Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторный анализ прибыли от продаж



2020-03-17 164 Обсуждений (0)
Факторный анализ прибыли от продаж 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная доля прибыли предприятия приходится на прибыль от продаж продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В процессе анализа финансовых результатов особое внимание следует уделить наиболее значимым статьям формирования прибыли как важнейшей составляющей экономической и балансовой (чистой) прибыли.

Анализ прибыли от реализации продукции в отчетном периоде проводится по сравнению с предыдущим, учитывая ее изменение, под воздействием факторов, оказавших положительное или отрицательное влияние.

Основными задачами анализа прибыли от продаж являются:

установление существующих факторов динамики прибыли;

факторный анализ прибыли на основе оптовых цен, полной себестоимости продукции и рентабельности продукции;

анализ прибыли на основе маржинального дохода.

При факторном анализе динамики прибыли в качестве последних выступают: объем и структура продукции, себестоимость проданной продукции, товаров, услуг; коммерческих и управленческих расходов, цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию из таблицы 3.2 и аналитическую таблицу 3.4, данные которых позволяют рассчитать влияние вышеуказанных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг).

Исходя из данных таблицы 3.2, рассчитывается влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж ЗАО «АХК» в 2008 г., который составил - 6344 тыс. руб.

 

Таблица 3.4.

Аналитические данные для расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж по данным ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» ЗАО «АХК»

Показатель и его условное обозначение Предыдущий год 2007 Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года Отчетный год 2008
Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. (N) 287226 338869 334154
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. (Sпер) 258053 304451 311325
Коммерческие расходы, тыс. руб. (КР) 0 0 0
Управленческие расходы, тыс. руб. (УР) 0 0 0
Прибыль (убыток) от продаж (Р) 29173 34418 22829
Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего (базового) года, % 287226 338869 334154

 

Расчет влияния факторов на прирост прибыли от продаж выполним по следующей методике:

1) расчет прироста прибыли от продаж (∆Р):

 

∆Р = Р1 - Р0                                                                         (3.1.)

22829 - 29173 = - 6344 тыс. руб.                     

 

) расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах

 

338869/287226 × 100 % = 117,98 %

 

Тогда темп пророста объема продаж составил 17,98 %

) расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 17,98 % ( 117,98 - 100):

 

∆Р (N) = 17,98 × 29173 / 100 = 5245 тыс. руб.

 

Влияние первого фактора - изменение объема продаж на прирост прибыли от продаж составил + 5245 тыс. руб.

) расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг

 

- 304451 = + 6874 тыс. руб.

 

Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости продукции, то есть:

 

∆Р (S) - 6874 тыс. руб.,

 

Второй фактор оказал влияние на - 6874 тыс. руб.

) расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен по продукцию. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:

 

- 338869 = - 4715 тыс. руб.


Это свидетельствует о том, что продавали продукцию по более низким ценам и получили в связи с этим снижение прибыли ∆Р (ц) на сумму - 4715 тыс. руб.

) расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров) на изменение прибыли от продаж.

Для этого выполним расчет:

 

34418 - (29173 × 1,1798) = 34418 - 34418 = 0

 

Расчеты показывают, что на предприятии изменение объема продаж не повлияло на изменение прибыли от продаж:

 

∆Р (стр) = 0                          

 

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом.

 

6344 = + 5245 + (- 6874) + (- 4715 ) = - 6344 тыс. руб.

 

Обобщим результаты факторного анализа прибыли, полученной ЗАО «АХК» от продаж по обычным видам деятельности в табличной форме (таблица 3.5).


Таблица 3.5

Расчет влияния факторов на изменение прибыли

от продажи продукции в ЗАО «АХК»

Факторы изменения прибыли от продаж Порядок расчета по данным таблицы Результаты расчета, тыс. руб. Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, тыс. руб. (+,-)
Общее изменение (±) прибыли от продаж п. 5 гр. 5 - п. 5 гр. 3 22829 - 29173 = -6344 -
Изменение объема продаж п. 5 гр. 3 × прирост продаж, % / 100 29173 × (117,98 - 100)/ 100 = 5245 + 5245
Изменение себестоимости проданной продукции п. 2 гр. 5 - п. 2 гр. 4 311325 - 304451 = 6874 - 6874
Изменение цен на продукцию п. 1 гр. 5 - п. 1 гр. 4 334154 - 338869 = - 4715 - 4715
Изменение структурных сдвигов в объеме продаж П. 5 гр. 4 - п. 5 гр. 3 × 117,98/100 334418 - (29173 × 1,1798) = 0 0
Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж Сложить рассчитанные результаты влияния факторов   5245 + (- 6874) + (- 4715) = - 6344 тыс. руб.

 

Факторный анализ изменения прибыли от продаж, полученной ЗАО «АХК» показал, что она увеличилась только за счет влияния одного фактора - изменения объема продаж (+ 5245 тыс. руб.). Остальные факторы - изменение себестоимости продаж и цен на товары - привели к снижению прибыли от продаж на общую сумму 11589 тыс. руб. [(- 6874) + (- 4715 )].

Используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные таблицы 3.5, можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких как:

маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.;

точка критического объема продаж (г), тыс. руб.;

запас финансовой прочности (ЗПФ), тыс. руб. [23, с. 131].

Общую модель зависимости запаса финансовой прочности от других финансовых показателей можно представить формулой [23, с. 299]:

 

ЗПФ = N - r = N - (Sпост/d)                                   (3.2)

тогда

% ЗПФ = ЗПФ/ N × 100                               (3.3)

 

Порядок расчетов вышеназванных показателей представлен в табл. 3.6.

 

Таблица 3.6.

Расчет показателей качественного уровня достижения финансовых результатов ОАО «АХК» в 2007-2008 гг.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Изменение (+, -), гр. 3 - гр. 2
  2007 год 2008 год  
1. Выручка от продаж. N 287226 334154 46928
2. Себестоимость реализованной продукции (без учета условно-постоянных расходов ) 190646 194533 3887
3. Валовая прибыль (маржинальный доход) п. 1 - п. 2 96580 139621 43041
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж (п. 3 / п. 1) 0,34 0,42 0,08
5. Постоянные и условно-постоянные затраты, Sпост 67407 116792 49385
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности) (п. 5/п. 4), r 198255,9 278076,2 79820,3
7. Запас финансовой прочности (п. 1 - п. 6) 88970,1 56077,8 - 32892,3
8. Запас финансовой прочности, % к объему продаж (п. 7/п.1) 31 17 - 14
9. Прибыль (убыток) от продаж 29173 22829 - 6344
10. Прибыль от продаж, в % к ЗПФ (п. 9/ п. 7) 32,8 40,7 7,9

 

Данные таблицы 3.69 свидетельствуют о том, что выручка от продаж ЗАО «АХК» в 2008 году увеличилась на 46 928 тыс. руб., а маржинальный доход в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 43 041 тыс. руб.

Критическая точка объема продаж, или «точка безубыточности» (порог рентабельности) в анализируемом 2008 году составила 278076,2 тыс. руб., в 2007 году - 198255,9 тыс. руб.

Таким образом, объем продаж, превышающий этот порог, безубыточен и рентабелен.

Запас финансовой прочности (ЗФП) ЗАО «АХК» в процентах к объему продаж соответственно составил в 2007 году - 31 %, а в 2008 году - 17 %.

В рассматриваемом периоде запас финансовой прочности ЗАО «АХК» уменьшился на 14 пунктов. Учитывая, что его нормативное значение находится в пределах 60-70 %, данный показатель ЗФП 2008 года очень низок.

Сложившийся в отчетном периоде процент запаса финансовой прочности на уровне 17 % свидетельствует о том, что у ЗАО «АХК» высок риск возникновения финансовых затруднений, необходимо увеличить его значение до нормативного уровня (в идеале) или хотя бы до 50 %.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что рассматриваемое предприятие располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и услуг и, прежде всего, за счет изменения структуры производства, увеличения возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных видов продукции.

 



2020-03-17 164 Обсуждений (0)
Факторный анализ прибыли от продаж 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторный анализ прибыли от продаж

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)