Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ»



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это достаточно признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, конфликты, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов, социологов и др. Существует разные теории понимания конфликта. Для нашей действительности характерен поворот к позитивному отношению к конфликту, он рассматривается как механизм развития человеческой деятельности и, соответственно, личности [17], по образному выражению Г.П. Щедровицкого «два ругающихся человека – это единица жизни!»[27].

Иными словами в обществе во взаимоотношениях людей всегда есть предпосылки конфликта. Это, например, объективно существующая ограниченность ресурсов и связанное с ней противостояние человеческих интересов, несхожесть мнений, представлений идей в отношении одной и той же какой-либо реальности. Все это требует согласования.

В силу перечисленных причин конфликт из нашей жизни неустраним. И, рассматривая конфликт в теории конструктивного развития, мы живем в состоянии конфликта, а значит в процессе постоянного развития, требующего непременной конструктивной позиции. Иными словами, обнаружение противоречия, которое не может быть представлено в адекватном ему конфликте, фактически требует конструирования соответствующего конфликта. По сути дела конфликт – это всего лишь форма, в которой мы можем явит себе противоречие, для того, чтобы попробовать его разрешить и эта форма должна быть специально организована для удерживания противоречия в разрешаемом виде. Такая организация обеспечивает поиск и апробацию адекватных для данного противоречия средств его разрешения.

Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации [29].

При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.

Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощение во взаимодействии противостоящих ценностей, установок, мотивов. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий буквальное или мыслимое противоречие себя и являет [29].

Таким образом, “предназначение и позитивная функция конфликта в том и состоит, чтобы через него представляется возможность разрешать противоречия нашей жизни”.

Б.И.Хасан и П.А.Сергоманов выделили три существующих аспекта функционального описания конфликта [28]:

1. Это его функционирование как целостного явления в определенном контексте. В этом описании его можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т.д.; или деструктивный, выполняющий функцию разрушительную, вредную, приводящий к появлению невротической симптоматики, к ухудшению межличностных отношений, дестабилизации общественных отношений и др.

2. Это внутреннее функциональное описание, или иными словами – какие функции имманентны самому конфликту. С этой стороны мы имеем в виду переорганизацию деятельности для отыскания имеющегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. Это функция преобразования-оформления ситуации трудности в задачу.

3. Это обобщенная функция удержания противоречия в определенной процессуальной форме, позволяющей осуществлять операции разрешения.

В структуру конфликта входят не только столкнувшиеся и изменяющиеся в столкновении действия, но и лежащие за ними противоречивые основания этих действий. Если во время взаимодействия хотя бы одна из сторон интерпретирует его через аспект столкновения, то можно говорить о наличии конфликтной ситуации. Конфликт начинается, когда интенсивность этого столкновения достигает некой границы, и это взаимодействие становится "видимым" и требует на себе специального сосредоточения. Таким образом, конфликтная ситуация может возникнуть для любой из сторон раньше реального столкновения и продолжаться после его фактического завершения.

Конфликтные ситуации могут возникать (создаваться) как для достижения определенных целей, так и без цели (хоть и намеренно); как объективно (в зависимости от обстоятельств, а не от воли оппонентов), так и субъективно (порожденные субъектом конфликта, оппонентом).

Существуют элементы, которые задают конфликтную ситуацию - это материал конфликта и конфликтующие стороны. Материал конфликта - это противоречие, удерживающееся в процессе его разрешения, а конфликтующие стороны (в межличностном конфликте) - это те персоны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при необходимости взаимодействия, реализуются через столкновение. Причем это интересы могут быть связаны с ценностями, целями, способами и характером действий и т.п. Важно отметить, что внешне представленные и реальные стороны конфликта могут не совпадать. Например, конфликт учащегося и учителя может скрывать за собой конфликт учителя и родителей ученика [29].

Конструируемый конфликт разворачивается на реалиях той деятельности, где надо решать актуальную задачу, на материале настоящего и будущего действия, требуя деятельного переживания и приращения новой способности. Важно, что конструируемый конфликт предполагает не линейные расширения по типу «выигрыш – проигрыш», а выход в новый уровень видения ситуации с занятием новой позиции – рефлексивной, но такого рода конструкция требует специального технического обеспечения. И речь ведется о конструкциях как минимум двух новых реальностей: конфликта и рефлексии, где первое является специальным искусственным условием для порождения и «обыскусствления» второго.

 



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)