Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение финансовых результатов деятельности торговых организаций начинается с анализа валового дохода, так как он является основным источником формирования прибыли и является добавленной стоимостью, созданной ею. Валовый доход - это прибылеобразующий показатель. За счет валового дохода покрываются издержки обращения (расходы) и образуется прибыль торговой организации.

Валовым доходом в торговле считается разность между суммой реализованных товаров по продажной (выручка от продажи товаров за минусом налогов) и покупной стоимостью этих товаров. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход кроме суммы выражается также в относительных показателях в виде коэффициента или уровня в процентах (Увд) как отношение суммы валового дохода (ВД) за определенный период к соответствующему объему товарооборота (Nр) (формула 2.1):

 

Увд= ВД/ Nр*100%. (2.1)

 

Уровень валового дохода характеризует долю торговой наценки в розничной цене товара. Его размер оказывает влияние на розничные цены товара, а соответственно на их покупательский спрос и объем продаж. Поскольку валовый доход является источником получения прибыли от продаж, то его величина, как и величина товарооборота, должна прогнозироваться путем изучения спроса на товары при различных продажных ценах. Прогнозирование данных показателей осуществляется путем анализа их динамики за ряд лет. При этом рассчитываются отклонения, а также определяют темпы роста (снижения), прироста, среднегодовые темпы роста. При прогнозировании уровня и суммы валового дохода следует учитывать и размер издержек обращения, так как прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения (таблица 2.2).

 

 

Таблица 2.2 -Динамика валового дохода ООО «Проксима»

Показатели

Годы

Отклонения по годам , рублей

Темпы роста по годам, проценты

  2008 2009 2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

        + - + - + - + -
Товарооборот, рублей (Nр) 22958275,0 32012876,0 38501491,0 9054601,0 - 6488615,0 - 139,4 - 120,3 -
Валовый доход, рублей (ВД) 3638107,0 4730059,0 6068725,0 1091952,0   1338666,0 - 129,9 - 128,3 -
Уровень валового дохода, проценты (Увд) 15,8 14,8 15,8 - 1,1 1,0 - 93,2 - 106,7 -

 

 

В 2010 году валовый доход возрос на 28,3% при росте товарооборота на 20,26%. Таким образом, более высокий темп роста суммы валового дохода способствовал росту уровня валового дохода на 6,7%.

А в 2009 году валовый доход возрос на 29,9% при росте товарооборота на 39,4%, т.е. низкий темп роста валового дохода способствовал снижению роста уровня дохода на 6,8%.

На основе данных таблицы 2.2 можно рассчитать влияние на сумму валового дохода объема товарооборота и среднего уровня торговой наценки, установленной торговой организацией. Так, чтобы определить влияние объема товарооборота необходимо отклонение в объеме товарооборота (DNр) умножить на уровень валового дохода базисного периода (У0вд) и разделить на 100%.

Влияние товарооборота:

За 2009 год = 9054601*15,84 /100= +1434248 рублей.

За 2010 год = 6488615*14,77 /100 = +958368 рублей.

Для расчета влияния на сумму валового дохода среднего уровня торговой наценки следует товарооборот отчетного периода (NIр) умножить на отклонение уровня валового дохода (Увд) и разделить на 100%:

Влияние уровня валового дохода (торговой наценки) -

За 2009 год = 32012876*(-1,07) \ 100 = -342537 рублей

За 2010 год = 38501491*0,99 \100 = +381164 рублей

Общее влияние двух факторов за 2009 год составило +1091711 рублей (1434248 - 342537), а за 2010 год - +1339533 рублей (958368+381164). Таким образом, за 2009 год влияние товарооборота оказало положительный эффект, а влияние уровня валового дохода оказало отрицательное воздействие на сумму валового дохода и снизило его на 342537 рублей. В целом, за 2010 год оба фактора оказали положительное влияние на сумму валового дохода.

На уровень торговой наценки и соответственно суммы валового дохода в розничной торговле оказывает влияние звенность товародвижения. Чем больше звеньев от производства до розничной торговли проходит товар, тем выше покупная его стоимость и меньше размер торговой наценки, так как каждый посредник устанавливает надбавку для покрытия своих расходов. Иногда поставщики предоставляют торговым организациям дополнительные скидки на возможные потери, завес тары и другие цели. Уменьшение указанных потерь увеличивает валовый доход.

В оптовой торговле на величину валового дохода оказывает влияние соотношение складского и транзитного оборота, а в массовом питании - соотношение собственной продукции покупных товаров в объеме товарооборота, расход и структура сырья, использованного на приготовление блюд.

На валовой доход оказывают влияние факторы, не поддающиеся иногда прямому расчету, но многие можно рассчитать непосредственно: отпускная цена на товары; размер партии (при крупных партиях отпускная цена ниже); кто поставщик, его месторасположение; спрос и предложение на товары; наличие посредников и т.д.

Большое внимание при анализе уделяется выявлению и использованию возможности роста валового дохода. Так, торговая организация может увеличить объем валового дохода за счет роста товарооборота; улучшения его структуры; увеличения уровня торговой наценки; совершенствование звенности товародвижения; расширения торговой площади и открытия новых филиалов, увеличивая продажу товаров; приобретая товары от поставщиков без получения от них кредитов и т.д.

Финансовые результаты хозяйственной деятельностью в торговле характеризуются не только валовым доходом, но и прибылью от продаж, прибылью до и после налогообложения и т.д. Доходность хозяйствующего субъекта выражается абсолютными и относительными показателями. Выделение доходности как важнейшего показателя хозяйственно-финансовой деятельности обусловлено тем, что только прибыльные организации могут быть платежеспособными и финансово устойчивыми.

Все многообразие факторов, влияющих на прибыль в торговле, можно свести к следующим основным:

динамика и степень выполнения прогнозного объема товарооборота (если он устанавливается);

объем товарооборота;

структуры товарооборота;

размер валового дохода;

величина издержек обращения (расходов на продажу).

При увеличении процента роста в динамике товарооборота и степени выполнения его прогнозного показателя увеличивается прибыль. Влияние данного фактора на прибыль можно определить, используя способы группировки организаций по степени роста товарооборота, корреляционного и дисперсионного анализа.

С увеличением объема товарооборота при прочих равных условиях сумма прибыли увеличивается, а с уменьшением товарооборота - прибыль сокращается. Влияние объема товарооборота на сумму прибыли определяется путем умножения рентабельности продаж предшествующего периода (Ур0) на величину отклонения товарооборота отчетного периода от товарооборота предшествующего периода (Nр1- Nр0) и деление полученного произведения на сто (формула 2.2):

 

(Nр1- Nр0)* (Ур0)                ( 2.2 )

      100

 

2009 год: 9054601*4,01 /100 = 363089,5 рублей

10 год: 6488615*3,74 /100 = 242674,2 рублей

Таким образом, в 2009 году в связи с увеличением объема товарооборота прибыль увеличилась на 363089 рублей, а в 2010 году - на 242674 рублей.

Изменения в структуре товарооборота (объема продаж) оказывают различное влияние на прибыль и рентабельность. Это связано с тем, что продажа различных товаров связана с разным уровнем рентабельности. Влияние структуры товарооборота на величину прибыли определяется через процентные числа аналогично порядку определения влияния структуры товарооборота на валовый доход. Трудности заключаются в том, что в торговле не исчисляется рентабельность отдельных товаров и товарных групп. Она может определяться выборочно, либо исчисляться в управленческом учете эпизодически. Если торговая организация располагает такими данными, то технически влияние структуры товарооборота на рентабельность продаж и прибыль определить несложно.

Влияние среднего уровня валового дохода на прибыль определяется путем умножения суммы товарооборота отчетного периода (N1р) на разность между уровнем валового дохода отчетного и предшествующего периода (У1вд - У2вд), полученное произведение делится на сто процентов (формула 2.3):

 

N 1р * (У1вд - У2вд) ( 2.3 )

       100

 

год составил 32012876*(-1,07) /100 = -342537 рублей

год: 38501491*0,99 /100 = +38164 рублей.

С увеличением уровня валового дохода прибыль увеличивается и наоборот.

Изменение уровня издержек обращения (расходов на продажу) оказывает обратное влияние на сумму прибыли. Увеличение расходов снижает прибыль, а уменьшение - увеличивает ее. Для определения влияния на прибыль расходов на продажу следует товарооборот отчетного периода умножить на величину отклонения расходов отчетного периода (У1ио) от предшествующего (У0ио), полученное произведение разделить на сто процентов (формула 2.4):

 

N 1р * (У1ио - У0ио)     ( 2.4 )

      100

 

год: 32012876 *(-0,81) /100 = +259304 рублей

год: 38501491 *2,22 /100 = - 854733 рублей

Следовательно, в 2010 году увеличение выручки от продаж и валового дохода оказало положительное влияние на прибыль, т.е. увеличило прибыль на 277325 рублей, а рост расходов на продажу снизил прибыль на 854733 рублей.

В 2009 году увеличение объема выручки увеличило прибыль на 363089 рублей; снижение уровня валового дохода оказало отрицательное влияние на сумму прибыли и снизило ее на 342537 рублей. Снижение роста издержек обращения увеличило прибыль на 259304 рублей.

Общее влияние факторов на прибыль ООО «Проксима» представим в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Влияние факторов на сумму и уровень прибыли ООО «Проксима»

Факторы

Сумма влияния, рублей

 

2009 год

2010 год

  + - + -
Выручка от продажи (товарооборот) 363089 - 242674 -
Валовый доход   342537 381164 -
Расходы на продажу (издержки обращения) 259304 - - 854733
Итого на прибыль от продаж 279856 - - 230895
Прочие доходы   31210 +124651 -
Прочие расходы 40180 - 405365 -
Всего 288826 - 299121 -

 


На общую прибыль торговой организации оказывают влияние также прибыль (убыток) от продажи основных средств и другого имущества; внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, а на чистую прибыль - обязательные платежи и налоги за счет прибыли. При этом необходимо сравнить финансовые результаты отчетного периода с предшествующим и определить причины образования убытка и увеличения расходов по каждой позиции. Анализ осуществляется по каждой статье доходов и расходов независимо от того имеется ли превышение доходов над расходами и наоборот. Оценка состояния по внереализационным, операционным чрезвычайным расходам завершается разработкой мероприятий по их предотвращению в дальнейшем.

Анализ выполнения плана по прибыли и валовому доходу, их динамики, основных факторов, влияющих на их величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализируются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью системы коэффициентов.

Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле 2.5:

 

Кнп = НП /ВП, (2.5 )

 

где Кнп - коэффициент налогообложения прибыли;

НП - сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за

счет прибыли, рубли;

ВП - валовая прибыль, рубли.

Кнп за 2008 год = 831000 / 742319 = 1,119

Кнп за 2009 год = 89000 / 948457 = 0,93

Кнп за 2010 год = 1972000 / 435781 = 4,52

Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов.

Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле 2.6:

 

Кчп = ЧП / ВП, ( 2.6 )

 

где Кчп - коэффициент чистой прибыли;

ЧП - чистая прибыль предприятия, рубли.

Кчп 2008 года = 663242 / 742319 = 0,89

Кчп 2009 года = 720857 / 948457 = 0,76

Кчп 2010 года = 423138 / 435781 = 0,97

Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На основе рассчитанных показателей можно сделать вывод, что доля чистой прибыли остающейся в распоряжении ООО с каждым годом увеличивается.

Именно поэтому, необходимо проанализировать уровень рентабельности деятельности ООО «Проксима».

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть показателями рентабельности, рассчитанных различными способами.

Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 2.4.

 


Таблица 2.4 - Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Проксима» за 2008-2010 годы

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год
Выручка (нетто) от реализации товаров, рубли 22958275,0 32012876,0 38501491,0
Себестоимость реализации товаров, рубли 19320168,0 27282817,0 32432766,0
Коммерческие расходы, рубли 2716349,0 3530773,0 5101401,0
Прибыль от реализации, рубли 921758,0 1199286 967324,0
Проценты к получению, рубли - - -
Прочие операционные доходы, рубли 17015,0 465,0 125116,0
Прочие операционные расходы, рубли 11346,0 101226,0 295962,0
Прочие внереализационные доходы, рубли 14660,0 - -
Прочие внереализационные расходы, рубли 199768,0 150068,0 360697,0
Прибыль отчетного периода, рубли 742319,0 948457,0 435781,0
Рентабельность продаж, проценты - по прибыли от реализации товаров 4,0 3,7 2,5
- по балансовой прибыли 3,2 3,0 1,1

 

Как видно, что в 2008 - 2010 годах, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,23 - 2,96, - 1,13; 4,01 - 3,74 - 2,51 соответственно). Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.

Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 - 5% к обороту, то рентабельность продаж ООО «Проксима», можно назвать неудовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010 году составил 2.51%).

Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 - Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности ООО «Проксима» за 2008 - 2010 годы

Показатель

Годы

  2008 2009 2010
Издержки обращения, рубли 2716349,00 3530773,00 5101401,00
Затраты предприятия, рубли 2927463,00 3782067,00 5758060,00
Прибыль от реализации, рубли 921758,00 1199286,00 967324,00
Балансовая прибыль, рубли 742319,00 948457,00 435781,00
Рентабельность издержек обращения, проценты 33,93 33,96 18,96
Рентабельность текущих расходов, проценты 25,35 25,07 7,56

 


Сопоставив таблицы 2.4 и 2.5, видно, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов по всем анализируемым годам.

Анализ издержек обращения торгового предприятия. Основное требование коммерческой деятельности - рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вызывает необходимость тщательного учета и анализа расходов. Издержки обращения представляют собой выражение текущих затрат, связанных с процессом обращения товаров.

Анализ издержек обращения предполагает:

изучение динамики издержек в целом по предприятию в соответствии с динамикой товарооборота;

изучение структурных сдвигов в составе издержек обращения;

выявление суммы относительной экономии или превышения расходов;

количественную оценку влияния факторов на сумму и уровень издержек обращения.

Для решения аналитических задач применяется система статистических показателей, основными из которых являются сумма издержек обращения, уровень и структура издержек обращения. Наиболее значимым оценочным показателем служит уровень издержек обращения, он характеризует издержкоемкость продажи товаров. Уровень издержек обращения является обобщающим показателем оценки эффективности использования ресурсов: основных и оборотных средств, труда. Оптимальное значение этого показателя соответствует наиболее рациональному сочетанию используемых ресурсов. Не следует стремится к обязательному снижению уровня издержек обращения, так как это может привести к снижению качества обслуживания и, в конечном итоге, к снижению объема продаж и прибыли. Повышение суммы и уровня затрат оправдано, если это способствует ускорению оборачиваемости товаров, росту объема продаж, повышению престижа и расширению доли организации на рынке.

Анализ деятельности ряда организаций торговли показывает, что увеличение расходов на маркетинг или расходов на текущий ремонт увеличивает товарооборот в следующих периодах. Изменение суммы и уровня издержек обращения происходит под влиянием как внешних, не зависящих от деятельности организации факторов, так и внутренних, обусловленных организацией технологического процесса по доведению товаров до покупателей. Внешние факторы - это инфляционный рост цен на используемые материальные ресурсы и услуги, изменение ставок налоговых отчислений, относимых на себестоимость, и т.д., внутренние факторы - это размеры организации, место расположения, условия транспортировки и хранения товаров, ассортиментная структура товарооборота, формы обслуживания, уровень механизации и автоматизации технологических процессов.

Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы издержек обращения является мультипликативная модель зависимости издержек обращения от объема товарооборота и уровня издержек обращения (формула 2.7):

 

И = Nр * Уи, ( 2.7 )

 

где И - сумма издержек обращения, рубли;

Nр -товарооборот, рубли;

Уи - уровень издержек обращения.

На основе этой модели рассчитывают изменение расходов под влиянием:

- товарооборота (формула 2.8):

 

DИ(Nр) = DNр * Уи0;   ( 2.8 )

 

изменения уровня издержек обращения (формула 2.9):


DИ(Уи) = DУи * Nр. ( 2.9 )

 

Однако модель не учитывает разную степень зависимости отдельных статей расходов от объема товарооборота. Достоверность информационного обеспечения процесса управления возрастает, если разделить издержки обращения на зависящие от объема товарооборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные) статьи издержек.

Группировка расходов на условно-постоянные и условно-переменные позволяет уточнить факторную модель (формула 2.10):

 

И = Уи пер * Nр + Уи пост . ( 2.10 )

 

Проанализируем издержки обращения ООО «Проксима» с применением модели, данные которых приведены в таблице 2.6.

Для количественной оценки влияния товарооборота на расходы сумма расходов за базисный период пересчитывается на фактический товарооборот (формула 2.11):

 

И(Nр1) = (Уи пер0 * Nр1) /100 + И пост0, ( 2.11)

 

где И(Nр1) -расходы, пересчитанные на фактический товарооборот,

или (формула 2.12):

 

И(Nр1) = Ипер0 * Т(Nр) /100 + И пост0, ( 2.12)

 

где Т(Nр) - темп роста товарооборота.

 

 

Таблица 2.6 - Основные показатели для анализа издержек обращения ООО «Проксима» за 2008-2010 годы

Показатели

Годы

Отклонение по годам , рублей

Темпы изменения по годам, проценты

  2008 2009 2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

        + - + - + -    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Товарооборот(Nр), рублей 22958275,0 32012876,0 38501491,0 9054601,0 - 6488615,0 - 139,4 - 120,2 -
Издержки обращения (И), рублей. в том числе: 2716349,0 3530773,0 5101401,0 814424,0 - 1570628,0 - 129,9 - 144,4 -
условно-переменные (Ипер) 1535280,0 1977233,0 2856784,0 441953,0 - 879551,0 - 128,8 - 144,5 -
условно-постоянные (Ипост) 1181069,0 1553540,0 2244617,0 372471,0 - 691077,0 - 131,5   144,5 -
Уровень издержек обращения (Уи), проценты, в т.ч. 11,8 11,0 13,2 - 0,8 2,2 - 93,2 - 120,1 -
Условно-переменных (Уипер) 6,68 6,17 7,42 - 0,5 1,3 - 92,3 - 120,2 -
Условно-постоянных (Уипер) 5,15 4,85 5,82 - 0,3 1,0 - 94,1 - 120,0 -

 

 

Изменение издержек обращения под влиянием товарооборота определяется вычитанием из перечисленной суммы расходов суммы за базисный период. Разность между отчетной и пересчитанной суммами показывает влияние прочих факторов на издержки.

По данным таблицы 2.6 пересчитанная сумма расходов на продажу составит:

За 2009 год: DИ(Nр1) = (6,68 * 9054601) /100 + 1181069 = 3319529 рублей;

DИ(Nр1) = (1535280 * 139,4) /100 + 1181069 = 3319529 рублей.

За 2010 год: DИ(Nр1) = (6,17* 38501491) /100 + 1553540 =3929081 рублей;

DИ(Nр1) = (1977233*120,2) /100 + 1553540 = 3929081 рублей.

Изменение суммы под влиянием товарооборота составит:

За 2009 год: DИ(Nр1) = 3319529 - 2716349 = 603180 рублей.

За 2010 год: DИ(Nр1) = 3929081- 3530773 = 398308 рублей.

Влияние прочих факторов на издержки обращения составит:

За 2009 год: DИ (ПР) = 3530773 - 3319529 = 211244 рублей.

За 2010 год: DИ (ПР) =5101401-3929081 = 1172320 рублей.

Изменение суммы издержек обращения под влиянием прочих факторов представляет собой сумму относительной экономии или перерасхода издержек. В данном случае допущен перерасход и в 2009 и 2010 годах в размерах 211244 и 1172320 рублей соответственно. Перерасход в основном допущен по статьям «ремонт основных средств» и «прочие расходы».

Анализ розничного товарооборота. На розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Объем продажи зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и т.д. Факторы, влияющие на товарооборот, делятся на внешние и внутренние.

Анализ внешних факторов осуществляется путем изучения макроэкономических показателей страны. При этом учитываются состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика и возможные изменения в результате государственного регулирования.

Внешние факторы можно подразделить на факторы, оказывающие влияние на спрос и предложения товаров. Инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном выражении и на снижение физического объема продажи товаров. Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура розничного товарооборота, т.е. снижается доля высококачественных товаров. Практически такое же влияние на объем товарооборота оказывает снижение денежных доходов населения. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объеме продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов и т.д.

Внутренние факторы, влияющие на товарооборот, непосредственно связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на две основные группы, связанные с:

товарным обеспечением;

численностью работников организации и производительностью труда.

Факторы, связанные с товарным обеспечением, влияют на объем товарооборота через изменения величины запасов на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и их прочего выбытия. Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой товарного баланса (формула 2.13):

 

Nзн + Nп = Nр + Nв + Nзк, 2.13)

 

где Nзн - запасы товаров на начало года, рублей;

Nп - поступление товаров, рублей;

Nр - объем розничного товарооборота (реализации),рублей;

Nв - прочее выбытие товаров, рублей;

Nзк - запасы товаров на конец периода, рублей.

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых. Сумма продажи товаров будет равна (2.14):

 

Nр = Nзн + Nп - Nв - Nзк. ( 2.14 )

 

Следовательно, на объем розничного товарооборота влияет каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи; их увеличение сказывается отрицательно на величине товарооборота данного отчетного периода.

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или способом разниц, т.е. определения разницы между фактическими и сравниваемыми величинами.

Для измерения влияния на товарооборот показателей товарного баланса следует осуществить следующие пять расчетов:

в первом расчете все показатели базисные (предшествующие) (формула 2.15) :

 

Nзн0 + Nп0 - Nв0 - Nзк0 = Nр0 . ( 2.15 )

 

во втором расчете начальные запасы товаров фактические, остальные показатели базисные (формула 2.16) :

 


Nзн1 + Nп0 - Nв0 - Nзк0 = Nр0 . ( 2.16 )

 

в третьем расчете начальные запасы и поступления товаров являются фактическими, остальные показатели базисные ( формула 2.17) :

зн1 + Nп1 - Nв0 - Nзк0 = Nр0 . ( 2.17 )

 

в четвертом расчете прибавляется еще один фактический показатель - прочее выбытие (формула 2.18) :

 

Nзн1 + Nп1 - Nв1 - Nзк0 = Nр0 . ( 2.18 )

 

в пятом расчете все показатели фактические (формула 2.19) :

 

Nзн1 + Nп1 - Nв1 - Nзк1 = Nр1 . ( 2.19 )

 

Посредством последовательного вычитания результатов первого расчета из второго, результатов второго расчета из третьего и т.д. можно определить влияние каждого слагаемого товарного баланса на розничный товарооборот.

К трудовым факторам, влияющим на объем розничного товарооборота, относятся: численность работников, организация и производительность труда.

Работники торговых организаций должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать их в товарооборот, воздействовать на ассортимент и качество товаров. Непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, торговые работники, выявляют объем и характер потребительского потока, направляемого в розничную торговлю.

Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых магазинов, повышением культуры обслуживания. Однако эффективность работы торговых организаций зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. В качестве производительности труда в торговле применяется сумма товарооборота на одного работника. Повышение среднего товарооборота на одного работника можно положительно оценить только в том случае, если это не сопровождается ухудшением качества обслуживания покупателей. Объем товарооборота можно представить произведением численности работников и производительности труда (формула 2.20):

 

Nр = Ч *В, ( 2.20 )

 

где Nр - розничный товарооборот, рублей;

Ч - среднесписочная численность работников, человек;

В - средний оборот на одного работника (выработка), рублей.

Методом цепной подстановки или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлияло на объем розничного товарооборота изменение численности работников и производительности их труда. Расчет влияния указанных факторов на объем розничной продажи проследим по таблице 2.7.

 

 

Таблица 2.7 - Анализ товарооборота, численности работников в ООО «Проксима»

Показатели

Годы

Отклонение по годам, рубли

Темп роста по годам, проценты

  2008 2009 2010 2009 к 2008 2010 к 2009 2009 к 2008 2010 к 2009
Товарооборот Nр, рублей 22958275,0 32012876,0 38501491,0 9054601,0 6488615,0 139,4 120,3
Среднесписочная численность работников (Ч), человек 84,0 109,0 125,0 25,0 16,0 129,7 114,6
Товарооборот на одного работника (В), рублей 273312,7 293696,1 308011,9 20383,3 14315,8 107,4 104,8

 

 

Для определения влияния на объем товарооборота среднесписочной численности работников и производительности труда произведем три расчета:

. все показатели предшествующего года (формула 2.21):

 

Ч0 *В0 = Nр0 ( 2.21 )

 

За 2009 год Nр0 = 84 *273312,7 = 22958275 рублей

За 2010 год Nр0 = 109 * 293696,1 = 32012876 рублей

. среднесписочная численность работников отчетного года, среднегодовой товарооборот на одного работника (выработка) предшествующего года (формула 2.22):

 

Ч1 *В0 = Nр ( 2.22)

 

За 2009 год Nр = 109 * 273312,7 = 29791084 рублей

За 2010 год Nр = 125 * 308011,9 = 36712013 рублей

. все показатели отчетного года (формула 2.23):

 

Ч1 *В1 = Nр1( 2.23 )

 

За 2009 год Nр1 = 109 * 293696,1 = 32012876 рублей

За 2010 год Nр1 = 125 *308011,9 = 38501491 рублей

Отклонение объема розничного товарооборота отчетного периода от предшествующего определяется следующим образом:

. в результате увеличения среднесписочной численности работников:

За 2009 год = 29791084 - 22958275 = 6832809 рублей

За 2010 год = 36712013 - 32012876 = 4699137 рублей

. в результате увеличения среднегодового товарооборота на одного работников:

За 2009 год = 32012876 - 29791084 = 2221792 рублей

За 2010 год = 38501491 - 36712013 = 1789478 рублей

Общее отклонение за 2009 год составило: +6832809 +2221792 = +9054601 рублей, в 2010 году: +4699137 + 1789478 = +6488615 рублей.

В следующем разделе данной дипломной работы проведем анализ финансового состояния деятельности торгового предприятия - ООО «Проксима».

 



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)