Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кризис социального в 2000-2010х гг. (на примере позднего творчества режиссеров Андрея Звягинцева, Дэвида Кроненберга, Жан-Люка Годара, Ксавье Долана)



2020-03-19 244 Обсуждений (0)
Кризис социального в 2000-2010х гг. (на примере позднего творчества режиссеров Андрея Звягинцева, Дэвида Кроненберга, Жан-Люка Годара, Ксавье Долана) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возросший интерес к проблеме человеческих взаимоотношений в творчестве известных и начинающих режиссеров позволяет сделать вывод о том, что в 21 веке в обществе назрели противоречия, которые необходимо осмыслить и решить. О кризисе семьи писал социолог и футуролог Элвин Тоффлер, связывая это с переходом общества на постиндустриальную ступень развития. О конце социального в одноименной работе писал социолог и культуролог Жан Бодрийяр. Рассмотрим социальную тему в творчестве режиссеров - участников Каннского фестиваля последнего десятилетия.

В 2014 году российское кино представлено на Каннском кинофестивале фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан». Режиссер снова снял фильм о социальных противоречиях (раннее он обращался к этой теме в фильме «Елена»). По замыслу автора, проблема одного человека должна в этом фильме вырасти до мифологических масштабов общечеловеческой трагедии.

Предыдущий фильм Звягинцева «Елена» 2011 года был удостоен специального приза «Особый взгляд» на Каннском фестивале. Драма с беспощадной документальностью показывает, какой жестокостью могут обладать люди, которым не хватает средств. Они не нуждаются настолько, чтобы умирать с голода или от болезней, деньги нужны им для обыденной житейской потребности - и ради этого они готовы пойти даже на убийство. Сюжет представляет собой практически историю Раскольникова, только без последующего наказания. Значительно увеличивает масштабы трагедии и то, что преступление совершается по отношению к человеку, когда-то любимому. Снова с экранов звучит бергмановская тема семейных отношений.

Фильм «Изгнание» этого же режиссера, представленный на Каннском кинофестивале 2007 года, рассказывает о расколе в отношениях мужа и жены. Это еще более тяжелый и загадочный фильм, не пытающийся проанализировать причины разлада пары, но наполненный символами, которые можно трактовать только в библейском ключе. Минималистичная манера, в которой он снят, создает у зрителя то тягостное напряжение, в котором происходит совместная жизнь героев.

«Елена» и «Изгнание» - фильмы-предостережения, попытка заставить человека прислушаться к Другому. В плане кинематографическом - это картины, пытающиеся заполнить пустоту в отсутствие великих мастеров, отсюда и сходство стилистики с манерой Тарковского.

Жан-Люк Годар, режиссер, которого считают чуть ли не ключевой фигурой современного артхауса, в этом году представил на конкурс фильм «Слова, прощайте!» (дословный перевод - «Прощание с языком») о паре, которая больше не может общаться между собой. С ними остается собака, и только она - мостик между ними. Трейлер обещает, что это будет один из тех фильмов режиссера, которые легко и приятно смотреть. Фильм будет показан и в формате 3D, что связано, скорее всего, с потребностью приобщить к теме и массового зрителя.

В настоящее время режиссер Дэвид Кроненберг продолжает снимать фильмы на социальную тему - поворот к ней в его творчестве произошел в начале 2000-х, до этого его больше интересовала фантастика. В этом году он представил фильм «Звездная карта» (точный перевод - «Карты к звездам») - попытку показать оборотную сторону Голливуда. В этой картине выйдут на первый план проблемы, которые режиссер поднимал в своем творчестве раньше: наркотическая зависимость (ярко выражено в фильме «Обед нагишом» по книге У. Бэрроуза «Голый завтрак), психические расстройства («Паук»), расслоение общества («Космополис»).

Каннский фестиваль отметил работу Кроненберга как кинорежиссера лишь один раз, когда фильм «Автокатострофа» удостоился особого упоминания жюри за «мужество, смелость и оригинальность», чем вызвал протест публики. На фоне предыдущих работ режиссера фильм кажется холодным и пустым. Сюжет повествует о странной сексуальной девиации. Критики увидели в этом метафору современной действительности, в которой отношения между людьми могут существовать только в соприкосновении с травмой и разрушением. Мир пресыщен, человеческие взаимоотношения дошли до предела отчуждения, и миром правят вещи-фетиши, а сексуальное желание срастается с влечением к смерти.

-летний Ксавье Долан, в фильмографии которого уже значится 5 режиссерских работ, участвует в Каннском конкурсе в четвертый раз. Он вновь обратился к неисчерпаемой теме матери и сына. Его дебютный фильм «Я убил свою маму» обвиняет главную героиню в том, что она ничего не знает о жизни собственного ребенка. Это полубиографический фильм, в нем большое количество монологов, которые произносит сам Ксавье. Картина была показана в «Двухнедельнике режиссеров» и завоевала там приз «Взгляд молодых». На этом же фестивале ему были вручены еще две премии.

В следующем году Долан представил «Воображаемую любовь» о паре друзей, безответно влюбленных в юношу-нарцисса. Работа выиграла приз Режара Жене в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Этот эстетский фильм, наполненный музыкой, яркими красками и светлой тоской молодости, очаровал многих.

В 2012 году выходит картина Ксавье Долана о писателе средних лет, учителе литературы, который решает стать транссексуалом, и о его непростых отношениях с его подругой и обществом. Фильм был показан в программе «Особый взгляд», Сюзанн Клеман удостоилась приза за лучшую женскую роль, а фильм - Квир-пальмы. Работа пронзительна, переживания героев убедительны, но психология 30-летних людей выведена ошибочно.

В новом фильме «Мамочка» критике подвергается подросток с синдромом дефицита внимания, терроризирующий мать. Третьим участником конфликта оказывается соседка, меняющая жизнь героев. «Мамочка» участвовала в главном конкурсе Каннского кинофестиваля и принесла режиссеру приз жюри.

В обращении к проблеме человеческих взаимоотношений, которая стала популярна в начале 21 века, вполне возможно увидеть закономерность. Источником проблем между героями являются как вечные неразрешимые конфликты - матери и сына, супругов в длительном браке, так и сравнительно недавно проявившие себя проблемы - разобщения людей в связи с развитием техники, непонимание и неприятие обществом транссексуалов.

Поставленные вопросы не находят ответов в пространстве фильма, однако заставляют общество прислушаться к проблеме и начать процесс осмысления ситуации.

Фильм, как текст культуры, несет в себе информацию об историческом и социокультурном контексте, в котором он был создан. Конкурсный отбор кинофестивалей отсеивает наиболее стоящих представителей. На основе отобранных фестивалем фильмов можно выявить наиболее часто встречающиеся темы, идеи, пользующиеся популярностью у кинематографистов в определенный год. Анализ этих элементов позволит определить закономерности в развитии общества.

На основе фильмов Каннского кинофестиваля можно проследить следующие тенденции в обществе: антимилитаристские настроения, легитимация принципа удовольствия, стремление к заполнению экзистенциальной пустоты, поиск новой морали.


 

Заключение

 

Миссия кинофестивалей - вычленение из потока создаваемых фильмов наиболее достойных киноработ для формирования наследия человеческой культуры. Значение кинофестивалей - и в пробуждении интереса зрителей к развитию искусства, и в мотивации кинематографистов на поиск новых форм выражения. Международные кинофестивали способствовали усилению глобалистских процессов, расширению международных связей, утверждению гуманизма и толерантности. Кинофестивали - пространства для выражения политических мнений, осмысления культуры. Каждый фестиваль имеет свою специфику, все они благотворно влияют на культуру, создавая пространства для творчества и поле для исследований. Все кинофестивали, так или иначе, отражают течение культурных процессов, происходящих в обществе. Наиболее показателен в этом плане Каннский кинофестиваль, крупнейший и самый престижный в Европе.

Каннский кинофестиваль, так или иначе, формируют все крупные события, происходящие в мире. С точки зрения анализа культурных процессов в Каннском фестивале показательны следующие моменты: влияние на ход фестиваля общественных событий, отражение политических вопросов в фильмах фестиваля, зависимость присуждения призов от политических соображений, реакция общественности на фестиваль, участие различных стран в конкурсе, темы, поднятые в фильмах - победителях фестиваля. Наиболее значительным, на наш взгляд, является именно этот параметр, поскольку фильм - обладатель Золотой пальмовой ветви становится фильмом года, активно обсуждается и имеет шансы на то, чтобы остаться в истории кино (если он является носителем определенного социального опыта) и являться маркером культуры этого года.

Культура через произведение киноискусства выполняет функцию адаптации общества к изменениям условий его обитания, а так же функцию формирования мировоззрения, накопления социально значимых знаний, представления и опыта. Основные функции кино сохраняются в каждом фильме, будь то - продукт массовой культуры, «кино на один раз», или серьезное произведение киноискусства. Фильм исполняет рекреативную функцию (избавляя от страха неизвестности, различных фобий и фрустраций, погружая зрителя в мир персонажей со сходными проблемами). На следующем уровне стоит функция передачи информации посредством визуального представления образов и идей. Следующий уровень - формирование мировоззрения человека.

В данной работе мы рассмотрели фильм «Сладкая жизнь», знакомящий зрителя с новым образом жизни, в центре которого находится принцип наслаждения, и фильм «Великая красота», подводящий итоги полувековому правлению этого принципа в культуре. Поставленный в фильме вопрос о продуктивности данного образа жизни символизирует переход на новый этап культурного процесса.

На основе фильмов «Разговор», «Жилец» и «Бартон Финк» было обнаружена новая форма репрезентации героя в кинематографе - в обстановке беспомощности и внутренней опустошенности. Появление такого образа в культуре свидетельствует о критическом состоянии «массового человека», лишенного индивидуальности и воли к борьбе.

В конце 20 века в текстах культуры проявила себя потребность в создании новой морали. На этом фоне произошло обращение к религии. Эту тенденцию можно заметить и в фильмах представителей традиционных культур («Время цыган» Эмира Кустурицы, производство Югославии и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, производства Грузии), так и в кинематографе стран с более синкретичной культурой (как в фильме «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, производства США).

В начале 21 века возникли социальные противоречия в связи с замещением техническими средствами института общения и в связи с недостаточной толерантностью общества к ее членам, выбирающим собственную личность. Это отражено в творчестве режиссеров Андрея Звягинцева, Дэвида Кроненберга, Жан-Люка Годара, Ксавье Долана, создавших в 2000-2010х гг. социально ориентированные фильмы.

На основе исследованных фильмов Каннского кинофестиваля можно проследить следующие тенденции 20 века в европейском обществе: легитимация принципа удовольствия в культуре и раскрепощение жизни 60-80х гг., антимилитаристские движения 60-80 х гг., которые во многом были обусловлены Вьетнамской войной, опустошение внутреннего мира индивида и инфантилизация общества, потребность в реабилитации морали в конце 20 века, кризис семьи и человеческих взаимоотношений в начале 21 века. Эти тенденции во многом стали заметны благодаря интересу к личности, который появился в кинематографе с 60-х гг. Ставя в центр повествования отдельно взятого героя, искусство кино обнаруживало типичные для социокультурного контекста черты.

При этом фестивальное кино всегда остерегалось использования императивов в вопросах морали. Оно не стремилось вести за собой массы, но предлагало пищу для размышлений. Фильмы подобного рода, не ставящие основной своей целью напрямую влиять на человечество и поддерживать общепринятые взгляды, интересны с точки зрения анализа глубинных проблем общества. В них реализуется важная функция кино - подталкивать человечество к саморефлексии.

Кинематограф, как синтез искусств, содержит богатейший материал, как для диахронических, так и для синхронических исследований общества и культуры. С этой точки зрения Каннский кинофестиваль, как ежегодное культурное событие мирового масштаба, может и должен являться объектом культурологического и историко-культурного изучения. Являясь индикатором культурных процессов, он поставляет исследователю материал не только для анализа событий и явлений, но и для определенного рода прогнозов развития общества, его сознания и морали. В представленной дипломной работе сделана попытка прочертить основные направления изучения темы. Исследование в этом плане может иметь продолжение.

Список литературы

 

1. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб: Университетская книга, 1997. С. 420-424.

.   Аронсон О. Метакино. М.: - Ад Маргинем, 2003. 261 с.

.   Аронсон О., Петровская Е. По ту сторону воображения. Современное искусство и современная философия. - Нижний Новгород, Приволжский филиал ГЦСИ, 2008. С. 230.

.   Артюх А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра // Искусство кино, №5, 2007.

.   Базен А. Что такое кино? - М.: «Искусство», 1956.

.   Барт Р. Проблема значения в кино // Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2004. - 512с.

.   Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2000. С. 17.

.   Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Перевод с фр. Н.В. Суслова. Екатеринбург. Издательство уральского университета. 2000.

.   Гинзбург С.С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974.- 264 с.

.   Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. - М: Высшее образование, 2005. - 940 с.

.   Делез Ж. Кино. М.: - Ад Маргинем, 2004. 626 с.

.   Долин А. Уловка XXI. Очерки кино нового века. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2010. 547 с.

.   Дондурей Д.Б. Новые зрители без нового кино. // Искусство кино. 2004, № 5.

.   Дубин Б. Последнее восстание интеллектуалов. // Вокруг света, №12 (2855) Декабрь 2011.

.   Дунаевский А., Генералов Д. История Каннского фестиваля: Каталог-справочник. Винница: «АКВИЛОН», 1998. - 560с.

.   Дэвидсон Ф.Б. Война во Вьетнаме. - М.: Изографус, Эксмо, 2002.

.   Жабский М.И. Кино в современном обществе: функции воздействие - востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт- Бабушкин. - М.: НИИ киноискусства, 2000. - 375 с.

.   Жабский М.И. Кино и общество: глобализация функционального взаимодействия // Кино в мире и мир кино. М.: Материк, 2003.

.   Западный кинематограф: проблемы и тенденции: США, Италия, Франция, Испания, ФРГ, Финляндия (Сб. статей). М.: Знание, 1981. - 160 с.

.   Зиммель Г. Избранное. Том первый. Философия культуры. М: Юрист, 1996.

.   Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.

.   Изволов Н. Феномен кино: история и теория / Н.Изволов М.: Материк, 2005.- 164 с.

.   История мировой культуры (мировых цивилизаций). Под научн. ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. 534 с.

.   История кино: современный взгляд: киноведение и критика. Сборник статей / сост. М. Зак; отв. ред. Л. Будяк. М.: Материк, 2004. -155 с.

.   Кадетова Э.Г. История мирового кино. Учебно-методическое пособие. Томск, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2008. 151 с.

.   Караганов А.В. Не только отражает, но и творит. М.: Сов. писатель, 1981. - 302 с.

.   Кинематограф и культура. // Вопросы философии. 1990. - № 3.

.   Киноискусство нового мира. М.: Искусство, 1981. - 215 с.

.   Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей // Общественные науки и современность, 1992, № 3

.   Кудрявцев С. 3500. Книга кинорецензий. М.: 2008. В 2 т.

.   Кузнецов С. Реальное кино в виртуальном мире Текст. / С. Кузнецов // Искусство кино. 1999. - № 3. - С. 125 - 130.

.   Культурология, ХХ век. Составитель: С. Левит. Университетская книга, 1998 г.

.   Левин А.И. Киноискусство как фактор формирования системы ценностей современного общества /А.И. Левин // Философские науки. - 2004.- №1-С. 5-18.

.   Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Ээсти раамат, Таллин, 1973. - С. 53.

.   Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерных исследований. Минск, 2000.

.   Минегетти А. Кино, театр, бессознательное / А. Минегетти. Том 1. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. 384.

.   Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

.   Муриан В.М. Реальное и идеальное в современном киногерое.- М.: Искусство, 1974. 144 с.

.   Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010.

.   Огурчиков П.К. Экранная культура как новая мифология // Аналитика Культурологии, № 14 / 2009

.   Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

.   Паркинсон Д. Кино. - М.: «Росмен», 1996.

.   Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-XXI, 2003. - С. 40.

.   Пиотровский, А. И. Международный смотр кинематографии (К итогам кинофестиваля в Москве) // Театр. Кино. Жизнь / Сост. и подгот. текста Акимова А.А., общ. ред. Добин Е. С.. - Л.: Искусство, 1969. С. 475

.   Плахов А. Режиссеры настоящего: визионеры и мегаломаны. Амфора & Сеанс, СПб, 2008.

46. Плахов А. Упадки сладки. // Коммерсантъ, №186 <http://www.kommersant.ru/daily/73930> от 11.10.2013, стр. 14.

.   Плахов А. Священные чудовища // Всего 33. - Винница: Аквилон, 1999.

.   Починина Е.Н. Время цыган как манифестация вечного мифа (современное кино и вечные архетипы) // Томск, 2006. С.61-63.

.   Разлогов К.Э. Интерактивность в экранной культуре. // Киноведческие записки. 1996. - Вып. 30. - С. 263 - 271.

.   Разлогов К. Э. Кино «не культура». // Искусство кино. - 1997. - № 6. - С. 45 -47.

.   Разлогов К. Э. Искусство экрана от синематографа до Интернета. М.: - Росспэн, 2010. 287 с.

.   Ратгауз М. Кому еще нужна кинокритика? // Сеанс, 24.08. 2012.

.   Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. М.: Изд.-во иностранной литературы, 1957. - 463с.

.   Славой Ж. 13 опытов о Ленине. - Издательство «Ад Маргинем», 2003. С.164-165

.   Славой Ж. Сосуществование с негативом // Художественный журнал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB>, № 9. М.: 1996. С. 79-83.

.   Славой Ж. Киберпространство, или Невыразимая замкнутость бытия // Искусство кино, № 1. М.: 2000.

.   Скуратовский В. Кино как «открытие человека». // Киноведческие записки. 1997. - Вып. 34.

.   Соколов В.С. Киноведение как наука. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 416 с.

.   Тоффлер Э. Третья волна. - Москва: АСТ, 2004.

.   Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. / Ю.Н. Тынянов. М.: Искусство, 1977 - 574 с.

.   Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. - М.: Академическая книга, 2000, 2002, 2003 (второе переработанное и дополненное издание). М.: Согласие, 2010.

.   Черненко М. Европейское кино как единое культурное пространство // Киноведческие записки. №24 - С.239-248.

.   Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». - М.: Искусство, 1988.

.   Энциклопедический кинословарь. - М., 1983; М., 1995

.   Эко У. Отсутствующая структура. Спб, 1998. - 432 с.

.   Эко У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике /У.Эко. СПб.: Академический проект, 2004. - 384 с.

.   Экранная культура в XXI веке. - М.: ФГОУ ДПО ИПК работников телевидения и радиовещания, 2010. 416 с.

.   Ярская-Смирнова Е.Н. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики. // Журнал социологии и социальной антропологии Саратовского технического университета. 2001. Том IV. № 2. С. 101 - 117

.   Adair G.Vietnam on Film: From The Green Berets to Apocalypse Now. Proteus. New York : Proteus : Distributed by Scribner, 1981.

.   Biskind P. Down and Dirty Pictures: Miramax, Sundance, and the Rise of Independent Film, Simon & Schuster,ý 2004. 545 p.

.   Conard M.The Philosophy of Film Noir, University Press of Kentucky,ý 2006. 248 p.

.   Dawson J. Quentin Tarantino: The Cinema of Cool, Applause,ý 1995. 242 p.

.   Kolker, R.A Cinema of Loneliness: Penn, Stone, Kubrick, Scorsese, Spielberg, Altman, 3d ed. New York: Oxford University Press. 2000. 484 p.

.   Lim D. They'll Always Have Cannes. // Top magazine staff. May 15, 2012

.   Гожанская И.В. Кино как объект культурологического исследования: автореферат кан. дис. культурологии, Саратовский государственный технический университет, 2006. 25 с.

.   Караваев Д.Л. Феномен "китайского взлета" в мировом кинематографе 80-х - 90-х годов, 1984-1996 гг.: кан. дис. искусствоведения, М., НИИ Киноискусства, 1997. 188 с.

.   Огурчиков П.К. Экранная культура как новая мифология : на примере кино: док. Дис. культурологии, М., МГУКИ, 2008. 287 с.

.   Разлогов К.Э. Кинопроцесс в современном буржуазном обществе. (Критический анализ взаимодействия киноискусства и политического и религиозного сознания): док. дис. искусствоведения, М., Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1984. 405 с.

.   Самутина Н.В. Репрезентация европейского культурного сознания в кинематографе последней трети XX века: кан. дис. культурологии, М., РГГУ, 2002. 228 с.



2020-03-19 244 Обсуждений (0)
Кризис социального в 2000-2010х гг. (на примере позднего творчества режиссеров Андрея Звягинцева, Дэвида Кроненберга, Жан-Люка Годара, Ксавье Долана) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кризис социального в 2000-2010х гг. (на примере позднего творчества режиссеров Андрея Звягинцева, Дэвида Кроненберга, Жан-Люка Годара, Ксавье Долана)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)