Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность и функции торгового предприятия



2020-03-17 264 Обсуждений (0)
Экономическая сущность и функции торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

. ФИНАНСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Экономическая сущность и функции торгового предприятия

Финансовые ресурсы торгового предприятия: источники их формирования и использования

Направления эффективного использования финансовых ресурсов торгового предприятия

. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Проксима»

Характеристика финансово-экономического потенциала ООО «Проксима»

Анализ торгово-хозяйственной деятельности ооо «Проксима» за 2008 - 2010 годы

Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия

Анализ финансового состояния ООО «Проксима»

. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ООО «ПРОКСИМА»

Механизм эффективного управления финансами торгового предприятия

Бизнес-план - как один из способов повышения эффективности деятельности ооо «Проксима»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночным отношениям в экономике России ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.

Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Существенна роль предприятия торговли в функционировании кредитно-финансовой системы сегодня: около 90% всей денежной наличности, поступающей в банки, составляет выручка от продажи товаров и услуг.

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Торговое предприятие имеет самостоятельный баланс, обладает основными и оборотными средствами и осуществляет законченный торговый процесс, начиная с закупки товаров от поставщиков и заканчивая их продажей.

Основная задача торгового предприятия - закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.

Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальные функции (например, школьные столовые).

Всоответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий, что требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рынка.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов.

Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы, выбранной для данной работы.

Целью дипломной работы является изучение особенностей торговой деятельности ООО «Проксима», проведение всестороннего анализа структуры финансов предприятия и разработка механизма по управлению ими.

Задачами работы являются:

Сбор аналитического и статистического материала по объекту исследования;

Анализ законодательства в сфере деятельности обществ с ограниченной ответственностью;

Изучение точек зрения различных авторов в сфере финансов торговых предприятий;

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Проксима» за период 2008-2010 годы;

Выявление недостатков в организации финансов предприятия;

Разработка программы мер по их устранению.

Объектом исследования дипломной работы является ООО «Проксима» (далее предприятие), созданное в 1992 году. ООО «Проксима» - коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются:

-  розничная торговля;

-  торговля вино-водочными и табачными изделиями;

-  оптовая торговля;

-  снабжение детских учреждений продуктами питания;

-  общественное питание;

-  продажа карт абонентской платы.

Дипломная работа была выполнена на основании собранного аналитического и статистического материала о деятельности торгового предприятия за 2008-2010 годы.

В процессе выполнения дипломной работы были использованы следующие программные продукты: «Microsoft Word», «Microsoft Excel», «Microsoft Power Point», «Microsoft Equation», «Microsoft Diagram», Консультант плюс.

 

1.
ФИНАНСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

Экономическая сущность и функции торгового предприятия

 

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятии в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.

В общем плане под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [39].

Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерно, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.

Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги. Но для того чтобы реализовать товар, необходимо его наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как и в торговой сфере. Важно исходить из положения, что цена реализации товара должна быть выше закупочной цены, и разница должна быть достаточной не только для возмещения затрат по организации продажи и выполнению обязательств перед государством, но и приносить определенный доход предпринимателю. Следовательно, главное, что отличает предпринимательскую коммерческую деятельность от других сфер деятельности, - это стремление к получению прибыли, и основные результаты деятельности торгового предприятия определяются ее величиной.

В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Этим критериям в полной мере отвечает торгово-хозяйственная деятельность предприятий отрасли. С учетом изложенного торговое предприятие следует рассматривать как форму коммерческого предпринимательства.

Вместе с тем следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей:

ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;

предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;

предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации;

спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;

наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям (рисунок 1.1).

 


Рисунок 1.1 - Структура предприятия торговли

 

Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Деятельность предприятий торговли независимо от выполняемых функций подлежит законодательному регулированию. Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальные функции (например, школьные столовые), главная цель деятельности которых - извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают:

юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия, что нехарактерно для торговой деятельности;

торговые предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество; государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые встречаются в основном в системе общественного питания. Объект исследования данной дипломной работы - ООО «Проксима» также осуществляет свою деятельность на праве хозяйственного ведения;

торговые предприятия, обладающие правом собственности на имущество (АО, ООО и др.).

С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами в этом случае выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала и т.д.

Крупные торговые предприятия (организации) с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечными результатами работы.

Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики, сформирован круг постоянных потребителей. Все это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность на таких предприятиях выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса. Однако вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, нет широкого ассортимента, существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также риск потери ноу-хау. ООО «Проксима» по обозначенным критериям относится к средним предприятиям торговли.

Мелкие торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих предприятий характерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, незначительные управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, независящих от них факторов: им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше требуется средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; сложнее проводить независимую ценовую политику.

Без помощи государства такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. В России по мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий по предоставлению им налоговых льгот.

В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет свои виды.

Существуют следующие виды розничных торговых предприятий:

смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. ООО «Проксима» в сети своих магазинов реализует различные товары: начиная от хлебобулочных изделий заканчивая картами оплаты;

специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.);

узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь);

комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, трикотаж -галантерея и т.п.);

универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

В соответствии с товарной специализацией оптовые предприятия бывают:

специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней;

универсальные, снабжающие розничные торговые предприятия универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Предприятия общественного питания подразделяются на:

заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания);

доготовочные (имеющие свою кухню);

раздаточные (столовые без кухни) и смешанные (фабрики-кухни).

ООО «Проксима» относится к предприятиям розничной торговли, поскольку большую часть своих товаров оно реализует в розницу [36].

Все многообразие рассматриваемых торговых предприятий в целом составляет единую самостоятельную отраслевую систему. В соответствии с «Концепцией развития внутренней торговли товарами народного потребления» под системой внутренней торговли понимается совокупность субъектов торговой деятельности, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера.

Поскольку, основной целью данной работы является изучение особенностей финансов торгового предприятия, рассмотрим механизм их функционирования.

 



2020-03-17 264 Обсуждений (0)
Экономическая сущность и функции торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность и функции торгового предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)