

Количественные (нормируемые) потери.

Количественные потери - уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой подгруппы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их еще называют естественными, а по порядку списания - нормируемыми. Их можно снизить или изменить место их возникновения путем целенаправленного регулирования факторов внешней или внутренней среды товара, но невозможно исключить полностью. Количественные потери в зависимости от причин возникновения, делятся на два вида - естественная убыль и предреализационные потери.

Естественная убыль - количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении. Причинами возникновения естественной убыли служат следующие процессы: испарение воды или усушка; улетучивание веществ; распыл (утруска, распыление); розлив (размазывание); впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами); бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.

Усушка - одна из основных причин естественной убыли потребительских товаров, содержащих воду даже в небольших количествах. Этот процесс обусловливает 50-100% всей естественной убыли. Усушка происходит, даже если товар герметически укупорен (консервы, напитки и др.).

Распыл (утруска, распыление) свойственен лишь мелкоизмельченным продуктам и происходит за счет удаления части продукта в виде легких пылевидных частиц при перетаривании, фасовке и взвешивании, а также вследствие прилипания частиц к стенкам тары.

Розлив (размазывание) - количественные потери жидких и вязких, мазеобразных продуктов за счет прилипания частиц к стенкам тары, а также к вспомогательным средствам для перемещения товара из одного вида тары в другой. Этот процесс вызывает потери напитков, меда, красок, олифы и т. п.

Улетучивание веществ - количественные потери товаров за счет перехода части летучих веществ в окружающую среду. Наибольшие потери вследствие улетучивания веществ отмечаются у алкогольных напитков (улетучивание этилового спирта), парфюмерно-косметических товаров (спирт, ароматические вещества), красок и олифы и др.

Дыхание - биологический процесс распада энергетических веществ и выделения энергии, частично используемой для обеспечения жизнедеятельности живых объектов (свежие плоды и овощи, мука, непропаренные крупы).

Бой стеклянной тары возникает вследствие воздействия динамических и статических нагрузок, превышающих ее механическую прочность. Для других видов тары, в том числе пластмассовых бутылок, потери от боя и раздавливания не нормируются, хотя случаи их раздавливания встречаются часто.

В организациях розничной торговли нормы естественной убыли установлены в процентах и применяются к товарам, реализуемым за межинвентаризационный период, без учета времени нахождения в магазине.

Предреализационные товарные потери, или отходы, вызывают процессы, связанные с подготовкой товаров к продаже. К отходам относятся:

· удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на промпереработку;

·   отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его;

·   раскрошка товаров при разделении на части (рубка мяса, мясо-копченостей и т.п.) или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, макароны, халва и т.п.).

Качественные (актируемые) потери

В отличие от количественных качественные потери списываются не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми.

Качественные потери - потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами. Перечень этих групп процессов проранжирован в убывающем порядке по мере их значимости.

Микробиологические процессы, вызывают порчу товаров, значительно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность. Порча пищевых продуктов происходит вследствие разного вида брожения, гниения, ослизнения, плесневения, развития токсичных бактериозов. Для непродовольственных товаров свойственно лишь плесневение. Микробиологические процессы являются одной из причин биологических повреждений.

Биологические процессы - повреждения (процессы), вызываемые насекомыми: молью, жуками, гусеницами, личинками. Существенный урон потребительским товарам при хранении причиняют мышевидные грызуны, которые поедают и загрязняют не только пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани и изделия из них.

Биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а также непродовольственным товарам, являющимся биологическими объектами (например, живые цветы и животные). Они происходят при участии разнообразных ферментов. Нарушение естественного протекания этих процессов может вызывать различные физиологические расстройства, которые, в конечном счете, могут привести к гибели биообъектов.

Химические процессы приводят к порче товаров вследствие изменений веществ, Например, прогоркание жира в жиросодержащих продуктах - муке, орехах, мучных кондитерских изделиях, масле, маргариновой продукции, животных жирах, мясных и рыбных товарах, косметических товарах (кремы, лосьоны и т.п.), и т.п.; окисление ароматических веществ, что ухудшает аромат парфюмерно-косметических товаров.

Физические и физико-химические процессы обусловлены механическими разрушениями или деформациями товаров. К ним относятся: деформация хлебобулочных изделий, раздавливание плодов и овощей, полная раскрошка кондитерских изделий, бой яиц, сильная деформация, бой, скол эмали на посуде, деформация или разрушение отдельных комплектующих частей бытовой техники, деформация упаковки товаров бытовой химии и т. п.

Как отмечалось выше, количественные, или естественные, потери относятся к нормируемым и списываются на основании утвержденных норм, а качественные потери - к актируемым и списываются на основании актов. Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены нормы естественных потерь. Утвержденные нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов являются предельными.

Нормы естественной убыли не устанавливаются:

· на штучные (невесовые) товары;

· товары в герметической упаковке;

·   товары, отпускаемые и принимаемые без взвешивания (по трафарету);

·   товары с производственными дефектами;

·   дополнительные потери при самообслуживании;

·   товарные потери от боя, лома, порчи товара и повреждения потребительской тары также имеют место в торговле из-за хрупкости, условий транспортировки, состояния автодорог, использования непрочной тары;

·   товары, учет количества которых производиться в единицах, отличающихся от массы;

·   на товары, легко поглощающие влагу (при перевозках морским и речным транспортом) [2, с. 5].

К естественной убыли также не относятся потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции. Эти потери относятся к актируемым и должны списываться за счет виновных лиц - в установленном законодательством порядке.

Ненормируемые товарные потери(порча и недостача товаров сверх установленных норм, недостача товаров с неустановленными нормами, порча товаров из-за небрежного хранения) списываются, как правило, за счет виновных материально ответственных лиц. При крупных потерях товарно-материальных ценностей из-за стихийных бедствий (пожара, затопления и т.д.) вопросы возмещения ущерба решаются по согласованию сторон либо в суде.

В Большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна под переоценкой понимается изменение оценки, новая оценка стоимости товаров, основных средств, имущества, изменение нарицательной стоимости вкладов в связи с материальным и моральным износом, инфляцией, подвижностью цен. Переоценка товарно-материальных ценностей - это изменение цены на определенную дату.

Переоценка товарно-материальных ценностей - изменение оценки товарно-материальных ценностей, в связи изменением оптовых цен, сезонными изменениями розничных цен, уценкой товаров устаревших фасонов и моделей [4].

Переоценка товаров может осуществляться как в сторону повышения цен (дооценка), так и в сторону снижения (уценка). Случаи проведения дооценки и уценки товаров можно представить графически (рисунок 1.2).

Дооценка товаров может быть:

· обязательной - распространяется на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен или установлены фиксированные розничные цены;

·   добровольной - проводится организацией самостоятельно на основании приказа руководителя при условии приобретения аналогичного товара.

Уценка товаров может осуществляться:

· в связи со снижением (частично потерей) их потребительских качеств и свойств;

·   при проведении рекламных акций;

·   по причине низкого покупательского спроса.

Обязательная дооценка товаров проводится на основании конкретного нормативного акта об изменении уровня цен на определенные товары (сахар-песок, алкогольная продукция, табачные изделия). Необходимо отметить, что изменение цен на товары, реализуемые по фиксированным ценам, производится в соответствии с решением государственных органов.

 

Рисунок 1.2 - Случаи проведения переоценки товаров. Источник: [6, стр. 23]

 

Добровольная дооценка товаров проводится по инициативе организации. В соответствии с инструкцией по дооценке готовой продукции и реализации товаров, розничным торговым организациям разрешено производить дооценку остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

С целью предотвращения возникновения неходовых и залежалых товаров, привлечения покупателей и стимулирования спроса розничные торговые организации прибегают к снижению розничных цен на определенные товары. Снижение розничных (продажных) цен (кроме фиксированных) в организациях розничной торговли и общественного питания на товары (продукцию), не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, при проведении рекламных акций осуществляется за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены.

При невозможности реализации товаров за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены возможно снижение цен на условиях, предусмотренных договором с поставщиком. При отсутствии указанных условий в договорах и (или) наличии письменного отказа поставщика по снижению цен на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, снижение розничных цен может производиться организациями розничной торговли ниже цен приобретения с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности. При поставке товаров по согласованным розничным ценам их снижение производится за счет организации-изготовителя или импортера и торговой организации в равных долях.



2020-03-17 287 Обсуждений (0)
Экономическая сущность и виды товарных потерь и переоценки товаров. Способы выявления товарных потерь и переоценки товаров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность и виды товарных потерь и переоценки товаров. Способы выявления товарных потерь и переоценки товаров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)