Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сюжеты и персонажи классических былин



2020-03-19 237 Обсуждений (0)
Сюжеты и персонажи классических былин 0.00 из 5.00 0 оценок




Эпическим центром русских былин стал Киев. Его и всю Русскую землю защищает богатырская дружина князя Владимира. По-старому, в мифическом духе зовут его Красным Солнышком.

Одной из генеральных тем героического эпоса — сражении героя с чудовищем. В схватку с чудовищами вступают основные герои киевских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Первый подвиг Ильи Муромца — победа над Соловь ем-разбойником, чудовищем, засевшим в глухомани между Киевом и Черниговом. Соловей — именно чудовище, а не реальный разбойник: он никого не грабит, и уже давно мимо его заставы никто не ездит. Облик Соловья — птичий: он сидит на дубе (а в некоторых вариантах — на девяти дубах), и жилище его зовется гнездышком. Сила Соловья — в его ужасном свисте:

Как засвищет Соловей по-соловьиному,

Закричит собака по-звериному,

Зашипит проклятый по-змеиному —

Так все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Татарское нашествие отразилось в нескольких былинах, и самая популярная из них — «Илья Муромец и Калин-царь». В начале ее обычно рассказывается о том, как князь Владимир разгневался на Илью и засадил его в глубокий погреб (есть и самостоятельная былина с этим сюжетом).

В былине об Илье и Калине обычно не объясняется, за что князь разгневался на Илью, но о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром сообщается. Илья обижен: его забыли позвать на пир, т. е. исключили из общего братства — вот он и буйствует, стреляя по маковкам киевских церквей.

На смену мифологическому чудовищу приходит новый враг — войско. Именно с таким войском сражался Илья под Черниговом в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Таково же и татарское войско. Богатырь побеждает обычно легко: он косит врагов, как траву. Но в былине о Калине дело осложняется: Илья попадает в яму и взят в плен. Калин предлагает ему перейти на службу к татарам. Илья хватает за ноги первого встречного и начинает избивать им наседающих врагов. Он посылает русским богатырям знак — и совместными усилиями враги разбиты. Калин взят в плен, он обещает не ходить на Русь и платить дань.

Новгородские былины

Новеллистические былины в них нет привычного «эпического времени» и князя Владимира. Нет в них и героической темы.

Герои новгородских былин — Садко и Василий Буслаев. В основе былины о Садко лежит древний сказочный мотив сватовства к дочери морского царя, однако значительно трансформированный, с присоединенными к нему другими эпическими мотивами. Сказочный план былины соседствует с планом реально-бытовым, и такого соединения не знает ни одна иная былина.

Сначала Садко — бедный гусляр, живущий игрой на пирах. Однажды его не позвали на пир, и он отправляется на берег Ильмень-озера и играет там столь выразительно (былинная игра на гуслях — на грани волшебства: вспомним о Добрыне-гусляре), что морской царь предлагает Садко награду. Награда эта — не золото и не драгоценности. Садко должен поспорить с новгородскими купцами о том, что выловит в Ильмень-озере рыбу с золотыми перьями. Садко выиграл заклад — и превратился из бедного гусляра в богатого купца.

Во второй части былины Садко уже не бедный гусляр, а купец. «Как гусляр, Садко является в тесной связи с морским царем... Как купец, Садко состязается в богатстве с Новгородом, строит ко рабли, записывается в братчину Николыцину, строит церкви, пала ты».

Садко отправляется в морское торговое путешествие. На обратном пути случилась беда:

На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлены корабли на синем море:

А волной-то бьет, паруса рвет,

Ломает кораблики черленые;

А корабли нейдут с места на синем море.

 

Ясно: морской царь требует жертвы. Бросают жребий — и он выпадает Садко. Его опускают на досточке в море, и он засыпает (известный сказочный мотив: сон есть временная смерть). На дно морское Садко берет с собою гусли. Выбор оказался правильным: царь вызвал Садко к себе, чтобы послушать его игру. Садко играет плясовую, царь веселится — и на море поднимается страшная буря. Корабельщики молят своего заступника Николу Можайского («Мокрого»), и святой опускается на дно морское. Невидимый, он дает советы Садко, как надо поступать в дальнейшем, и Садко в точности их выполняет.

В первую очередь он рвет струны, и вот пляска окончена. В награду царь морской предлагает Садко выбрать невесту. Перед ним проходят подводные красавицы, но Садко выбирает скромную Чернавушку. Он якобы соглашается на брак, но невесты своей в брачную ночь не трогает. Поэтому и пробуждается Садко на берегу родной реки Волхова: его олицетворением и была Чернавушка. Садко не поддался подводной красоте и предпочел Новгород, земную жизнь. И за это избавление он строит церковь Николе Можайскому.

Контрольные поросы:

1. В чем особенности Новгородских былин?

2. Каковы истоки и эволюция былинного жанра?

 

Лекция 15.

Малые жанры фольклора

Особую группу составляют так называемые малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки. Все они древнего происхождения и связаны со спецификой мифологиче ского мышления, с первобытными представлениями о мире.

Собст венно эстетических целей они не преследовали и соотносились непосредственно с жизненной практикой человека.

Образные изречения и выражения, вошедшие в разговорную речь, в речевую традицию, называются пословицами и по говорками. Строго говоря, они не являются произведениями искусства — это, скорее, «произведения речи». Вместе с тем пословицы и поговорки представляют фольклор в точном смысле этого слова — «народную мудрость» — и обладают всеми фольклорными признаками.

Различие между пословицей и поговоркой в том, что послови ца — это суждение, грамматически законченное предложение, а по говорка — лишь устойчивое выражение, идиома (чужими руками жар загребать, в трех соснах заплутался). Однако поговорка способна пре образовываться в пословицу (Хитрый Ермил двух зайцев убил).

Без труда не выловишь и рубку из пруда – пословица. В ней присутствует поучение, пословица без контекста не имеет особого смыла.

Большинство пословиц сложилось в устной традиции. Но много пословиц и поговорок литературного происхождения.

Русские пословицы и поговорки различны по своему происхождению, по времени возникновения, по создавшей их социальной среде. В них отразились и древние верования (В тихом омуте черти водятся), и христианские убеждения (Без Бога ни до порога), и воспоминания об исторических событиях (Пропал, как швед под Полтавой).

Как и большинство фольклорных произведений, пословицы способны проходить через века и страны, передаваясь от народа к народу (русская пословица Рука руку моет— точный аналог латинской, из Библии пришли к нам пословицы Не рой яму другому - сам в нее попадешь; Око за око, зуб за зуб). В сборнике «Пословицы», изданном в 1500г. философом-гуманистом Эразмом Роттердамским, находим такие пословицы: Время - деньги; Клин клином выбивают; Гора с горой не сходится; Яблоко от яблони недалеко падает.

Загадка - это иносказа тельное изображение предмета или явления, которое предлагаетс я отгадать. Происхождение загадок относится к глубокой древности и связано с мифологическими представлениями. Уже в древности определилась одна из основных функций загадок — воспитательная. Загадка тренировала сообразительность, умение сравнивать и сопоставлять, и потому она вошла в обряд испытания зрелости человека. Загадкой проверялась мудрость человека.

Еще Аристотель заметил, что загадка — хорошо сформу лированная метафора. Главное ее проявление — олицетворение: предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами - и наоборот.

Контрольные вопросы:

1.В чем отличие пословицы от поговорки?

2. Для какого малого жанра особенно важна метафоричность?

 

Лекция 16.

Фольклорная лирика

Наиболее близки былинам и в то же время принципиально от них отличаются исторические песни. Фольклористика обыч но относит к ним любые песни исторического содержания — от веселых скомороший до солдатских протяжных песен. Но собственно эпический характер имеют лишь исторические песни XVI в. Их можно возвести к конкретным событиям и ситуациям, хотя основаны они на вымысле: историческая песня — жанр художественный и, как фольклор в целом, оперирует стандартными сюжетными положениями, создает стандартные характеры.

Историческая песня обращается не к седой старине, а к обозримому прошлому, и опирается она не на архаическое наследие, а на исторические предания. Реальные события проходят опреде ленную художественную трансформацию.

Герои исторических песенлюди реальные, и ничего богатырского в них нет. Повествование в былинах приподнято и приукрашено, не чурается фантастики. Повествование в исторических песнях фактически лишено фантастики и строится на «реальных» фактах.

Жанр исторической песни порожден эпохой формирования Русского централизованного государства — временем Ивана Грозного. Исторические песни откликнулись на ряд явлений, казавшихся чрезвычайно важными для народного сознания.

Судьбы исторической песни круто меняются уже в XVII в.: песне становится лироэпической и лирической.

Существует несколько принципов классификации народных песен: по содержанию, по социальной принадлежности, по характеру исполнения. Наиболее проста классификация песен по содер жанию: любовные, семейные, о труде и т. п.

По социальной принадлеж ности песни можно разделить на крестьянские, рабочие, солдат ские, мещанские, студенческие и т.д

Очень важен характер исполнения песен. Часто отмечался элегический настрой русских народных песен, их «сердечная тоска». Это справедливо лишь по отношению к песням голосовым, протяжным, с распевом слогов.

Если посмотреть на песни с точки зрения их содержания, то нетрудно заметить, что в них разрабатывается весьма ограниченный набор ситуаций. Так, в протяжных любовных песнях поется, в основном, о разлуке и измене — с типичными эмоциональными реакциями.

Другая группа песен выражает «разгулье удалое». Это песни «частые», «скорые», «плясовые», веселые и жизнерадостные – частушки.

В частушкахтрагедия превращается в комедию, в веселый фарс. Это песни шуточные, и если в песнях протяжных неравный брак вызывает тоску и слезы, то в песнях частых старый муж оставлен в дураках, а бывшая страдалица пускается в пляс. Впрочем, тематика частых песен довольно разнообразна. В песнях протяжных преобладали любовная и семейная темы.

Тексты частушек и песен помещены в «Приложении».

Контрольные вопросы:

1. Какие события нашли отражения в исторических песнях и почему?

2. Какова функция частушек?



2020-03-19 237 Обсуждений (0)
Сюжеты и персонажи классических былин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сюжеты и персонажи классических былин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)