Определение световой отдачи электрической лампы.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по общей физике Раздел: «Оптика и физика атома»
Утверждено методической комиссией 03.02.2003.
Москва 2004
Настоящий лабораторный практикум является третьей частью ранее изданных методических указаний к лабораторным работам по курсу общей физики и составлен на основе предыдущего издания методических указаний к выполнению лабораторных работ по курсу общей физики раздел” Оптика, физика атома и ядра” под редакцией доцента Узикова А.Н. Нумерация работ соответствует принятой на кафедре физики МГУПП. В подготовке настоящего лабораторного практикума принимали участие преподаватели кафедры физики МГУПП: доц. Спиридонова Л.В. (лабораторная работа №51) , ст. преподаватель Родина Т.В. (лабораторная работа №52), доц. Ломакина Е.В.(лабораторная работа №54), доц. Савельева З. И. (лабораторная работа №55,61,62), доц. Соковишин В.В. (лабораторная работа №56), доц. Грибкова Г.Н.(лабораторная работа №60), ст. преподаватель Соболева Н.А.(лабораторная работы №64,64-А). Компьютерный набор текста: Ким О.А., Цыганова Л.В. Рисунки : Усов Д.Н., Шеховцов И.В.
Под редакцией Ломакиной Елены Викторовны.
Рецензенты: Доктор технических наук, профессор Ильясов С.Г. Доктор технических наук, профессор Плаксин Ю.М. Введение Данный лабораторный практикум предназначен для студентов всех специальностей дневного, вечернего и альтернативных форм обучения, выполняющих лабораторные работы по физике раздел «Оптика и физика атома». При написании авторский коллектив кафедры физики исходил из того, что изучение материала лабораторного практикума не должно освободить студентов от работы с учебником и лекционным материалом, поэтому в теоретические введения к лабораторным работам было внесено только самое главное, суть физических явлений, проверяемых экспериментально. Данный лабораторный практикум по физике ставит своей целью выработку у студентов правильного понимания границ применимости физических законов и умения оценить степень достоверности полученных экспериментально результатов, а также ознакомить студентов с научной оптической аппаратурой и методами экспериментального изучения различных физических явлений. Лабораторная работа № 51.
Определение световой отдачи электрической лампы.
Цель работы: 1. Ознакомление с фотометрией. 2. Освоение измерений с помощью фотометра 3. Определение основных характеристик электрической лампы – световой отдачи и коэффициента полезного действия.
Литература: 1. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики: Учебное пособие для втузов. – М.: Высшая школа, 1999. §35.3; 2. Савельев И.В. Курс общей физики, т.2. Электричество и магнетизм. Волны. Оптика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1982. §113, §114. 3.Трофимова Т.И. «Курс физики», –М.: «Высшая школа»,2002,гл.21 §168
Теоретическое введение: Разнообразные действия света обусловлены в первую очередь наличием определенной световой энергии. Непосредственное восприятие света обусловлено действием световой энергии, поглощенной чувствительными элементами глаза. В связи с этим все измерения, связанные со светом, сводятся к измерению световой энергии или величин с нею связанных. Раздел оптики, изучающий методы измерения интенсивности света и его источников, называется фотометрией. Выделим мысленно на пути света, распространяющегося от какого-либо источника света 0, небольшую площадку S (рис. 1). Через эту площадку за время dt пройдет некоторое количество световой энергии d e. Рис.1 Отношение: (1) показывает, какое количество энергии протекает через площадку в единицу времени и называется лучистым потоком энергии. Эта величина оценивается в единицах мощности, т.е. в ваттах. Для восприятия и использования световой энергии исключительно важную роль играет человеческий глаз. Поэтому наряду с энергетической оценкой света пользуются оценкой, основанной на непосредственном световом восприятии глаза. Поток лучистой энергии, оцениваемый по зрительному ощущению, называется световым потоком. За единицу светового потока принят 1 люмен (обозначается 1 лм). Опытным путем установлено, что световому потоку в 1 лм, образованному излучением с длиной волны l=0,555 мкм, соответствует поток энергии в 0,0016 Вт. Таким образом в световых измерениях используются две системы обозначений и две системы единиц : энергетическая оценка света и оценка света по зрительному ощущению. Для зрительной оценки световых потоков необходимо знать чувствительность глаза к свету различной длины волны или так называемую кривую видимости (рис. 2). Рис.2 На этой кривой показана относительная чувствительность V l человеческого глаза в зависимости от длины волны l. Если чувствительность для длины волны l=0,555 мкм (зеленый свет) обозначить через 1, то для более длинных и более коротких волн чувствительность быстро уменьшается. Так для l=0,51 мкм и для l=0,61 мкм чувствительность уменьшается вдвое. Вне интервала видимых длин волн функция V l равна нулю. Источник света (излучатель) называется точечным, если его размеры малы и излучение испускается равномерно во все стороны. Фронт световой волны, испускаемый таким источником, будет сферическим. Для пространственных задач о распространении света существенно понятие о телесном угле. Мерой телесного угла является отношение площади dS участка, вырезаемого конусом на поверхности сферы, к квадрату ее радиуса r, т.е. (2)
Рис.3 Это отношение не зависит от r, т.к. с ростом r вырезаемая конусом поверхность S увеличивается пропорционально r 2. Единицей телесного угла является 1 стерадиан (1 стер) – телесный угол, которому на сфере единичного радиуса соответствует поверхность с площадью, равной единице. Телесный угол, охватывающий все пространство вокруг источника, равен 4p стер, т.к. полная поверхность сферы единичного радиуса это 4p. Для характеристики точечных источников света применяется величина , называемая силой света : (3)
где d Ф – световой поток, излучаемый источником в пределах телесного угла d W. Если не зависит от направления, источник света называется изотропным. Для изотропного источника (4) где Ф – полный световой поток, излучаемый источником по всем направлениям. Единица силы света – кандела (кд) является одной из основных единиц Международной системы единиц (СИ). Протяженный источник света можно охарактеризовать светимостью М различных его участков, под которой понимается световой поток, испускаемый единицей площади наружу по всем направлениям: (5) где d Фисп. – поток, испускаемый наружу по всем направлениям элементом поверхности dS источника. Светимость может возникнуть за счет отражения поверхностью падающего на нее света. Тогда под d Фисп. в формуле (5) следует понимать поток, отраженный элементом поверхности dS по всем направлениям. Единицей светимости является люмен на квадратный метр (лм/м2). Для характеристики излучения (отражения) света в заданном направлении служит яркость L.
(6) где j - угол между нормалью к площадке dS и направлением наблюдения. Единицей яркости служит кандела на квадратный метр (кд/м2). Светимость и яркость источника связаны между собой следующим соотношением: (7) Степень освещенности некоторой поверхности, на которую падает свет, характеризуется величиной (8) называемой освещенностью данной поверхности, (d Фпад. – световой поток, падающий на элемент поверхности dS). Единицей освещенности является люкс (лк), равный освещенности, создаваемой потоком в 1 лм, равномерно распределенным по поверхности площади в 1 м2: 1 лк = 1 лм : 1 м 2 Освещенность, создаваемая точечным источником света, на расстоянии r от него равна: (9)
где a - угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности в точке падения луча.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |