Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональные обязанности и обучение по БЖД



2020-03-19 275 Обсуждений (0)
Профессиональные обязанности и обучение по БЖД 0.00 из 5.00 0 оценок




Медицинское освидетельствование. Профессиональная подготовка. Система обучения безопасности труда. Влияние человеческого фактора на отказы технических систем. Подготовка и повышение квалификации ИТР по БЖД

4.5.1. Критерии оценки надежности оператора человека

Деятельность человека-оператора характеризуется быстродейст­вием и надежностью.

Критерием быстродействия является время решения задачи, т. е. время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время  Топ пропорционально количеству перерабатываемой человеком ин­формации:

Топ = а + вН= а + ( H/ Vоп),

где а — скрытое время реакции, т. е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора, а = 0,2-0,6 с; в — время переработки единицы информации, в - 0,15—0,33 с. Н — количество перерабатываемой информации, ед.; Vоп ~ средняя скорость переработки единицы информации или пропускная спо­собность.

 

 

Пропускная способность характеризует быстроту оператора по­стигать смысл информации и зависит от его психологических осо­бенностей, типа задач, технических и эргономических особенно­стей систем управления. Обычно пропускная способность составля­ет 2—4 ед/с

ГА— V

Надежность человека-оператора определяет его способность вы-­
полнять в полном объеме возложенные на него функции при опреде-
ленных условиях работы. Надежность деятельности oneратора харак-
теризуют его безошибочность, готовность, восстанавливаемость,
своевременность и точность.                                                                                                                                                                          .1

Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной рабо-
ты, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в
целом на уровне всего объема работы.                                                                                                                                                            1

Вероятность Рj безошибочного выполнения операций j-го вида и интенсивность ошибок Лj, допущенных при этом, применительно к фазе устойчивой работы определяются на основе статистических данных

 

где Ni — общее число выполняемых операций jго вида;   - число
допущенных при этом ошибок:   — среднее время выполнения опе-­
рации  вида                                                                                                                                                                          щ
Коэффициент готовности характеризует вероятность включения
человека-оператора в работу в любой произвольный момент времени

Коп=1- (Тб/Т)

где Тб — время, в течение которого человек не может принять посту-
пившую к нему информацию; Т — общее время работы челове­-
ка –оператора.                                                                                                                                                         |
Восстанавливаемость оператора оценивается вероятностью ис­
правлений им допущенной ошибки Рв= Рк Робн  Рн

где Рк, — вероятность выдачи сигнала контрольной системой; Робн– вероятность обнаружении в сигнала оператором; Рн — вероятность ис­правления ошибки.

 

Точность — степень отклонения измеряемого оператором коли­чественного параметра системы от его истинного, заданного или но­минального значения. Копичественно этот параметр оценивается по-

 

 

Погрешностью, с которой оператор измеряет, оценивает, устанавливает или регулирует данный параметр.

Значение погрешности, превысившее допустимые пределы, является ошибкой и ее следует учитывать пр и оценке надежности.

Точность оператора зависит от характеристик сигнала, сложности задачи, квалификации, утомляемости и ряда других факторов.

Исследуя ошибки, которые совершает человек, можно выделить три уровня, на каждом из которых возможно ослабить негативное действие ошибок.

Например:

– на первом уровне можно предотвратить ошибки человека, предвидя их;

– на втором уровне можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильное функционирование системы вследствие ошибок, внесенных по вине человека;

– на третьем уровне можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам человека – на ошибках участься.

Поведение человека в сложных экстремальных ситуациях определяется его психологическим состоянием и готовностью к принятию решения и адекватным действиям.       j

Для снижения возможности проявления ошибочных действий человека необходимо организовывать обучение, тренировки, развивающие  быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешного принятия решения, для перевода дей-  ствий оператора на уровень стереотипов, а также формирующие спо­собность к прогнозированию и предвосхищению.

 

2.2.Профессиональный отбор. Кроме этого, нуж­но проводить профессиональный отбор, т, е. определять пригодностьчеловека к работе по той иди иной профессии, а также соответствие психофизиологических возможностей человека условиям труда. Профессиональный психологический отбор работников ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Профессиональ­ная пригодность определяется положительной мотивацией к данной специальности; высоким порогом ощущения опасности; быстротой реакции на экстремальные ситуации; хорошим глазомером; устойчивостью,        состоянием мигательного аппарата; высокой пропускной способностыю анализаторов и т. д.

Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям (шофера, лица, работающие на высоте, операторы и др.) пре­дусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометри­ческих данных (рост, длина рук и т. п.) и психофизологических дан­ных (темперамент, способность к концентрации внимания, к вос­приятию большого объема информации, реакция на внешнее воздей­ствие, психологическая устойчивость и т. n,).

Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объ­ема памяти, способности к концентрации внимания как одномо­ментно, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разно­го рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способ­ности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводит оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознаком­ления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.

Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции ис­пытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предна­значенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной коор­динации ЛСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в част­ности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тес­ты на исследование глазомера.

Применительно к травмоопасным производствам в качестве эле­мента профотбора рекомендуется выявление с помощью специаль­ных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уро­вень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.

Подготовка работающих по вопросам охраны труда и окружаю­щей среды, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях производится в рамках обучения в вузах, где задействован курс «Безопасность жизнедеятельности». Специальные аспекты обеспечения последней рассматриваются в спецкурсах. В последние годы начата подготовка специалистов по безопасности жизнедея­тельности в системе переквалификации инженерных кадров.

Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках про­фессионального отбора, а также медицинских освидетельствований.

Медицинское освидетельствование проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасно­стью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Минздрава РФ № 405 от 10.12.96 г. и № 280 от 5.10.95 г. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на рабо­ту» м периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель кото­рых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе.

 

 

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективно­сти трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате                        трудового обучения. Обуче­ние придает законченность и устойчивость всем формам двигатель­ной активности, является важным средством предупреждения утом­ляемости.

С точки зрения психофизиологической, трудовое обучение пред­ставляет собой процесс приспособления и соответствующего измене­ния физиологических функций организма человека для наиболее эф­фективного выполнения конкретной работы. В результате трениров­ки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышает­ся точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.

Наличие квалифицированного персонала на предприятии — одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. По­этому на предприятиях должна создаваться специальная система обу­чения работников по охране труда.

 В соответствии о законодательством РФ об охране труда работода­тель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.

Обучению и проверке знаний подлежат:                                                                                                                                             I

руководители и специалисты предприятий, а также лица занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением
надзора и технического контроля за проведением работ;                                                                                                                                                                1

— инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений;

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года.                                                                                                                                                                 I

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на обьектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленными этими организациями.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя. Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный интсруктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

- с состоянием условий труда и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

– с законодательными или нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором;

– со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии;

– с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и
специалистов предприятий проводится независимо отсрока проведения предыдущей проверки:                                                                                                                                                          р

– при введении в действии на предприятии новых или перерабо­танных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

—   при изменениях (замене) технологических процессов и обору­довании, требующих дополнительных знаний по охране труда обслу­живающего персонала; > 1-

 — при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнитель­ных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих долж­ностных обязанностей};

– по требованию государственной инспекции труда субъектов РФ при установлении недостаточных знаний;

—   после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руковолителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

—  при перерыве в работе в данной должности более одного года.

 

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важ­ным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, кон­сультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работ­ник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их ру­ководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или не­сколько).

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящих­ся в командировке.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специали­стов предприятий проводится по программам, разработанным и ут­вержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по ох­ране труда, в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руково­дителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, управления охраной труда субъектов РФ.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда. Служба охраны труда предприятия должна осуществлять посто-янный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пере-смотром инструкций для работников, оказывать методическую по-­мощь разработчикам, содействовать им в приобретении необход-­мых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других норма-­тивных актов по охране труда.                                                                                                                                                                                                             $ |

Инструкции для работников утверждаются руководителем пред­приятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны тру­да, а в случае необходимости и с другими заинтересованными служба­ми и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.   

Руководители предприятии обеспечивают инструкциями всех ра-ботников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий. Выдача инструкций руководителям подразделений(служб) предприятия должна производиться службой охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций. У руководителя подразделении (службы) предприятия должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для Ра-­ботников всех профессий и по всем видам работ данного подразделе-ний (службы), а также перечень этих инструкций, утвержденных ру­-ководителем предприятия. У каждого руководителя участка (мастер, прораб и т. д.) должен быть в наличии комплект действующих инст-рукций для работников, занятых на данном участке, по всем профес-­сиям и видам работ. Инструкция работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или уча­стках, либо храниться в ином месте, доступном для работников. Ме­-
стонахождения инструкций определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения доступности и удоб-­ства ознакомления с ними. При обеспечении безопасных и здоровых условий труда работни-­ков работодатель должен уделить особое вниманиеорганизации.

 

Отдельными нормативными правовыми актами по охране труда предусмотрены виды работ, к которым предъявляются дополнитель­ные (повышенные) требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам от­носятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузо­подъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазо­сварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, свя­занная с применением радиоактивных веществ, взрывчатых материа­лов, пиротехнических средств.

Работодатель, руководитель организации на основании дейст­вующих нормативных правовых актов по охране труда должны опре­делить перечень работ и профессий, к которым предъявляются до­полнительные требования безопасности труда, требующие допол­нительного специального обучения работников перед допуском их к самостоятельной работе. Порядок, форма, периодичность и продол­жительность обучения устанавливается руководителем организации с учетом действующих. Без предварительного обучения, проверки знаний соответствующих правил и норм по охране труда персонал к работам, связанным с повышенной опасностью не допускается.

 

Обучение осуществляется по программам, утвержденным руково­дителем организации по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом» Обучение должно завершаться провер­кой теоретических знаний и практических навыков, прошедшему проверку зданий выдается удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью» Проверка знаний должна быть периодич­ной в соответствии с действующими соответствующими правилами.

В соответствии с утвержденным перечнем работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в меди­цинском учреждении.

Особое место в организации работ на предприятии отводится ра­ботам, на проведение которых требуется наряд-допуск.

Наряд-допуск это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее со­держание, место работы, время ее начала и окончания, условия безо­пасною проведении, состав бригады и лиц, ответственных за без­опасность выполнения работы.

Организация безопасного производства работ по наряду-допуску регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда по каждому виду работ, например работы в действующих электрических установках, ремонт грузоподьемных кранов, осмотр и ремонт газораспределительных пунктов. Нормативными правовыми актами определяются лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности, порядок выда-чи и оформления нарядов-допусков, действия ответственных лиц пе-ред допуском бригады к работе по наряду-допуску, во время работы и по ее окончании.

Допуск к работе осуществляется ежедневно с указанием даты и времени начала работы и оформляется подписями ответственною руководителя и производителя работ.

 Допуск к работе по наряду производится непосредственно на рабочем месте после проверки ответственным руководителем или лицом, выдавшим наряд допуск, совместно с производителем работ выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное производств во работы, проведения инструктажа по безопасности труда с членами бригады. Проведение инструктажа по безопасности труда фиксируется в наряде допуске с подписью его участников. Экземпляр наряда-допуска, по которому сделан допуск, должен находиться у производителя работ и лица, выдавшего его.

Если при получении наряда-допуска у производителя работ или членов бригады возникают какие-либо сомнения, то они обязаны потребовать разъяснения у ответственного руководителя или лица, вы­давшего наряд.

 

Функция стимулирования за работу по охране труда направлена па создание заинтересованности работающих в решении задач в сфере охраны труда по обеспечению безопасных и безвредных условий труда на рабочих местах, участках, в цехах и на предприятии в
целом. Виды и формы материального и морального стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсо-­юзным комитетом с учетом постановлений и указаний государствен-
ных и профсоюзных органов по вопросам стимулирования. Полная и всесторонняя реализация функции «стимулирования», т. с создание действенной системы заинтересованности каждого коллектива, каждого работающего в решении задач охраны труда, по­-зволяет широко привлекать к управлению охраной труда трудовые коллективы с более полной реализацией всех других функций управ­-ления и в конечном итоге в значительной мере повысить эффектив-­ность решения задач управления.

 

 



2020-03-19 275 Обсуждений (0)
Профессиональные обязанности и обучение по БЖД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональные обязанности и обучение по БЖД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)