Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия



2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Основы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Практикой анализа выработаны основные правила (методики) анализа финансовых отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный прогнозный анализ; анализ финансовых коэффициентов - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей [44, с. 31].

Кроме перечисленных методов существует также сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы, с показателями дочерних фирм, подразделений, цехов, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации.

Сопоставление показателей объема продукции и себестоимости характеризует величину прибыли и рентабельность продукции, а также затраты на 1 руб. продукции. Сопоставление показателей объема продукции и величины авансированных основных и оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала, фондоотдачу основных производственных средств и оборачиваемость оборотных активов. Полученные показатели, в свою очередь, в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности.

Анализ тех или иных показателей экономических явлений, хозяйственных процессов, ситуаций начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин.

Для анализа абсолютных показателей используется чаше всего метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.

Сравнительный анализ позволяет проводить сравнения:

фактических показателей с плановыми, что дает оценку обоснованности плановых решений;

фактических показателей с нормативными, что обеспечивает оценку внутренних резервов производства;

фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;

фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых) [42, с. 23].

При анализе финансовых результатов, например, рассчитываются абсолютные отклонения прибыли:

 

∆ П = П1 - П0                                      (1.1)

 

где ∆ П - изменение прибыли

П1 - прибыль отчетного периода

По - прибыль предыдущего периода

Инструментом анализа абсолютных показателей служат горизонтальный, вертикальный и трендовый методы анализа.

Горизонтальный (временной)анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно здесь используются базисные темпы роста за несколько периодов.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Ценность горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, однако его результаты можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Горизонтальный анализ выполняется по данным ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для анализа уровня и динамики финансовых результатов. Для выполнения горизонтального анализа составляют аналитические таблицы.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный (структурный) анализ, который позволяет судить о финансовом отчете по относительным показателям, что в свою очередь дает возможность определить структуру актива и пассива баланса, долю отдельных статей отчетности в валюте баланса. Изменения в структуре прибыли также анализируются с использованием методов вертикального анализа.

Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке их динамики с тем, чтобы иметь возможность выявлять и прогнозировать структурные изменения.

Относительные величины незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%).

Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе).

Переход к относительным показателям делает возможным сравнение показателей различных организаций одной отрасли, а также организаций разных отраслей. Относительные показатели также сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга и на их основе строятся сравнительные аналитические таблицы.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый (прогнозный) анализ (анализ тенденций развития), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом показателей предыдущих периодов и определяется тренд, т.е. основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и особенностей функционирования организации в конкретном периоде. Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом запрогнозировать величину показателя на перспективу.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы - качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

использование абсолютных, относительных и средних величин;

сравнение (с прошлым, с лучшим, со средними данными);

группировка;

индексный метод;

метод цепных подстановок;

интегральный метод [36, с. 14].

Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов. Количественные методы подразделяются на:

статистические;

бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);

экономико-математические.

К статистическим методам экономического анализа относятся:

статистическое наблюдение - запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

расчеты средних величин (средние арифметические простые, взвешенные, геометрические);

ряды динамики - абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

сравнение показателей - с конкурентами, с нормативами, в динамике;

расчет индексов;

детализация показателей;

графические методы [32, с. 19].

И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения.

Сравнение с плановыми показателями применяется в бизнес-планировании, где обязательным условием применения этого метода выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации).

Отклонение фактических данных от плановых является объектом детальнейшего анализа, так как позволяет впоследствии установить приыину отклонений.

Сравнение с прошлым периодом - сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода. При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставимость данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам.

Сравнение с лучшими показателями, передовым опытом дает эффект, когда сравнение производится с показателями аналогичных предприятий.

Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям. В анализе применяют среднеарифметические, среднегармонические и др. средние величины. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Далее с помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимосвязь показателей, выявляются факторы, и проводится факторный анализ, при котором один из показателей, полученных в результате группировки, рассматривается как фактор, влияющий на другой фактор, а второй - как результат влияния первого. В ходе анализа строятся групповые таблицы.

При решении конкретных аналитических задач применяются экономико-математические методы:

методы элементарной математики;

классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

методы математической статистики, прежде всего, корреляционно- регрессионный анализ;

эконометрические методы: производственные функции; межотраслевой баланс народного хозяйства; национальное счетоводство;

-методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование; блочное и динамическое программирование;

методы исследования операций: управление запасами; методы технического износа и замены оборудования; теория игр; теория расписаний; методы экономической кибернетики;

эвристические методы.

При использовании ЭММ отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей - формул.

Типы применяемых моделей:

кратные модели - модели деления;

мультипликативные модели - модели умножения;

аддитивная модель - модель сложения (вычитания).

Так, например, прибыль - это факторная модель аддитивного вида:


Пв = В - С                                                     (1.2)

Пп = Пв - КР - УР                                                  (1.3)

Пб = Пп + %пол. - % упл. + Пр.Д - Пр.Р + ВнД - Вн.Р         (1.4)

Под = Пб - Нал.П                                                  (1.5)

 

где Пв - валовая прибыль;

Пп - прибыль от продаж;

Пб - прибыль бухгалтерская (до налогообложения);

Под - прибыль от обычной деятельности;

Пч - прибыль чистая;

В - выручка от продаж;

С - себестоимость продукции;

КР - коммерческие расходы;

УР - управленческие расходы;

% пол. и % упл. - соответственно % к получению и % к уплате;

Пр.Д и Пр.Р - прочие доходы и расходы;

Нал.П - налог на прибыль;

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результирующий показатель.

При этом соблюдается следующая последовательность:

на первом этапе выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

на втором этапе устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

на третьем этапе измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя [26, с. 108].

Для оценки влияния факторов используются следующие методы:

дифференциального исчисления;

индексный;

цепных подстановок;

интегральный.

Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результирующего показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого из них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменой, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается. Остальные из перечисленных методов факторного анализа рассматриваются далее в отдельных вопросах.

Наиболее распространенным методом факторного анализа является метод цепных подстановок, сущность которого заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволяет оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора; сравнивая полученный результат с предыдущим, определяем влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель. При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов. Существует правило: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

Преобразование основного алгоритма метода цепных подстановок позволяет делать расчеты, используя не абсолютные значения факторов, а их приращения. При этом сразу получают изменение результирующего фактора. Пользуясь данным методом, руководствуются следующими правилами:

. При определении величины количественного фактора приращение этого фактора умножается на величину базового качественного фактора.

. При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора [40, с. 339].

При использовании интегрального метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну в отличие от метода цепных подстановок, где большая часть такого остатка приходится на последний качественный фактор.

Основными факторами, влияющими на прибыль организации, являются прежде всего выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) или доход и затраты (себестоимость и прочие).

В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской ответственности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние:

объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг)

структуры реализации

себестоимости проданных товаров, продукции

коммерческих расходов

управленческих расходов

цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг, на объем которой влияют такие показатели, как количество реализованной продукции (товаров) и цена реализации.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли.

Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги:

. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации - это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Для расчета выручки в сопоставимых ценах использованы средние индексы потребительских цен.

Известно, что цены на продукцию в отчетном году возросли по сравнению с базовым в среднем на 14%. Тогда индекс цены составит: 1,14.

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

 

В' = В1 / Иц                                                            (1.6)


где В' - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1 - выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

Иц - индекс цены.

Тогда изменение выручки за счет изменения цены:

 

∆ В(ц) = В1 - В1 / Иц                                   (1.7)

 

а изменение выручки за счет изменения реализуемой продукции:

 

∆ В(к-ва товаров) = В' - Во                          (1.8)

 

. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы при-были от продажи необходимо сделать следующий расчет:

 

∆ П(ц) = ∆ В(ц) х Рпро / 100                        (1.9)

 

где Рпро - рентабельность продаж в базисном периоде

Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».

Влияние на сумму прибыли от продажи изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

 

∆ П(к) = [(В1 - В0) - ∆ В(ц)] х Рпро / 100                      (1.10)

 

где ∆ П(к) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «Количество проданной продукции»;

В1 и Во - соответственно, выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

∆ В(ц) - изменение выручки от продажи под влиянием цены;

Рпро - рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:

 

∆ П(с) = В1 х (УС1 - УС0) / 100                  (1.11)

 

где УС1 и УС0 - уровни себестоимости в соответствующих периодах.

. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы».

Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:

 

∆ П(КР) = В1 х (УКР1 - УКР0) / 100                             (1.12)

 

где УКР1 и УУКР0 - уровни коммерческих расходов в соответствующих периодах.

. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы».

 

∆ П(УР) = В1 х (УУР1 - УУР0) / 100                             (1.13)

 

где УУР1 и УУРо - уровни коммерческих расходов в соответствующих периодах.

Остальные показатели, например, факторы от прочей деятельности, не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используются метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида.




2020-03-17 178 Обсуждений (0)
Основы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)