Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Детерминанты развития теневой экономики в России



2020-03-19 1069 Обсуждений (0)
Детерминанты развития теневой экономики в России 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Финансово-экономические:

– несовершенство налоговой системы – до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 25–30% (расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50–60% всей его прибыли);

– несправедливое первичное распределение капитала – теневой сектор обеспечивает перераспределение ВВП;

– продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20% всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);

– полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов;

– малоэффективная государственная системная политика экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей «из тени».

2. Правовые:

–существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;

– отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

– в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов;

– отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;

– незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства (многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

3. Административные:

– отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;

– чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса;

– местничество и мздоимство чиновников;

– безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;

– низкие заработные платы лиц, наделенных властными полномочиями, что является дополнительным стимулом к злоупотреблению положением.

4. Общественно-политические:

– неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;

– недоверие граждан к государственным институтам;

– деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

Рост коррупции непосредственно связан с ростом теневой экономики. Как подчеркивают сами предприниматели в интервью, взятка – это своего рода налог с теневого оборота. Значит, рост коррупции действительно свидетельствует о росте теневой экономики. Теневая экономика сейчас составляет не менее 50% объема легальной экономики. Однако от отрасли к отрасли отклонение от среднего может меняться весьма значительно.

Можно выделить следующие основные направления государственного воздействия на теневую экономику:

1. Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии применительно к теневой экономике являются следующие: минимизация теневой экономики; формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе конкуренции; эффективное антимонопольное регулирование; фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

2. Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности, создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами с точки зрения воздействия на теневую экономику являются: приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин; прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов; упрощенные формы регистрации и отчетности; ответственность банков перед вкладчиками.

3. Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев. Важными элементами социальной политики государства являются: формирование социального государства; установление достойного прожиточного минимума; недопущение глубокой социальной дифференциации общества; минимизация теневых операций в системе трудовых отношений; особое внимание к проблеме занятости молодежи.

4. Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса, что предполагает создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются: равноудаленность бизнеса и власти; государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

5. Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение мер наказания в отношении традиционного криминала, коррумпированной части чиновничества и т.п.

6. Воспитательная функция государства связана с изменениями, препятствующими распространению теневой экономики, и реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются: формирование культуры законопослушания; осуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции, порнографии и т.п.; формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов.

7. Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Важными способами сотрудничества с ними являются: координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов; использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации; сотрудничество в рамках системы социального партнерства, формирования предпринимательской корпоративной этики; сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества.

8. Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Интерпол и др.

По результатам исследований может быть выделен следующий перечень основных факторов, способствующих вытеснению бизнеса в тень:

– недоверие к государству;

– постоянные изменения правил и законов;

– неэффективное государственное регулирование;

– налоговое бремя;

– теневые поставки;

– дорогие кредиты;

– необходимость иметь теневой бюджет на выплату взяток.

Кроме того, устанавливается перечень факторов, облегчающих возможность ведения теневого бизнеса:

- пробелы налогового законодательства и возможности, предоставляемые ими;

- коррумпированность чиновников;

- позитивные социальные и политические эффекты теневой экономики;

-неэффективность административных и институциональных установлений.

Весь комплекс предлагаемых к внедрению мер может быть разделен на три взаимосвязанные группы.

I. Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем.

Данная группа мер ориентирована на изменение каждодневной практики взаимодействия отдельных предпринимателей и представителей различных государственных и муниципальных структур. Для предпринимателей важно следовать следующим принципам в своей работе и взаимодействии с властями:

– максимально стремиться следовать действующим нормам – это единственный способ лишить оснований требования взяток и обрести независимость от власти;

– знать законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов, так как очень часто чиновники не очень хороню осведомлены о деталях правового регулирования своей деятельности и деятельности предпринимателей и в случае аргументированного и подкрепленного фактами несогласия предпринимателя «забывают» о первоначальных претензиях;

– следить за изменениями в законах и иных нормативных актах – часто чиновники ссылаются на утратившие силу правовые нормы, регулирующие деятельность бизнеса, и в таких ситуациях это эффективный способ противодействия необоснованным претензиям;

– использовать «книги учета контрольных проверок» – по отзывам некоторых предпринимателей, это хороший способ контроля частоты проверок, создающий хотя бы какие-то преграды на пути бесконтрольных и бессистемных проверок;

– искать и перенимать имеющийся опыт эффективного индивидуального взаимодействия с властями;

– стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями, активизировать поиск общих интересов с другими предпринимателями (необязательно работающими в той же сфере деятельности).

II. Комплекс мер для совместной деятельности предпринимателей.

Эта группа мер является наиболее важным элементом антикоррупционной стратегии и ориентирована в первую очередь на организации предпринимателей (ассоциации, объединения и т.п.). Дело в том, что противодействие коррупции со стороны предпринимателей в их взаимоотношениях с органами власти и государственного или муниципального управления может быть эффективным, только если оно будет коллективным. В противном случае предприниматель, реализующий антикоррупционную стратегию поведения, вынужден принимать все давление и недовольство коррумпированных чиновников на себя. (Как известно, у властей самого разного уровня практически всегда имеются репрессивные механизмы и инструменты подавления недовольства своей деятельностью.) В то же время он действует во благо всем другим предпринимателям, так как пытается изменить неэффективные коррупционные методы работы государственного аппарата на более эффективные некоррупционные методы. Следовательно, такой предприниматель имеет право рассчитывать на поддержку других предпринимателей.

Среди первоочередных мероприятий, которые рекомендуется реализовать в ближайшее время, необходимо выделить следующие.

1. Информирование власти о том, что работающий успешный бизнес ей выгоден, мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в сфере противодействия коррупции. Это достаточно сложно, но осуществимо.

2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. Это очень важно для обеспечения регулярного обмена информацией между предпринимателями.

3. Коллекционирование и распространение опыта «позитивных образцов» антикоррупционного поведения. Эго позволит существенно повысить «сопротивляемость» предпринимателей внешнему давлению.

4. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. Коллективная организация предпринимателей должна быть инициатором повышения этического уровня ведения бизнеса в регионе и осуществлять определенный контроль над соответствием деятельности своих членов этим принципам морали и этики.

5. Единая служба мониторинга изменений законодательства и доведения необходимой информации до членов ассоциаций.

6. Развитие служб «быстрого юридического реагирования», которые предоставляли бы моментальную юридическую консультацию по телефону или с выездом на место – своеобразная «скорая юридическая помощь» в ситуациях, когда права и интересы предпринимателей оказываются ущемленными.

7. Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса. Для этого, возможно, необходимо будет создавать организации, занимающиеся юридической защитой предпринимателей. Оплата их услуг может быть как централизованной (непосредственно через ассоциации), так и индивидуальной (на основе льготных расценок для членов бизнес-объединений).

8. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и другие аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. На практические семинары по конкретным темам можно приглашать чиновников из профильных государственных структур. На таких семинарах можно добиваться получения практической информации и рекомендаций по легальному решению тех или иных вопросов. Кроме того, это позволит раньше узнавать и лучше подготавливаться к предстоящим изменениям в практике работы органов.

9. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе.

10. Усиление влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ – основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

III. Стратегические меры политического и управленческого характера.

Системное противодействие коррупции в регионах требует принятия и исполнения многих решений на федеральном уровне государственного управления. В перспективе бизнес должен рассматривать и такие направления деятельности, связанные с проблемами, существенно влияющими на эффективность антикоррупционной политики в регионе:

– обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне;

– проведение согласованных акций, направленных против крупных коррупционеров, в частных СМИ;

– участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции;

– формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защиты этой власти;

– осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

Увеличение масштабов теневой экономики с большой вероятностью ведет к сокращению государственных доходов, что, в свою очередь, снижает качество и количество производимых государством товаров и услуг. В конечном счете это может приводить к повышению налоговых ставок для компаний и физических лиц, которое достаточно часто сопровождается снижением качества предоставляемых государством общественных благ – таких как дороги и больницы – и ухудшением управления этими благами.

 



2020-03-19 1069 Обсуждений (0)
Детерминанты развития теневой экономики в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Детерминанты развития теневой экономики в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)