Проведение игровой процедуры «Конфликт понимания».
Для исследования в качестве задающей конфликтную ситуацию была выбрана игровая процедура «Конфликт понимания» по модифицированной Б.И. Хасаном методике И. Перлаки для двух участников. В нашем исследовании эта методика использовалась для изучения рефлексивных проявлений при разрешении внутренних и межличностных конфликтов, для выявления феноменов рефлексивной коррекции при поэтапном решении задачи. Процедура проводилась в парах популярный – популярный, непопулярный – непопулярный; пары однополые. Игра проводилась в три этапа. 1-й этап. Экспериментатор усаживает участников спиной друг к другу. Одному из участников выдается стимульный материал с достаточно простым графическим изображением. Другому участнику выдается чистый лист. Инструкция для индуктора: «Сейчас ты сядешь спиной к своему приятелю и получишь несложный рисунок. В твою задачу входит рассказать приятелю, что изображено на рисунке таким образом, чтобы он это понял и смог наиболее точно изобразить аналогичный рисунок». Инструкция для второго участника (рисовальщика): «Сейчас у твоего партнера в руках лист с несложным изображением. Твоя задача заключается в том, чтобы внимательно слушать все, что он говорит и как можно более точно изобразить услышанное». После окончания задания лист с оригинальным рисунком рисовальщику не показывается. Проводится изолированное интервью. Вопросы индуктору: - какие трудности ты испытывал при выполнении задания? - как ты думаешь, удалось ли твоему партнеру изобразить рисунок точно? - почему есть неточности и с какого момента они начались? - в чем или в ком причина неточностей? Индуктору показывается рисунок, дается возможность его проанализировать. - как ты рассуждал? - представлял ли ты себя на месте рисовальщика? - какие трудности мог испытывать рисовальщик при выполнении задания? Вопросы рисовальщику: - как ты думаешь, насколько точно тебе удалось изобразить рисунок? - почему? - что тебе мешало преодолеть эти трудности? 2-й этап. Роли те же. Стимульный материал новый. Инструкция: теперь вы уже имеете опыт выполнения подобного рода задания. Вам предстоит повторить эксперимент с новым рисунком, но постарайтесь сделать это с учетом ваших ответов на вопросы интервью. После выполнения задания предъявляются оба рисунка участникам и происходит совместное обсуждение и интервью. Вопросы: - есть ли удовлетворение от работы? - почему на ваш взгляд удалось изобразит точнее (так же, не удалось)? - что можно было бы сделать на месте партнера? - есть ли такие трудности, которые приятель не осознает? 3-й этап. Смена ролей. Инструкция – та же, что во 2 этапе. После завершения задания – интервью. - есть ли удовлетворение от этого этапа работы? - что произошло, от чего такая точность? Индуктору: - как ты рассуждал, что представлял когда описывал изображение? Рисовальщику: - ты все понимал, что тебе объяснял приятель? Общие: - понравился эксперимент? - что важно для понимания человека человеком? Процесс игры фиксировался видеокамерой. Анализ проводился по видеозаписи.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках исследовательской работы нами рассматривались три вида рефлексивного поведения в конфликтном взаимодействии старших подростков (коммуникативная, личностная и предметная рефлексия), динамика продуктивности решения заданий – рефлексивная коррекция поведения, т.е. способность подростков изменять свое поведение от этапа к этапу. Регистрировалось это по поведенческим проявлениям, по ответам на вопросы интервью и, как итог, по продуктивности, точности выполнения заданий, при этом основным предметом исследования оставалась коммуникативная рефлексия. Коммуникативная рефлексия – это способность личности встать на место своего партнера, увидеть ситуацию его глазами, принять его позицию, это «размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица». В ситуации взаимодействия, поиска совместного решения, когда по какой-либо причине происходит непонимание сообщения между взаимодействующими сторонами, обе вынуждены с помощью коммуникации, межличностного общения перейти к анализу ситуации, выработке общего понятийного аппарата, способов организации и действий по поводу предметного материала, что и составляет основу предметной рефлексии. С учетом того, что каждый вид рефлексии имеет свои специфические проявления в поведении конфликтующих сторон, были разработаны схемы анализа ответов на вопросы поэтапного интервью и схемы наблюдения за поведением в процессе конфликтного взаимодействия подростков в игровой ситуации.
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ Таблица 1. Коммуникативная рефлексия
Таблица 2. Предметная рефлексия.
СХЕМА АНАЛИЗА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПОЭТАПНОГО ИНТЕРВЬЮ Таблица 3. Коммуникативная рефлексия
Таблица 4. Предметная рефлексия.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |