Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его переживании для носителей этого возраста так и для наблюдателей – в описании этого периода.

Подростковый период развития разными авторами, даже в рамках одной теории, рассматривается по-разному. Так уже сама трактовка подросткового возраста достаточно широка, и слово «подросток» относится к довольно широкому возрастному диапазону: если нижняя граница не опускается ниже 10-ти лет, то верхняя может доходить до 15-ти (Д.И. Фельдштейн), 16-ти (Л.И. Божович), и даже до 18-ти (Л.С. Выготский). [10,13,30]

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральное новообразование возраста. Да и, наконец, вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым. В разных работах один и тот же хронологический период называется в зависимости от точки зрения автора либо подростковым кризисом, либо подростковым периодом.

Так, по мнению Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина подростковый – это стабильный период с предшествующим ему «предподростковым» кризисом. Л.И. Божович весь возраст полового созревания полагает критическим: «Кризис подросткового возраста, в отличие от кризисов других возрастов, более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуальных действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно».

Вопрос о новообразованиях до сих пор остается открытым и дискутируется. Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.

Л.С. Выготский отмечает также еще два новообразования подросткового возраста – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. У Божович Л.И. возникновение самосознания обусловлено развитием мышления, прежде всего мышления в понятиях [5]. Развитие рефлексии происходит в рамках уже новой деятельности – межличностного общения, и сама рефлексия приобретает также новые смыслы.

К возрасту 14-15 лет [11] у подростков наблюдается изменение структуры самосознания (самооценки, рефлексии). Так возникает самооценка, основанная на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. И к концу подросткового периода существенной особенностью личностной рефлексии является возросшая критичность подростков по отношению к особенностям своей личности. Подростки по особому начинают смотреть на особенности своего характера, выделяя в нем негативные черты и стремясь их преодолеть.

К этому времени подростки в результате сравнительного анализа своего поведения существенно сближают критерии самооценки и оценки окружающих и начинают уже более объективно оценивать себя. В этом, по мнению Г.М. Бреслава проявляется психическое новообразование подросткового периода – потребность в самосовершенствовании (в самовоспитании и самообразовании).[6]

В период подростничества происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. Именно в мотивационной сфере, по мнению Л.И.Божович, находится одно из основных новообразований переходного возраста. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Мотивы же «второго порядка», требующие целевой организации поведения, изменяют весь внутренний облик подростка они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности. Происходит нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте, хотя формирующиеся нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка [5].

 



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)