Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реабилитация морали в конце 20 века в фильмах «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987), «Время цыган» Эмира Кустурицы (1988), «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994)



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Реабилитация морали в конце 20 века в фильмах «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987), «Время цыган» Эмира Кустурицы (1988), «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В этих фильмах предпринята попытка реабилитации морали, происходит обращение к ценностям, религии, что встречалось довольно редко в артхаусном кино, начиная с 60-х гг.

«Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987)

На Каннском фестивале фильм получил следующие награды: Гран-при, специальный приз Международной федерации кинопрессы, приз экуменического жюри.

Перед зрителем разворачивается мрачная сказка, аллегорически повествующая о судьбах страны (условной, кстати говоря) в период тоталитаризма и после него. Абуладзе создает собирательный образ деспота, изворотливого и лицемерного демагога. Фамилия главного героя Аравидзе придумана, в переводе с грузинского она означает «никто».

В фильме реализовано народное мнение о том, что большая вина не умирает вместе с человеком (на этом, в частности, базируется принцип кровной мести).

Аравидзе злоупотреблял своей властью настолько, что пытался даже ограничить свет, исходящий от солнца - гротеск, к которому прибегает режиссер, иллюстрируя общественное мнение о губительности власти. Абсурдность тирании так же подчеркивают многочисленные анахронизмы в фильме.

«Дети не могут отвечать за грехи отцов» - еще одна народная мысль, на которую указывает имя сына тирана - Авель (библейский персонаж, невинно убитый своим братом).

Основной конфликт построен вокруг семейных ценностей, это хорошо видно в сцене, где женщины и дети ползают по причалу в поисках бревен, на которых написаны имена их супругов и отцов, - единственной весточки от врагов народа. Нашедшие целуют трещинки в дереве, которых касалась рука близкого.

В фильме прослеживается влияние постмодернизма.

Даже благородная идея главной героини в определенном эпизоде подвергается осмеянию.

При этом на фоне современного мировоззрения происходит обращение к религии: «зачем дорога, если она не ведет к храму?» - спрашивает второстепенный герой, и это становится финалом фильма.

«Время цыган» Эмира Кустурицы (1988)

«Золотая пальмовая ветвь» за лучшую режиссуру 1999 года.

В фильме реализована попытка вывести представления о цыганах как о нации на новый уровень. Во-первых, это первый фильм о цыганах на цыганском языке. Во-вторых, негативному образу цыгана противопоставлен положительный образ, цыгане пропагандируют честность, что должно восприниматься зрителем как элемент истинной морали народа. Расскажем о ней подробнее.

Множество цыган нечестным путем зарабатывают за границей, покупают детей, воруют, попрошайничают. Но эти деньги, по традиционным представлениям, не принесут счастья. К такому выводу приходит и главный герой, которого настигает расплата за отказ от честного, праведного пути. "Вместе с золотом Бог забрал и мою душу", говорит он. Даже дядя героя, отчаянный игрок и гуляка, который душу в карты готов проиграть (по его собственным словам: "Мне и головы своей не жалко, лишь бы отыграться"), и от которого забеременела 11 летняя девочка, к концу фильма говорит: "От этой ракии на бабу становишься похож".

Человек, вставший на нечестный путь, уже не может быть счастлив. "После того, как я поймал на лжи самого себя, я уже никому не могу верить", говорит разочарованный Перхан. Мораль здесь исходит из свойства человека мерить по себе всех остальных.

Положительные стороны народа отразились в образе цыганской мамы, бабушки главного героя - спокойной и верной себе, упертой и честной, жизнь свою отдающей внукам. Деньги ее не волнуют, главное - счастье семьи.

В фильме обыгрывается черта мировоззрения цыган - фатализм. В финале фильма цыганенок, сын главного героя, разбивает стекло и ворует золотые монеты с глаз покойного отца, что укрепляет мысль о том, что воровство у цыган неистребимо. Жена главного героя умирает так же, как его мать, что замыкает круговорот событий и утверждает невозможность земного счастья.

Традиционная ценность семьи и брака оборачивается против человека, когда разъяренная женщина стреляет в молодого парня. "Я убью тебя за то, что ты не дал мне выйти замуж", произносит она. Впрочем, замужество на протяжении всего фильма ассоциируется с товаром. Постоянно присутствуют сомнения в отцовстве детей. Все это говорит об обесценивании института брака, сильном падении морали, и о заложенном в менталитете цыган стремлении к свободной любви - об этом повествует множество народных и художественных культурных текстов - поэмы, романсы, песни, это встречается даже в поэме «Цыганы» А.С.Пушкина.

Однако представления о романтике, любви гораздо более возвышенны. Старшее поколение мечтает о парках и танцах, зажигает бенгальские огни в постели. Вчерашние дети вырезают на груди имена друг друга. Не в силах преодолеть препятствия на пути к браку, Перхан, главный герой, еще подросток, собирается покончить с собой, и перед смертью пишет письмо любимой, но съедает его, чтобы ему не было стыдно, что он лишает себя жизни из-за женщины. Крайне поэтично выражение любовных чувств: "Люби меня, как свои собственные глаза, а когда я вернусь, одену тебя, как жену министра", утешая невесту, жених говорит: "от слез бывают морщины".

Мораль невозможна без существования в культуре бинарных оппозиций. О борьбе добра и зла в фильме через введение в сюжет архетипических персонажей подробнее пишет Е.Н. Починина в статье «Время цыган как манифестация вечного мифа».

Немаловажно и обращение к религии. "Причиняя боль самому себе, ты обижаешь Бога, большой грех на душу берешь". Религия здесь используется как средство гармонизации социальной среды.

«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994)

Мораль этого фильма близкая к голливудской, но гораздо менее навязчива: нечестные пути заработка не решают проблем, а умножают их. Показана неправдоподобная с точки зрения повседневной реальности эволюция героев в сторону добра - Бутч движется от непреднамеренного убийства к преднамеренному (убийству злодеев), Джулс движется от убийств к отказу от насилия.

Обращение к религии так же присутствует в фильме: Джулс произносит большое количество цитат из Библии, и религия в конце концов приводит его к решению прекратить убивать.

В конце 20 века выявилась потребность общества в создании новой морали или реабилитации старой. В кино это более всего прослеживается в этническом кино, в фильмах стран с более сильно развитыми традициями. Чаще всего мораль в культуре неразрывно связывается с религией. Обращение к религии так же неслучайно в фильмах 70-90 х гг.

 



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Реабилитация морали в конце 20 века в фильмах «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987), «Время цыган» Эмира Кустурицы (1988), «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реабилитация морали в конце 20 века в фильмах «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987), «Время цыган» Эмира Кустурицы (1988), «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино (1994)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)