Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вариативность фольклорных текстов.



2020-03-19 417 Обсуждений (0)
Вариативность фольклорных текстов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Импровизация

Исполнитель не повторяет заученный текст — он творит его на глазах слушателей, нередко импровизируя. В разных фольклорных жанрах соотношение между импровизацией и воспроизведением выглядит по-разному:

- импровизация может быть значительной в сказках;

- целиком на импровизации строятся народные плачи;

- в песне ее почти нет («из песни слова не выкинешь»).

Слушатели обычно хорошо знают содержание исполняемого текста и обращают внимание на его изменение. Именно слушатели, коллектив, одобряют или отвергают то, что им предлагает исполнитель. Этот коллектив — носитель традиции, и фольклорное творчество осуществляется в рамках традиции.

Фольклорный текст — «совокупность вариан тов словесного воплощения того или иного фольклорного произве дения». Вариативность- одна из основополагающих черт фольклора (см. Приложение).

Фольклористы называют ее архетипом (см. Словарь).

Меняются женихи, их национальность и социальное положение, меняются места, куда сестер выдают замуж. Но отчетливо вырисовывается инвари антная(т. е. общая для всех вариантов) основа песни: трех дочерей выдают замуж на чужбину, причем наиболее трудная судьба выпадает на долю младшей.

Установить архетип — задача очень сложная, чаще всего неразрешимая, поскольку за столетия своего существования произведение может измениться до неузнаваемости. В нем оставляют свой след разные эпохи, и фольклористу, как геологу, приходится пробираться сквозь исторические напластования. Так, Н. П. Андреев обратил внимание на фрагмент былины о татарском нашествии:

 

Еще тут князь Владимир да ослушался,

А нахватал он ведь кунью шубочку соболюю,

Обувал же калоши да на босу ногу,

А побежал да ко кружалу государеву.

 

Князь Владимир скончался в начале XI в., татары пришли на Русь в XIII в., кружала государевы, т. е. кабаки, появились у нас в XVII в., а галоши вошли в русский быт в XIX в.

Но дело не только в анахронизмах (см. Словарь).

За время многовекового существования фольклорные произведения претерпевают коренные изменения: миф ложится в основание сказки или былины, древний заговор превращается в детскую считалку. То, что на первый взгляд кажется замкнутым в себе художественным целым, на самом деле представляет сочетание сюжетных мотивов и поэтических формул разного времени и разного происхождения.

Устность и письменность фольклора

Итак, устность, предполагающая варьирование текстов, — один из главных признаков фольклора. Иногда устность объясняют неграмотностью трудового народа в прошлом. Но фольклор жив по сей день, и анекдотами обмениваются люди грамотные.

Подводя итог сказанному, можно выделить следующие специфичные черты фольклора:

- традиционализм,

- синкретизм,

- вариативность

- импровизация.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается архетип от инварианта?

2. С чем связана вариативность фольклорных текстов?

3. Почему важна роль исполнителя фольклорного текста, может ли исполнитель быть соавтором произведения

Лекция 4.

Типы мирового фольклора. Мифология

И все же можно наметить общие закономерности развития и — соответственно — типы мирового фольклора:

- архаический,

- классический

- современный.

Архаический фольклор складывается у народов, находящихся на первобытной ступени развития. Письменности еще нет, и вся культура является устной. Поэтому в данном случае можно говорить о панфольклоре: он охватывает всю культуру этноса. Это фольклор людей с мифологическим мышлением.

Классический фольклор складывается в ту эпоху, когда обра зуются государства и возникают письменность и литература, но отношения между людьми во многом остаются патриархальными.

Здесь формируются художественное время и художественное пространство, появляется художественный вымысел, складывается жанровая система.

Самое же главное в том, что современный фольклор развивается в тесном соседстве с массовой культурой. Дешевые песенники, бульварный роман, лубочная книжка — все это питается народным творчеством и одновременно питает его.

Мифы. Мифология отражает самый примитивный уровень человеческого мышления, еще не познавшего причинно-следственные закономерности, не научившегося обобщать и не выработавшего абстрактных понятий, не отделявшего космическое от биологического, человеческое от животного. Миф есть древнейшая поэзия.

Мифология — это не только древнее, языческое мировосприятие, но и система мышления, находящаяся в развитии

Категории мифов

Этиологические («причинные», объяснительные) – мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов – рассказы происхождении животных и объектов.

Культовые – объясняющие происхождение культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован.

Космогонические – (менее архаические и более сакрализованные) – повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.

Антропогонические – мифы о происхождении человека, или племенных первопредков (тотемия).

Астральные – о звездах и планетах. Солярные и лунарные – о солнце (маркировано положительно) и луне (отрицательно). Лучше представлены в развитых мифологиях. Мужское и женское начало.

Близнечные – о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и выступающих в качестве родоначальников племени.

Тотемические – представление о сверхъестественном родстве мужду определенной группой людей и тотемными видами животных и растений.

Календарные мифы – цикл календарных обрядов, аграрная магия.

Героические – подвиги и жизнь героев.

Эсхатологические – о конце мира (боги наказывают людей за преступления).

Мифология — это своего рода философия, которая обусловила «правила» поведения первобытного человека и нашла конкретные, практические воплощения в обряде (ритуале).

В наиболее архаичных мифах создание мира приписывается предкам, в которых животное начало не отделено от человеческого. Эти тотемические предки выступают одновременно и как демиурги (создатели мира), и как культурные герои (создатели человеческой культуры). Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления, все природные и культурные объекты — оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических культурных героев.

Так, на Чукотке и Камчатке существует цикл мифов о Вороне-Кутхе. Ворон достает горсть земли из безбрежного океана и создает сушу. У хранителя света он ворует шары, содержащие небесные светила. Хитростью он добывает воду у ее хранителя и выплевывает ее в виде рек. Он вырезает лосося и другие породы рыб из различных пород деревьев. Наконец, Ворон делает человека из дерева, листьев и камней. Ворон, таким образом, — и первопредок, и демиург, и культурный герой. При всем том Ворон вовсе не был объектом религиозного культа. Вместе со значительными деяниями он совершает массу неудачных; это не только серьезный культурный герой, но и проказник, ловкостью, хитростью и обманом добивающийся своих целей. Когда это ему не удается, над Вороном смеются. Единство серьезного и комического характерно для всей архаической мифологии. Такой мифологический проказник получил название трикстера.

В позднеродовом обществе культурные герои приобретают чело веческий облик. Они заняты уже не созданием мира, а добыванием предметов культуры, необходимых человеку в его борьбе с природой. Прежде всего это добывание огня и освоение полезных злаков. Кроме того, культурные герои ведут борьбу с чудовищами, мешающими мирной жизни людей и олицетворяющими враждебные человеку силы природы либо чужеплеменников. Подобные культурные герои хорошо знакомы нам по древнегреческой мифологии (Геракл, Прометей).

Именно в архаической мифологии берут начало многие жанры фольклора, которые сформируются значительно позже.

Контрольные вопросы:

1. С чем связано выделение типов мирового фольклора?

2. Почему важно изучение мифологии? Как мифология соотносится с религией?

Лекция 5.



2020-03-19 417 Обсуждений (0)
Вариативность фольклорных текстов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вариативность фольклорных текстов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)