Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гадания. Подблюдные песни



2020-03-19 425 Обсуждений (0)
Гадания. Подблюдные песни 0.00 из 5.00 0 оценок




В новогоднюю обрядность входят многочисленные гадания. Занимались этим исключительно девушки: непременно ворожили в Васильев вечер (31 декабря) и на Крещенье. Прекрасно описаны русские новогодние гадания В. А. Жуковским в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок     Тускло светится луна

Девушки гадали:                     В сумраке тумана —

За ворота башмачок,                   Молчалива и грустна

Сняв с ноги, бросали;                   Милая Светлана.

Снег пололи; под окном               «Что, подруженька, с тобой?

Слушали; кормили                   Вымолви словечко;

Счетным курицу зерном;               Слушай песни круговой;

Ярый воск топили;                   Вынь себе колечко.

В чашу с чистою водой               Пой, красавица: «Кузнец,

Клали перстень золотой,              Скуй мне злат и нов венец,

Серьги изумрудны;                 Скуй кольцо златое;

Расстилали белый плат               Мне венчаться тем венцом,

И над чашей пели в лад               Обручаться тем кольцом

Песенки подблюдны.                   При святом налое».

 

Разнообразных гаданий много, и почти все они связаны с замужеством. Уже в 60-е годы XX столетия пожилая колхозница вспоминала о гаданиях своей юности: «Пустим по полу петуха, насыпем зо лы, зерна, денег, воды. Если золы клюнет — курящим муж будет, зерно — богатый будет, воды — пьяница, деньги — орлянщик будет. На перекресток выходят, на помеле вертятся. Где собака залает, ту да замуж выйдешь». А башмачок бросали для того, чтобы увидеть рядом след будущего мужа — если он появится. (В Италии, впрочем, толковали иначе: если носок башмачка будет повернут в сторону ворот, то девица выйдет замуж, а если он будет смотреть на родной дом — придется ей повременить с замужеством).

Мы уже говорили, что новогодняя обрядность связана с переходным периодом, когда активизируются силы хаоса. В свете христианских представлений, «черти до самого Крещения свободно расха живают по земле и пугают православный люд своими рогатыми черными рожами». Поэтому гадания— не просто забава. Гадать — значит вступать в контакт с нечистой силой. Надо было снять с себя крест, распустить волосы, обнажить плечи — т. е. отступить от при вычного, принятого порядка.

Широко использовались метафоры, загадки, так что подблюдные песни могли истолковываться различно:

 

Кот кошурку

Звал спать в печурку:

«В печурке спать

Тепло, хорошо».        

 

За рекой мужики живут богатые,

Гребут жемчуг лопатами.

Кому вынется —

Тому сбудется,

Не минуется.

 

Эти подблюдные песенки по своей поэтике (в основе их лежит метафора) схожи с загадками. Вот описание подблюдных гаданий из пушкинского «Евгения Онегина»:

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поем, тому добро

И слава!» Но сулит утраты

Сей песни жалостной напев;

Милей кошурка сердцу дев.

 

Итак, в основе подблюдных песен лежит символика, связанная с приметами, суевериями, толкованием снов. Золото и серебро за рекой или поминальный блин — смерть, расстилание полотенца — дорога. Подблюдные песни, сулящие свадьбу, построены обычно на символике свадебного обряда (кольцо, венец). По содержанию своему подблюдные песни — маленькие картинки, сопровождаемые магической формулой («кому вынется — тому сбудется, тому сбудется — не минуется»).

 

Лекция 10.

Сказочная проза. Волшебные сказки

В русской фольклорной прозе есть два многожанровых вида — проза сказочная и несказочная. Отличает их то, что они выполняют разные доминантные функции: сказочная проза — функцию эстетическую (сказки рассказываются для развлечения и поучения), несказочная проза — информативную (поэтому ее называют прозой достоверной: здесь ценится не столько умение рассказы­вать, сколько информация сама по себе).

К сказкам относят и забавные рассказы о проделках животных, и собственно сказки о чудесных приключениях, и полные юмора анекдоты — произведения, разные по форме и содержанию, объему и поэтике. Обычно делят на три основные группы — сказки о живот ных, волшебные и бытовые. Их объединяет один признак: речь здесь идет о выдуманном и невозможном.

Сказка исполняется сказочником и воспринимается слушателями как нарочитый вымысел, игра фантазии. Это уникальный фольклорный вид: все остальные в разной мере претендуют на достоверность — лишь сказка освоила главное достижение словесности — художественный вымысел. Сказка — самый «свободный» вид фольклора, менее всего связанный с бытовым контекстом. Так было, разумеется, не всегда, и в примитивных обществах рассказывание сказок имело целью магическое воздействие на природу.

Волшебные сказки

Когда говорят о сказке, ассоциации возникают, прежде всего, со сказками волшебными (раньше их именовали еще мифологическими). Эти сказки никогда не были адресованы детям, они предназначались для взрослых (поэтому в них встречается так много страшного). Сюжеты могут быть довольно позднего происхождения, не обязательно древнего. Что же касается мотивов, на которых они построены, то их значение невозможно понять вне семантики мифа. Из одного и того же набора мотивов складыва ются разные сюжеты, и единая для всех времен и народов волшеб ная сказка — это фантом, у каждо го сюжета — собственная история.

Чудесное в волшебных сказках — вовсе не плод праздного воображения: то, что нам сегодня представляется невероятным, было реальностью для мифологического мышления.

Инициация

Очень важную роль в архаическом обществе играли так называемые переходные обряды, которые связывали индивидуальную судьбу человека с его социальной группой. Главный переходный обряд — инициация(посвящение): юноша, достигший зрелости, переходил в группу взрослых мужчин и получал право жениться. Это же справедливо и по отношению к героиням волшебных сказок, необходимо пройти ряд испытаний, которые увенчаются свадьбой.

Сказочный мир

Сюжетов волшебных сказок много, но их художественный мир един. Сказочный мир делится на «наш» и «не наш». Разделяет их либо дремучий лес, либо огненная река, либо море-океан, либо колоссальное пространство.

Иной мир может находиться под землей (и герой попадает туда обычно через колодец или пещеру), реже — под во дой.

Что же касается «нашего» мира, таковым его можно назвать лишь условно: действие волшебной сказки протекает в крайне неопределенном пространстве. Это делает сказочный мир ирреальным, не привязанным к определенной географии. Иллюстраторы изображают этот мир в некоем «древнерусском» стиле — с церквами и теремами, крепостными стенами, деревянной архитектурой, но тексты сказок не дают достаточного материала для подобной стилизации.

Контрольные вопросы:

1. Кому были адресованы волшебные сказки? Являлись ли они частью детского фольклора?

2. В чем особенность хронотопа волшебной сказки?

Лекция 11.



2020-03-19 425 Обсуждений (0)
Гадания. Подблюдные песни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гадания. Подблюдные песни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)