Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Маркетинговое обоснование разработки проекта «Открытые фонды»



2020-03-19 163 Обсуждений (0)
Маркетинговое обоснование разработки проекта «Открытые фонды» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Астраханская государственная картинная галерея обладает богатыми фондами живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В фондохранилищах установлено новое оборудование, которое позволяет содержать музейные предметы в соответствии с требованиями по их хранению. В то же время это создает необходимые условия для разработки новой формы работы - программы «Открытые фонды» как перспективного направления деятельности галереи, которое привлечет большое число посетителей. Но прежде чем перейти к рассмотрению тех ресурсов, которые может предложить галерея, необходимо проследить опыт других музеев, где эта программа уже работает.

Проект «Открытые фонды» осуществляется в Ярославском Художественном музее с 2004 года, когда была представлена премьерная экспозиция «Русская живопись конца XIX - начала XX вв.» Сегодня посетителям демонстрируются полотна русских мастеров рубежа 19-20 веков, в частности показан Русский авангард. Наряду с полотнами таких известных мастеров как Е. Сорокин, Ю. Клевер, Н. Сверчков, К. Коровин, П. Петровичев, К. Юон, И. Машков, М. Соколов здесь экспонируются и произведения малоформатной живописи, которые почти никогда не бывают представлены в постоянной экспозиции. Внимание знатоков искусства привлекают шедевры Ж.-С. Дюплесси, Я. Суходольского, Я. Ромбауэра, Н. Дубовского, С. Крамской, П. Кузнецова.

Как известно, основная экспозиция музея не может вместить все произведения, которые вызывают интерес публики. Более того, у зрителя бытует устойчивое мнение, что «самые ценные» картины музея хранятся в закрытых фондах. Ярославский художественный музей идет навстречу зрителю и предлагает данный экспо-проект. Сегодня экспозиции «Открытые фонды» есть в редких музеях страны. Доступ в фонды для рядового зрителя, даже на определенных условиях, закрыт. А между тем, проблема более широкого показа музейных экспонатов назрела, и не только в связи с нехваткой площадей.

Пятый Всероссийский фестиваль «Интермузей-2003» для Ярославского музея ознаменовался важным событием: на церемонии закрытия Генеральным директором Инженерно-Коммерческого Центра «Раритет» <http://www.raritet.su/> (Санкт-Петербург) А.И. Носковым была вручена «Расписка о безвозмездной передаче и установке оборудования для фонда живописи Ярославскому Художественному музею». В марте 2004 монтаж мобильных (передвижных, ручных) стеллажей был завершен, что позволило одному из крупнейших в российской провинции музею искусств реализовать концепцию развития «Открытый музей». Фонды с мобильными стеллажами способствуют созданию лучших условий для хранения произведений, но и предоставляют возможность работы с фондом живописи специалистов - искусствоведов, историков, культурологов, коллекционеров.

В 2010 году вПерми состоялась презентация проекта «Открытые фонды». Проект «Открытые фонды» КГАУ «Музея современного искусства» ПЕРММ 2010 года ставит своей целью познакомить жителей Пермского края, гостей города, всех интересующихся искусством зрителей, специалистов с фондовой политикой ПЕРММ. Его задача отразить целостность и одновременно многозначность подхода Музея к комплектованию фондов, в основе которого лежит концепция, обозначенная в программной выставке Музея - «Русское Бедное». Структуру проекта составляют не только такие «программные» жанры, как объект, инсталляция, скульптура, но и видео, фотография, авторский принт.

Экспозиционное пространство каждого из двух выставочных залов музея на первом этаже разбито на четыре зоны. Первый зал занимают аннотации к проекту и зона для чтения, где зрители смогут ознакомиться со всеми каталогами музея, выпущенными за время его существования. За ней, постоянные зрители музея, узнают фрагмент экспозиции из «ведения» в «Русское Бедное». Два пространства в центре зала заполняют новые произведения художников, недавно поступившие в фонды, в том числе работы пермских художников Сергея Тетерина и Михаила Павлюкевича. Дополнят их уже знакомые «программные» работы.

Второй и самый большой зал экспозиции займут крупноформатные инсталляции и объекты художников «Русского Бедного», инсталляция «Янтарная Комната» группы «Мыло» (Санкт-Петербург), работа Леонида Сокова «Кованое время», которая в Перми не демонстрировалась, фрагмент «Евангельского проекта» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой и видео работа группы «Зер Гуд» (Екатеринбург).

В этих разных работах есть нечто общее, что позволяет говорить о целостности подхода к собиранию коллекции. Общность присутствует не только в формальном признаке «бедных» материалов, но и более глубоко - в сходстве отношения авторов к самому понятию красоты. Стремления к ней через использования свойств материала с возникновением новых, не поддающихся однозначной оценке, смыслов, вот признаки которые роднят все работы проекта «Открытые фонды». Будущее музея, где есть реконструкция здания, выставочные проекты и пополнение коллекции, закладывается сегодня. Уникальность фондов это шанс для музея занять достойное место в музейной иерархии и возможность культурного развития территории, на которой он находится.

В Санкт-Петербурге программа «Открытые фонды» работает в нескольких музеях: в Михайловском замке Русского музея, Государственном Эрмитаже и Государственном музее театрального и музыкального искусства.

Государственный Русский музей первым в истории отечественной музейной практики начал создавать в своих дворцах открытые фонды. В канун празднования 100-летнего юбилея (1998) такой фонд был открыт во флигеле Росси, где посетители получили возможность познакомиться с хранением произведений скульптуры XVIII - начала XX века. Эта форма демонстрации музейного собрания позволяет значительно расширить рамки основной экспозиции, представить монографические комплексы работ наиболее крупных мастеров. В открытом фонде наиболее полно представлены коллекции произведений П. П. Трубецкого (1866-1938) и А.С. Голубкиной (1864-1927), анималистическая пластика Е. А. Лансере, А. Л. Обера, В. А. Ватагина, скульптура эпохи модерна - работами М. Л. Диллон. Одна из витрин посвящена портрету начала XX века, и, в частности, творчеству С. Т. Коненкова, Л. В. Шервуда, Б. Д. Королева, В. В. Кузнецова. Особого внимания заслуживают не представленные на "основной" экспозиции скульптурные работы Б. М. Кустодиева и Д.С. Стеллецкого.

В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея состоялась презентация проекта «Фонды музея, доступные зрителю - открытый фонд скульптуры ХХ века» в 2007 году.

В зале на третьем этаже замка установлены 15 витрин, где размещены лучшие произведения отечественной пластики XX века от авангарда 1920-х годов до экспериментальных работ современных художников, не вошедших в постоянную экспозицию музея. Hа подвесных антресолях расположен ряд витрин с предметами из нумизматической коллекции музея и произведениями мелкой пластики. Все экспонаты надежно защищены - они на стеклянных стеллажах с огромными полками, способными выдержать до 2 тонн веса. Перед витринами установлены компьютеры с сенсорными экранами: с монитора можно прочитать историю шедевра и биографию автора. Можно управлять и освещением витрин. Кроме того, специалисты говорят, найден компромисс в давнем музейном споре: о доступности искусства и безопасности экспонатов.

С 2008 года Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставляет посетителям уникальную возможность познакомиться с экспонатами, находящимися в запасниках музея увидеть, как сохраняются графические произведения с учетом современных требований к использованию объектов культурного наследия. Посетители могут здесь увидеть уникальную коллекцию «Русское театральное и декоративное искусство 1880-1930-х годов» из собрания Нины и Никиты Лобановых-Ростовских. Это крупнейшая в мире частная коллекция на данную тему. 810 произведений из нее приобрел у Никиты Дмитриевича, живущего за рубежом, в 2008 году международный благотворительный фонд «Константиновский». То есть целый пласт русской культуры конца XIX - первой трети XX века, наше национальное достояние, вернулся на Родину.

Начало коллекции, насчитывающей более тысячи произведений 140 русских художников, было положено в 1960 году. Представлены работы художников-эмигрантов Юрия Анненкова, Бориса Григорьева, Сергея Судейкина, Николая Рериха, Павла Челищева, Николая Бенуа, Константина и Алексея Коровиных и других. Сквозь призму эскизов декораций и костюмов, созданных мастерами, можно «увидеть» спектакли, составившие славу советского театра в 1920-1930-е годы - шедевры В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Евреинова.

Значительная часть собрания - предметы печатной графики. Здесь плакат В. Серова к «Русским сезонам» С. Дягилева с изображением Анны Павловой, плакат филоновской школы к спектаклю «Ревизор», афиши кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева.

Специалисты считают, что коллекция уникальна не только по объему (более 800 произведений, выполненных в различных техниках и материалах, показывающих разнообразие школ многонациональной России и художественных течений - от символизма и реализма до кубизма и супрематизма), но и по высокому художественному качеству.

«Открытые фонды» принимают посетителей небольшими группами два раза в неделю по предварительной записи. Такие строгие ограничения связаны с условиями хранения графических работ. Есть правило: три месяца в году графика может выставляться на всеобщее обозрение при определенных условиях освещенности. Все остальное время она должна отдыхать в темноте.

Самые значительные разработки по работе «Открытых фондов» принадлежат новому музейному комплексу Эрмитажа - Реставрционно-хранительскому центру «Старая деревня». Торжественное открытие фондохранилища состоялось 16 мая 2003 г. и было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В фондохранилище создана экспозиция памятников древнерусской фресковой живописи.

Создание реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», включающего в себя пять зданий: фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса, является первоочередной задачей в программе реконструкции и развития Государственного Эрмитажа. Проект связан с необходимостью перемещения ряда запасников и мастерских из исторических зданий музея, которые перегружены фондами и где условия хранения не отвечают современным требованиям.

Новое музейное хранилище работает по принципу «открытого хранения». Протяженность экскурсионного маршрута составляет около километра. В основном Фондовом корпусе размещаются различные коллекции Отдела западноевропейского искусства, Отдела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи.

Фонд Отдела истории русской культуры.В 2004 г. в помещениях фонда живописи Отдела истории русской культуры были установлены мобильные сетчатые стеллажи и стеклянные боксы-витрины, дающие возможность зрителям ознакомиться с принципами размещения и особенностями хранения картин. Это оборудование позволяет легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок.

В Фондохранилище переехал практически весь фонд живописи Отдела истории русской культуры, за исключением тех работ, которые находятся на постоянных экспозициях в основных музейных зданиях. Фонд включает в себя около 3 500 полотен (работы русских художников XVII - начала XX в., а также произведения иностранных художников, живших в России в XVIII - первой половине XIX в.)

В 2005 г. переезд значительного числа произведений русской живописи XIX - XX вв. и пополнение фондов мебели позволили пересмотреть экспозицию открытого хранения.

В Фондохранилище создана экспозиция памятников древнерусской фресковой живописи. Среди представленных в ней средневековых фресок - росписи из Пскова, из храма на Протоке и из храма на Воскресенской горе в Смоленске. В этом же зале выставлены иконы знаменитых художественных центров России - Мстеры и Холуя, включающие работы известных изографов, а также несколько памятников северного письма.

В 2005 г. в «Старую Деревню» перевезена большая часть фонда русской скульптуры. Произведения знаменитых мастеров - Б. И. Орловского, Н. С. Пименова, П. К. Клодта, М. М. Антокольского, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, А. И. Теребенева и других - вошли в экспозицию открытого хранения.

В экспозиции представлено около 1 200 предметов русской мебели первой четверти XVIII - начала XX в. (собрание насчитывает около 2 500 единиц хранения).

Зал карет был создан специально для замечательного эрмитажного собрания экипажей. Здесь представлены такие интересные экспонаты, как карета-визави (около 1761 г., Париж), подаренная И. И. Бецким Екатерине II, и парадная карета (мастер Иван Яковлев), изготовленная для въезда придворных дам в Москву по случаю коронации Александра II в 1856 г.

Фонд Отдела истории западноевропейского декоративно-прикладного искусства. В экспозиции открытого хранения представлено около 1 000 образцов европейской мебели XVI - XIX столетий (в коллекции около 3 000 работ мастеров Италии, Испании, Франции, Германии, Фландрии, Англии).

«Театр шпалер». Значительным достижением явились разработка и создание так называемого «Театра шпалер», который позволяет экспонировать в динамике одновременно восемь шпалер. При этом предусмотрена возможность музыкального сопровождения действия. Схема «Театра» состоит из огромных вертикально поставленных металлических рам на колесах, передвигающихся по рельсам с помощью электрического привода. Вся система дистанционно управляется экскурсоводом с переносного пульта. «Театр шпалер», входящий в посетительский маршрут «открытого хранения», пользуется неизменным успехом у публики. Среди экспонатов - три огромные шпалеры из серии «История Мелеагра», созданные во Фландрии в последней четверти XVII в. по картонам известного французского живописца Шарля Лебрена.

Фонд Отдела истории западноевропейского изобразительного искусства.

В декабре 2005 г. были закончены работы в хранилище западноевропейской скульптуры, которое вошло в посетительский маршрут открытого хранения Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня».

Сейчас в хранилище находится 219 экспонатов, перевезенных из фондов Государственного Эрмитажа, а также находившихся в экспозиции. Экспонаты размещены по школам и в хронологическом порядке: от античного искусства, представленного в копиях, исполненных мастерами XVII - XVIII вв., и подлинных произведений мастеров Ренессанса до современной скульптуры.

По своему происхождению произведения также очень различаются. Некоторые из них относятся к началу формирования эрмитажной коллекции пластики и были куплены во времена Екатерины II: рельеф «Дионис на кентавре»; две статуи работы неизвестного итальянского мастера середины XVIII в., украшавших Висячий сад, - «Аллегория живописи» и «Аллегория скульптуры». Многочисленны произведения, поступившие в XIX в., как приобретавшиеся, так и сделанные на заказ (среди них работы, находившиеся в бывших великокняжеских и частных коллекциях). Самые поздние поступления приобретены через Фондово-закупочную комиссию Эрмитажа или подарены авторами.

Различны экспонаты и по уровню исполнения: от подписных авторских произведений («Диана с собакой» Л. Бьенеме, «Источник» В. фон Хойера, «Свержение весталки с Тарпейской скалы» К. Клосса, «Портрет Вильгельма II» X. Гофмейстера, «Музыка» Дж. Беси), многочисленных портретов, выполненных известными мастерами разных школ по заказу членов императорской семьи и когда-то находившихся в Зимнем дворце, а также украшавших дворец декоративных статуй, канделябров и фонтанов, до копий и повторений работы неизвестных мастеров, поздних отливок и гипсовых слепков с известных произведений пластики.

Материалы, из которых созданы произведения: глина (терракота, майолика), дерево, камень (мрамор, известняк), металл (бронза, железо, свинец) и гипс, в том числе авторский (не покрытый и терракотированный), - позволяют получить широкое представление о технике и технологии скульптуры как вида искусства.

Отличительной чертой нового хранилища является продуманно организованное пространство и специально спроектированное (главный дизайнер Реставрационпо-хранительского центра А. Г. Степура) и выполненное на высоком уровне мастерами ООО «Музейные технологии» оборудование. Произведения скульптуры сосредоточены на подиумах и отдельных постаментах в открытой для прохода экскурсионных групп части хранилища. В самом хранилище, оборудованном стеллажами для скульптуры, экспонаты хорошо просматриваются через прозрачные стеклянные двери. Удачной находкой дизайнеров является шкаф-стеллаж для мелкой пластики, который отделяет служебную часть помещения и имеет заднюю стенку из матового стекла, на фоне которого статуэтки и небольшие бюсты выглядят особенно эффектно.

В связи с созданием нового хранилища проведена значительная работа по реставрации многих произведений. Практически все скульптуры, находящиеся ныне в открытой части хранилища, прошли через руки реставраторов. Новое открытое хранилище, созданное совместным трудом дизайнера, реставраторов и хранителей скульптуры Отдела западноевропейского искусства, позволяет посетителям получить достаточно полное представление о развитии западноевропейской пластики.

Фонд Отдела Востока.В хранилище Отдела Востока смонтирована специальная каркасная конструкция c изменяемой конфигурацией, позволяющая посетителям любоваться как внешней, так и внутренней стороной экспоната - военной палатки, подаренной турецким султаном Селимом III в 1793 г. Екатерине II. Палатка из кашемировой ткани, богато украшенная золотым шитьем и вышивкой, прежде из-за своих значительных размеров (510х103х250 см) не выставлялась в залах Государственного Эрмитажа.

В 2008 году «маршрут открытого хранения» дополнился еще одним помещением хранения Отдела Востока - стенными росписями из пещерных буддийских храмов в оазисах пустыни Такла-Макан вдоль Великого Шёлкового Пути.

История этих вещей необычайно интересна. В начале ХХ века фрагменты росписей были вывезены немецкими исследователями в Берлин в музей индийского искусства.

После Второй Мировой Войны эти памятники были переданы России как компенсация за ущерб, нанесённый в годы блокады Ленинграда, за разрушенные дворцы Петергофа и разделены поровну между музеем изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитажем.

Экспонаты, попавшие в Ленинград, долгие годы находились в специальном хранении. Фрагменты разрознены и не изучались со времен войны. Сейчас осуществляется их реставрация.

Самые ранние образцы, например портрет Просветляющегося Будды, датируются V веком нашей эры, самые поздние - XV в., и являют собой потрясающие примеры влияния на уйгурскую живопись различных культур и народов, проходивших по Великому Шёлковому Пути.

Благодаря искусному труду реставраторов росписи вновь засияли ляпис-лазурью и другими минеральными красками, и теперь сюжеты буддийских джатак - древнеиндийских басен и рассказов - ждут своей расшифровки.

Проведя анализ работы программы «Открытые фонды» в ряде музеев России можно с уверенностью сказать, что это перспективное, развивающееся направление в музейной деятельности, которое зачастую вызывает больший интерес у посетителей, чем постоянные экспозиции. Открытые фонды соединяют в себе идею сохранности предмета и просветительства, позволяют экспонатам жить и быть доступными зрителю.

 




2020-03-19 163 Обсуждений (0)
Маркетинговое обоснование разработки проекта «Открытые фонды» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Маркетинговое обоснование разработки проекта «Открытые фонды»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)