Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление и развитие коллекции 1910-е - 1920-е гг.



2020-03-19 150 Обсуждений (0)
Становление и развитие коллекции 1910-е - 1920-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина - один из интереснейших культурных центров не только Астрахани, но и России. Художественная ценность коллекций, представленных здесь, отмечена Почетным дипломом и знаком «Золотая пальма» Международного Совета музеев (Париж). Собрание галереи известно во многих городах мира, где, представляя отечественное искусство, побывали на международных выставках произведения из ее фондов.

Начинался художественный музей с гражданского поступка астраханца-любителя искусства, инженера по образованию - Павла Михайловича Догадина, который, следуя примеру братьев Третьяковых в Москве, подарил городу бесценную коллекцию картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства.

Павел Михайлович Догадин родился 9 октября 1876 года в купеческой семье. Его отец - Михаил Павлович занимался коммерцией, был купцом 2-й гильдии и исполнял огромное количество общественных обязанностей: член Городской Гласной думы, присяжный заседатель, член совета при Городской Ремесленной школе императора Александра II, член Первого Астраханского Раскладочного по промысловому налогу Присутствия, член комитета Городского общественного банка. Он являлся еще и благотворителем Покрово-Болдинского монастыря. Значительную роль в жизни Павла Догадина сыграл также его дядя (он же крестный отец) - Константин Павлович, который был директором Городского банка.

Еще в ученические годы в Реальном училище под влиянием П.А. Власова у Догадина формируется художественный вкус. В конце 1880-х годов у Павла Михайловича зарождается идея создания собственной художественной коллекции. Это его желание возникло не на пустом месте. В 1887 году в город прибыла выставка художников-передвижников. Впервые астраханцы увидели полотна великих мастеров - И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина и других.

Константин Павлович Догадин в нач. 1900-х гг. купил в Астрахани с выставки французской живописи пять картин, которые и вошли затем в собрание Павла Догадина. Любовь к изобразительному искусству была слабостью многих в этой семье. Младший брат Евгений также приобретал для себя пейзажи Я.Л. Калмыкова, этюды В.А. Серова.

Закончив Реальное училище с отличием Павел Догадин поступил в Высшее Императорское Техническое училище (ныне им. Баумана). В 1911 году, будучи студентом, П.М. Догадин приобрел автограф Л.Н. Толстого, что положило начало художественному собирательству, затем появились автографы М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейна, М.И. Голенищева, императоров Петра I, Екатерины II, Николая I... В этом же году Догадин выписывает у К. Фишера, придворного поставщика, каталог Третьяковской галереи. Это издание и очертило круг художников, чьи произведения Павел Михайлович будет приобретать для своего собрания.

Первыми покупками в 1912 г. стали этюд И.И. Левитана «Цветущий луг», пейзаж И. Калмыкова «Волга. Облака» и рисунок И.И. Шишкина «Валаам». К творчеству Левитана коллекционер относился с особой любовью и за шесть последующих лет сумел приобрести одиннадцать этюдов художника: «Берег озера», «Закат», «Дорога в лесу», «Пруд»... Большую помощь в этом оказал коллекционеру знаменитый писатель В.А. Гиляровский.

В последующие годы Павел Михайлович ведет переписку с коллекционерами и торговцами картин И. Дациаро, И.К. Крайтором, К.А. Лемерсье, Ц. Мюнцером. Так в собрании появляются этюды С.А. Коровина к картине «На миру», этюд Н.К. Рериха к картине «Зловещие», «Дама в весеннем пейзаже» К.А. Сомова.

Догадин также вел долгую переписку с М. Нестеровым, за счет которой приобрел жемчужину своего собрания - «Видение отроку Варфоломею» и еще одно полотно этого художника - «За Волгой».

Весной 1917 года Павел Михайлович приобретает с выставки «Мир искусства» пейзаж уже знаменитого земляка Б.М. Кустодиева «Жатва».

С развитием революционных событий 1917-1918 гг. и гражданской войной П.М.Догадин, опасаясь за сохранность своей коллекции, решил поспешить с передачей ее под охрану Советской власти: «21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Совета Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от Павла Михайловича Догадина о желании пожертвовать городу коллекцию картин, рисунков, автографов, библиотеку «с целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани».

Через несколько дней в доме Павла Михайловича собралась комиссия для составления описи и приема коллекции. Был избран комитет по заведыванию музеем, куда вошли люди, которых он хорошо знал: художник П.И. Котов (его работы Догадин покупал для своего собрания), В.А. Эйферт и Н.П. Протасов (когда-то они учились у П.А. Власова) - люди интеллигентные, преданные искусству.

Сразу же было составлено Положение о музее, где обговаривались самые разные грани работы будущей галереи, но самое главное, как было сформулировано в параграфе №26: «В знак особого уважения к памяти лица, способствовавшего собранию музея - П.М. Догадину и учреждению, помогшему дальнейшему преуспеванию его - галерее присваивается следующее наименование: «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». Павел Михайлович был назначен заведующим и хранителем музея.

Таким образом, были выполнены пожелания дарителя: в название картинной галереи навсегда должно войти указание, кем она основана; основатель должен состоять ее заведующим или пожизненным хранителем; все предметы ни в коем случае не могут быть изъяты или увезены из Астрахани и к тому же должны иметь обозначение, что пожертвованы они П.М. Догадиным.

декабря 1918 года состоялось открытие картинной галереи (решение Пленума Губернского Совета Профессиональных Союзов Астраханского края от 25.11.1918 г.). На момент открытия собрание составляло около 130 произведений графики и живописи, собрание автографов, библиотека, мебель, ковры и небольшой особняк на Красной набережной 39, где до августа 1921 года и располагался первый в Нижнем Поволжье Художественный музей.

Во время подготовки музея к открытию Павел Михайлович принимает в собрание коллекцию О.Я. Виблингера - агента торговой фирмы «Иван Каттус в Вене». Австриец по происхождению, он жил и работал в Астрахани на рубеже XIX-XXвв. почти двадцать лет. В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны Виблингер был вынужден покинуть Россию, но свою коллекцию он не рискнул везти по дорогам войны.

Догадин знал это собрание и решил, что лучше всего взять его под свое крыло. Виблингеровское собрание удачно дополнило коллекцию Павла Михайловича. В доме Отто Яковлевича находились 34 картины русских и зарубежных художников, 4 скульптуры и большое собрание фарфора, фаянса, художественного стекла, хрусталя европейских заводов, коллекция кавказского и персидского оружия.

Таким образом, в галерею поступили две картины Б.М. Кустодиева - «Натюрморт с фазаном» и декоративное панно «Поэзия»; четыре картины И.С. Горюшкина-Сорокопудова; две картины Г. Мальцева («Киргизы на молитве» и «Портрет Заседателевой»); две скульптуры И. Риделя из белого мрамора («Савоярка девушка» и «Савояр мальчик»); барельеф «Тирольское восстание» работы М. Штольца и венецианский бронзовый лев.

В первые годы существования галереи из Государственного художественного фонда и Всероссийской коллегии по делам музеев было передано 87 живописных полотен известных русских художников - К. Коровина, С. Малютина, А. Васнецова, И. Грабаря, А. Лентулова, В. Кандинского. В начале 1919 года в фонды галереи поступили отдельные произведения из знаменитого художественного собрания астраханских купцов Сапожниковых.

После открытия музея Догадин напишет профессору В.А. Фролову в Петроград: «...осуществилась, наконец, моя заветная мечта»14. На тот момент музей состоял из шести отделов: 1) произведения русских и иностранных художников; 2) отдел гравюр, офортов и литографий; 3) архив фотографий с произведений великих мастеров; 4) отдел художественно-промышленный; 5) отдел автографов художников, писателей, композиторов; 6) нумизматический.

В первые годы посещение галереи было бесплатным, у Павла Михайловича на этот счет было свое мнение: «нельзя брать деньги за свою любовь, за душевное призвание. Это невозможно и недопустимо».

П.М. Догадин заведовал галереей только один год и 14 дней. В декабре 1919 г. он умер от тифа. Все свои средства он вложил в создание художественного музея, и потому похороны были совершены на казенный счет. Похоронили его в фамильном склепе рядом с родителями в Покрово-Болдинском монастыре.

Поскольку музейный фонд с момента открытия галереи увеличился в три раза, особняк Догадина стал для него тесен. 12 августа 1921 г. в распоряжение галерее был передан красивый трехэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (улица Свердлова), куда она и переехала 12 августа 1921 г. и находится и по сей день. А дом Догадина был забыт. Его начинают теснить новостройки, расположенные рядом.

Дом промышленника И.Н. Плотникова (1906-1908 гг.) построен с элементами модерна и украшен кирпичным декором. При сдержанности архитектуры особняка внутреннее убранство также было решено в стиле модерн. В дверные полотна украшали цветные витражи, залы обогревались с помощью полихромных изразцовых печей. Лестница, встречающая посетителей у входа, а также камин центрального зала 3-го этажа отделаны белым мрамором.

Преемником дела П.М. Догадина в 1920 г. становится Николай Петрович Протасов, его друг и соратник, директор и хранитель собрания картинной галереи до 1940 г. Под его руководством в 1921 г. коллекция была перемещена из дома П.М. Догадина (Набережная Кутума. 39) в просторные залы особняка бывшей усадьбы городского головы Ивана Николаевича Плотникова. На двух парадных этажах основного здания размещались экспозиции, в цокольном этаже вплоть до начала войны в коммунальных квартирах проживали сотрудники художественного музея. Дворовый флигель с 1939 г. был передан на бюджет Медицинского института, и до 1946 г. в нём располагались квартиры педагогов этого вуза.

-е годы для галереи были временем лучших приобретений. В 1926 году известный русский художник, астраханец Борис Михайлович Кустодиев передал в дар галерее художественную коллекцию из 25 полотен. В сентябре 1926 года в фонды музея поступила из библиотеки коллекция гравюры западноевропейских мастеров XVI-XIXвеков купца И.А. Репина, всего около 9 тысяч листов. В конце 1920-х годов фонды галереи пополнились работами А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, М. Шагала, Н. Рериха, М. Врубеля.

 



2020-03-19 150 Обсуждений (0)
Становление и развитие коллекции 1910-е - 1920-е гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление и развитие коллекции 1910-е - 1920-е гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)