Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация роли кино как культурный процесс



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Трансформация роли кино как культурный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Начало кино было Большим взрывом. В центре этого взрыва вращалась утопия». Михаил Ратгауз, один из немногих российских кинокритиков-профессионалов, пишет о том, что на ранних этапах кино ставило перед собой цель рассказать историю, понятную всем, и выразить смыслы и чувства, понятные многим, преодолеть языковые барьеры. Для многих интеллектуалов кинематограф открывал дорогу к разговору со всем человечеством. Мы говорим, естественно, не о самых первых годах после изобретения кинематографа, а о времени утверждения кино как полноценного вида искусства.

С 1920-х кинематограф осознал себя как силу, способную диктовать миллионам и переделывать реальность. Это качество быстро оценила политика XX века, и особенно тоталитарная. «Кино учило не только носить плащ в солнечную погоду, но и без рефлексий умирать в окопе».

-е стали для критики борьбой за отход кино от условности. Над этим работали в Италии журналы Bianco e Nero и Cinema, благодаря которым на горизонте кино появился неореализм, в Англии журнал Sequence, а в Америке Роберт Уоршоу и Джеймс Эйджи.

Блокбастеры изобрели в 1950-е в качестве фильмов, которые должны идти в кинотеатрах неделями, это было соревнование с телевидением, попытка вернуть кино в повседневную жизнь, в еженедельный ритуал.

В 1970-х видео меняет ритуал кинопросмотра: появилась возможность заказать фильм на дом вместе с едой. Критик Кент Джоунс в начале 1980-х работал в видеопрокате в Нью-Йорке. Однажды к нему зашел человек, интересующийся, не может ли Джоунс найти для него что-нибудь «большое и мягкое, во что можно погрузиться на целый вечер, вроде «Крестного отца». Сравнение гангстерской саги с предметом мягкой мебели само по себе было достаточно выразительным.

С 1950-х кино перестает быть мировым диктатором. Ему не до того, оно старается расслышать эмоции зрителя на диване. К концу 1970-х кинематограф практически избавляется от своих мессианских амбиций. Как написал Джим Хоберман, оно перестает предлагать человеку «невозможное» и «растворяется в зрелище повседневной жизни». Михаил Ратгауз утверждает, что с 1980-х кино прекращает производить модели для подражания. Это довольно спорное утверждение: супергерои продолжают продуцировать ценности, модели отношений в повседневной жизни зачастую формируются из экранных образов и т.п. При этом высказывание Жана-Люка Годара, мэтра французского кино - «было время, когда кино действительно могло положительно повлиять на общество, но это время прошло» - звучит гораздо более убедительно.

В целом, функция кино состоит: на низшем уровне - в передаче определенной эмоциональной, реже познавательной информации, на высшем уровне - в формировании личности человека. Подтверждает это Ю.М. Лотман: «Сила воздействия кино - в разнообразии построенной, сложно организованной и предельно сконцентрированной информации, понимаемой в широком … смысле, как совокупность разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, передаваемых зрителю и оказывающих на него сложное воздействие - от заполнения ячеек его памяти до перестройки структуры его личности».

Показателен в данном вопросе следующий культурный текст. В киноальманахе «У каждого свое кино», выпущенном к 60-летию Каннского фестиваля, на задание снять 3-минутный фильм о зале кинотеатра сразу несколько режиссеров откликнулись картинкой пустующего зала, одна короткометражка вообще рассказывала о «последнем кинотеатре в мире». Настоящее кино стало воспоминанием, и у него есть только один зритель - женщина, которая прольет слезу в пустом зале, или киноман-одиночка, влюбившийся в кино еще до появления кассет и дисков. Молодого зрителя показал только режиссер Чжан Имоу. В его фильме кинематограф встречают как чудо, но все происходящее выглядит как ретроспектива. И мальчик, так долго ждавший встречи с кино, засыпает, его не дождавшись, символизируя то, как непросто фильму и зрителю встретится.

Сам кинозал у режиссеров альманаха ассоциировался либо с любовью, либо с убийством, либо с воровством. Происходит процесс утраты кинематографом своих позиций. Возможно, показанное не стоит распространять до масштабов кино в целом, быть может, режиссеры снимали лишь о том кино, которое они снимают, но тенденция прослеживается. Кино уходит из кинотеатра вместе со своим последним зрителем. Впрочем, Каннский кинофестиваль доказывает обратное - каждый год на смотры невозможно достать приглашения.

Вернемся к функциям кинематографа. Среди них немаловажны манипулятивные. «Задача новых мифов, рождаемых экраном - восполнение ограниченности человеческих возможностей, освобождение от страхов перед неведомыми и неконтролируемыми процессами, происходящими в современной культуре. Экранная культура предлагает зрителю новую мифологическую реальность, в которой можно сконструировать приемлемые образы и границы будущего, освобождает от страха перед завтрашним днем, предлагает мнимый «рай» иллюзий, за которыми прячутся более совершенные технологии подчинения и контроля над «молчаливым большинством», навязывание ему удобных для социума приоритетов».

Сейчас кино во многом пытается подцепить зрителя, оперировать штампами, которые имеют успех, или шокирует его, пытаясь вызвать эмоциональную реакцию. Воздействие на зрителя - основная цель кинематографа. В этом плане кинематограф смыкается с массовой культурой.

Есть и другие образцы кино, развивающиеся независимо, которые подпитываются как актуальными темами, так и вечными, и ищут новые формы выражения.

Кинематограф за столетнюю историю развития прошел путь от аттракциона до мощнейшего оружия манипуляции обществом. Во второй половине 20 века кино утратило позиции мирового диктатора, вместе с ослаблением тоталитарных государств перестало быть орудием пропаганды. Кинематографисты стали больше прислушиваться к зрителю, нередко это сильно вредило художественной стороне кинопродукции, порождая штампы.

При этом на протяжении всей истории появлялись фильмы, признаваемые сообществом за шедевры, которые расширяли и усложняли само понятие искусства, влияли на развитие других видов творчества, нередко влияли и на историю человечества.

В целом, основные функции кино сохраняются в каждом фильме, будь то - продукт массовой культуры, «кино на один раз», или серьезное произведение киноискусства. Фильм исполняет рекреативную функцию (избавляя от страха неизвестности, различных фобий и фрустраций, погружая зрителя в мир персонажей со сходными проблемами). На следующем уровне стоит функция передачи информации посредством визуального представления образов и идей. Следующий уровень - формирование мировоззрения человека.

 



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Трансформация роли кино как культурный процесс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация роли кино как культурный процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)