Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ОБЩЕНИЯ



2020-03-19 169 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ОБЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковый период по продолжительности превосходит все предыдущие периоды развития, здесь наиболее ярко проявляется эффект взросления – взятие «на себя полноценного исполнения социальной роли». [17] Д.Б. Эльконин выделяет это центральным новообразованием подростничества, т.е. возникновение представления о себе как «не о ребенке»; у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Стремление быть и считаться взрослым – психологический критерий начала подросткового возраста. [9,13]

В современной психологии общепринятым является положение о фундаментальной потребности человека в общении, о том, что именно общение людей играет ключевую роль в психическом развитии личности. Общение представляет собой «функциональный орган» психического развития личности, с помощью которого происходит включение развивающейся личности в способ социальной связи людей, типичный для определенного общества на начальном этапе его развития. Общение – это тот способ, или, точнее, совокупность, ансамбль способов, на основании которых развиваются и элементарные (низшие) психические функции и происходит присвоение высших психических функций, в частности приобщение к тому общему, что есть у людей. При этом процесс осознания себя как члена общества онтогенетически происходит через некоторое само отчуждение, личности, через отождествление себя с Другим, и через это отождествление происходит обращение с требованиями к себе и окружающим людям. Этим Другим для подростка может быть кто-то из его семейного окружения, других взрослых, однако, известно, что наиболее привлекательны для подростков их сверстники, чаще группа подростков [23]. А так как взрослое сообщество еще не принимает подростка на равных, оказывает известное сопротивление, общение со сверстниками в позиции «взрослого» становится основной деятельностью этого возраста. Происходят образования групп сверстников [5], в которых реализуется возможность построения межличностных отношений: общение, переговоры, убеждения и конфликты со сверстниками, что является важным фактором развития социальных навыков [15]; образуется своя, чисто подростковая субкультура – субкультура «тинейджеров», порождающая специфические нормы поведения и свои ценности, независимые от культуры взрослых. Подростковая культура существует благодаря огромной привлекательности для подростков свойственных ей норм, нередко входящих в противоречие с теми ценностями, которые движут миром взрослых – родителей и учителей.[10]

В группах сверстников, в том числе школьных коллективах, существует своя иерархия. Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое в структуре симпатий и антипатий, которое традиционно описывается социометрическим статусом популярности – системой выборов [19]. Ситуация, при которой подростки, выбирая, популярных сверстников, наделяя их высоким статусом, не получают адекватной обратной связи со стороны своих одногруппников, осмысливается и переживается данными подростками как негативная, способствует у них снижению самоуважения, развитию негативного само отношения и личностной тревожности. Низко статусные, непопулярные подростки отличаются не успешностью в ситуации межличностного взаимодействия (отсутствием коммуникативной компетентности); замкнутостью [15], негативным само отношением, в том числе у «принятых» - отсутствием уверенности в симпатиях одноклассников, у «непринятых» - склонностью к зависимости и колебаниям в принятии решений в сочетании с селективностью в общении, противоречивым характером потребностей во включении [2]. Все перечисленное взаимозависимо со степенью развития коммуникативных навыков [15].

Деятельность общения, как уже отмечалось, чрезвычайно важна для формирования личности, в этой деятельности формируется самосознание. Общение со сверстниками, согласно периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину, является ведущей деятельностью подростков. Очень значимой ценностью, как показано выше, в этом возрасте является система эмоционально нагруженных отношений со сверстниками. Однако на вопрос о ведущей деятельности подросткового периода существует несколько взглядов: Д.И. Фельдштейн [30] считал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общественно-полезная деятельность. "Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и само оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости"; Башев В.В. формулирует ведущую деятельность в подростковом кризисе как деятельность по построению авторской позиции ребенка в предмете, в межличностных отношениях, социальных взаимодействиях. [4]

Переход к взрослости, завершение «переходного критического периода» характеризуется возникновением особого личностного новообразования, которое Л.И. Бажович обозначила термином «самоопределение». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Разрешаются основные задачи развития подросткового возраста, основными из которых являются «освобождение от родительской опеки, осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов, осуществление системы самостоятельных выборов и т.д.».[3,5]

Итак, по мере взросления для подростка наиболее важным, потребностным становится общение с друзьями, совместная деятельность, остальные деятельности, такие как получение знаний, зависят от мотивации[11].

 




2020-03-19 169 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ОБЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ОБЩЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)