Поэтика волшебной сказки
Анализ поэтики волшебной сказки начнем с ее композиции, которая ощутимо связана с древними обрядами посвящения и архаическими мифами. Несмотря на большое сюжетное разнообразие волшебных сказок, композиция их обладает известным единством, так что подавляющее большинство сказок может быть сведено к единой композиционной схеме. Изучая сказку, исследователь выяснил, что функции, т. е. типовые поступки, соответствующие определенным ролям действующих лиц, расположены в сказке в строгой последовательности. Экспо зицию сказки В.Я.Пропп представляет несколько идиллически: живет семья счастливо и спокойно. Завязка сказки — это вредительство, т. е. нанесение ущерба одному из членов семьи (похищение человека, порча посева, околдовывание и т.п.). Эквивалент вредительства — недостача(невесты, диковинки, волшебного предмета). Вредительству нередко предшествует отлучка: уезжают старшие, оставляя дома младших. Отлучка часто сопровождается запретом (самый распространенный — запрет заглядывать в чулан, а древнейший — запрет выходить из дома). Нарушение запрета молниеносно ведет к вредительству. Есть еще одна форма отлучки — смерть родителей (или матери — в сказках о падчерице). Герой не просто пускается в путешествие; ему предстоит решить трудные задачи — чаще всего добыть диковинки (свинку — золотую щетинку, жар-птицу, молодильные яблоки и т. п.). Сказка строится по древнейшей композиционной схеме пути-до роги. «Дорога в сказке — это место всевозможных полезных и таин ственных встреч, неожиданных приключений, счастливых и горестных случайностей». Сама дорога в сказке не описывается (говоря условно: сказка рассказывается, а не пишется) — описывается встреча («Поехал он в чистое поле, ехал он шесть дней и шесть ночей, вдруг встречается ему на дороге старец»). Но встречается герой не со случайным прохожим, а с существом, которое становится его чудесным помощником или дарителем. Основная часть сказки — это противодействие беде или недостаче. Герой подвергается двум или трем испытаниям. Первое испытание — предварительное: это проверка того, знает ли герой особые правила поведения в новом для него мире. В результате этой проверки герой получает волшебное средство, с помощью которого ликвидируется беда или недостача. Встреча с дарителем — необходимый момент сказочного действия. Основное испытание героя — ликвидация беды. Как это делается? Нередко герою предлагается трудная задача. Содержание таких задач весьма разнообразно: что-то надо добыть, построить за одну ночь хрустальный дворец и т. п. Развязка сказки — свадьба и воцарение героя. Сказка всегда хорошо кончается, и счастливый финал считается обычно ее характерным признаком. В этом видят порою и ритуальные корни: хоро ший конец имел будто бы магическое значение. Когда обрядовый смысл окончательно испарился из сказки, счастливый финал стал служить утверждению добра и справедливости. Поскольку сказка имеет установку на вымысел, из нее исключа ется все то, что «не работает» на занимательность. Сказочное повествование равнодушно ко всякого рода описаниям и психоло гическим характеристикам. Поступки героев никак не мотивируются. Все мотивировано самим ходом действия. Вот девушка просит отца привезти ей перышко Финиста — Ясного сокола. Откуда она об этом перышке узнала? Неизвестно. И отца не интересует, зачем дочке это перышко, такое дорогое. Результаты поступков предопределены заранее. Так, змей знает, от чьей руки ему суждено умереть. Вот герой подходит к избушке, обнесенной тыном, где на каждом колу торчит по человеческой голове и один лишь кол свободен. Уж не предназначен ли этот кол для его головушки? Нет, разумеется: ведь он только что отправился в путь и не может сложить голову у первой попавшейся избушки. Всякое пред назначение должно быть выполнено, всякий запрет должен быть нарушен — этому закону беспрекословно подчиняется сказочное действие. Все, о чем сказано, в сказке осуществляется. В сказочном повествовании используются очень древние композиционные приемы. Среди них — троичное повторение эпизодов с нарастанием эффекта: герой сражается с трехглавым, шестиглавым и двенадцатиглавым змеями, достает три диковинки и т. п. Героем оказывается младший из трех братьев. Число три — одно из универсальных в описании мифологической модели мира. На три яруса по вертикали делится мироздание. С этим числом связываются три грамматических лица, три грамматических времени. В волшебной сказке число три моделирует и внутрисемейные отношения, и само повествование. Стилистика сказки подчиняется общефольклорным законам. Здесь много так называемых формул - традиционных словосочетаний, часто повторяющихся поэтических штампов. Часть этих формул составляет обрамление сказки. Среди них — присказка, которая привлекает внимание слушателей, став визитной карточкой сказочника, свидетельством его мастерства. Контрольные вопросы: 1. Каковы композиционные особенности волшебной сказки? 2. Какой мотив лежит в основе сюжета волшебной сказки?
Лекция 13.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |