Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Картинная галерея в годы Великой Отечественной войны



2020-03-19 148 Обсуждений (0)
Картинная галерея в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Решением исполкома Астраханского Горсовета депутатов трудящихся от 7 августа 1941 года «О размещении предприятий в городе» было определено предложить руководителю картинной галереи «освободить занимаемое галереей помещение под учреждение без предоставления взамен». Рекомендовано подготовить здание уже к 12 августа 1941 г. В Астрахань стремительно начинают прибывать эвакуированные. Закрываются краеведческий музей, кинотеатр «Модерн», цирк. Уплотняются школы, а освободившиеся помещения готовятся под госпитали. В начале августа 1941 года умирает старейший директор и хранитель картинной галереи, последователь П.М. Догадина, ученик П. А. Власова и истинный гражданин Николай Петрович Протасов. П.И.Волков не вернется с войны, а исполняющим обязанности директора и хранителя АКГ на период консервации собрания станет научный сотрудник И. В. Лихнинская.

В приказе №47 по окружному отделу по делам искусств при Облисполкоме от 23 августа 1941 года говорится: «Обязываю директора картинной галереи тов. Лихнинскую принять на хранение по описи имущество художественного училища. Зав. окружным отделом искусств Левшина». Всё имущество по описи сдавал Алексей Моисеевич Токарев - директор художественного училища им. П.А. Власова. На протяжении периода с 1941 по 1943 год он будет являться живым свидетелем и негласным хранителем законсервированного собрания картинной галереи. Из протокола №90 §54 заседания бюро Астраханского Окружкома ВКП/б от 11 сентября 1941 года пункт 51 и Исполкома Окружного совета депутатов трудящихся «Об отводе зданий для вновь организуемых госпиталей в городе Астрахани», следует: «1. Утвердить предложение Горкома ВКП/б и Исполкома Горсовета депутатов трудящихся о расширении госпиталей.... 2. Отвести под госпитали следующие здания:... картинная галерея - 200 коек. 3. Обязать исполком городского совета немедленно освободить указанные в п. 2 здания и приступить к оборудованию их под госпитали. Установить срок окончания работ по переоборудованию 15 сентября 1941 года». На И.В. Лихнинскую. как исполняющую обязанности директора картинной галереи, возлагалась ответственность за консервацию произведений собрания АГКГ, т.к. готовящаяся ранее эвакуация стала невозможной за неимением времени. Коллекция была свернута: большая часть произведений упакована, сложена в сундуки и ящики на цокольном этаже галереи. Остальная часть, главным образом, полотна и скульптура, судя по актам приема и сдачи, размещена по госпиталям. Уже 18 сентября 1941 года в здании картинной галереи был развернут эвакогоспиталь 3267 (3801) народного комитета обороны. Как и остальные лечебные учреждения подобного типа, он относился к местному эвакопункту. Всего в Астрахани в 1941-1942 годах было развернуто 27 эвакогоспиталей на 20000 коек. Из них 5 госпиталей прибыло из других областей.

Позже, в 1943 г. откатившаяся от города война оставила за собой разрушения, пожарища, запустение и нужду, тяжело и медленно возвращается Астрахань в размеренный ритм обычного тылового города. Наступает черёд открытия картинной галереи. Предстояла большая и кропотливая работа по восстановлению здания, возврату произведений, выданных на время другим госпиталям, составлению новых инвентарных книг и описи имущества. Это было сделано ценой огромной работоспособности, силой воли, любви к собственной профессии и родному городу, верности музейному делу Алексеем Моисеевичем Токаревым.

Из материалов ГААО - решение Астраханского окружного совета депутатов и трудящихся от 2 апреля 1943 года:

«1. Учитывая всю важность и культурную значимость изобразительного искусства, возобновить работу Астраханской государственной картинной галереи, для каковой цели предоставить ей помещение левой половины нижнего этажа дома Партпроса.

.Заведующему окружным отделом искусств Каверину срочно предоставить соображения по ремонту вновь отведенного помещения для картинной галереи и содержание ее штата на 1943 год.

.Предложить окркомхозу оказать содействие директору картинной галереи тов. Токареву в части возврата экспонатов галереи, находящихся во временном пользовании в Управлении гостиниц.

.Директору картинной галереи тов. Токареву принять срочные меры к возврату имущества и экспонатов, ранее выданных во временное пользование разным организациям.

.Сохранить за галереей как место хранения имущества и экспонатов занимаемое ею в настоящее время полуподвальное помещение по ул. Свердлова, 79»

В одиночку A.M. Токареву справиться с таким грузом ответственности - начать работу по восстановлению экспозиции художественного музея рядом с больничными койками и немецкой речью - было бы сложно (до осени 1943 г. госпиталь в здании ещё действовал). На помощь пришел Николай Николаевич Скоков - ученик, друг и соратник. Вместе они приступили к работе, начали заново описывать собрание галереи. В тёплой одежде, с керосиновыми лампами в помещениях цокольного этажа, им приходилось работать, не разгибаясь часами. И к концу 1943 года галерея полностью вступила в права хозяина плотниковского особняка. Правда, дом был уже другим. Из акта передачи здания от эвакогоспиталя следует: «...выбиты 36 оконных звеньев, отсутствовали выключатели и электропатроны, замки и ручки в большинстве дверей» (из материалов ГААО). Обживать здание заново, создавать экспозицию, восстанавливать инвентарные записи А.М. Токареву и Н.Н. Скокову приходилась с нуля. Назначенному директором картинной галереи, Токареву приходилось одновременно работать во всех направлениях: хозяйственном, научном и административном. Первого января 1944 года галерея вновь приняла посетителей. Победная весна была отмечена открытием шести обновленных экспозиционных залов, что стало главной победой сотрудников музея, сохранивших бесценные произведения искусства в тяжелое время войны.

В этого момента картинная галерея получает практически свое второе рождение. Возобновляются поступления произведений в фонды. Со временем галерея приобретает статус одного из самых значимых и развивающихся художественных музеев Нижнего Поволжья.

 



2020-03-19 148 Обсуждений (0)
Картинная галерея в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Картинная галерея в годы Великой Отечественной войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)