Тема 19. Организация технического контроля качества продукции
Качество продукции во многом зависит от усилий в производственной среде – на ее повышение должна быть нацелена вся производственная система. Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии. Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Техническому контролю подвергаются все материалы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, полученные предприятием со стороны, детали на всех стадиях обработки, узлы и изделия на различных стадиях сборки, все средства труда, включая оборудование, инструменты, приспособления, технологические процессы и их режимы, а также состояние культуры производства, температуры, влажности в цехах и т. п. Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям. Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Подавляющее большинство контрольных операций являются неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагаются на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию. Вместе с тем в целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и предупреждения потерь в производстве отдельные контрольные операции выполняют наладчики, бригадиры, мастера и специальный персонал — работники заводского отдела технического контроля (ОТК), являющийся самостоятельным структурным подразделением предприятия. В зависимости от размеров предприятия аппарат ОТК состоит из следующих бюро, групп или отдельных исполнителей: 1. контроля поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов; 2. технического контроля в производственных подразделениях; 3. контроля орудий производства; 4. испытания и сдачи готовой продукции; 5. по учету и анализу брака и рекламаций; 6. инспекторские и др. В функции ОТК входят: - контроль поступающих на предприятие со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива; - контроль состояния оборудования и технического оснащения, инструментов; - контроль выполнения технологического процесса на всех стадиях изготовления продукции; - контроль качества продукции; - предупреждение, выявление и учет брака; - установление причин брака; - разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций (претензия на низкое качество товара с требованием возмещения убытков) и улучшению качества продукции. Изготовленная предприятием продукция поставляется потребителю только после того, как ее примет ОТК и оформит специальным документом, в котором подтверждается соответствие изделия нормативным документам: Государственным стандартам (ДСТУ), ТУ и др. Объекты и виды технического контроля К объектам технического контроля относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы, изделия, оборудование и технологическое оснащение, транспортные средства и технологические процессы. Виды технического контроля: 1. В зависимости от особенностей конт ролируемых параметров различают ТК: • геометрических форм и размеров, • физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов, • внутреннего брака продукции(раковины, трещины и т. п.); • технологических свойств материалов и др. 2. По назначению: • входной — проверка соответствия поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям, указанным в заказах на поставку; • предварительный — проверка качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий до начала их запуска в производственный процесс, т. е. до начала их обработки или поступления на сборку; • промежуточный — осуществляется в процессе изготовления детали, узла по отдельным операциям. Такой вид контроля может быть пооперационным, когда проверка осуществляется после каждой операции, и групповым, если проверка осуществляется после группы (нескольких) операций; • окончательный — осуществляется при приемке готовых изделий и сопровождается специальными испытаниями. 3. По степени охвата: • сплошной, когда проверяются все без исключения объекты контроля одного наименования; • выборочный, когда проверяется только часть партии однородных изделий. При этом используются статистические методы контроля. 4. По возможности дальнейшего использования объекта: • разрушающий, когда после контрольных испытаний объект выходит из строя; • неразрушающий, осуществляемый с помощью магнитных, акустических, оптических и других методов. 5. По месту выполнения контрольных операций: • стационарный — осуществляется на специально оборудованном постоянном рабочем месте контролера, куда поставляются объекты контроля; как правило, применяется при проверке большого количества однородных объектов контроля; • подвижный — осуществляется на рабочем месте, где выполняются контрольные операции; применяется для проверки громоздких, тяжеловесных и нетранспортабельных объектов контроля. Распространенной формой контроля стал самоконтроль, осуществляемый исполнителем. На самоконтроле могут работать отдельные рабочие, бригады, участки и целые цехи. Право работы на самоконтроле дается отделом технического контроля (ОТК) в случае, если рабочий (подразделение) в течение длительного времени стабильно сдает продукцию ОТК с первого предъявления. При этом рабочим дают личное клеймо, которым он помечает изготовленную продукцию. Средства технического контроля В процессе контроля используются различные контрольно-измерительные приборы, аппараты, инструменты, устройства. Все средства контроля делятся на две группы: 1. позволяющие определить абсолютное значение контролируемых величин (индикаторы, мини-, манометры и другие приборы); 2. позволяющие сортировать объекты по группам качества, когда определяются лишь пределы контролируемых величин (калибры, контрольно-сортировочные устройства, приборы и устройства с двумя предельными значениями измеряемых величин: наибольшим и наименьшим, допустимыми технической документацией). По принципу действия средства контроля подразделяются на механические, гидравлические, пневматические, электрические, оптические, химические, звуковые, электронные. По характеру воздействия на ход технологического процесса различают следующие средства контроля: 1. пассивного контроля — применяются для оценки качества продукции после выполнения соответствующей технологической операции; 2. активного контроля — контролируют необходимые параметры во время технологического процесса. При достижении заданных критических размеров обрабатываемых деталей оборудование автоматически останавливается. К ним относят индикаторы, миниметры, электроконтактные устройства, радиоэлектронные приборы, автоматические подналадчики. Методы количественной оценки уровня качества продукции Процесс контроля качества продукции состоит из определения количественного значения контролируемого параметра и его сравнения с установленным стандартом или другим нормативным значением. Количественные значения показателей качества продукции определяются: - экспериментальным методом, базирующимся на применении технических средств. Он позволяет дать наиболее объективную количественную оценку качеству, так как в его основе лежат физические эксперименты — методы метрологии (измерение геометрических размеров, массы, твердости, электропроводности, износоустойчивости и т.п.); - органолептическим методом, основанным на определении качества соответствующими специалистами с помощью органов чувств по балльной системе (измерение вкуса, запаха, цвета); - социологическим методом, основанным на использовании данных учета и анализа потребителей продукции; - экспертным методом, базирующимся на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителей продукции. Перечисленные методы предусматривают 100%-ный охват контролируемых объектов. Однако нередко оказывается целесообразным подвергать проверке лишь часть контролируемых объектов. В этом случае применяются статистические методы контроля. Под статистическим методом контроля понимается контроль качества продукции или состояния технологического процесса, проводимый с использованием теории вероятности и математической статистики.
Тема 20. Планирование деятельности предприятия
Цель — это желаемое будущее состояние, которого пытается достичь организация. Цели очень важны для организации, поскольку существует предназначение существования организации, и именно цели определяют и устанавливают это предназначение. План — это проект достижения цели и конкретизация распределения необходимых ресурсов, графика мероприятий, заданий и других действий. Цели конкретизируют будущие итоги, планы конкретизируют нынешние способы их достижения. Слово планирование обычно объединяет обе идеи: оно предполагает деятельность по определению организационных целей и способов их достижения. Спланировать деятельность предприятия – это значит определить направления и пропорции развития производства с учётом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынку видов, объёмов товаров и сроков их выпуска. Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей к концу конкретного планового периода. Планирование – это процесс разработки и реализации мероприятий (плана), определяющих будущее состояние предприятия. Главная цель планирования – обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Задача планирования – разработка программы ответственных действий для получения предприятием максимально возможной прибыли в условиях имеющихся ресурсных ограничений. Планирование призвано выполнять ряд функций: Ø выявление потребных предприятию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг); Ø постановка перед трудовым коллективом конкретных производственных задач на определенный период времени и выявление путей их решения; Ø четкая взаимная увязка функционирования отдельных производственных подразделений и служб предприятия, согласование действий между ними по количественным показателям и во времени, а также деятельности предприятия с поставщиками и потребителями; Ø обеспечение постоянного технического прогресса и максимального использования производственных факторов, роста производительности труда, высокой доходности и рентабельности. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям. Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждое предприятие стремится планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Причем все должно быть увязано с экономикой внутри предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия. Планирование является одной из важнейших функций управления предприятием. Значение планирования деятельности предприятия. Планирование позволяет: − предвидеть перспективу развития предприятия; − более рационально использовать имеющиеся ресурсы; − активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов и партнеров; − максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки; − своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков; − своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка; − оценивать результаты деятельности предприятия. По форме план – это документ, имеющий силу приказа, руководство к действию для указанных в нем лиц и производственных подразделений. По содержанию план – это заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированность взаимодействия ресурсов, объём, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству продукции или оказанию услуг. В плане предельно четко и подробно указываются: * цель и задачи деятельности предприятия и его подразделений на плановый период, количественно выраженные системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы; * средства и методы достижения цели; * этапы и сроки выполнения работ; * исполнители плана по срокам и видам работ; * методы, этапы и средства контроля выполнения плана. Принципы планирования: 1. конкретность и измеримость планов – четкая ориентация деятельности предприятия; 2. временная ориентация – план должен иметь временные границы; 3. гибкость – возможность изменения параметров плана при возникновении непредвиденных обстоятельств; 4. комплексность – планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально-техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность; 5. непротиворечивость – согласованность планов и наличие тесной связи; 6. обязательность исполнения; 7. эффективность – разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект (затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения). Схемы организации планирования: Централизованное (ретроградное) планирование (сверху вниз): на уровне руководства и плановой службы определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи, а также механизм реализации, а подразделения предприятия составляют более конкретные и детализированные планы исходя из сформированных на высшем уровне задач. Децентрализованное (прогрессивное) планирование (снизу вверх): план составляется от подразделений к высшему руководству. В этом случае плановый отдел невелик, а вся информация накапливается в производственных подразделениях. Низшие структуры составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии плановый отдел интегрируют в сводный план. Круговое планирование (встречное): объединяет 2 предыдущих схемы. Первый этап (сверху вниз) текущее планирование по главным целям. Второй этап (снизу вверх) составляет окончательный план по системе детализированных показателей. Методы планирования – это способы реализации плановой идеи: − балансовый: согласование потребностей с ресурсами, разрабатывают таблицы, где показаны затраты ресурсов и рядом источники поступления; балансы составляются для разных видов ресурсов; − опытно-статический: использование фактически достигнутых результатов в прошлом; − нормативный (метод технико-экономических расчетов): применение системы норм и нормативов. − группа экономико-математических методов: оптимизация плановых решений с помощью экономико-математических моделей; − факторный: показатели определяются на основе влияния важных факторов; − программно-целевой: используется при планировании НТП и направлены на выполнение конкретных научно-технических программ.
Виды планов на предприятии
Наиболее важные планы для предприятия, действующего в рыночной среде: Долгосрочные планы (стратегические) – выбор стратегических целей предприятия на перспективу и определения важнейших направлений экономического развития. Среднесрочные планы (тактические) – нацелены на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п. Краткосрочные планы (текущие) – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям. Оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов (квартал, месяц, неделя, смена). Планирование производственной деятельности предприятия подразделяется на: 1. технико-экономическое (ТЭП), заключающееся в разработке долго- и среднесрочных планов деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям. Ответственный планово-экономический отдел (ПЭО): организация планирования, разработка стратегических и текущих планов, анализ работы, контроль выполнения планов, нормирование издержек. 2. оперативно-производственное (ОПП), является развернутым продолжением текущего планирования, ОПП заключается в распределении годового текущего плана экономического и социального развития предприятия по исполнителям и отрезкам времени с целью организация согласованной работы подразделений предприятия для выполнения производственного задания при равномерной загрузке рабочих мест и ритмичном выпуске продукции. Задачи ОПП: - детализация и распределение производственной программы и др. показателей плана экономического и социального развития по месту и времени их выполнения. Обеспечение равномерной загрузки оборудования, производственных площадей, рабочей силы, соблюдение установленных договорами сроков поставки готовой продукции, конкретизацию и доведение заданий до цехов, участков, рабочих мест, бригад с указанием сроков выполнения заданий. - разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов. Календарно-плановые нормативы (КПН) – это совокупность норм и нормативов по наиболее эффективной организации производственного процесса во времени и пространстве на основе рациональных принципов его организации. Основными расчетными календарно-плановыми нормативами на предприятии является: размеры партий изделий; периодичность выпуска партий изделий, длительность производственных циклов; такт выпуска изделий на поточных линиях. - обеспечение рабочих мест сырьем, материалами, оснасткой и т.д. - составление графиков движения предметов труда во времени, пространстве и доведение их до исполнителей. - координация работы сопряженных цехов и рабочих мест. - контроль и регулирование хода производства. Различия между ТЭП и ОПП: 1) по объектам планирования и учета, если объектами ТЭП является номенклатура и объем продукции, себестоимость, производительность труда, затраты на 1 рубль товарной продукции, рентабельность производства и продукция, экономическая эффективность организационно-технических мероприятий, то ОПП по этим объектам не осуществляет самостоятельных расчетов и не учитывает показателей; 2) по срокам планируемых мероприятий, если ТЭП осуществляется путем разработки перспективных плановых заданий и расчетов (год, 5, 10, 15 лет и более), то ОПП делит эти задания на более короткие отрезки времени (квартал, месяц, декада, сутки, смена, а при поточном производстве – час) и распределяет их по исполнителям (цехам, участкам); 3) по планово - учетной единице, если ТЭП характеризуется объемными расчетами, то ОПП определяет конкретные работы с указанием сроков и места выполнения; 4) по единицам измерения показателей, если конечные результаты ТЭП имеют в основном денежное выражение, то конечные результаты ОПП – натуральное или трудовое измерение. Фазы ОПП: 1. оперативно-календарное планирование: разработка календарных планов выпуска продукции; 2. диспетчеризация производства: контроль и учет выпуска продукции, оперативное регулирование хода производства. Централизованный контроль и диспетчерское управление с использованием оперативной передачи информации между объектами диспетчеризации. диспетчеризация – система централизованного оперативного управления, позволяющая при помощи современных средств оргтехники: непрерывно учитывать и контролировать работу цехов и участков по выполнению календарных планов; координировать работу сопряженных подразделений; ликвидировать последствия, возникающие из-за отклонений от установленного регламента работы. Для эффективной диспетчеризации необходимо соблюдать принципы: оперативности, непрерывности, централизованности, плановости, профилактики Годовое технико-экономическое планирование Основным содержанием годового ТЭП является разработка комплекса взаимосвязанных планов по важнейшим направлениям деятельности предприятия. Эти планы определяют развернутую программу всей производственно-хозяйственной и социальной деятельности фирмы на планируемый период. В процессе разработки планов проводятся расчеты различных показателей производственной деятельности фирмы, устанавливаются сроки и ответственные исполнители, при необходимости корректируются величины ранее установленных норм и нормативов. Разработку планов ТЭП осуществляют сотрудники соответствующих функциональных служб и отделов (например, разработку плана по себестоимости, прибыли и рентабельности - планово-экономический отдел). Годовой план предприятия разрабатывается по заранее принятой форме, а разработка подчиняется определенным правилам, касающимся сроков составления, порядка доведения до подразделений, структуры и конкретных показателей. Годовой план разрабатывается планово-экономическим отделом до начала планируемого периода. Структура годового плана предприятия: − план производства и реализации продукции: устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара; − план по труду и з/п: рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда; − план материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании; − план по новой технике и капитальным вложениям (инвестициям) предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений; − план социального развития предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта; − план природоохранных мероприятий; − финансовый план: в нем устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др..
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |