Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проект «Открытые фонды» в Астраханской картинной галерее



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Проект «Открытые фонды» в Астраханской картинной галерее 0.00 из 5.00 0 оценок




коллекция искусство картинная галерея

Актуальность: В условиях интенсивно меняющейся реальности музеи должны находить новые направления своей деятельности, что позволяет вызвать интерес современного зрителя к уникальному культурному наследию. Но в тоже время, сегодня, в условиях рыночных отношений музеи вынуждены искать новые пути и средства для собственного содержания. Теперь главной задачей музея наряду с сохранением и популяризацией музейных коллекций становится финансовое обеспечение. Для привлечения большего числа посетителей создаются новые проекты и программы, которые в тоже время способствуют популяризации музейных ценностей. Одним из перспективных направлений деятельности художественного музея является музейная программа «Открытые фонды». «Открытые фонды» - это уникальная программа для самых взыскательных зрителей, которая получила распространение в музейной практике последних лет, она призвана удовлетворить интерес к коллекциям, поскольку основная экспозиция музея не может вместить в себя все произведения.

Цель: предоставить возможность работы с фондами широкому кругу специалистов - искусствоведов, историков, культурологов, коллекционеров, аспирантов и студентов в рамках исследовательской деятельности.

Задачи:

Создать такую музейную среду, которая объединит фондохранилище произведений искусства и экспозиционное пространство, позволяющее зрителю более подробно и детально ознакомиться с каждым экспонатом, получив о нем необходимые сведения;

Ознакомить посетителей с уникальными предметами за счет проведения тематических экскурсий в фондохранилище.

Предполагаемые мероприятия (тематические экскурсии):

«Пейзаж в русской живописи 2-й половины XIX века»;

«Дымковская игрушка в собрании АГКГ»;

«Портрет в скульптуре» и т.д.

Содержание проекта:

Концепция программы предполагает создание в общем фондохранилище зонированной площади от остальной части хранилища. Она отличается тем, что систематизированные материалы выложены здесь свободнее, в удобной как для быстрого, так и детального осмотра, форме; в отличие от экспозиции отсутствует всякое вспомогательное оформление.

Необходимо отметить, что экспозиции «Открытых фондов» доступны не каждому посетителю, но они предоставляют возможность работы с фондами ряду специалистов - искусствоведов, историков, культурологов, коллекционеров, аспирантов и студентов в рамках исследовательской деятельности, что позволит заполнить лакуны в области изучения фондов картинной галереи.

Программа «Открытые фонды» работает лишь в редких музеях страны: в Ярославском Художественном музее, в Михайловском замке Русского музея, в Эрмитаже, в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

Астраханская картинная галерея обладает богатой музейной коллекцией. Сегодня фонды картинной галереи составляют около 20000 художественных предметов, среди них собрание русской иконы XVII - начала XX вв., живопись русских мастеров XIX века, коллекция русского авангарда, предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Программа «Открытые фонды» позволит продемонстрировать зрителям те бесценные экспонаты, которые не вошли в постоянную экспозицию. Благодаря оснащению фондохранилищ современным музейным оборудованием и обладанию богатыми фондами картинная галерея может предложить посетителям несколько тематических экскурсий: «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века»; «Дымковская игрушка в собрании АГКГ»; «Портрет в скульптуре» и т.д.

«Пейзаж в русской живописи 2-й половины 19 века». В собрании Астраханской картинной галереи пейзаж в русской живописи второй половины XIX века представлен полотнами Поленова В.Д., Шишкина И.И., Левитана И.И.

Вторая половина XIX века - это время подъема общественного движения, расцвета реализма. В эту эпоху заблистали имена целой плеяды русских художников - пейзажистов: Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов.

В этой блестящей плеяде Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых важных и почетных мест. И.И. Шишкин - один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм - деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности. Поэт природы, именно поэт, думающий ее образами. Он был ярким выразителем демократического реализма в пейзажной живописи. Своим творчеством Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Новые реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного клочка земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт природы, тонко чувствующий даже характер каждой породы дерева, в чем можно убедиться, глядя на его полотна «Дубки» и «Заросль» и собрания картинной галереи.

Собрание картинной галереи богато не только живописными работами Шишкина, но и его графическими листами. «Валаам» - графическое произведение, является не только одним из первых приобретений П.Догадина, но и характеризует один из периодов творчества художника. В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

Василий Дмитриевич Поленов - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись «европейское влияние»(А.М. Васнецов <http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovA/main.htm>), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.

Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром. В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы самой живописи, способной передавать и самые великие замыслы, и все то, чем была полна душа художника, его впечатления, настроение, он заговорил на живописном языке, завораживающем своей чистотой и богатством, умело сочетая в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами. Поленов имел незаурядный дар архитектора, музыканта и композитора, пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера, был талантливым педагогом, театральным и общественным деятелем. Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большого мастера живописи - книжной иллюстрации, сценическому оформлению, прикладному искусству, преодолев тем самым стереотипы отношения к художественному творчеству.

В живописных исканиях мастера было много нового и непривычного для своего времени: яркость, активность цвета, мягкость струящегося света, ощущение воздуха, окутывающего предметы, - то есть то, что принято называть пленэрностью. Доказательством тому являются небольшие, но яркие произведения Поленова в собрании АГКГ - это «Иерусалим в снегу» и «Баальбек».

Не меньшей вершины русская пейзажная живопись второй половины XIX в. достигла в творчестве Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Он самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французских картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет «красот природы!». Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем «божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается...» Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа «Дом с мезонином»: «На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве...» Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени. Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей, создатель «пейзажа настроения». В собрании астраханской галереи есть несколько замечательных работ художника, которые различны по характеру исполнения, но их объединяет умение Левитана передать столь несхожие друг с другом состояния природы: «Цветущий луг», «Берег озера», «Серый день», «Лесок», «Ручеек с лилиями», «Закат», «Поздняя осень», «Домик на опушке», «Деревня Бугры».

Разнообразно в собрании АГКГ представлено и декоративно-прикладное искусство. В частности хранятся предметы, иллюстрирующие один из старинных промыслов в России - «Дымковскую игрушку». «Дымковская игрушка» - оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки. История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет.Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века. Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка - неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах. Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.

Каждая игрушка уникальна и единственна. Небольшая, но представляющая определенный художественный интерес коллекция дымковской игрушки в собрании АГКГ также будет интересна многим посетителям.

Астраханская галерея также обладает фондохранилищем скульптуры, где представлены экспонаты, которые могут стать объектами демонстрирующими «Портрет в скульптуре». В собрании АГКГ находятся работы, выполненные астраханскими скульпторами, такими как Сафронов Г.П., Авдеева Т.Т, Спиридонов Г.И. Работы астраханских мастеров являют пример высокого уровня советской школы пластического искусства, которая не нашла своего развития на современном этапе.

Условия для реализации проекта.

Одним из основных условий реализации проекта является создание в общем фондохранилище площади, зонированной от остальной части хранилища. Она отличается тем, что тематически систематизированные материалы (произведения живописи, ДПИ, скульптуры) выложены здесь свободнее, в удобной как для быстрого, так и детального осмотра, форме. В отличие от экспозиции здесь отсутствует всякое вспомогательное оформление, но необходимо использование специального фондового оборудования (например, стеллажи).

Важным условием является проведение консультаций специалистов и «фондовых» экскурсий на высоком профессиональном уровне (повышение квалификации, взаимодействие с научными работниками из музеев других регионов).

Предполагаемые результаты:

.Расширение посетительской аудитории. Причем новой услугой могут заинтересоваться посетители, приходящие только для ознакомления с нашей экспозицией, что увеличит число посещений.

. Предоставление услуги на качественно новом уровне, что позволит специалистам производить изучение музейных предметов на более глубоком уровне.

. Проведенные специалистами исследования будут являться средством восполнения лакун в изучении собрания АГКГ

 


Заключение

 

На данном этапе своего существования и развития Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина предстает перед нами не просто как художественный музей, обладающий богатой коллекцией, но и как организация с определенной внутренней структурой. Музей составляют шесть отделов, каждый из которых отвечает за определенное направление деятельности галереи.

В данном исследовании, благодаря изучению истории становления картинной галереи как художественного музея, изучению направлений ее деятельности, можно сделать ряд выводов, касающихся не только АГКГ им. П.М. Догадина, но и других современных музеев в целом:

.   Зачастую роль современных музеев в культурной жизни общества кажется несколько размытой. Это в большей степени относится к местным музеям. Такое положение вещей связано не только со статусом и ценностью музейного собрания. Но вопрос затрагивает способность музея и его сотрудников встроиться в современный меняющийся мир. Чаще всего под этим подразумевают поиск новых путей к современному зрителю.

.   Процесс функционирования музея выглядит следующим образом: есть тот, кто его создаёт, - сотрудники; есть сама экспозиция, в которой представлены предметы материальной и духовной культуры; и, наконец, есть посетитель, зритель, который воспринимает музей. Так вот, сложности современных музеев зачастую связаны с нарушением этой цепочки - утратой посетителя, и, прежде всего, подрастающего поколения. Самым сложным оказывается контакт с современной аудиторией: удовлетворение её потребностей исходя из возможностей музея.

.   На сегодняшний день все музеи вынуждены искать новые направления в своей научной и просветительской деятельности. Астраханская картинная галерея обладает широким базисным материалам, но для привлечения в музей большего числа посетителей, для выработки неподдельного интереса к своим коллекциям у зрителя необходимо создание новых проектов и программ, которые будут отвечать современным требованиям.

На современном этапе своей работы Астраханская картинная галерея нуждается в создании новых проектов, поэтому на основе проведенных исследований, касающихся деятельности не только самой картинной галереи, но и ряда музеев России был разработан новый проект, который станет одним из перспективных направлений в работе галереи - проект «Открытые фонды».

Данный проект позволит вывести музей на качественно новый уровень и позволит привлечь большее число посетителей. Реализация проекта «Открытые фонды» является перспективным направлением в развитии музейной деятельности и соответствует требованиям времени. Поскольку успешный музей сегодня - это музей в который люди приходят не один раз.

Еще один проект, реализация которого может стать примером сотрудничества между учебными заведениями, музеями и публикой (потребителями музейно-туристических услуг) - это создание добротных копий знаменитых картин, хранящихся в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина. Как это может происходить? Студентам Астраханского художественного училища (не только выпускникам) регулярно приходится выполнять различные задания по композиции, живописи, рисунку. Следует оговорить с руководством училища возможность давать студентам задания не на вольную тему, не по их выбору или исходя из учебных планов (всё это мелкие организационные частности, решаемые легко при желании сотрудничества), - а именно в форме создания копий, например, рисунков и гравюр, живописных полотен знаменитых русских художников-пейзажистов, представителей авангарда (недаром именно эти картины уже являются брендом галереи). Цены на такие копии - выполненные на холсте, маслом, в рамках - могут варьироваться в зависимости от их формата и уровня схожести с оригиналом. Покупка в галерее «официальной» копии известной картины, выполненной «настоящим» художником - это совсем не то же самое, что покупка дешевой бумажной или поливинилхлоридной репродукции. Если цены на все копии не будут высокими (то есть, рассчитывать надо на туристов разного уровня достатка), то спрос гарантирован. Но - при наличии рекламы, что следует продумать отдельно.

И еще одно направление, в котором следует двигаться нашим учреждениям, специализирующимся на сохранении культурного наследия, это психологические тренинги и семинары для персонала, которые помогут ему контактировать с посетителями таким образом, чтобы они чувствовали себя нужными, важными, желанными, - чего, собственно, любые покупатели ожидают от продавца. Условно говоря, изменение работы музея должно идти от существующего пока еще «обучающе-удручающего» стиля к «обучающе-развлекающему».

Таким образом, очевидна необходимость комплексного подхода к решению всех названных проблем, ведь только в этом случае они могут разрешиться относительно безболезненно и эффективно. Направлениями такого реформирования являются: сотрудничество музеев и турфирм, включение музеев и памятников архитектуры в экскурсионные маршруты по городу и области; выработка и пошаговая реализация рекламной стратегии, направленной на формирование спроса и заинтересованности жителей и гостей города в соответствующих услугах.

Шагом к решению проблемы равнодушного отношения самих астраханцев к своей истории и культуре является и налаживание активной и постоянной работы с детьми дошкольного и особенно младшего школьного возраста, - в качестве примера можно привести деятельность Государственного Эрмитажа по работе со слабовидящими детьми, эрмитажную школу искусств, публичные лекции для всех желающих. Такая работа будет тем более эффективной, что в Астрахани не так уж много мест, куда родители могут отвести ребенка и надеяться, что там он получит позитивные впечатления и знания. Зато в городе есть педагогические училища и педагогические факультеты вузов, чьих студентов - в качестве учебной практики - можно привлекать к работе в таких музейных «школах искусств». Для более старших школьников музеи (библиотеки, архивы) могут предложить нечто подобное клубам по интересам, где ученики смогут не только развивать свои творческие задатки, но и общаться друг с другом. Опыт известного в 1990-е годы клуба «Зазеркалье» - наглядный пример тому.

 


Список использованной литературы

1. Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. М., Советский художник, 1990

2. Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Астрахань, 1993

.   Книга-альбом «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина». - Астрахань, Изд. «Волга», 2008

.   Музейная деятельность в формировании современного культурного пространства региона. Материалы региональной научно-практической конференции. / Под ред. М.В. Емелиной. - Астрахань, 2011 г. - 153 с.

.   Собиратели, хранители, реставраторы //Сборник статей. 3-й выпуск. - СПб., 2005 г. - 162 с.

.   Художественные музеи России // Справочник-путеводитель. - СПб., 1999 г. - 126 с.

.   Е.Н. Лапшичева «Отдел хранения - сердце картинной галереи», газета «Догадинка», №5, С. 12

.   Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993. С. 8-11

.   Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999. С. 57

.   Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. - СПб: Художник России, 1992. С. 7

.   Веретенников А.М. Мир Левитана. -М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003. С. 15-16

.   Водяева Л.Г. Дымковская игрушка в собрании Загорского музея. Каталог. М., 1981. С.4

.   Данн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. С. 27-28

.   Ширманов Н., Герасимова Ю., Пустовалова Ж., Огороднев С., Хаджиева З., Баткаев Н., Досов И., Николаев М. Актуальные проблемы сохранения историко-культурного наследия Астраханского края./ Музейная деятельность и формирование современного культурного пространства региона. Материалы региональной научно-практической конференции (30 июня 2011 г.) / Под ред. М.В. Емелиной. Астрахань: Издательство Сорокин Роман Васильевич, 2011. С.33-35.

Интернет-ресурсы:

15. www.agkg.narod.ru

16. www.astrobl.ru <http://www.astrobl.ru>

.   www.Asnrahan.ru/history/read/142 <http://www.Asnrahan.ru/history/read/142>

.   www.artmuseum.yar.ru <http://www.artmuseum.yar.ru>

19. www. permm.ru

.   www.rusmuseum.ru

21. www.rtr.spb.ru

.   www.rg.ru

23. www. gallerynikole.com

.   www.hermitagemuseum.org



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Проект «Открытые фонды» в Астраханской картинной галерее 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проект «Открытые фонды» в Астраханской картинной галерее

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)