Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отражение реальной действительности



2020-03-19 273 Обсуждений (0)
Отражение реальной действительности 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1.

Введение. Специфика фольклора как искусства

 

Орфоэпия допускает два варианта произношения слова «фолольклор» и «фольклёр».

Термин «фольклор» (англ, folklore ), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура — от одежды и национальной кухни до колыбельных песен.

В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря — устную словес ность как совокупность текстов.

Изящная словесность и фольклор

Но в то же время между фольклором и литературой есть принципиальные различия, выявляющие специфику фольклора.

Литература представляет особую сферу духовной деятельнос ти — сферу искусства. То же можно сказать и о фольклоре. Но сказать так не значит сказать все. Фольклор — это область народной культуры, он охватывает народный быт, связан с трудом и досугом, социально-бытовыми отношениями.

У каждой социальной группы складывается собственный фольклор, выражающий коллективное самосознание этой группы. Многое в русском фольклоре создано крестьянами: ведь прежняя Россия была крестьянской страной. Велик вклад в русский фольклор населения средневековых городов и слобод — ремесленников, кустарей, посадских людей, торговцев - горожан. С давних пор в городах бытовали анек доты и сказки, произведения героического эпоса. Несомненно городское происхождение новгородских былин.

«Типы» фольклора

В самом деле, есть общерусский фольклор (многие пословицы и поговорки) и есть фольклор самых разных групп, выделяемый по следующим признакам:

- локальным (фольклор яицких казаков, фольклор Мезени),

- конфессиональным (фольклор сектантов),

- профессиональным (фольклор лесорубов или железнодорожников),

- возрастным (детский фольклор).

Принципиальные отличия фольклора от литературы касаются природы художественного творчества. Литература — искусство слова.

Фольклор — тоже. Однако это устное народное творчество. Следовательно, очень важную роль играет в фольклоре начало исполнительское. Одна и та же сказка по-разному звучит в устах рассказчиков разной одаренности. Говорят о синкретизме фольклора, т. е. о соединении в устном творчестве выразительных средств разных искусств — словесного, музыкального, театрального и т. п.

Творческий процесс в фольклоре и литературе протекает по-разному. В литературе творчество индивидуально, в фольклоре — коллективно. Это значит, что фольклорное произведение выражает не индивидуальное самосознание, а мировоззрение группы, в кото рой оно бытует.

Авторство. В фольклоре нет индивидуального авторского самосознания, и неверно говорить об «анонимности» фольклорных произведений. Аноним — это человек, скрывающий свое имя. В фольклоре же никто ничего не скрывает, и в нем вообще нет понятия «автор». Фольклорный текст находится в постоянном движении. Фольклорные исполнители — это своего рода «соавторы», «редакторы»: они не творят что-либо принципиально новое, а рассказывают и поют то, что известно многим.

Фольклор и традиция

Понятие традиции — одно из центральных не только в науке о фольклоре. Философы, историки, культурологи не могут без него обойтись.

Традиция — это память человеческой культуры, обеспечивающая передачу опыта от поколения к поколению. Так вот, фольклор ориентирован на традиционные нормы, и совершенно справедливо его называют традиционным искусством.

Устно-поэтическая традиция позволяет передать нормы сложившегося мировосприятия и способы его художественного воплощения — семантику текстов и «грамматику жанров», т. е. систему ком позиционно-стилистических средств. Спросите человека, как начинается роман, — и дождетесь встречного вопроса: какой роман? Спросите его, как начинается волшебная сказка, он ответит без труда: «В некотором царстве, некотором государстве жили-были...»

За постоянством фольклорной традиции стоит уклад — устойчивые формы народного быта. Проходили века, и из поколения в поколение русский крестьянин пахал землю, как это делали его деды, а ремесленник следовал раз и навсегда установленным образцам.

Контрольные вопросы:

1. В чем существенные отличия между фольклором и изящной словесностью?

2. Почему так важно понимание традиционализма при анализе фольклорного текста и определения его жанра?

3. Почему фольклор еще называют устным народным творчеством?

 

Лекция 2.

Поэтика фольклора

Традиционность лежит и в основе фольклорной эстетики.

Поэтика фольклора это поэтика формул, канона, раз и навсегда опре деленных стилистических штампов и приемов, и она составила целую эпоху в истории человеческой культуры. Определяется эта художественная система особым миропониманием, так называемым «фольклорным сознанием», корни которого уходят в архаическое прошлое человечества. «Фольклорному сознанию присущи:

- специфические пространственные и временные представления,

- свои устойчивые понятия о системе отношений между людьми — какие они есть и какими должны быть,

- свои представления о физической природе человека и окружающего мира,

- о жизни и смерти,

- о человеческих возможностях и силах и о многом другом» - Путилов Б.Н. «Фольклор и народная культура».

Отражение реальной действительности

Поэтому не следует переоценивать связи фольклора с реальностью: как любое искусство, фольклор — не отражение жизни, а ее преображение. Здесь создается особый художественный мир, и со поставление фольклора с действительностью может иметь лишь одну цель: понять, где, как, в чем и почему фольклор отступает от действительности, создавая собственные представления о мире и человеке.

Время

Итак, жизнь в фольклоре глубоко преображается. Здесь иные, чем в реальности, представления о времени. Время может бесконечно растягиваться, не меняя человека, — как в сказке о спящей царевне, или, напротив, стремительно сжиматься, когда в одно мгновение умирает Кощей Бессмертный. Раз в году в обыденную жизнь является из мира вечности Коляда — и время теряет обычное измерение. Простенькая гадательная песенка позволяет заглянуть в будущее.

Типизация

В фольклоре нет психологически сложных характеров — мы имеем дело с типами: например, в лирических песнях из одного текста в другой переходят одни и те же традиционные персонажи — добрый молодец и красная девица. Такие персонажи-типы действуют в условных жизненных обстоятельствах — не столько реальных, сколько символических («у куста было ракитова, у ключа было студеного»).

Упомянутые стилистические штампы и приемы принято называть общими местами, стереотипными формулами, топосами - во всех случаях это устойчивые словосочетания.

Стереотипные формулы фольклора:

- для былин характерны формулы описания княжеского пира, богатырского боя, седлания коня;

- для сказок — формулы встречи с ягой, описание волшебного коня;

- для лирических песен — описание любовного свидания, одинокой тоски. Стилистическая стереотипия — характерная черта фольклора, где «более или менее сходные выражения строят ся по определенным образцам-моделям: тематическим, лексическим, синтаксическим, метрическим» - Е. Мелетинский.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются особенности фольклорного времени и пространства?

2. О чем свидетельствует наличие стереотипных формул фольклорных произведений?

 

Лекция 3.



2020-03-19 273 Обсуждений (0)
Отражение реальной действительности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отражение реальной действительности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)