Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рост объемов производства молока



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Рост объемов производства молока 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в настоящее время перерастает в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», провозгласившую тезис о том, что аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства.[19]

Государственная программа содержит ряд новых элементов и подходов концептуального характера:

1) включение в нее всех механизмов приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;

2) постановка на первое место мер по устойчивому развитию сельских территорий, что не только подчеркивает приоритетность социальных целей над производственными, но и главенствующую роль социальных факторов в решении чисто производственных задач.

3) выделение группы приоритетных отраслей, и, прежде всего, животноводства, что обусловлено ростом спроса на животноводческую продукцию, который пока удовлетворяется, главным образом, импортом.

4) включение новых видов государственной поддержки сельского хозяйства и сельских территорий: грантов на благоустройство сельских населенных пунктов; кредитов на развитие альтернативной занятости; субсидирование производства культур с высоким содержанием белка и энергии; компенсации приобретения высокотехнологичных комплексов машин.

5) формирование новых инфраструктурных условий и механизмов развития отрасли, включая подготовку технических регламентов и стандартов, развитие ипотеки, формирование системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства, создание сельско- хозяйственных рынков.

Претворение в жизнь намеченной госпрограммы, и соответственно, вывод сельского хозяйства на траекторию устойчивого роста, усиление импорто- замещения в значительной степени зависит от решения ряда ключевых вопросов.

Первый ключевой вопрос — это переход к устойчивому развитию сельских территорий, рост занятости и доходов сельского населения.

Россия переживает кризис сельского развития, проявлениями которого является бедность большинства сельских жителей и социальное опустынивание сельских территорий.

В Самарской области сельское хозяйство на протяжении последних лет оставалось значимым направлением социально-экономической политики региона. На развитие регионального АПК в 2000 – 2007 годах в среднем направлялось 7% расходной части областного бюджета. Начиная с 2004 года, размер бюджетных ассигнований на эти цели превышал 2 млрд. руб.[20]

В Госпрограмме предусмотрены выплаты регионам в рамках расходов по социальному обустройству будут дифференцироваться в зависимости от их бюджетной обеспеченности. Однако необходимы дальнейшие активные шаги в этой области: увеличение объемов финансирования; внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ с целью разбивки социально-инфраструктурных расходов на городскую и сельскую местность; принятие специальных мер по поддержке депрессивных сельских районов и т.д.

Второй ключевой вопрос реализации Госпрограммы - ее ресурсное обеспечение - как объемы финансирования, так и механизмы. Причем разработка эффективных механизмов финансирования - вопрос не менее важный, чем рост его объемов, ибо несовершенный механизм не позволяет осваивать выделенные средства. И реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 году, когда не были «выбраны» лимиты по субсидированию процентных выплат по кредитам, лишний раз это подтвердила.

Общеизвестно, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России один из самых низких среди развитых стран. Недавно Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) опубликовала данные о суммарной поддержке сельхозтоваропроизводителей (так называемый показатель PSE) по ряду стран. Его относительная величина, то есть отношение совокупной поддержки к общей стоимости сельскохозяйственной продукции составила по России за период 2003-2005 гг. 17%, а по странам ОЭСР - 30%. Очевидно, что Правительство России обязано увеличить трансферты сельскому хозяйству в силу своих конституционных обязанностей по созданию равных условий конкуренции на рынке. Но возникает вопрос: в какой форме, через какой механизм это сделать и как распределить поддержку среди конкретных хозяйств?

Во-первых, наблюдается ведомственная разобщенность при принятии решений в этой области: одно ведомство воздействует на цены, другое вводит бюджетные ограничения, третье определяет порядки выплат. Причем действуют они часто в противоположных направлениях.

Во-вторых, отсутствуют единые правила поддержки сельского хозяйства на региональном уровне, а через субъекты РФ распределяется все большая часть консолидированного аграрного бюджета. Как следствие, сложилась чрезмерная дифференциация уровня субсидирования производства по регионам страны как в целом по сельскому хозяйству, так и по его отдельным отраслям. В расчете на 1 руб. выручки дотации и компенсации по регионам различались в 2006 г. в 544 раза (max - 5,44 руб., min - 1 коп.), в расчете на одного работника - в 1287 раз (max - 154,43 руб., min - 12 коп.).

Красноречива группировка регионов по размеру прямых дотаций на производство молока. Субсидии на 1 кг молока в 2006 году варьировались от 17 руб. 20 коп. до 2 коп. (то есть различались в 860 раз) при среднем показателе по России 28 коп.

Субсидии не выплачивались в 29 субъектах Федерации, в которых продавалось около 22% общего объема реализованного молока. Наименьшие субсидии — от 1 коп. до 1 руб. на 1 кг — предоставлялись в регионах, на которые приходится около 75% объема реализации, наивысшие (свыше 5 руб. за 1 кг) - в регионах, доля которых в реализации молока сельско- хозяйственными организациями составляет лишь 0,1%. Такие правила субсидирования, а точнее их отсутствие, ставят производителей в неравные условия, приводят к деспециализации производства, разрыву общего рыночного пространства, межрегиональным торговым конфликтам.

Однако в Самарской области на сегодняшний день дела обстоят сравнительно хорошо. 27 марта 2008 года впервые региональное правительство приняло решение предоставить аграриям губернии субсидии, возмещающие затраты при производстве продукции животноводства. Этот шаг пока вряд ли может быть оценён по достоинству, но уже в ближайшие месяцы сельчане области должны почувствовать весомость государственной поддержки. А жители губернии ощутят заметные изменения к лучшему уже через два года (срок небольшой, учитывая сложность работы на селе и сегодняшнее состояние агропромышленного комплекса региона в целом).

Субсидии на производство продукции животноводства, реализованной с 1 января 2008 года, составляют: молока в зачётном весе, по расчётной ставке субсидии в размере 2 руб. за 1 кг; мяса молодняка КРС в живом весе в размере 5 руб. за 1 кг; мяса свиней в живом весе в размере 4 руб. за 1 кг. Субсидии будут предоставляться сельхозорганизациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам ежеквартально при условии сохранения численности поголовья коров, основных свиноматок на конец отчётного периода по отношению к состоянию на 1 января 2008 года. Ещё одно непременное условие: продукция должна быть реализована на территории Самарской области. Контроль над соблюдением условий будет проводиться весьма жёсткий и постоянный. При этом, на что будут истрачены деньги, полученные сельхозпроизводителями в виде данных субсидий – это дело самих сельхозпроизводителей.[21]

В-третьих, по ряду главных видов поддержки (и, прежде всего, по субсидированным кредитам, дотациям на покупку минеральных удобрений, высокотехнологичной техники) нет четких механизмов распределения средств между производителями. Здесь после определения лимитов по регионам, внутри них, действует правило общей очереди без ограничения объема поддержки одному юридическому лицу. Такая система не только порождает чрезмерную дифференциацию между предприятиями, не создает для них равных условий конкуренции, но и обусловливает фактическое отсутствие гарантий в получении государственной поддержки.

Отсюда выводы: необходима консолидация всех форм поддержки в руках одного ведомства, увеличение доли федерального Центра в консолидированном аграрном бюджете, формирование более четких правил распределения средств между предприятиями.

Следующий ключевой вопрос - выстраивание эффективной структурной политики. В последние годы в этой области сделаны существенные шаги как по отношению к крупному, так и малому бизнесу.

В секторе сельскохозяйственных организаций растет доля финансово устойчивых предприятий. Как и следовало ожидать, они демонстрируют более высокий уровень эффективности хозяйствования: в объеме реализации продукции коллективного сектора они занимают большую долю, чем в общей численности сельскохозяйственных угодий, численности работников.

Тревогу вызывает то обстоятельство, что в секторе сельскохозяйственных организаций формируется двухполюсная экономика. Основная масса прибыли (почти 90%) сосредоточена у небольшого круга предприятий (менее 17%), в то время как 22,4% хозяйств получают 95% всех убытков. В этих условиях государству следует предпринять новые шаги по финансовому оздоровлению сельхозорганизаций и более равномерно распределять субсидии среди предприятий, введя ограничения на получение господдержки одним юридическим лицом.[22]

Остановимся поподробнее на сфере животноводства (молочного скотоводства) в контексте Госпрограммы.

Мировые тенденции свидетельствуют о том, что в странах с развитым аграрным сектором на долю животноводческой продукции приходится большая часть сельскохозяйственного производства и, как правило, интенсивное скотоводство играет роль локомотива в развитии отрасли. В России же наряду с имеющимися положительными сдвигами в сельском хозяйстве сохраняются кризисные явления в животноводстве, ведущие к сокращению поголовья скота и нарастанию зависимости страны от импорта мяса и молока.[23]

Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского производства в формировании ресурсов мяса до 70%, молока - более 81%. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 кг в 2005 году до 73 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.[24]

В частности, прогноз развития отрасли животноводства в Безенчукском районе на перспективу до 2012 года предусматривает увеличить:

- производство молока до 28,3 тыс. тонн, в том числе в сельхозорганизациях до 15 тыс. тонн.

- молочную продуктивность до 6000 кг на одну фуражную корову.

Следует заметить: численность коров в зарубежных странах выдержива- ется стабильной, тогда как в России она значительно снизилась и составляет соответственно 46% и 47% к уровню 1989 года, что явилось основной причиной снижения валового объема молока на 24,6 млн. тонн и говядины — на 2,4 млн. тонн, так как ее производство на 97% обеспечивалось за счет молочного скота. Именно коровы в большинстве хозяйств за последние годы стали «ликвидным материалом», средством для расчетов за материально-технические ресурсы.

Начиная с 1995 года сокращается поголовье скота и в личных подсобных хозяйствах населения, хотя и сегодня их доля в производстве молока остается весомой и составляет 53% от общего объема. В то же время реализация сырья для промышленной переработки с личных подворий не превышает 3 млн. тонн. Поэтому необходимы со стороны государства действенные меры по их поддержке и стимулированию повышения товарности молока до 50-60%. Это позволило бы ежегодно дополнительно иметь 6 млн. т сырья для молочной промышленности, эквивалентного объемам завозимой продукции по импорту.[25] Меры государственной поддержки в 2008 - 2012 годах направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных. Так, в Безенчукском районе планируется к 2012 году увеличить поголовье КРС во всех категориях хозяйств до 10,6 тыс. голов, в том числе коров до 5,7 тыс. голов, в сельхозорганизациях КРС до 6 тыс. голов в том числе коров до 3,2 тыс. голов.

Стабилизация и наращивание поголовья КРС в ближайшей перспективе невозможны без соответствующей племенной базы. Численность молочного скота в племенных хозяйствах с 1990 года сократилась в 3,5 раза, а коров - в 3 раза и продолжает ежегодно уменьшаться на 50 тыс. Поголовье коров в племхозах составляет менее 7% от общего количества, что фактически в 2 раза ниже необходимого уровня (10-15%) и не соответствует даже сегодняшним возможностям. Реализация плем-молодняка в товарные хозяйства (34 тыс. голов) в 11 раз меньше, чем в дореформенный период.

Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенном материале.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) увеличение производства высококачественной племенной продукции и ее реализация на внутреннем рынке; 2) стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных; 3) стимулирование приобретения высококачественной продукции, отвечающей требованиям мирового рынка.

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов РФ:

1) для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре:

- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

- на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;

- на приобретение быков-производителей организациями по искусствен- ному осеменению сельскохозяйственных животных;

2) для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:

- на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;

- на приобретение племенного молодняка.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным, исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на племенное животноводство. Размер средств бюджета субъекта РФ должен составлять не менее 30% объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

 

Таблица 3.1.

Субсидии из федерального бюджета на поддержку животноводства, млн. руб.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Приоритетное развитие животноводства - всего в том числе:   10 583,8   10 291,1   8 680,3   8 813,6   9 153,8  
 мероприятия по поддержке племенного животноводства – всего из них:   6 698,4   6 077,2   4 420,6   4 807,5   5 115,6  
 субсидии на поддержку племенного животноводства   2 698,4   4 077,2   4 420,6   4 807,5   5 115,6
 взнос РФ в уставный капитал ОАО "Росагролизинг"   4 000   2 000   -   -   -

 

Всего для комплектации реконструированных, модернизированных и вновь построенных ферм КРС необходимо закупить 7,3 тысячи голов племенного молодняка

По Самарской области на субсидирование мероприятий по поддержке племенного животноводства за 2008-2012 годы будет направлено 315,7 млн. рублей. По прогнозу, за эти годы строительство и реконструкцию животноводческих комплексов будут осуществлять 23 сельскохозяйственных организации по производству молока, в результате чего в эксплуатацию будет введено 11 тыс. скотомест.

Выполнение программы развития производства отрасли животноводства в Безенчукском районе находится в прямой зависимости от решения проблем по улучшению технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных предприятий. В районе планируется огромная работа по реконструкции ферм и комплексов, новому строительству, покупке племенного скота. На эти цели требуется более 700 млн. рублей.

В 2007 году из областного бюджета сельхозорганизациями и крестьянско-фермерскими хозяйствами Безенчукского района уже получено на возмещение части затрат 5,9 млн. рублей.

Реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.

В результате реализации данного направления Госпрограммы к 2012 г. племенная база России должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 13%.[26] А племенные хозяйства Самарской области ежегодно будут увеличивать реализацию племенного молодняка.

Но важно завезти здоровых животных и получить от них как можно больше потомства, а для этого нужно содержать корову в течение 5-6 лактации, не меньше. Увеличение продолжительности хозяйственного использования коров хотя бы на 0,5 лактации даст прирост поголовья около 5% в год. Это соизмеримо с нынешней годовой потерей численности коров. Завоз импортного скота в неподготовленные хозяйства приводит к тому, что через 2-3 года животные выбывают из стада.[27]

Ведомственной целевой программой Минсельхоз РФ "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению КРС от гиподерматоза в РФ на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Госпрограммы по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению КРС от гиподерматоза.

Проблема стабилизации поголовья скота и его наращивания зависит еще и от кормовой базы, полнорационного кормления, ресурсосберегающих технологий, ветеринарно-санитарной защиты и от многого другого. В связи с этим Госпрограмма предусматривает:

1) развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства от импортных закупок белковых компонентов;

2) ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства.

В целом объем ресурсов на пятилетний период выполнения Госпрограммы составляет более 550 млрд. рублей из федерального бюджета. Бюджет сельского хозяйства в 2012 году увеличится в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 годы может достигнуть 1 трлн. рублей.

Комплексные и целенаправленные меры, принятые Госпрограммой, призваны обеспечить в ближайшие пять лет повышение доходности сельскохозяйственного производства, привлечение внешних частных инвестиций, создание инфраструктуры и институтов развитых рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению физической и экономической доступности продовольствия для населения страны.[28]

ГОУ СПО «Безенчукский аграрный техникум» вошло в число предприятий, финансируемых национальным проектом. Эффективная организация производства вкупе со значительными финансовыми ресурсами, предоставленными предприятию государством, позволят в ближайшие 8 лет реализовать весь доселе неиспользованный из-за недостатка денежных средств потенциал роста ГОУ СПО «Безенчукский аграрный техникум».

В настоящее время коровники в хозяйстве сильно изношены и находятся в аварийном состоянии. Срок их эксплуатации составляет уже 30-40 лет. По этой причине дойное стадо не может содержаться в надлежащих условиях. При этом хозяйство получает более 18 литров молока на голову в день, мобилизуя свои усилия в других областях, которые в состоянии изменить к лучшему (кормопроизводство и рационы кормления, снижение яловости, высококвалифицированная племенная работа и др.).

Анализ технологии производства продукции животноводства показывает, что на современном этапе требуется строительство новой животноводческой фермы в хозяйстве. Это позволит повысить производительность труда. На вновь построенной ферме должно предусматриваться беспривязное содержание коров с доением в доильных залах на автоматизированных установках, раздачей объемистых кормов современными раздатчиками-смесителями, кормление концентрированными кормами производить по программам в соответствии с уровнем суточных удоев, физиологическим состоянием и балансирующими добавками.

Существующее положение вещей в части низкой пригодности производственных сооружений к дальнейшей эксплуатации хозяйство не может самостоятельно преодолеть без государственной поддержки. Поэтому был разработан бизнес-план, который позволит в ближайшей перспективе в связи с реализацией нацпроекта получить льготный кредит в размере 93,716 млн. руб. сроком на 8 лет. Он позволит не только начать строительство нового коровника, но и мобилизовать дополнительные проектные мощности. Для повышения производительности труда на молочной ферме должен быть механизирован производственный процесс и созданы оптимальные санитарно-гигиенические условия для обслуживающего персонала.

Цель проекта: увеличение объемов производства молока до 65 тыс. центнеров за счет улучшения условий содержания животных, их продуктивности и расширенного воспроизводства стада.

Так, в хозяйстве планируется увеличение поголовья молочного стада с 450 до 1000 гол. за счет внутренних резервов предприятия (то есть это будут не покупные, а собственные животные), для чего в 2008 году уже начато строительство нового коровника сметной стоимостью 49214 тыс. руб.; доильно-молочного блока стоимостью 27462 тыс. руб.; выгульных площадок на сумму 2500 тыс. руб.; навозохранилища стоимостью 5000 тыс. руб. Для обеспечения европейского качества продукции, необходимо также осуществить благоустройство МТФ стоимостью 2000 тыс. руб. Для сохранности и эффективного содержания КРС предприятие планирует ограждение территории на сумму 2000 тыс. руб. и строительство дезбарьеров стоимостью 1500 тыс. руб. К тому же, по Государственной программе планируется выделение дополнительных средств на покупку автоматических кормораздатчиков стоимостью 3000 - 4000 тыс. руб.

В результате планируется переход на поточно-цеховую систему производства молока (как передовую в настоящее время), которая предусматривает деление молочного стада фермы на технологические группы, которые формируют в цеха: сухостойных коров и нетелей, отела и раздоя, доения и хранения молока, кормления и содержания молочного поголовья, откорма и выбраковки.

Производство молока будет осуществляться по ресурсосберегающей технологии, которая позволит избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду и экологические условия жизни населения.

Эффективность технологии производства молока в значительной мере определяется системой и способом содержания коров. Эти параметры тесно связаны с состоянием кормовой базы, породными и продуктивными качествами, приспособленностью их к промышленной технологии.

В ГОУ СПО «Безенчукский аграрный техникум» используют стойлово-лагерную систему содержания. Большое значение имеет также способ содержания коров. В настоящее время на ферме предусмотрено беспривязное содержание КРС, которое значительно сокращает затраты рабочего времени на производство продукции и способствует повышение производительности труда. Беспривязное содержание также благотворно отражается на здоровье животных.

Однако, на сегодняшний день наиболее эффективным признан беспривязно-боксовый способ с доением коров в доильных залах на высокопроизводительных доильных установках. При доении на высокопроизводительных установках типа "Елочка" наиболее низкие затраты труда. Даже при доении в молокопровод, что практикуется в хозяйстве, затраты увеличиваются в несколько раз.

Система навозоудаления это сложный комплекс инженерных сооружений. В хозяйстве при содержании коров на глубокой подстилке для уборки навоза из помещения применяют трактор с бульдозерной навеской.

Важнейшим, определяющим фактором интенсификации животноводства является бесперебойное полноценное кормление животных современными раздатчиками-смесителями. Предусмотрена также мобильная раздача кормов кормораздатчиками КТУ – 10.

Хорошо продуманное размещение секций на ферме, рациональная система удаления навоза и уровень механизации кормления и доения создадут оптимальные условия для содержания животных с целью удовлетворения их потребностей. Ведь свободное движение, солнечные лучи, и свежий воздух оказывают благоприятное действие на общее состояние здоровья животных. Механизированная раздача кормов производиться кормораздатчиком, что позволит совмещать операции транспортирования кормов и их раздачи, а также смешивать корма в определенных соотношениях. Применение кормосмесей позволит снизить затраты труда, эксплуатационные расходы и приведенные затраты на раздачу кормов.

В результате всех вышеперечисленных мероприятий по улучшению условий содержания животных среднегодовая продуктивность коров должна достигнуть 6500 кг/гол., что выше существующего показателя почти на 1000 кг/гол. (более чем на 16%), а объем производства достигнет 65 тыс. ц на сумму около 53 млн. руб. (в ценах реализации 2007 года), что выше уровня 2007 года более чем в 2,6 раза (прирост на сумму 32,8 млн. руб.). Ожидается также повышение уровня рентабельности производства молока с 52% до 100%.

Доведение продуктивности коров до 6500 кг на голову возможно только при целенаправленном проведении качественной племенной работы по повышению продуктивности дойного стада. В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на этом важнейшем резерве роста продуктивности и внести предложения по совершенствованию племенного дела в хозяйстве. Ведь, если оставить все на прежнем уровне, достигнуть указанной средней продуктивности будет гораздо сложнее.

В сложившихся условиях хозяйствования деятельность специалистов предприятия должна быть направлена на формирование племенного ядра в стаде, повышение продуктивных и племенных качеств животных через систематическое ведение племенной работы, улучшение условий кормления и содержания.

При совершенствовании черно-пестрого скота в хозяйстве необходимо использовать как чистопородное разведение, так и прилитие крови родственных высокопродуктивных пород. Чистопородное разведение будет использоваться на лучшей части животных стада в целях закрепления племенных и продуктивных качеств животных и создания заводских линий скота.

При этом в хозяйстве должен в полной мере использоваться материал родственных пород зарубежной селекции (голштино-фризы). Мировая и отечественная практика ведения молочного скотоводства показывает, что лучшей и наиболее продуктивной является именно голштинская порода и она хорошо сочетается с черно-пестрой, что находит широкое применение в селекционных программах. В условиях полноценного кормления животных однократное прилитие крови чистопородных голштинов дает прибавку молока, по сравнению с черно-пестрыми сверстницами в 10,6-15,6% за лактацию. Наиболее желательными для дальнейшего разведения “в себе” являются племенные животные с 62,5-75% крови по голштинам. Первотелки с таким генотипом превосходят черно-пестрых и полукровных по голштинам сверстниц на 10-17,2% по удою за лактацию при сохранении жирномолочности.

Использование быков, высококровных по голштинам в целях получения и разведения “в себе” потомства 5/8-3/4 кровных по улучшающей породе позволит получить прибавку удоя 5-8% от среднего по стаду за одно поколение. Анализ результатов оценки быков по потомству свидетельствует, что дочери улучшателей превосходят своих сверстниц по удоям на 107-952 кг, а по жирности молока на 0,02-0,33%, однако в среднем это превосходство составляет 200-250 кг молока.

Использование голштинской породы при скрещивании с черно-пестрой породой способствует получению более развитых животных молочного типа, имеющих большую больший объем и лучшую форму вымени.

Племенная работа направлена на повышение породности скота и его продуктивности по минимальному числу признаков (удой и жирность молока), улучшение экстерьера в целом и качества вымени в особенности. Генетический потенциал стада в хозяйстве находится на уровне 6000-7000 тыс. кг молока с содержанием жира 3,8% и белка 3,2%.

Дальнейшее повышение продуктивности и улучшение племенных качеств животных может быть достигнуто лишь при сочетании полноценного их кормления с хорошо поставленной племенной работой и продуманной технологии ведения отрасли. Для достижения продуктивности на уровне 6000 кг и более необходимо:

1) Оценить состояние, определить и осуществить меры по развитию кормовой базы для дойного стада, обеспечивающие получение запланированного удоя к намеченному сроку. В расчете на одну корову должно быть скормлено (но не списано!) качественных кормов общей питательностью не менее 70 ц. к. ед. в год. При этом расход концентрированных кормов в расчете на 1 корову следует довести до 25-33% от общей питательности рациона. Высокие удои коров можно получить и при более низком уровне расхода концентратов, но только при достатке и высоком качестве других кормов.

2) Необходимо провести инвентаризацию всего поголовья коров, определить его качественный состав и пригодность к дальнейшему использованию. Выявить поголовье коров, подлежащих выбраковке и наметить источники своевременной замены больного, низкопродуктивного, маловесного скота с целью улучшения стада и повышения продуктивности коров.

Таблица 3.2.

Опись лучших коров, отобранных в группу матерей быков в ГОУ СПО «Безенчукский агротехникум» в 2007 году

Инвентарный номер. Кличка

Пород-ность

Линия

Продуктивность коров за 305 дней лактации

Скорость молокоот- дачи, кг/мин

Форма вымени

наивысшая

последняя законченная

лактация удой, кг жир, % лактация удой, кг жир, %
Золушка 815 1/2 Вис-Айдич 1 5414 3,61 1 5414 3,61 1,81 чашеобразная
Ромашка 2191 1/2 - 2 5569 3,72 4 5239 3,71 1,8 чашеобразная
Чайка 434 ч/п Посейдона 3 5576 3,8 3 5576 3,8 1,5 чашеобразная
Метелица 166 ч/п Посейдона 3 6835 3,82 3 6835 3,82 1,5 чашеобразная
Нарядка 747 ч/п Атлета 4 6115 3,78 7 5987 3,8 1,53 чашеобразная
Пантера 2403 ч/п Посейдона 2 5722 3,71 3 5890 3,75 1,45 чашеобразная
Рябушка 1193 ч/п Атлета 6 6315 3,65 6 6315 3,65 1,75 чашеобразная
Сирень 1393 ч/п Атлета 3 6678 3,76 5 6177 3,73 1,59 чашеобразная
Кнопка 458 ч/п Х-Адема 4 6623 3,75 4 6623 3,75 1,6 чашеобразная
Кросса 2273 ч/п Посейдона 3 5633 3,71 3 5633 3,71 2,7 чашеобразная
Забава 2407 ч/п - 3 6229 3,75 3 6229 3,75 1,84 чашеобразная
Ялта 2171 ч/п Форда 4 5851 3,74 4 5851 3,74 2,1 чашеобразная
Мурка 278 ч/п Посейдона 3 6192 3,69 3 6192 3,69 1,9 чашеобразная
Сказка 1275 ч/п Атлета 6 6246 3,63 6 6246 3,63 1,6 чашеобразная

 

Коров оценивают по комплексу признаков в соответствии с действующей инструкцией по бонитировке КРС молочных пород. Оценивается каждая корова с занесением в инвентаризационную ведомость данных о ней (табл. 3.2.).

Так, в 2007 году выбраковка коров составила 140 голов, в том числе 47 первотелок (табл. 3.3.).

 

Таблица 3.3.

Выбытие коров и первотелок

Группы живот-ных

Выбыло всего, гол.

В том числе по причинам выбытия, гол.

Средний возраст выбывших коров в отелах

низкая продуктивность

заболевания

лейкоз

прочие причины

гинекологические и яловость

вымени

конечностей

травмы, несчастные случаи

инфекционные

всего туберкулез бруцеллез
Коровы 140   12 35 20 3 - - - - 12 3
в т. ч. перво-телки   47   40   6   1   -   -   -   -   -   -   -   х

 

Из таблицы 3.3. видно, что в хозяйстве нет проблем с инфекционными заболеваниями животных и коровы выбывают из стада в основном по причине низкой продуктивности (85% первотелок), гинекологических заболеваний и яловости (14% коров), заболеваний вымени (25%) и конечностей (около 15%).

Рассмотрим такое заболевание, как мастит. Оно сопровождается снижением молочной продуктивности на 15-25 % (то есть потери могут составить примерно от 450 до 750 литров за лактацию), в некоторых случаях организм животного совсем теряет способность к производству молока, что часто приводит к выбраковке коров.

Убытки при маститах являются результатом снижения молочной продуктивности (15-25% от общей суммы убытков), преждевременной выбраковки коров (8%), выбраковки молока (2,5%) и ветеринарных затрат на лечение клинического мастита (1,5%).

Одним из перспективных методов профилактики мастита на сегодняшний день является скрещивание, направленное на улучшение таких показателей, как количество соматических клеток (КСК), скорость доения и морфологические особенности вымени (размер вымени, расположение и длина сосков, и так далее). Правильный подбор родительских пар существенно снижает количество случаев заболевания в стаде. Поэтому для скрещивания используют быков, чьи дочери имеют наилучшие показатели по вышеуказанным критериям. Такие быки высоко ценятся, потому что они не только обладают хорошими генами и способны передавать их большинству своих потомков, но и потому, что нужные гены устойчиво наследуются из поколения в поколение. Этим методом можно добиться снижения случаев мастита в стаде до 3% и более.

Еще одним критерием отбора первотелок для воспроизводства стада коров и его расширения служит характер и скорость молокоотдачи, ведь кроме маститов в клинической практике имеют место такие заболевания сосков, как сужение молочной цистерны и канала соска, раны и фистулы сосков, а также новообразования и молочные камни (тугодойность). При различных поражениях выводной системы вымени у коров снижается удой молока, становится невозможным применение машинного доения, а ручное доение затрудняется. Поэтому таких коров необходимо своевременно выбраковывать, ведь они фактически не приспособлены к условиям промышленной технологии.

На основании оценки определяются три категории животных: селекционное стадо, производственное стадо и производственный брак. В селекционное стадо зачисляют коров с удоем выше 5500 кг, чистопородных или четвертого поколения,



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Рост объемов производства молока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рост объемов производства молока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)